Файл: Виноградов, Г. А. Полиграфическое производство. Введение в полиграфию учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нпнграде, Таллине, Ташкенте, Киеве и др. и много областных, го­ родских и районных типографий.

Больших успехов добилось отечественное полиграфическое машиностроение, свидетельством этому явилась выставка «Ин- полиграфмаш-69», проведенная в 1969 г. в Москве. В этом параде новейших достижений участвовали представители более 500 фирм из 21 страны. Экспонаты Советского Союза размещены были на площади более 4 тыс. м2 . Многие из экспонатов вызвали интерес лучших мировых фирм, выпускающих полиграфическое обору­ дование.

По плану Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) боль­ шое количество оборудования получают советские типографии от стран лагеря социализма — ГДР, ЧССР и др. Можно сказать, что сейчас завершается полное техническое перевооружение со­ ветской полиграфии.

С каждым годом растет количество выпускаемых книг, жур­ налов, газет и другой полиграфической продукции, значительно улучшается их оформление и качество полиграфического ис­ полнения.

В 1970 г. народы мира торжественно отмечали 100-летие со дня рождения В. И. Ленина. К этой дате была приурочена Меж­ дународная выставка книг, экспозиция которой развернулась в пяти павильонах парка Сокольники. В период работы выставки был проведен Международный конкурс книг. Жюри из предста­ вителей ряда стран отметило ряд советских изданий дипломами.

XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза по­ ставил задачи по дальнейшему росту выпуска книг, увеличению их тиражей.

Уже в настоящее время каждая четвертая книга, выпущен­ ная в мире, печатается в Советском Союзе. Книги, выпускаемые

вСССР, являются передовыми по своему идейно-политическому

инаучному содержанию. Нет сомнений в том, что в ближайшие годы можно будет говорить, что и оформление и полиграфиче­ ское исполнение книг достигли мирового уровня, что «советская книга — лучшая в мире».

Глава 3

Изготовление текстовой части формы высокой печати

I.

Общие сведения о формах высокой печати

Книги, журналы, газеты, альбомы и другие издания вклю­ чают в себя текст, заголовки, формулы, таблицы и иллюстра­ ции.

Печатная форма для издания, состоящая только из текста, таблиц, формул и заголовков, называется т е к с т о в о й . Форма, состоящая только из иллюстраций с подписями к ним (например, для альбома репродукций), называется иллюстрационной. Форма, имеющая и текст и иллюстрации, называется сме­ шанной.

В высокой печати технология изготовления текстовой части формы (включая таблицы и формулы) выполняется средствами наборной техники. Для иллюстрационной части формы изготав­ ливаются клише. При фотонаборе клише готовятся и для тек­ стовой части изданий.

Печатные формы могут быть оригинальными

(первичными)

и стереотипными

(повторными, или копиями оригинальной

фор­

мы). Стереотипные формы могут быть плоскими

(в виде

моно­

литных пластин)

или в виде части цилиндра—для

ротационных

печатных машин.

 

 

 

Набор представляет собой процесс изготовления текстовой печатной формы, который может производиться разными путями: ручной набор — это составление текстовых строк из готовых ли­ тер и пробельных материалов; буквоотливной набор — отливка литер с матриц и пробелов и составление их в строки; строкоот­ ливной набор — составление текстовой строки из матриц и от­ ливка целой строки; фотографический набор — последовательное построчное фотографирование литер или строк на пленку или бумагу.

Во всех случаях наборные строки собираются в гранки. В дальнейшем из гранок текста, формул, таблиц, заголовков и из клише, закрепленных на подставках, формируются полосы на­ бора.

Последний процесс носит название в е р с т к и.

70



2.

Наборные материалы и мебель

Литера. Типографская литера представляет собой металличе­ ский брусок, на верхней плоскости которого имеется г о л о в к а— выпуклое изображение одной буквы, или цифры, или знака. Верх­ няя плоскость головки литеры называется о ч к о м , которое пред­ ставляет собою зеркальное изображение какого-либо знака и при печатании дает оттиск на бумаге (в примере буквы Н и ! ) . Го­ ловка литер размещена на н о ж к е так, что если мы поставим две литеры рядом, то на оттиске, полученном с очка литер, меж­

ду буквами будет просвет — а п р о ш , который образуется

двумя

з а п л е ч и к а м и литер. Обе буквы будут расположены на

одной

линии. Для получения нормального оттиска необходимо, чтобы очко всех литер в форме находилось в одной плоскости, следо­ вательно, все литеры должны иметь одинаковый р о с т (равный 66 3 /4 пункта, или 25,1 мм). Ш и р и н а литер определяется ши­ риной очка, а оно зависит от рисунка знака. Так, например, бук­ ва Н значительно шире, чем !•—знак восклицания. Расстояние между передней и задней плоскостью литеры определяет высоту строки и называется к е г л е м шрифта. Кегль измеряется в пунк­ тах типографской системы мер.

