Файл: Крыльцов, Е. И. Современные железобетонные мосты [монография].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
по нормальным сжимающим напряжениям; допустимую величину трещин устанавливают в зависимости от вида арматуры и условий эксплуатации.
На основании соответствующих исследований в СССР и за ру бежом рекомендован дифференцированный подход к назначению величины раскрытия трещин в железобетоне в зависимости от по ложения поверхности, на которой она расположена, а также от среды, в которой эксплуатируется мост. Например, в США для же лезобетонных конструкций при эксплуатации в обычных условиях с защитой поверхности пленочными покрытиями допустимая вели чина раскрытия трещин рекомендована равной 0,25—0,3 мм, при применении химикатов для борьбы с обледенением проезжей части, а также при эксплуатации в зоне морского тропического климата
она снижена до 0,15—0,2 мм. |
По предложению И. И. |
Казея и |
В. П. Польевко (СССР), допустимая расчетная величина |
раскры |
|
тия трещин в ненапряженных |
конструкциях может быть установ |
лена для нижних и вертикальных увлажняемых поверхностей в 0,2 мм, а для наклонных — 0,1 мм.
Опыт эксплуатации железобетонных пролетных строений пока зывает, что расчетные трещины в конструкции не снижают ее дол говечности, не вызывают усталостного разрушения и коррозии арматуры. Поэтому в последнее время получили распространение конструкции с уменьшенным, т. е. с неполным обжатием бетона, допускающим возможность возникновения в бетоне растягивающих напряжений, соответствующих появлению трещин с ограниченной величиной раскрытия от временных нагрузок.
Усилия натяжения арматуры на бетон с неполным обжатием назначают по условиям трещиностойкости и связанной с ней кор розии арматуры в конструкции. В этом случае величина раскрытия трещин от временных нагрузок не превосходит для проволочной арматуры 0,1—0,15 мм. При напрягаемой стержневой арматуре ве личина расчетного раскрытия трещин несколько больше.
Однако расчетные данные появления и раскрытия трещин часто не соответствуют действительному напряженному состоянию, зави сящему, помимо действующих силовых нагрузок, от состава бето на, условий изготовления, его возраста при загружении, характера распределения деформаций и других факторов. Поэтому в некото рых зарубежных странах также назначают дополнительно величины напряжений растяжения, которыми регламентируют с опреде ленным запасом величину раскрытия трещин. По опытным зару бежным данным, в зависимости от характера армирования появле ние трещин обычно вызывают растягивающие напряжения от 50 до 70 кгс/см2 (большие значения напряжений соответствуют кон струкции с рассредоточенной по сечению арматурой, меньшие — с концентрированной).
Под циклическим воздействием нагрузок в железобетонных кон струкциях наблюдаются усталостные явления и связанное с ними снижение несущей способности и трещиностойкости. Ввиду увели чения интенсивности движения во многих странах мира возникла
45
необходимость проведения специальных исследований, а также уточнения методов расчета и расчетных сопротивлений. Проф. Абельс (США), учитывая вероятность проявления, рекомендует не допускать трещин в конструкциях от нагрузок, превышающих 1% от расчетных при цикле в 10 млн. загружений. В этом случае кон струкции с неполным обжатием надежно работают на переменные нагрузки, так как микротрещины и видимые трещины открываются и закрываются без дальнейшего развития. Это обстоятельство име ет особое значение для автодорожных и городских мостовых кон струкций, в которых в эксплуатационный период в основном воз никают усилия, составляющие небольшую долю от расчетных.
Учет вероятности проявления расчетных нагрузок показывает, что продолжительность раскрытия трещин за период эксплуатации конструкции исчисляется коротким сроком и, следовательно, в обычных атмосферных условиях не влияет на коррозийную стой кость арматуры.
В то же время при уменьшенном обжатии снижаются местные напряжения в местах анкеровки арматуры, сокращаются возмож ности проявления отдельных дефектов во времени. По мнению не которых зарубежных специалистов, предварительно напряженные конструкции с неполным обжатием, обладая меньшей жесткостью, более надежны в работе на динамические нагрузки. Пролетные строения с неполным обжатием построены в ЧССР, ФРГ, Англии, США и некоторых других странах, а также в европейской части
СССР, где изготовлено и установлено около 400 балок автодорож ных пролетных строений длиной 16,76; 22,16 и 32,96 м.
