Файл: Виноградов, Г. А. Полиграфическое производство. Введение в полиграфию учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
нпнграде, Таллине, Ташкенте, Киеве и др. и много областных, го родских и районных типографий.
Больших успехов добилось отечественное полиграфическое машиностроение, свидетельством этому явилась выставка «Ин- полиграфмаш-69», проведенная в 1969 г. в Москве. В этом параде новейших достижений участвовали представители более 500 фирм из 21 страны. Экспонаты Советского Союза размещены были на площади более 4 тыс. м2 . Многие из экспонатов вызвали интерес лучших мировых фирм, выпускающих полиграфическое обору дование.
По плану Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) боль шое количество оборудования получают советские типографии от стран лагеря социализма — ГДР, ЧССР и др. Можно сказать, что сейчас завершается полное техническое перевооружение со ветской полиграфии.
С каждым годом растет количество выпускаемых книг, жур налов, газет и другой полиграфической продукции, значительно улучшается их оформление и качество полиграфического ис полнения.
В 1970 г. народы мира торжественно отмечали 100-летие со дня рождения В. И. Ленина. К этой дате была приурочена Меж дународная выставка книг, экспозиция которой развернулась в пяти павильонах парка Сокольники. В период работы выставки был проведен Международный конкурс книг. Жюри из предста вителей ряда стран отметило ряд советских изданий дипломами.
XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза по ставил задачи по дальнейшему росту выпуска книг, увеличению их тиражей.
Уже в настоящее время каждая четвертая книга, выпущен ная в мире, печатается в Советском Союзе. Книги, выпускаемые
вСССР, являются передовыми по своему идейно-политическому
инаучному содержанию. Нет сомнений в том, что в ближайшие годы можно будет говорить, что и оформление и полиграфиче ское исполнение книг достигли мирового уровня, что «советская книга — лучшая в мире».
Глава 3
Изготовление текстовой части формы высокой печати
I.
Общие сведения о формах высокой печати
Книги, журналы, газеты, альбомы и другие издания вклю чают в себя текст, заголовки, формулы, таблицы и иллюстра ции.
Печатная форма для издания, состоящая только из текста, таблиц, формул и заголовков, называется т е к с т о в о й . Форма, состоящая только из иллюстраций с подписями к ним (например, для альбома репродукций), называется иллюстрационной. Форма, имеющая и текст и иллюстрации, называется сме шанной.
В высокой печати технология изготовления текстовой части формы (включая таблицы и формулы) выполняется средствами наборной техники. Для иллюстрационной части формы изготав ливаются клише. При фотонаборе клише готовятся и для тек стовой части изданий.
Печатные формы могут быть оригинальными |
(первичными) |
||
и стереотипными |
(повторными, или копиями оригинальной |
фор |
|
мы). Стереотипные формы могут быть плоскими |
(в виде |
моно |
|
литных пластин) |
или в виде части цилиндра—для |
ротационных |
|
печатных машин. |
|
|
|
Набор представляет собой процесс изготовления текстовой печатной формы, который может производиться разными путями: ручной набор — это составление текстовых строк из готовых ли тер и пробельных материалов; буквоотливной набор — отливка литер с матриц и пробелов и составление их в строки; строкоот ливной набор — составление текстовой строки из матриц и от ливка целой строки; фотографический набор — последовательное построчное фотографирование литер или строк на пленку или бумагу.
Во всех случаях наборные строки собираются в гранки. В дальнейшем из гранок текста, формул, таблиц, заголовков и из клише, закрепленных на подставках, формируются полосы на бора.
Последний процесс носит название в е р с т к и.
70
2.
Наборные материалы и мебель
Литера. Типографская литера представляет собой металличе ский брусок, на верхней плоскости которого имеется г о л о в к а— выпуклое изображение одной буквы, или цифры, или знака. Верх няя плоскость головки литеры называется о ч к о м , которое пред ставляет собою зеркальное изображение какого-либо знака и при печатании дает оттиск на бумаге (в примере буквы Н и ! ) . Го ловка литер размещена на н о ж к е так, что если мы поставим две литеры рядом, то на оттиске, полученном с очка литер, меж
ду буквами будет просвет — а п р о ш , который образуется |
двумя |
з а п л е ч и к а м и литер. Обе буквы будут расположены на |
одной |
линии. Для получения нормального оттиска необходимо, чтобы очко всех литер в форме находилось в одной плоскости, следо вательно, все литеры должны иметь одинаковый р о с т (равный 66 3 /4 пункта, или 25,1 мм). Ш и р и н а литер определяется ши риной очка, а оно зависит от рисунка знака. Так, например, бук ва Н значительно шире, чем !•—знак восклицания. Расстояние между передней и задней плоскостью литеры определяет высоту строки и называется к е г л е м шрифта. Кегль измеряется в пунк тах типографской системы мер.