На передней стенке литеры имеется углуб­ ление — с и г н а т у р а . Она помогает наборщи­ ку на ощупь правильно установить литеру в строке.

Комплектовка шриф­ тов. В ручных набор­ ных процессах для на­ бора используется шрифт. Шрифтом назы­ вают комплект литер алфавита и относящие­ ся к нему знаки и циф­ ры. Понятие алфавита в полиграфии шире по сравнению с общепри­ нятым, так, алфавит русского языка состоит из 33 букв, а в комп­ лект русского шрифта входят строчные знаки от а до я (33 знака), прописные (тоже 33 знака), знаки препина-

8

Литеры I буквы «Н» и знака «!», шпация II и оттиск I I I :

/ — р о с т

шрифта,

2 — н о ж к а литеры,

3 — головка

ли ­

теры,

4 — кегль шрифта

(измеряется

 

в квадратах,

его д о л я х и пунктах),

5 — апрош,

 

6 — заплечики,

7 — о ч к о ,

8 — оттиск, 9 — сигнатура,

10 — ширина

л и ­

теры,

/ / — ш и р и н а

шпации

(измеряется

в д о л я х

или

п у н к т а х ) ,

12 — рост

шпации,

13—линия

шрифта

 

71


 

 

 

ния

(.— точка,

,— запятая,

 

 

 

;— точка с запятой, ! — воск­

 

 

 

лицательный

знак,

? — во­

 

 

 

просительный знак и др.), а

 

 

 

также

цифры (так

называе­

 

 

 

мые арабские от 0 до

9 и

 

 

 

римские

I , V, X и др.)

и спе­

 

 

 

циальные

знаки

(например

 

 

 

§ — параграф, № — номер

и

 

 

 

др.). В сложном наборе, на­

 

 

 

пример

 

 

математическом

 

 

 

тексте,

 

используются

комп­

 

 

 

лекты

шрифтов

латинского,

 

 

 

греческого

и других

алфави­

 

 

 

тов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроме комплектов шриф­

 

 

 

тов,

в

наборе

применяются

 

 

 

пробельные

материалы,

ли­

 

 

 

нейки, разного рода

украше­

 

 

 

ния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пробельный

 

материал.

 

 

 

Только

 

из

видимых

 

знаков

 

 

 

набрать

текст

невозможно.

 

 

 

Между

 

словами

 

должны

 

 

 

быть

пробелы. Для

образо­

 

 

 

вания

пробелов

между

сло­

 

 

 

вами

 

служат

брусочки —

 

 

 

ш п а ц и и ,

имеющие

тот

 

же

 

 

 

кегль,

что

и

шрифт,

 

а

рост

 

 

 

значительно

ниже

(54

пунк­

 

 

 

та, или

20,3

мм).

Ширина

Пробельный материал:

 

шпации в ручном наборе из­

 

меряется

целым

 

числом

/ — шпации,

/ / — квадраты,

/ / / — р е г л е т ы ,

пунктов.

Так,

например,

в

IV— шпоны,

V—бабашки,

VI—марзаны

 

 

 

комплект

шрифта

кегля

12

пунктов

(цицеро) входят шпации

кегля

12

пунктов

 

шириной

12 пунктов (кегельная, или «круглая»), 6 пунктов (полукегель­ ная, или «полукруглая»), а также шпации 5, 4, 3 и кегля 8 пунк­ тов шириной 8 пунктов (кегельная), 4X8 пунктов (полукегель­ ная) и 3, 2, 1, а иногда и 1 '/г пункта.

Для заполнения больших пробелов в строках, например в концевых, пользуются более крупным пробельным материалом —

к в а д р а т а м и ,

имеющими также кегль данного шрифта

(от 4

до 12 пунктов),

а ширину

24 пункта (полуквадрат), 36

пунктов

(3 Д квадрата) и 48 пунктов

(квадрат).

