Файл: Металлургия Кировского завода сборник статей к 100-летию мартеновского производства на заводе (1874-1974)..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
дования и коррозионные испытания нержавеющих сталей и многих цвет ных сплавов. Одновременно лаборатория выполняла большую работу по разрешению многих вопросов, относящихся к способам защиты от коррозии, применению смазочных материалов и др.
Вместе с организацией ряда цеховых филиалов в годы первых пятилеток ЦЗЛ значительно расширилась за счет новых лабораторий: физической, рентгеновской и ее филиалов, металлографической и меха нической лабораторий при турбинном цехе, лаборатории ультразвуко вого контроля и др.
Кроме указанных филиалов на Кировском заводе в 1925 г. был впервые организован опытный цех-лаборатория по изготовлению пла стинок из твердого сплава «Бикар», технология которого была само стоятельно разработана и осуществлена энтузиастами этого нового дела инженером-электриком Б. И. Беляевым (братом известного металлурга Н. И. Беляева — первого руководителя научно-металлургической лабо ратории на заводе) и инженером-механиком и металловедом Е. Г. Кар цевым. В созданном цехе-лаборатории изготовлялись твердосплавные пластинки для режущего инструмента по кировской технологии. При ■ближайшем участии инженера И. С. Гаева проводились металлографи ческие и другие исследования по ходу производства и, как правило, выборочные испытания отдельных пластинок на резание, которые про водил Е. Г. Карцев.
Твердосплавные пластинки «Бикар» отличались высокими режу щими свойствами при отсутствии значительной хрупкости и не уступали по качеству пластинкам «Видна», которые поступали из Германии.
В 1935—1937 гг. при ЦЗЛ впервые в Советском Союзе была орга низована лаборатория химико-механической обработки металлов при ■ближайшем руководстве и участии академика И. В. Гребенщикова. Ме тод химико-механической обработки металлов дает возможность бы стро получать точную и чистую поверхность. Он положил начало даль нейшему расширению других методов обработки металлов с использо ванием химических, механических и электрических воздействий (элек трохимический метод, анодно-механический процесс и др.).
Лаборатория химико-механической обработки металлов сумела провести ряд ценных исследований, имевших большое практическое зна чение (в области полирования, шлифования, разрезки твердосплавных пластин и др.). Были разработаны и изготовлены конструкции специ альных и доводочных станков и приспособлений, на которых можно было быстро шлифовать и полировать детали с большой точностью и высоким качеством обработанной поверхности.
Достижениями лаборатории химико-механической обработки ме таллов интересовался народный комиссар тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. С докладом по новой технике ездили к нему на прием в середине мая 1934 г. академик И. В. Гребенщиков, начальник ЦЗЛ завода А. Н. Жиронкин и руководитель лаборатории химико-ме ханической обработки металлов В. Я. Кизельштейн.
90
В послевоенные годы этот метод значительно расширился как в конструктивном оформлении установок, так и в применении его для контроля крупных стальных изделий ответственного назначения (ро торные валы, диски турбин и др.). Практическое применение ультра звукового метода потребовало немало исследований с прозвучиванием опытных образцов с искусственно созданными внутренними дефектами разной величины, а также путем прозвучивания при разных режимах отдельных поковок с последующей их разрезкой и полным металлогра фическим исследованием. Основная трудность состояла в определении характера, величины и места расположения дефекта. Такие исследова ния были проведены руководителем лаборатории при турбинном цехе инженером Ф. М. Михайловым.
Кировский завод первым ввел ультразвуковой метод контроля в тур бинном производстве и широко поставил вопрос перед заводами — по ставщиками турбинных поковок валов и дисков о крайней необходимо сти организации ультразвукового контроля по определенной методике. В настоящее время ультразвуковой метод контроля крупных поковок из легированной стали введен на многих заводах страны.
На Кировском заводе в физической лаборатории ЦЗЛ Л. С. Лав рентьевым и В. М. Лифшиц с участием сотрудников Оптического ин ститута им. С. И. Вавилова впервые был разработан метод люми несцентной дефектоскопии.