На передней стенке литеры имеется углуб ление — с и г н а т у р а . Она помогает наборщи ку на ощупь правильно установить литеру в строке.
Комплектовка шриф тов. В ручных набор ных процессах для на бора используется шрифт. Шрифтом назы вают комплект литер алфавита и относящие ся к нему знаки и циф ры. Понятие алфавита в полиграфии шире по сравнению с общепри нятым, так, алфавит русского языка состоит из 33 букв, а в комп лект русского шрифта входят строчные знаки от а до я (33 знака), прописные (тоже 33 знака), знаки препина-
8
Литеры I буквы «Н» и знака «!», шпация II и оттиск I I I :
/ — р о с т |
шрифта, |
2 — н о ж к а литеры, |
3 — головка |
ли |
||||
теры, |
4 — кегль шрифта |
(измеряется |
|
в квадратах, |
||||
его д о л я х и пунктах), |
5 — апрош, |
|
6 — заплечики, |
|||||
7 — о ч к о , |
8 — оттиск, 9 — сигнатура, |
10 — ширина |
л и |
|||||
теры, |
/ / — ш и р и н а |
шпации |
(измеряется |
в д о л я х |
или |
|||
п у н к т а х ) , |
12 — рост |
шпации, |
13—линия |
шрифта |
|
71
|
|
|
ния |
(.— точка, |
,— запятая, |
|||||||||
|
|
|
;— точка с запятой, ! — воск |
|||||||||||
|
|
|
лицательный |
знак, |
? — во |
|||||||||
|
|
|
просительный знак и др.), а |
|||||||||||
|
|
|
также |
цифры (так |
называе |
|||||||||
|
|
|
мые арабские от 0 до |
9 и |
||||||||||
|
|
|
римские |
I , V, X и др.) |
и спе |
|||||||||
|
|
|
циальные |
знаки |
(например |
|||||||||
|
|
|
§ — параграф, № — номер |
и |
||||||||||
|
|
|
др.). В сложном наборе, на |
|||||||||||
|
|
|
пример |
|
|
математическом |
||||||||
|
|
|
тексте, |
|
используются |
комп |
||||||||
|
|
|
лекты |
шрифтов |
латинского, |
|||||||||
|
|
|
греческого |
и других |
алфави |
|||||||||
|
|
|
тов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кроме комплектов шриф |
|||||||||||
|
|
|
тов, |
в |
наборе |
применяются |
||||||||
|
|
|
пробельные |
материалы, |
ли |
|||||||||
|
|
|
нейки, разного рода |
украше |
||||||||||
|
|
|
ния. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пробельный |
|
материал. |
|||||||||
|
|
|
Только |
|
из |
видимых |
|
знаков |
||||||
|
|
|
набрать |
текст |
невозможно. |
|||||||||
|
|
|
Между |
|
словами |
|
должны |
|||||||
|
|
|
быть |
пробелы. Для |
образо |
|||||||||
|
|
|
вания |
пробелов |
между |
сло |
||||||||
|
|
|
вами |
|
служат |
брусочки — |
||||||||
|
|
|
ш п а ц и и , |
имеющие |
тот |
|
же |
|||||||
|
|
|
кегль, |
что |
и |
шрифт, |
|
а |
рост |
|||||
|
|
|
значительно |
ниже |
(54 |
пунк |
||||||||
|
|
|
та, или |
20,3 |
мм). |
Ширина |
||||||||
Пробельный материал: |
|
шпации в ручном наборе из |
||||||||||||
|
меряется |
целым |
|
числом |
||||||||||
/ — шпации, |
/ / — квадраты, |
/ / / — р е г л е т ы , |
пунктов. |
Так, |
например, |
в |
||||||||
IV— шпоны, |
V—бабашки, |
VI—марзаны |
||||||||||||
|
|
|
комплект |
шрифта |
кегля |
12 |
||||||||
пунктов |
(цицеро) входят шпации |
кегля |
12 |
пунктов |
|
шириной |
12 пунктов (кегельная, или «круглая»), 6 пунктов (полукегель ная, или «полукруглая»), а также шпации 5, 4, 3 и кегля 8 пунк тов шириной 8 пунктов (кегельная), 4X8 пунктов (полукегель ная) и 3, 2, 1, а иногда и 1 '/г пункта.