Разработанные Киевским филиалом Союздорпроекта на базе типовых конструкций автодорожные пролетные строения пролета ми 15—30 м с неполным обжатием бетона позволили сократить расход напрягаемой арматуры на 10—15% с одновременным сни жением усилий обжатия. Проведенные испытания этих конструк ций показали существенные запасы против образования трещин. При величине испытательной нагрузки, равной 0,9—1,25 от расчет ной, вследствие включения дорожного покрытия в совместную работу и повышенной растяжимости бетона при напряжениях поряд ка 30—60 кгс/см2 видимых трещин не было обнаружено. Примене ние неполного обжатия в балочных конструкциях позволяет сни зить строительную высоту, что особенно важно для специфических условий: например, для сооружения путепроводов и эстакад с по вышенными архитектурными требованиями или в случае необхо димости сохранения существующих габаритов проезда.
Целесообразность применения неполного обжатия возрастает с увеличением пролета. В статически неопределимых системах при наличии минимального М\ и максимального Мг изгибающих момен тов от временной нагрузки для случая, исключающего появление расчетного растяжения, необходимо существенное повышение сжи мающих напряжений в период создания предварительного напря жения для восприятия АМ=Ш2—Mi. Расчеты на прочность в этом случае могут дать завышенные результаты.
46
При |
проектировании |
предвари |
А |
Б |
В |
||
тельно |
напряженных |
железобетон |
|
б |
Rc- |
||
ных конструкций существенное зна |
|
|
|
||||
чение |
имеет |
величина |
расчетных |
|
|
|
|
сопротивлений (допускаемых на |
|
|
|
||||
пряжений) на различных стадиях |
|
|
|
||||
работы элемента, которыми опреде |
|
|
|
||||
ляются |
геометрические |
размеры |
|
|
|
||
конструкции, т. е. высота, ширина |
Ry |
Rp |
|
||||
верхней и нижней плит и количество |
|
||||||
расчетной арматуры. |
|
|
Рис. |
1.26. |
Сечение и основные |
||
Величина расчетных сопротивле |
эпюры напряжений бетона эле |
||||||
ний или допускаемых |
напряжений |
|
|
мента |
|||
может |
быть |
выражена |
эпюрами |
созданию |
предварительного |
||
(рис. 1.26). Эпюра А |
соответствует |
напряжения в элементе. На этой стадии работы элемента дейст вует собственный вес его и предварительное напряжение. Опреде ляющим, как правило, является сжатие в бетоне нижней фибры. Эпюра Б соответствует работе элемента под наибольшими экс плуатационными нагрузками. В этой стадии геометрию сечения определяют фибровые напряжения в бетоне по верхнему и нижне му поясам, а также растяжение в арматуре. В предварительно напряженных железобетонных конструкциях с полным обжатием нижнего пояса растягивающих напряжений на этой стадии не до пускается. Эпюры Л и £ соответствуют работе материалов в упру гой стадии. Эпюра В — расчетная по прочности при проверке кон струкций принятым в СССР методом предельных состояний; с не которыми изменениями она используется в отдельных зарубежных странах.
Идентичность расчетных проверок отечественных и зарубежных предварительно напряженных конструкций в стадиях работы, соот ветствующих эпюрам А и Б, а также для некоторых случаев
эпюре |
В, |
позволяет |
сопоставить соответствующие |
нормативы |
|
(табл. 1.3). |
нормам, |
принятым |
в СССР, увеличено сжатие |
||
Так, |
по |
||||
в бетоне, в то время |
как в ряде |
зарубежных стран |
допускается |
работа бетона на растяжение при эксплуатации. Создание высоких сжимающих напряжений в бетоне при обжатии находится в пря мой зависимости от силы предварительного напряжения. Поэтому при одном и том же диапазоне работы бетона для однотипной кон струкции расход напрягаемой арматуры тем больше, чем выше за данные сжимающие напряжения ее от натяжения.
Так как зависимость пластических деформаций от величины сжимающих напряжений нелинейная, то при высоких значениях предварительного сжатия эффективный диапазон работы бетона от стадии А до стадии Б сокращается.
Один из способов, способствующих повышению эффективности железобетонных мостов, — это сокращение объемов конструкций за счет повышения прочности материалов.
47
Вид сопротивления
Сжатие при изгибе в бетоне в пе риод создания предварительного напряжения
Растяжение при изгибе в бетоне в эксплуатационный период
Сжатие при изгибе в бетоне в экс плуатационный период
Т а б л и ц а 1.3
Расчетное сопротивление (допускаемое напряжение) в относительных величинах к марочной прочности
по нормативному документу
СССР |
ФРГ |
Англия |
США |
СН 365-67 |
ДИН 4227 |
СР 116; |
AASHO; |
|
|
1965 г. |
1969 г. |
0,585 |
0,45 |
0,5 |
0,6 |
0 |
0,075 |
0,05 |
0,05 |
0,51 |
0,34 |
0,366 |
0,4 |
П р и м е ч а н и я . |
1. Расчетные |
сопротивления |
(допускаемые напряжения) |
|
даны на момент передачи усилий |
бетону марок 400—600 для конструкций стен |
|||
дового изготовления на 28-й день |
эксплуатации. |
кубковой учтен коэффи |
||
2. Переход от |
цилиндрической |
прочности к |
||
циентом 1,2. |
|
|
|
|
Применение тяжелых бетонов высокой прочности марок 600 и 700 позволяет снизить собственный вес конструкции и их строитель ную высоту, а также улучшить технологию изготовления.