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СТАЛЕЙ
ИТЕРМИЧЕСКИ ОБРАБОТАННОГО ИНСТРУМЕНТА
Втечение многих лет (примерно до 1925 г.) термическая обработка деталей, особенно режущего, мерительного и прочего инструмента, про водилась исключительно под руководством практиков, не имеющих спе циального образования. С организацией массового производства трак торов и других производств на заводе положение коренным образом из менилось. Потребовалось большое количество качественного режущего
идругого инструмента, улучшение руководства в термических цехах, и
впервую очередь в закалочном отделении центрально-инструменталь ного цеха.
Многие молодые инженеры металлурги-термисты, только что за кончившие дипломные работы под руководством Н. Т. Гудцова, были направлены на работу в термические цехи в качестве мастеров-инжене- ров или технологов. Это позволило начать научную разработку процес сов термической обработки с составлением обоснованных технологиче ских инструкций и карт с одновременным улучшением оборудования и контрольной аппаратуры.
Многие из направленных в цехи инженеры, выполняя нелегкую про
изводственную работу, одновременно находили время проводить еще и экспериментальные исследования по совершенствованию процессов и ставить опыты. Так, автору статьи, проработавшему в течение несколь
92
ких лет в закалочном отделении центрально-инструментального цеха (ЦИЦ) в качестве мастера, наряду с выполнением производственных обязанностей приходилось непрерывно вести инженерно-техническую и исследовательскую работу, проводить контроль качества поступающей инструментальной стали, разрабатывать рабочие инструкции на терми ческую обработку разнообразного по форме и размерам инструмента (броши разных размеров, червячные фрезы из углеродистой и быстро режущей стали, тарелочные ножи большого диаметра для резиновой промышленности и др.). Надо было и обучать молодых рабочих, посту
павших на завод без специальной подготовки, многие |
из которых |
в дальнейшем стали прекрасными мастерами своего дела |
(А. А. Леоно |
вич, П. С. Баянов и др.).
С расширением на заводе многих производств потребовалось изго товлять еще большее количество высококачественного инструмента и особенно режущего из нормальной быстрорежущей стали. Появились новые заменители этой стали, которые необходимо было освоить с про ведением лабораторных исследований и опытных обработок.
Для лучшего решения поставленных задач возникла необходимость в организации наряду с основной группой инструментального производ ства ЦЗЛ еще и металлографического филиала лаборатории при цент ральном инструментальном цехе. Такой филиал был организован и успешно работает на протяжении многих лет под методическим руко водством начальника основной группы инструментального производ ства ЦЗЛ В. Ф. Антоновой.
Вся работа закалочного отделения ЦИЦ производится по строго продуманной схеме постоянного металлографического контроля каче ства поступающей быстрорежущей стали, термически обработанного ин струмента и с проведением наблюдений за выполнением установленной технологии.
Основные сведения о работе филиала ЦЗЛ при ЦИЦ опубликованы В. Ф. Антоновой и Г. Ф. Качановой в 1967 г.
В 1972—1974 гг. созданы новые лаборатории — квантометрическая
игазового анализа при кислородном и тракторном цехах. В связи с ре конструкцией металлургических цехов создана прокатная лаборатория
иорганизуется новая экспресс-лаборатория мартеновского цеха.
С центрального заводского склада топлива мазут доставлялся железно дорожным транспортом в цистернах и сливался в подземные емкости, расположенные вблизи цеха. После подогрева до 60—70° С мазут порш невыми насосами перекачивался под давлением около 12 ат по надзем ным трубопроводам в цех, где производился дополнительный подогрев его в змеевиковых подогревателях индивидуально для каждой печи. Сжатый воздух подавался в цех от заводской компрессорной станции.
Повышение давления распылителя. Как известно, одним из основ ных факторов, влияющих на производительность мартеновской печи, яв ляются условия сжигания топлива в ее рабочем пространстве. Ускорить расплавление металлической шихты можно не только путем увеличения расхода топлива, но и в не меньшей степени путем правильной органи зации его сжигания. В периоды завалки шихты и ее плавления необхо димо иметь короткий жесткий факел. При использовании форсунок вы сокого давления конструкции «Стальпроекта» это достигается улучше нием распыления мазута благодаря повышению давления воздуха-рас- пылителя.