Для заполнения больших пробелов в строках, например в концевых, пользуются более крупным пробельным материалом —
к в а д р а т а м и , |
имеющими также кегль данного шрифта |
(от 4 |
||||
до 12 пунктов), |
а ширину |
24 пункта (полуквадрат), 36 |
пунктов |
|||
(3 Д квадрата) и 48 пунктов |
(квадрат). |
|
|
|
||
Для увеличения промежутков между строками используют |
||||||
различной |
длины пластинки — ш п о н ы |
(толщиной |
от |
1 до |
||
4 пунктов) |
и р е г л е т ы (толщиной от 6 до |
16 пунктов). |
Длина |
72
Инструменты и приспособления для набора:
/ — верстатка, 2 — л и н е й к а , 3—шило, 4—пинцет, 5 — т е н а к л ь , 5 — гранка
Для облегчения набора |
применяется н а б о р н а я |
л и н е fl |
it а. Высота линейки равна |
росту шрифта, а по длине |
линейки |
различны и соответствуют всем возможным форматам строк на бора. Верхние углы линейки имеют ушки, которые облегчают пе рестановку линейки после набора каждой строки.
Для извлечения отдельных литер или шпаций из набора и за мены их во время правки наборщик пользуется острым ш и л о м или п и н ц е т о м .
3.
Ручной набор
Ручной наборщик работает стоя у кассо-реала, на верхней крышке которого помещена касса с нужным для набора шриф том. Установив верстатку на нужный формат и уложив в нее наборную линейку, наборщик приступает к набору. Читая ори гинал, наборщик берет из кассы нужные ему литеры или шпации и ставит их в верстатку. Литеру за литерой он набирает строку. Набрав строку до конца, наборщик читает ее, исправляет заме ченные ошибки и в ы к л ю ч а е т с т р о к у, т. е. доводит строку до установленного формата путем равномерного изменения про белов, и заключает строку в верстатке, доводя ее до установлен ной плотности.
После заполнения верстатки набор выставляется на у г о л о к или г р а н к у . Уголок представляет собой металлическую пла стину продолговатой формы с бортами вдоль короткой и длин ной сторон, расположенных под прямым углом. Гранка отличает ся от уголка наличием третьего борта. Уголки и гранки служат для временного хранения и переноски части набора и для уста новки набора при его дальнейшей обработке, например, при ис правлении ошибок.
В процессе набора необходимо соблюдать технические пра вила, подробно разработанные в инструкциях для набора про-
75
по расчету из шрифта и про бельных материалов. Фор мула содержит 17 видимых читателем символов и мате матических знаков. Для на бора этой формулы набор щик использовал 57 элемен тов, в том числе 40 пробе лов — шпаций и квадратов.
Область применения руч ного набора в современной полиграфии ограничена. К ручному набору обращаются при необходимости набрать
сложные формулы, таблицы или бланки, титульные листы или заголовки для книги. Большая часть всех изданий набирается на наборных машинах.
4.
Изготовление шрифтов и пробельных материалов
Шрифты и пробельные материалы изготовляются на шриф толитейных заводах, а часто и непосредственно в типогра фиях.
Для изготовления шрифтов применяется специальный типо графский сплав, реже пластмасса и дерево. Пробельные мате риалы изготовляются из такого же типографского сплава, а ино гда из пластмассы, чугуна и алюминия. Типографский сплав (гарт) состоит из сурьмы (15%), олова (5%) и свинца (80%). Состав сплава несколько изменяется для разных видов набора. Температура плавления сплава зависит от соотношения компо нентов и колеблется от 240 до 380° С.
Шрифт изготовляется на шрифтолитейных машинах путем заливки расплавленного сплава в форму, закрытую с торца мат рицей, в которой формируется головка литеры с очком. Матрица представляет собой медный брусок с углубленным изображением буквы или знака.
Для изготовления матрицы служит пуансон — стальной бру сок прямоугольного сечения, на одной из торцевых сторон кото рого награвировано рельефное зеркальное изображение нужного знака. Путем давления (на прессе) пуансон образует углубле ние в матрице.
В шрифтолитейной машине отливная полость создается фор мой, прижатой к ней матрицей и мундштуком, через который из котла под давлением подается порция расплавленного сплава. Форма непрерывно охлаждается водой, сплав застывает, и ли тера выталкивается из формы и выставляется на приемный сто лик. Точно так же отливаются шпации, только вместо матрицы в форме устанавливается вкладыш, не имеющий очка.
77