Файл: Виноградов, Г. А. Полиграфическое производство. Введение в полиграфию учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автомат—наборщик

Княгининского.

Чертежи из заявки

на

при­

вилегию

изобретения:

 

 

 

 

вверху — о б щ и й вид

автомата,

внизу — конструктивные элементы

авто­

мата: / — перфолента,

2 — кодовая

система,

3 — электроосязатель,

или

счи­

тыватель,

4 — схема считывателя

 

 

 

 

48


Рисунки в течение 350 лет воспроизводились с форм, получен­ ных ручным гравированием на дереве (ксилография), линолеуме (линогравюра), металле и других материалах.

Открытие фотографии Дагерром и Ньепсом в 1839 г. и исполь­ зование приемов фотографии для воспроизведения иллюстраций, а позже и текста, положило начало новым технологическим про­ цессам, получившим позже общее название — фототехники. В се­ редине XIX в. развиваются фотомеханические способы изготов­ ления клише. Большой вклад в развитие этих способов внесли русские изобретатели С. Д. Лаптев, братья Анфиловы, П. Ф. Симоненко и др. В 40-х гг. нашего века был разработан способ однопроцессного травления клише. Для внедрения его в производ­ ство и создания отечественного оборудования много сделали ученые Украинского научно-исследовательского института поли­ графической промышленности.

В конце XIX в. возникла мысль о механическом гравирова­ нии клише. В 1882 г. русский механик-самоучка Н. И. Захаров построил первую машину для нарезания иглой штриховых клише. По этому поводу журнал «Техника» тогда писал: «Для воспроиз­ ведения любого рисунка его необходимо только нарисовать ас­ фальтовым лаком на вращающемся валике. По валику ходит пластинка с иглой, и там, где игла попадает на изолирующую поверхность лака, ток проходит через реле в главный электро­ магнит, который оттягивает резец назад, а когда иголка касается металлической поверхности, то ток проходит в другой электро­ магнит, и резец режет». Идеи, родившиеся у Н. И. Захарова, пройдя тяжкий путь испытаний и исследований, получили прак­ тическое промышленное применение в наше время.

В развитие электронно-гравировального способа изготовления клише большой вклад сделал талантливый советский изобрета­ тель Н. П. Толмачев. Начав свои опыты в 30-х годах с примитив­ ной модели, Николай Петрович в 1944 г. построил оригиналь­ ную машину, которая давала возможность изготовлять клише электрогравированием вполне удовлетворительного качества.

Сейчас электронно-гравировальные автоматы

отечественного

и иностранного производства работают во многих

типографиях,

успешно вытесняя трудоемкий и вредный процесс травления клише.

Глубокая печать зародилась также в XV в. К тому времени резьба по металлу широко применялась для изготовления раз­ личных украшений. Первая точно датированная печатная гравю­ ра, полученная резцом с углублением печатающих линий на ме­ таллической форме, относится к 1446 г. В 1513 г. появился новый способ — на пластине, покрытой лаком, процарапывался иглой рисунок, а затем пластинка травилась. Такая техника называет­ ся офорт (от французского форте — азотная кислота).

Талантливые русские мастера-художники довели резцовую гравюру и офорт до высокой степени совершенства. Так, Василий

51


избирательного смачивания п восприятия краски приобретают цинковые п алюминиевые пластины.

Процесс плоской печати с алюминиевых пластин получил на­ звание альграфия.

В конце XIX в. были изобретены способ офсетной печати и ротационные офсетные машины. Особенность офсета состоит в том, что, как уже сообщалось, изображение передается не непо­ средственно с формы на бумагу, а через передаточный офсетный цилиндр, обтянутый специальным резиновым полотном.

Уже в наше время для резкого увеличения тиражности офсет­ ных форм разработан ряд технологических вариантов изготовле­ ния биметаллических и трнметаллическпх форм, форм глубокого офсета и др.

3.