Ленгипротрансмостом составлено проектное задание опытного железнодорожного пролетного строения длиной 34,2 м из бетона М-700. Пролетное строение в основном повторяет применяемые типовые конструкции — оно двухблочное, предварительно напря женное с ездой на балласте и рассчитано под временную нагрузку С-14. За счет применения М-700 удалось снизить строительную вы соту на 10%, уменьшить объем бетона на 10—15% и уменьшить массу блока с изоляцией на 8—12%. Для пролетного строения длиной 34,2 м снижение массы блока — весьма существенный фак тор, так как дает возможность блоки с уложенной на заводе изо ляцией перевозить по железной дороге на открытом подвижном составе как габаритный груз.
Бетоны высокой прочности на легких заполнителях создают предпосылки для снижения веса как всей конструкции, так и от дельных сборных монтажных элементов. Получает распростране ние керамзитобетон как в обычных, так и предварительно напря женных конструкциях.
Керамзитобетонные конструкции могут успешно применяться только при высокой марочной прочности составляющих. При этом керамзитовый гравий должен иметь крупность зерен 10—20 мм, плотность 500—800 кг/м2, в конструкциях с предварительным натя жением прочность керамзитобетона должна быть не менее 300—350 кгс/см2 при плотности не более 1,9 т/мг. Легкие бетоны более низких марок целесообразны в конструкциях, работающих
48
на местные нагрузки и не оказывающих существенное влияние на усилия в основных элементах, выполненных из других материалов. К таким конструкциям относятся элементы надарочного строения, плиты проезжей части и тротуаров, подготовка под изоляцию и дорожная одежда. С уменьшением веса конструкции снижаются расход расчетной арматуры, трудоемкость и стоимость изготовле ния и монтажа в целом на сооружение.
Комбинированное по материалам балочно-неразрезное предва рительно напряженное железобетонное пролетное строение по схе ме пролетов 37,6+112,2 + 37,6 м принято по конкурсу в апреле 1970 г. к строительству для трех однотипных мостов в ФРГ. Боко вые пролетные строения и участки над промежуточными опорами законструированы из тяжелого бетона, а участок центрального пролета, равный 105,4 м и сооружаемый навесным бетонированием (панелями по 3,4 м), предусмотрен из легкого бетона плотностью 1,9 т/м3 при кубиковой прочности на сжатие до 450 кгс/см2 (среднее
значение 385 кгс/см2). По |
сравнению |
с вариантом |
конструкции |
пролетного строения, возводимого полностью из |
тяжелого бе |
||
тона, получена экономия |
бетона на |
12%, напрягаемой армату |
ры на 17%.
Снижение расхода металла в железобетонных мостах можно получать за счет замены рабочей (расчетной) ненапрягаемой ар матуры на напрягаемую. Наряду с конструкциями, имеющими рас положение напрягаемой арматуры в рабочем направлении, приме няется двухплоскостное и объемное предварительное напряжение. Этим достигается создание в конструкции напряженного состояния, при котором как от действия расчетных усилий, так и местных на грузок снижается работа бетона на растяжение. Изгибом напря гаемых конструкций в рабочей плоскости или специальной верти кальной напрягаемой арматурой в вертикальных элементах создают напряжения, не требующие армирования конструкции расчет ными хомутами или косыми стержнями. Натяжением горизонталь ных конструктивных элементов поперек оси моста обеспечивается необходимая трещиностойкость при работе на местные нагрузки.
Для проектирования экономичных сооружений с максимальным использованием свойств материалов в конструкции нужны доста точно точные и всесторонние исследования ее работы на все виды внешних воздействий.
Современные железобетонные мосты, особенно больших проле тов, — это сложные статически неопределимые системы со значи тельным количеством лишних связей, что требует применения спе циальных математических методов (например, матричного аппа рата линейной алгебры) и расчетов на электронно-вычислительных машинах (ЭВМ). Разработанные научно-исследовательскими и проектными организациями программы направлены на решение задач, наиболее отвечающих специфике и требованиям отечествен ного мостостроения, — пространственным расчетам конструкций высоких свайных ростверков опор и бездиафрагменных пролетных строений.
49