Файл: Виноградов, Г. А. Полиграфическое производство. Введение в полиграфию учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
Автомат—наборщик |
Княгининского. |
Чертежи из заявки |
на |
при |
||
вилегию |
изобретения: |
|
|
|
|
|
вверху — о б щ и й вид |
автомата, |
внизу — конструктивные элементы |
авто |
|||
мата: / — перфолента, |
2 — кодовая |
система, |
3 — электроосязатель, |
или |
счи |
|
тыватель, |
4 — схема считывателя |
|
|
|
|
48
Рисунки в течение 350 лет воспроизводились с форм, получен ных ручным гравированием на дереве (ксилография), линолеуме (линогравюра), металле и других материалах.
Открытие фотографии Дагерром и Ньепсом в 1839 г. и исполь зование приемов фотографии для воспроизведения иллюстраций, а позже и текста, положило начало новым технологическим про цессам, получившим позже общее название — фототехники. В се редине XIX в. развиваются фотомеханические способы изготов ления клише. Большой вклад в развитие этих способов внесли русские изобретатели С. Д. Лаптев, братья Анфиловы, П. Ф. Симоненко и др. В 40-х гг. нашего века был разработан способ однопроцессного травления клише. Для внедрения его в производ ство и создания отечественного оборудования много сделали ученые Украинского научно-исследовательского института поли графической промышленности.
В конце XIX в. возникла мысль о механическом гравирова нии клише. В 1882 г. русский механик-самоучка Н. И. Захаров построил первую машину для нарезания иглой штриховых клише. По этому поводу журнал «Техника» тогда писал: «Для воспроиз ведения любого рисунка его необходимо только нарисовать ас фальтовым лаком на вращающемся валике. По валику ходит пластинка с иглой, и там, где игла попадает на изолирующую поверхность лака, ток проходит через реле в главный электро магнит, который оттягивает резец назад, а когда иголка касается металлической поверхности, то ток проходит в другой электро магнит, и резец режет». Идеи, родившиеся у Н. И. Захарова, пройдя тяжкий путь испытаний и исследований, получили прак тическое промышленное применение в наше время.
В развитие электронно-гравировального способа изготовления клише большой вклад сделал талантливый советский изобрета тель Н. П. Толмачев. Начав свои опыты в 30-х годах с примитив ной модели, Николай Петрович в 1944 г. построил оригиналь ную машину, которая давала возможность изготовлять клише электрогравированием вполне удовлетворительного качества.
Сейчас электронно-гравировальные автоматы |
отечественного |
и иностранного производства работают во многих |
типографиях, |
успешно вытесняя трудоемкий и вредный процесс травления клише.
Глубокая печать зародилась также в XV в. К тому времени резьба по металлу широко применялась для изготовления раз личных украшений. Первая точно датированная печатная гравю ра, полученная резцом с углублением печатающих линий на ме таллической форме, относится к 1446 г. В 1513 г. появился новый способ — на пластине, покрытой лаком, процарапывался иглой рисунок, а затем пластинка травилась. Такая техника называет ся офорт (от французского форте — азотная кислота).
Талантливые русские мастера-художники довели резцовую гравюру и офорт до высокой степени совершенства. Так, Василий
51
избирательного смачивания п восприятия краски приобретают цинковые п алюминиевые пластины.
Процесс плоской печати с алюминиевых пластин получил на звание альграфия.
В конце XIX в. были изобретены способ офсетной печати и ротационные офсетные машины. Особенность офсета состоит в том, что, как уже сообщалось, изображение передается не непо средственно с формы на бумагу, а через передаточный офсетный цилиндр, обтянутый специальным резиновым полотном.
Уже в наше время для резкого увеличения тиражности офсет ных форм разработан ряд технологических вариантов изготовле ния биметаллических и трнметаллическпх форм, форм глубокого офсета и др.
3.
Развитие печати и полиграфии в России
Вплоть до XVI в. единственным способом изготовления и раз множения книг было их переписывание вручную. Это был тяже лый, изнурительный и долгий труд, над изготовлением одной кни ги монахи и переписчики сидели годами. Рукописные книги по этому были большой ценностью — их роскошно отделывали, за ключали в переплеты из дерева, обтянутого кожей, украшали орнаментом, снабжали застежками. На некоторые книги делали оклады из золота и серебра, украшали их драгоценными кам нями.
Георгий Скорина—первопе чатник славянских книг
(худ. А. С альков)
54
никаких документальных сведений о времени, месте выхода книг и лицах, принимавших участие в печатании, не сохранилось. Есть предположение, что эти книги, так же, как и «Апостол», были напечатаны при участии Ивана Федорова.
Наличие анонимных изданий позволяет думать, что в Москве существовала типография. Однако достоверных сведений об этой типографии мы не имеем.
В 1565 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец отпечатали еще одну книгу — «Часовник».