 

 

 

Для увеличения промежутков между строками используют

различной

длины пластинки — ш п о н ы

(толщиной

от

1 до

4 пунктов)

и р е г л е т ы (толщиной от 6 до

16 пунктов).

Длина

72


Инструменты и приспособления для набора:

/ — верстатка, 2 — л и н е й к а , 3—шило, 4—пинцет, 5 — т е н а к л ь , 5 — гранка

Для облегчения набора

применяется н а б о р н а я

л и н е fl­

it а. Высота линейки равна

росту шрифта, а по длине

линейки

различны и соответствуют всем возможным форматам строк на­ бора. Верхние углы линейки имеют ушки, которые облегчают пе­ рестановку линейки после набора каждой строки.

Для извлечения отдельных литер или шпаций из набора и за­ мены их во время правки наборщик пользуется острым ш и л о м или п и н ц е т о м .

3.

Ручной набор

Ручной наборщик работает стоя у кассо-реала, на верхней крышке которого помещена касса с нужным для набора шриф­ том. Установив верстатку на нужный формат и уложив в нее наборную линейку, наборщик приступает к набору. Читая ори­ гинал, наборщик берет из кассы нужные ему литеры или шпации и ставит их в верстатку. Литеру за литерой он набирает строку. Набрав строку до конца, наборщик читает ее, исправляет заме­ ченные ошибки и в ы к л ю ч а е т с т р о к у, т. е. доводит строку до установленного формата путем равномерного изменения про­ белов, и заключает строку в верстатке, доводя ее до установлен­ ной плотности.

После заполнения верстатки набор выставляется на у г о л о к или г р а н к у . Уголок представляет собой металлическую пла­ стину продолговатой формы с бортами вдоль короткой и длин­ ной сторон, расположенных под прямым углом. Гранка отличает­ ся от уголка наличием третьего борта. Уголки и гранки служат для временного хранения и переноски части набора и для уста­ новки набора при его дальнейшей обработке, например, при ис­ правлении ошибок.

В процессе набора необходимо соблюдать технические пра­ вила, подробно разработанные в инструкциях для набора про-

75

Оттиск с набора формулы (вверху) и структура набора (пробельный мате­ риал поднят до роста литер —внизу)

по расчету из шрифта и про­ бельных материалов. Фор­ мула содержит 17 видимых читателем символов и мате­ матических знаков. Для на­ бора этой формулы набор­ щик использовал 57 элемен­ тов, в том числе 40 пробе­ лов — шпаций и квадратов.

Область применения руч­ ного набора в современной полиграфии ограничена. К ручному набору обращаются при необходимости набрать

сложные формулы, таблицы или бланки, титульные листы или заголовки для книги. Большая часть всех изданий набирается на наборных машинах.

4.

Изготовление шрифтов и пробельных материалов

Шрифты и пробельные материалы изготовляются на шриф­ толитейных заводах, а часто и непосредственно в типогра­ фиях.

Для изготовления шрифтов применяется специальный типо­ графский сплав, реже пластмасса и дерево. Пробельные мате­ риалы изготовляются из такого же типографского сплава, а ино­ гда из пластмассы, чугуна и алюминия. Типографский сплав (гарт) состоит из сурьмы (15%), олова (5%) и свинца (80%). Состав сплава несколько изменяется для разных видов набора. Температура плавления сплава зависит от соотношения компо­ нентов и колеблется от 240 до 380° С.

Шрифт изготовляется на шрифтолитейных машинах путем заливки расплавленного сплава в форму, закрытую с торца мат­ рицей, в которой формируется головка литеры с очком. Матрица представляет собой медный брусок с углубленным изображением буквы или знака.

Для изготовления матрицы служит пуансон — стальной бру­ сок прямоугольного сечения, на одной из торцевых сторон кото­ рого награвировано рельефное зеркальное изображение нужного знака. Путем давления (на прессе) пуансон образует углубле­ ние в матрице.

В шрифтолитейной машине отливная полость создается фор­ мой, прижатой к ней матрицей и мундштуком, через который из котла под давлением подается порция расплавленного сплава. Форма непрерывно охлаждается водой, сплав застывает, и ли­ тера выталкивается из формы и выставляется на приемный сто­ лик. Точно так же отливаются шпации, только вместо матрицы в форме устанавливается вкладыш, не имеющий очка.

77