Файл: Металлургия Кировского завода сборник статей к 100-летию мартеновского производства на заводе (1874-1974)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пакет сутунки электромагнитным краном укладывался на тележку, которая вручную подавалась к посадочному окну нагревательной печи. Затем пакет проталкивался в печь толкателем реечного типа. Нагретая сутунка выдавалась из печи вручную и транспортером доставлялась

к стану.

Прокатка 2,5- и 3-миллиметровых листов производилась из одиноч­ ных сутунок. Листы толщиной 2 мм катались из двух сутунок (парой). Прокатка листов осуществлялась за 11 пропусков.

Сутунки задавались в валки и передавались через них вручную. Прокатанные листы вручную оттаскивались и укладывались на ваго­ нетку, где и остывали. Листы маркировались резиной. Остывшие листы подвергались правке на роликовой правйльной машине и обрезке на ножницах.

Стан был демонтирован в 1959 г.

II. Освоение новых профилей проката на старых станах

В годы первых пятилеток перед коллективом прокатного цеха была поставлена задача: освоить выпуск сложных экономичных профилей проката из легированных и высоколегированных нержавеющих марок, стали для тракторостроения, турбостроения и судостроения.

С 1932 по 1937 г. прокатчики освоили свыше 25 профилей заго­ товок для турбинных лопаток из нержавеющей стали. Освоение этого производства было весьма трудным делом из-за сложной, несиммет­ ричной формы этих профилей и слабой изученности в тот период, свойств и поведения при прокатке нержавеющих сталей.

Предстояло решить две задачи: во-первых, изучить пластические свойства нержавеющих сталей и найти оптимальные режимы нагрева, прокатки и охлаждения этих сталей; во-вторых, разработать калиб­ ровку и освоить прокатку ряда несимметричных профилей различной формы и размеров. И обе эти задачи были успешно решены коллекти­ вом прокатчиков и заводской лабораторией.

Исследования свойств нержавеющих сталей были выполнены спе­ циалистами ЦЗЛ А. Н. Жиронкиным, А. А. Козловским, И. Д. Пичахчи

иН. Я. Беловым. Калибровку валков для прокатки турбинных лопа­ ток разработали талантливый калибровщик-самоучка Я- А. Афанасьев:

идр.

Активное участие в освоении прокатки на стане «300» принимали опытные мастера-прокатчики* А. С. Колыхалов и А. И. Бухалов, валь­ цовщик А. И. Кондратенков и др.

Опыт разработки калибровки валков для турбинных лопаток с применением контрольных ребровых калибров нашел широкое приме­ нение как на Кировском заводе, так и на других заводах страны.

Наряду с задачей освоения профилей заготовок для турбинных

220


лопаток перед коллективом прокатчиков была поставлена не менее от­ ветственная задача — освоить прокатку целой серии профилеразмеров несимметричной углобульбовой стали для судостроения. Активное уча­ стие в освоении прокатки этих профилей на стане «700» принимали мастер М. Ф. Сотс-ков, вальцовщик И. А. Логинов и др.

В дальнейшем производство профилей заготовок для турбинных лопаток было передано специально созданному участку лопаточного

цеха.

Кроме перечисленных профилей, перед Великой Отечественной вой­ ной в прокатном цехе был освоен ряд других сложных фасонных про­ филей из легированных сталей.

В начале Великой Отечественной войны, когда завод должен был значительно увеличить выпуск оборонной продукции, оказалось, что «узким местом» является штамповка траков. Нужно было освоить вы­ пуск периодических профилей заготовок для трака, никогда ранее не изготовлявшихся на заводе.

Впослевоенный период в прокатном цехе был освоен ряд сложных экономичных профилей проката для нужд развивающегося машино­ строения как своего завода, так и других предприятий страны.

Вконце 1950 г. возникла необходимость в получении сложного профиля бандажной полосы методам горячей прокатки. Аналогичный

профиль, но менее сложной формы, был освоен в 1942 г. совместно с прокатчиками Магнитогорского металлургического комбината.

Бандажная полоса в своем поперечном сечении имеет 7 выступовгребешков с поднутрениями типа «ласточкин хвост». Получить профиль с поднутрениями по общепринятому методу калибровки валков, при котором формирование контура профиля происходит в процессе кон­ такта металла с валками по всему периметру калибра, невозможно. Наличие ряда поднутрений в калибре валка приведет к тому, что по­ лоса в валки войдет, но из валков не выйдет. Ее неизбежно заклинит, что вызовет оков валка.