Переписчики рукописных книг, видевшие в книгопечатании подрыв своего ремесла, подстрекаемые духовенством, были озлоблены. Над первопечатниками нависла угроза разгрома ти пографии. Иван Федоров и Петр Мстиславец решили поискать счастья в других краях. В конце 1565 г. они ушли из Москвы, захватив с собой часть оборудования типографии. По предложе нию гетмана Ходкевича Иван Федоров и Петр Мстиславец орга низовали в Литве типографию и отпечатали несколько книг. По сле того, как Ходкевич решил закрыть типографию, Иван Федо ров ушел от него и долго скитался по чужим землям, пока не добрался до Львова. Во Львове он вновь организует типографию и в 1573—1574 гг. переиздает «Апостол». В этом же 1574 г. во Львове Иван Федоров напечатал еще одну небольшую книгу — Грамматику славянского языка. Это была первая печатная кни га, имевшая учебное, а не церковно-служебное назначение.
В 1580 г. И. Федоров переходит на службу к князю Острожскому (г. Острог), открывает типографию, печатает в ней не сколько богослужебных книг. Среди книг, напечатанных в Острожской типографии, наибольший интерес представляет «Биб лия».
Вскоре И. Федоров возвратился во Львов, где в тяжелой нуж де скончался 5 декабря 1583 г.
На плите, положенной на его могилу, были высечены слова: «Друкарю книг пред тым невиданных».
Значение деятельности Ивана Федорова огромно. Его заслуга в том, что он претворил в жизнь мысль о замене рукописного книгопроизводства механическим. Он сыграл огромную роль в распространении русской культуры, создал стиль русской печат ной книги, который долгое время сохраняли его продолжатели. Его усилиями была создана первая на Руси учебная книга, пред назначенная служить азбукой.
В 1909 г. на средства, собранные у населения, Ивану Федо рову в Москве был воздвигнут памятник.
После ухода из Москвы Ивана Федорова и Петра Мстиславца Московский Печатный двор сгорел. На месте сожженного Печатного двора по распоряжению Ивана Грозного была по строена типография, и в 1568 г. она возобновила работу. В 1611 г. типография вновь сгорела, но была восстановлена, а с 1614 г. она работает почти непрерывно до начала XX столетия.
57
Бумагу перед печатанием сильно увлажняли, после печата ния оттиски развешивали для просушки тут же в помещении. Использованный набор вынимали из стана, тщательно чистили, смывали с него краску и разбирали.
После печати часть книг поступала в переплет, другая же часть хранилась в тетрадях. Книги переплетали вручную и неко торые из них отделывали особенно тщательно — обрезы золоти ли, крышки покрывали кожей и сафьяном, делали на них разные украшения и снабжали застежками.
|
Русские |
люди, понимавшие роль |
и значение книгопечатания |
в |
развитии |
культуры и образования, |
неоднократно обращались |
с |
прошениями об открытии типографий. В начале X V I I I в. к Пет |
ру I обратился Лещинский с просьбой разрешить открыть част ную типографию в Сибири. Степан Коровин в 1725 г. обратился за разрешением открыть типографию в Петербурге. Правитель ство, боясь выпустить из своих рук инициативу руководства пе чатным словом, не давало разрешений на открытие частных типо графий. Так продолжалось до 1769 г., когда немцам Михелю и Гартунгу было разрешено открыть первую частную, или, как то гда говорили, вольную, типографию. Спустя три года открыл вольную типографию Вейтбрах. Вслед за этими двумя открылись типографии Новикова, Гиппиуса, Лопухина и др.
На развитие просвещения в России серьезное влияние оказала книгоиздательская деятельность Николая Новикова. В 1768 г. Новиков предпринял ряд изданий журналов и книг. В 1779 г. ему было предложено взять в аренду на 10 лет типографию Москов ского университета. Новиков принял предложение, и за короткое время университетская типография преобразовалась. Расшири лась и издательская деятельность университета. Вскоре органи зуется «Типографская компания». Душой этой организации стал Новиков.
Из года в год деятельность Новикова, как издателя, расширя лась, но преследования правительства Екатерины I I вынудили его в 1790 г. прекратить деятельность «Типографской компании».
В 1783 г. был издан указ, по которому разрешалось откры вать частные типографии наравне с фабричными заведениями. По этому указу завел у себя на дому типографию Александр Николаевич Радищев. В ней он напечатал свою книгу «Путеше ствие из Петербурга в Москву», призывавшую к революционной борьбе. Книга вызвала взрыв негодования в правящих кругах, возглавляемых Екатериной I I . Радищев был приговорен к смерт ной казни, замененной высылкой в отдаленные районы Сибири.
На |
рубеже X V I I I — X I X |
вв. начинают |
открываться |
одна за |
другой |
типографии: в Перми |
(1796), Уфе |
(1801), Пензе |
(1803), |
Петрозаводске и Пскове (1805), Казани, Харькове и других горо дах необъятной России.
Бурные политические события истории России XIX в. оказали сильное влияние на развитие издательской деятельности и поли-
60