Развитие печати и полиграфии в России

Вплоть до XVI в. единственным способом изготовления и раз­ множения книг было их переписывание вручную. Это был тяже­ лый, изнурительный и долгий труд, над изготовлением одной кни­ ги монахи и переписчики сидели годами. Рукописные книги по­ этому были большой ценностью — их роскошно отделывали, за­ ключали в переплеты из дерева, обтянутого кожей, украшали орнаментом, снабжали застежками. На некоторые книги делали оклады из золота и серебра, украшали их драгоценными кам­ нями.

Георгий Скорина—первопе­ чатник славянских книг

(худ. А. С альков)

54

Древнейшим памятником русской книжной культуры, храня­ щимся сейчас в библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде, является «Остромирово Евангелие», переписанное в Киеве дьяком Григорием для новгородского посадника Остромира. Оно написано в 1056—1057 гг. на пергаменте и имеет вели­ колепную внешность, красочные заставки, инициалы, миниатюры. Художественное мастерство свидетельствует о том, что это не первая книга и что до появления «Остромирова Евангелия» рус­ ские мастера-писцы прошли большой путь.
Древних русских рукописных книг периода XI — XIV вв. сохра­ нилось мало — известно около 500 книг и 100 грамот. Большин­ ство ценнейших памятников рукописной книжной культуры утра­ чено во время пожаров и войн.
Несмотря на высокое мастерство в оформлении книги, пере­ писчики делали массу ошибок, изменяли и искажали текст. При каждом переписывании искажений становилось все больше.
Общее развитие культуры, расширение торговых связей и на­ чавшийся к XVI в. процесс объединения русских земель привели к тому, что рукописный способ не мог удовлетворить возросших потребностей в книге. Возникла настоятельная необходимость в новом способе изготовления клише.
Первые книги славянским шрифтом были напечатаны Швейпольтом Фиолем в 1491 г. в Кракове. Первая печатная книга на белорусском языке появилась в 1517 г. Ее издателем был извест­ ный белорусский просвети­ тель из г. Полоцка Георгий Скорина, который основал в Праге типографию. Вскоре Георгий Скорина перебрался в Вильнюс, захватив с собой из Праги шрифты и типог­ рафский станок. Здесь он ор­ ганизовал типографию, в ко­ торой было отпечатано не­ сколько книг славянским шрифтом.
Книгопечатание на Руси началось в XIV в. при Иване Грозном. Царь Иван IV стремился объединить раз­ розненные княжества в еди­ ное русское государство. Чтобы привлечь церковь на свою сторону, он считал не­ обходимым снабдить ее «правильными» книгами, т. е. книгами без ошибок. На Со­
боре в 1551 г. он указал на Иван Федоров—русский первопечатник
55

никаких документальных сведений о времени, месте выхода книг и лицах, принимавших участие в печатании, не сохранилось. Есть предположение, что эти книги, так же, как и «Апостол», были напечатаны при участии Ивана Федорова.

Наличие анонимных изданий позволяет думать, что в Москве существовала типография. Однако достоверных сведений об этой типографии мы не имеем.

В 1565 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец отпечатали еще одну книгу — «Часовник».

Переписчики рукописных книг, видевшие в книгопечатании подрыв своего ремесла, подстрекаемые духовенством, были озлоблены. Над первопечатниками нависла угроза разгрома ти­ пографии. Иван Федоров и Петр Мстиславец решили поискать счастья в других краях. В конце 1565 г. они ушли из Москвы, захватив с собой часть оборудования типографии. По предложе­ нию гетмана Ходкевича Иван Федоров и Петр Мстиславец орга­ низовали в Литве типографию и отпечатали несколько книг. По­ сле того, как Ходкевич решил закрыть типографию, Иван Федо­ ров ушел от него и долго скитался по чужим землям, пока не добрался до Львова. Во Львове он вновь организует типографию и в 1573—1574 гг. переиздает «Апостол». В этом же 1574 г. во Львове Иван Федоров напечатал еще одну небольшую книгу — Грамматику славянского языка. Это была первая печатная кни­ га, имевшая учебное, а не церковно-служебное назначение.

