Файл: Металлургия Кировского завода сборник статей к 100-летию мартеновского производства на заводе (1874-1974)..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
лодведен воздух от вентилятора высокого давления. Установка обеспе чивала расчетное увеличение разрежений у дымовой трубы (10 мм вод. ст.).
Однако вследствие недостаточной плотности кладки и большого
•сопротивления газоходов и головок печи увеличение тяги на режиме давления в рабочем пространстве печи оказалось незначительным. Увеличение количества воздуха при принудительном дутье повысило давление в рабочем пространстве.
1940 —1941 гг.
В начале 40-х годов резко увеличилась производительность марте новского цеха, что в значительной мере было связано с упорядочением шихтового хозяйства и реконструкцией разливочного участка. Одновре менно проводилась работа и по совершенствованию конструкции печей для повышения их производительности.
На мартеновских печах были увеличены глубина ванны путем повы шения порогов и площадь пода за счет увеличения длины печи. Благо даря этому садка была доведена на печи № 3 до 35 т, на печи № 2 — до •50 т и на печах № 4, 5 и 6 —до 75 т.
Были переделаны головки печей с устройством двух вертикальных каналов с каждой стороны печи общей площадью сечения значительно
•большей, чем у ранее существовавших трех каналов. Вместо двух фор сунок, выдвигавшихся вручную при каждой перекидке клапанов, с каж дой стороны печи было установлено по одной форсунке в охлаждаемой цилиндрической фурме, защищенной огнеупорной кладкой (форсуноч ным столбом).
Форсунки конструкции Шухова были заменены форсунками типа ДМИ большей производительности.
В это же время была внедрена безарочная конструкция передней стены печи. Первый опыт применения пятовых балок обычной конструк ции с водяным охлаждением оказался неудачным. Из-за большого содержания в охлаждающей технической воде органических примесей на внутренней поверхности балок образовывался слой слизи, который резко ухудшал условия охлаждения и вызывал преждевременный износ деталей. Стойкость их в этих условиях не превышала 100 плавок. Восстанавливать или заменять балки при горячем ремонте печи оказа лось невозможным. В результате резко понизилась стойкость свода печи.
От балок обычной конструкции пришлось отказаться. Взамен была разработана комбинированная конструкция — подпятовая литая балка снизу защищалась овальной трубой с охлаждающей водой. При прого рании трубы ее можно было заменять с выкладкой в проеме ложной стенки. Такая конструкция балки позволила повысить стойкость свода печей на 30—50 плавок при одном горячем ремонте.
На печах № 2, 3 и 4 были установлены перекидные клапаны ши берного типа разработанной в цехе конструкции. В основу ее был зало
186
жен принцип клапана Нея с отсечкой подачи воздуха наклонным дымо вым шибером в верхнем положении. Для уменьшения сопротивления шиберы были повернуты так, чтобы по ходу дыма не было резких пово ротов на 90°. Клапаны имели привод от пневматических сервомоторов. Сопротивление клапанов, как и засос воздуха, было минимальным (около 3—4 мм вод. ст.). По простоте изготовления, удобству эксплуа тации и техническим данным эти перекидные клапаны превосходят мно гие известные конструкции, изготовляемые до настоящего времени спе циализированными предприятиями.
Была изменена конструкция нижнего строения печей. На печах № 2 и 3 с выносными регенераторами пара регенераторов и пара шлаковиков с каждой стороны печи была заменена одним шлаковиком и одним регенератором соответственно больших объемов. На печах № 4, 5 и 6Г где не было возможности объединить регенераторы, ограничились объединением только шлаковиков. Осуществление этого мероприятия позволило значительно упростить кладку сводов и внутренних стен печей, добиться их большей стойкости, снизить общее сопротивление газоходов.
Было организовано скачивание шлака из печей под рабочую пло щадку в шлаковни большого объема. Для этого на печи № 2 против среднего окна, а на печах № 4, 5 и 6 против крайних окон в рабочей площадке были сделаны проемы, закрывающиеся футерованными за слонками, а под ними — постаменты для шлаковен. Объем последних определялся грузоподъемностью вспомогательной лебедки мульдозава лочного крана.
Это мероприятие дало возможность производить замену и подго товку шлаковен в период плавления без затрат дополнительноговремени на эту операцию во время доводки плавки.
В цехе была предпринята первая попытка внедрения автоматиче ского регулирования теплового режима печей. На трех печах была осуществлена схема автоматического реверсирования, которое произво дилось по разности замеряемых контактным гальванометром температур в боровах регенераторов.
Импульс от контактного гальванометра через реле поступал на исполнительный механизм, а последний устанавливал в требуемое поло жение четырехходовой кран на трубопроводе компрессорного воздуха,, управляющий работой пневматических сервомоторов. Сервомоторы при водили в действие шиберы перекидного клапана и запорные краны на воздухо- и мазутопроводах у форсунок печей.
Разность температур, по которой проводилось реверсирование, устанавливалась эмпирическим путем по температуре верха насадок, замеренной оптическим пирометром, и корректировалась по ходу кам пании печи. Схема работала эффективно: увеличилась стойкость насадок, улучшился тепловой режим печи.
В ноябре 1941 г. мартеновский цех был остановлен, и печи законсер вированы. Лишь в феврале 1944 г. они снова начали входить в строй.