В течение длительного времени производительность печей не могла быть повышена из-за низкого давления компрессорного воздуха-распы- лителя (4,5—4,8 ат), что объяснялось недостаточной мощностью завод
ской компрессорной |
станции, |
неблагоприятным |
расположением |
цеха |
|
(последний потребитель на линии) и |
неудовлетворительным подводом |
||||
к нему трубопровода |
сжатого |
воздуха |
(он был |
подведен только |
с од |
ного торца цеха, ввиду чего различные печи неодинаково снабжались распылителем).
Когда в цехе была проведена работа по увеличению емкости печей № 4, 5 и 6 с 50 т (по проекту) до 70—75 т, потребовалось повысить мощности топливосжигающих устройств. Простое увеличение диаметров выходных отверстий в форсунках приводило к ухудшению распыления топлива и, как следствие, к неполному его сгоранию, особенно в «хо лодные» периоды плавки —■при завалке и в первой половине плав ления.
По инициативе работников мартеновского цеха начальника А. Г. Га неева, его помощника Г. А. Равинского, заместителя С. А. Панкратова и старшего мастера А. М. Банщикова было начато строительство допол нительной компрессорной станции при цехе. Чтобы обеспечить равно мерное снабжение всех печей сжатым воздухом, компрессорную распо ложили в пристройке к северному торцу цеха со стороны, противопо ложной вводу трубопровода сжатого воздуха от заводской магистрали. В ней установили два поршневых компрессора производительностью 6000 м3 воздуха в час каждый при давлении 7 ат.
Пуск в эксплуатацию в 1957 т. новых компрессоров позволил по высить давление воздуха-распылителя у печей до 6 ,8 —6,9 ат и ликви дировать дефицит в сжатом воздухе. Увеличение давления распыли теля создало благоприятные условия сжигания мазута в печах, что
95
привело к повышению их производительности и снижению расхода топ лива. Суммарный экономический эффект составил 75,5 тыс. руб. в год.
Уход за порогами завалочных окон. Проектная емкость ванн мар теновских печей на заводе составляет 50 т, а фактически она доведена до 76—78 т. Увеличение емкости печей было достигнуто как за счет не которых их конструктивных изменений, так и благодаря увеличению глубины ванн путем подсыпки ложных порогов сырым дробленым доло митом. Пороги подсыпают после загрузки чугуна в печь (при скраппроцессе) зачастую вручную лопатами, затрачивая на это значительное количество времени (20—25 мин. для печи емкостью 75 т), при этом че рез полуоткрытые загрузочные окна печи теряется много тепла.
Чтобы максимально сократить потери тепла, подсыпку порогов стали производить с помощью обычной мульды: в переднюю ее часть насыпают необходимое коли чество доломита и завалочным краном высыпают его -на по рог. При такой подсыпке поро гов загрузочные окна откры ваются на минимальное время.
Однако высокие ложные пороги значительно сокращают площадь загрузочных окон, а это в свою очередь создает из вестные трудности при завалке шихты в печь, поэтому после выпуска стали из печи пороги должны подчищаться. Эта опе рация за 3—5 мин. выполняет ся специальной мульдой-лот ком (рис. 1), которая закреп ляется на хоботе завалочного
крана с помощью мульдового замка. Использование обычных мульд дает худшие результаты, так как при этом очищается только верхняя часть порога и постепенно происходит «зарастание» пода по передней линии доломитом, просыпающимся при подсыпке порогов.
Загрузка ферросплавов в ковш. При выплавке стали кремнистых марок 27СГ, 55С2, 60С2ХА, 38ХС и др. значительное количество фер росилиция загружается, на дно разливочного ковша до выпуска плавки. Загрузка ферросилиция в ковш механизирована и выполняется с помо
щью специальной |
машины, спроектированной конструктором |
цеха |
В. П. Евстафьевым |
и изготовленной силами ремонтного участка |
цеха |
(рис. 2).
Машина установлена между торцами двух соседних мартеновских печей на уровне рабочей площадки. Она состоит из транспортера с ре зинотканевой лентой шириной 400 мм, бункера и приводного электро
96