В 1580 г. И. Федоров переходит на службу к князю Острожскому (г. Острог), открывает типографию, печатает в ней не­ сколько богослужебных книг. Среди книг, напечатанных в Острожской типографии, наибольший интерес представляет «Биб­ лия».

Вскоре И. Федоров возвратился во Львов, где в тяжелой нуж­ де скончался 5 декабря 1583 г.

На плите, положенной на его могилу, были высечены слова: «Друкарю книг пред тым невиданных».

Значение деятельности Ивана Федорова огромно. Его заслуга в том, что он претворил в жизнь мысль о замене рукописного книгопроизводства механическим. Он сыграл огромную роль в распространении русской культуры, создал стиль русской печат­ ной книги, который долгое время сохраняли его продолжатели. Его усилиями была создана первая на Руси учебная книга, пред­ назначенная служить азбукой.

В 1909 г. на средства, собранные у населения, Ивану Федо­ рову в Москве был воздвигнут памятник.

После ухода из Москвы Ивана Федорова и Петра Мстиславца Московский Печатный двор сгорел. На месте сожженного Печатного двора по распоряжению Ивана Грозного была по­ строена типография, и в 1568 г. она возобновила работу. В 1611 г. типография вновь сгорела, но была восстановлена, а с 1614 г. она работает почти непрерывно до начала XX столетия.

57


Бумагу перед печатанием сильно увлажняли, после печата­ ния оттиски развешивали для просушки тут же в помещении. Использованный набор вынимали из стана, тщательно чистили, смывали с него краску и разбирали.

После печати часть книг поступала в переплет, другая же часть хранилась в тетрадях. Книги переплетали вручную и неко­ торые из них отделывали особенно тщательно — обрезы золоти­ ли, крышки покрывали кожей и сафьяном, делали на них разные украшения и снабжали застежками.

 

Русские

люди, понимавшие роль

и значение книгопечатания

в

развитии

культуры и образования,

неоднократно обращались

с

прошениями об открытии типографий. В начале X V I I I в. к Пет­

ру I обратился Лещинский с просьбой разрешить открыть част­ ную типографию в Сибири. Степан Коровин в 1725 г. обратился за разрешением открыть типографию в Петербурге. Правитель­ ство, боясь выпустить из своих рук инициативу руководства пе­ чатным словом, не давало разрешений на открытие частных типо­ графий. Так продолжалось до 1769 г., когда немцам Михелю и Гартунгу было разрешено открыть первую частную, или, как то­ гда говорили, вольную, типографию. Спустя три года открыл вольную типографию Вейтбрах. Вслед за этими двумя открылись типографии Новикова, Гиппиуса, Лопухина и др.

На развитие просвещения в России серьезное влияние оказала книгоиздательская деятельность Николая Новикова. В 1768 г. Новиков предпринял ряд изданий журналов и книг. В 1779 г. ему было предложено взять в аренду на 10 лет типографию Москов­ ского университета. Новиков принял предложение, и за короткое время университетская типография преобразовалась. Расшири­ лась и издательская деятельность университета. Вскоре органи­ зуется «Типографская компания». Душой этой организации стал Новиков.

Из года в год деятельность Новикова, как издателя, расширя­ лась, но преследования правительства Екатерины I I вынудили его в 1790 г. прекратить деятельность «Типографской компании».

В 1783 г. был издан указ, по которому разрешалось откры­ вать частные типографии наравне с фабричными заведениями. По этому указу завел у себя на дому типографию Александр Николаевич Радищев. В ней он напечатал свою книгу «Путеше­ ствие из Петербурга в Москву», призывавшую к революционной борьбе. Книга вызвала взрыв негодования в правящих кругах, возглавляемых Екатериной I I . Радищев был приговорен к смерт­ ной казни, замененной высылкой в отдаленные районы Сибири.

На

рубеже X V I I I — X I X

вв. начинают

открываться

одна за

другой

типографии: в Перми

(1796), Уфе

(1801), Пензе

(1803),

Петрозаводске и Пскове (1805), Казани, Харькове и других горо­ дах необъятной России.

Бурные политические события истории России XIX в. оказали сильное влияние на развитие издательской деятельности и поли-

60