187
1945— 1946 гг.
После окончания Великой Отечественной войны перед коллективом завода встали сложные задачи. Необходимо было быстрее восстано вить разрушенные цехи, наращивать производственные мощности, осваивать новую продукцию. Большое внимание в это время уделялось механизации трудоемких работ, особенно в металлургическом произ водстве.
В мартеновском цехе печь № 1 работала еще на ручной завалке и имела более низкую по сравнению с другими печами рабочую пло щадку. Ввиду выявившейся для завода необходимости иметь в неболь шом количестве свою кислую сталь было принято решение перевести печь № 1 на механическую завалку с устройством кислого пода.
Печь была модернизирована по разработанным на заводе черте жам. Ее рабочая площадка была повышена до общего уровня с соот ветствующим увеличением высоты и объема регенераторов. Была установлена новая дымовая труба, сделаны новые борова с перекид
ным клапаном шиберного типа, увеличен размер садочных |
окон, |
а садка доведена до 10 т. |
однако |
Реконструированная печь работала удовлетворительно, |
из-за небольшой емкости эксплуатация ее была экономически мало эффективной, и печь была списана. Рабочее пространство ее впослед ствии использовалось для прокалки присаживаемых по ходу плавки материалов.
Для повышения температуры факела был внедрен подогрев ком прессорного воздуха для распыливания мазута в форсунках печей. Подогрев осуществлялся за счет использования тепла дымовых газов в трубчатом подогревателе с поверхностью нагрева около 5 м2. Подо греватель был расположен в общем борове мартеновской печи между перекидным клапаном и регулировочным шибером. В начале кампании печи компрессорный воздух подогревался до температуры 140—150° С, однако по мере накопления на трубах подогревателя плавильной пыли температура подогрева быстро понижалась.
Очистка подогревателей производилась вибрационным способом, а также путем обдува сжатым воздухом. Последний способ был более рациональным и использовался до 1954 г., когда была осуществлена модернизация мартеновских печей № 4, 5 и 6.
Были разработаны и внедрены установки для сушки желобов и стопоров с использованием тепла отходящих газов. Для сушки жело бов применялись горячие газы, отбираемые из шлаковиков печи, а для сушки стопоров — отходящие газы из общих боровов печей № 2 или 3. Отбор газов производился трубой диаметром 200—250 мм, в которую газы эжектировались сжатым воздухом, подаваемым через сопло диа метром 12 мм. Установка позволяла в камерном сушиле для стопоров поддерживать температуру до 120—150° С, а при сушке желобов полностью отказаться от применения дров и древесных отходов.
188
|
1948— 1950 |
гг. |
|
|
В эти годы были проведены работы по механизации пробивки |
||||
отверстия для шлака |
в сталевыпускном желобе |
и уборки |
шлака, |
|
а также по дальнейшему совершенствованию конструкции печей. |
||||
Процесс пробивки |
отверстия для |
шлака в |
выпускном |
желобе |
■был механизирован с помощью специального пневматического пробив ного устройства, рассмотренного на стр. 98.
Была механизирована также уборка шлака, выпускавшегося под желоб. До этого для каждого выпуска плавки в грунте под желобом подготовлялась яма, которую обсыпали мусором и устанавливали в ней так называемые «рога» из литников для зацепки застывшего шлака цепями крана.
Трудность механизации этой операции заключалась в том, что вдоль заднего фронта печей проходила разливочная канава с рельсовым путем для электротележки. Эта канава не могла быть перекрыта постоянным переездом. Задачу решили следующим образом. Под же лоб поместили постамент, по которому на шарах могла передвигаться платформа. Через канаву впритык к постаменту устанавливали краном переносный мостик с двумя рядами роликов, служивших продолже нием шаровых направляющих на постаменте. Крюком мостового крана платформу за трос вытаскивали из-под желоба на переносный мостик и фиксировали на нем закладным штырем. На платформу устанавли вали шлаковню. Когда фиксирующий штырь вынимали, платформа со шлаковней под действием собственного веса скатывалась под желоб, так как направляющие мостика и постамента имели уклон в сторону печи. Затем мостик убирали, и на его место против желоба при необ ходимости могла устанавливаться электротележка с ковшом под плавку.
Для облегчения управления дымовыми шиберами вместо ручных были внедрены электрические лебедки с кнопочным управлением с рабочего места сталевара.
Были внесены изменения и в конструкцию печей.
Своды шлаковиков, которые несли на себе всю нагрузку от стен вертикальных каналов, деформировались и требовали частых ремонтов. Когда же для кладки стен вертикальных каналов начал применяться хромомагнезитовый кирпич, нагрузки возросли еще больше.
Чтобы разгрузить своды шлаковиков, была изготовлена металли ческая рама, которая подвешивалась к основным продольным балкам печей. Рама служила опорой для разгрузочных арок вертикальных каналов. Арки выкладывались толщиной в один кирпич и несли на себе почти весь вес кладки вертикальных стен. Только небольшая часть кладки, защищавшая динасовые разгрузочные арки, покоилась на сводах регенераторов.
Новая конструкция |
позволила |
значительно |
повысить |
стойкость |
сводов шлаковиков и |
полностью |
ликвидировать |
простои |
печи из-за |
их ремонта. |
|
|
|
|
189