Чтобы обеспечить возможность прокатки этого сложного профиля, была разработана оригинальная калибровка валков. Поднутрения, ко­ торые нельзя получить по обычной калибровке при полном контакте полосы с валками во всем очаге деформации, по новой калибровке получились раэгибкой в чистовом калибре.

Вначале 1951 г. спецпрофиль «бандажная полоса» был освоен на стане «500» при активном участии старшего мастера А. К. Байкова, мастеров Л. И. Абакумова, К. А. Пуглеева, А. И. Кондратенкова, валь­ цовщиков А. В. Сучкова, П. В. Игонькина и др.

В1954—1955 гг. завод принимал участие в серийном выпуске жаток для сельского хозяйства. «Узким местом» в производстве этого вида продукции было изготовление колес жаток, обод которых вы­ тачивался из полосы на токарных станках. Прокатчики в кратчайший срок освоили прокатку спецпрофиля «обод» и обеспечили этим прока­ том серийное производство жаток на заводе.

221


Наиболее интенсивное освоение новых экономичных профилей проката приходится на 1959—1966 гг. За этот период в цехе было осво­ ено в общей сложности 30 таких профилей проката (рис. 4). Наиболь­ ший интерес среди них представляют следующие две группы: профили для кольцевых деталей из жаропрочных сплавов и сверхпрочных ста­ лей и профили сложной формы для получения из них профилей высо­ кой точности.

При освоении профилей первой группы, так же как в свое время при освоении прокатки профилей для турбостроения, необходимо было изучить пластические свойства новых сталей и сплавов на никелевой основе, найти оптимальные режимы нагрева, прокатки и охлаждения, разработать калибровку валков, провести опытные прокатки и др.

Как известно, условия деформации жаропрочных сталей и сплавов резко отличаются от условий деформации конструкционных легиро­ ванных сталей вследствие большого различия в их химическом составе, микроструктуре и физико-механических свойствах. Жаропрочные стали

исплавы обладают высокой механической прочностью в интервале тем­ ператур деформации, и поэтому при прокатке требуется более мощное оборудование и по возможности более высокая температура нагрева металла. Прокатка при этом должна вестись в узких интервалах тем­ ператур во избежание образования надрывов металла при деформации.

Отсутствие в прокатном цехе современных мощных прокатных ста­ нов и нагревательных печей с автоматической регулировкой темпера­ туры потребовало особо тщательной разработки инструкций по нагреву

ипрокатке этих сталей и сплавов. Особенности жаропрочных сплавов

были учтены при разработке калибровки валков.

Экономичные профили из конструкционных, углеродистых и леги­ рованных сталей, освоенные перед началом реконструкции прокатного цеха, по форме приближались к готовым деталям, что позволяло уменьшить объем, механической обработки, а иногда и совсем обойтись

без нее.

Освоение этой группы профилей затруднялось их сложной несим­ метричной формой и отсутствием аналогов в сортаменте освоенных в Советском Союзе профилей проката. Однако большой опыт освоения различных сложных профилей, накопленный в прокатном цехе, позво­ лил разработать оригинальные калибровки с учетом особенностей каж­ дого профиля. Только в 1966 г. освоение 6 таких профилей дало эко­ номию в размере 83 тыс. руб.

Если за годы, предшествующие реконструкции цеха, на сортовых станах производилось освоение новых экономичных профилей, то на участке тяжелых станов «820» и «700» успешно шло освоение новых технологических процесссв прокатки. Так, по инициативе заместителя начальника цеха П. Д. Волкова на стане «820» была освоена прокатка заготовки из слябов, полученных способом непрерывной разливки стали. Впоследствии опыт производства сортового проката из литых слябов был тщательно изучен проф. Ю. М. Чижиковым совместно

222


Рис. 4. Профили, освоенные прокатчиками в 1950—1960 гг.

223

с работниками ЦЗЛ Л. Л. Мадорским и Э. В. Никитиным, что позво­ лило внедрить этот процесс и на других заводах.

На станах «820» и «700» была освоена прокатка заготовки транс­ форматорной стали марки Э4А из слябов, полученных непрерывной разливкой на Новолипецком металлургическом заводе.

III. Ренонструнция пронатного цеха

После окончания Великой Отечественной войны в цехе был прове­ ден большой объем работ вначале по восстановлению прокатных станов после консервации на период войны, а потом по механизации наиболее тяжелых ручных работ.

В первую очередь была механизирована уборка проката на станах «700» и «820». На станах «370», «300» и «500» были установлены меха­ низированные холодильники, а на стане «500» — подъемно-качающийся стол. На всех печах механизировали подачу слитков и заготовок от печей к станам.

В 1959 г. реконструировали стан «820» и на этом же стане постро­ или современную трехзонную нагревательную печь. На листовом стане «трио» установили подъемно-качающиеся столы с приводными роли­ ками.

Эти и многие другие работы по механизации трудоемких процессов позволили значительно увеличить выпуск проката, создать более бла­ гоприятные условия труда, а также улучшить качество проката.

В проведении работ по малой механизации активное участие при­ нимали заместитель начальника цеха инженер С. Я. Кобилер, механики цеха М. А. Венедиктов, В. И. Ковалев, конструктор Н. Л. Шаранин и др.

Однако описанные мероприятия не могли превратить устаревшие станы в современные, с полной механизацией труда. Производитель­ ность труда оставалась значительно более низкой, чем на современных прокатных станах, оборудованных по последнему слову техники.

Все это потребовало коренной реконструкции прокатного производ­ ства, которая началась 1 января 1967 г. и продолжается по сей день. Она имеет цель обеспечить потребности Ленинградского экономического района и отрасли в качественном'сортовом прокате.

В соответствии с проектным заданием прокатный цех спроектиро­ ван в составе крупносортно-заготовочного стана «900/680» и располо­ женного за ним среднесортного стана «350». Программа цеха опреде­ лена в 500 тыс. в год по годному прокату.

Рабочие чертежи станов «900/680» и «350» выполнены Ижорским заводом, им же изготовлено оборудование станов.

О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а п р о к а т н о г о цеха . В состав прокатного цеха входят стан «900/680», стан «350», участок отделки и термообработки готового проката, вельцетокарная, ремонтно-механиче­ ская мастерская и лаборатория.

224


В цехе предусматривается выпускать 25% углеродистой и 75% низколегированной, легированной и специальной сталей.

Стан «900/680» будет выпускать 200 тыс. т и стан «350»—300 тыс. т

товарного проката в год.

Стан «900/680» (рис. 5) предназначен для прокатки заготовки и товарного проката размерами: круг 120—150 мм и квадрат 100—200 мм,

длиной 2,5—6,0 м.

Стан изготовлен в составе двух дуо-реверсивных клетей 900 и

680 мм.

Обжимная клеть «900» оборудована с передней и задней стороны манипуляторами с кантователем. Для кантовки и передачи из калибра в калибр у клети «680» с обеих сторон предусмотрены роликовые кан­ тователи.

За рабочими клетями установлены ножницы для горячей резки усилием 850 т после клети «900» и 250 т —после клети «680».

Для резки крупного и фасонного проката имеется пила ударной резки с диаметром диска 2000 мм. Ножницы и пила оборудованы устройствами для уборки обрезков в короба.

В состав оборудования стана входят также транспортные и рабо­ чие рольганги,, устройство для поворота и передачи слитков с линии рольганга печей на линию стана, весы для взвешивания слитков и блюмсов, передаточные шлепперы, клеймители и цепной холодильник.

Для подстуживания проката распыленной водой на шлеппере за ножницами усилием 850 т предусмотрена охладительная установка.

Для нагрева слитков и блюмсов перед прокаткой служат две нагре­ вательные методические печи с торцовой загрузкой и выдачей про­ изводительностью каждая 50 т/час на слитках и 60 т/час — на блюмсах.

Вдальнейшем, когда будет введен в эксплуатацию электростале­ плавильный цех, для нагрева слитков горячего посада перед прокаткой будут построены электрические или газовые колодцы.

Все процессы нагрева, транспортировки и производства проката механизированы и автоматизированы. Управление отдельными меха­ низмами стана осуществляется операторами с постов управления. Руч­ ной труд полностью исключается.

Производительность стана— 100—120 т/час по слиткам.

Для режимного охлаждения флокено- и трещиночувствительных сталей в потоке стана установлены две термические печи с шагающим подом.

Всостав оборудования, предназначенного для осмотра, зачистки

ирезки проката, входят следующие поточные линии и агрегаты:

1)установка огневой зачистки заготовок (квадрат сечением 100— 150 мм);

2)поточная линия отделки квадрата 100—120 мм в составе загру­ зочного устройства, двух иглофрезерных установок, четырех наждачных станков, рольгангов и шлепперов;

225