Файл: Виноградов, Г. А. Полиграфическое производство. Введение в полиграфию учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прочно вошли в номенклатуру полиграфической продукции также изделия из бумаги и картона, при изготовлении которых используются печатные, брошюровочно-переплетные процессы, а также вырубка, биговка, резка и др. Это так называемые бе­

ловые товары — тетради и записные книжки, блокноты и

альбо­

мы, потребительская

бумага

и т. п.,— и картонажные изделия —

футляры, картонная

тара из

гладкого и гофрированного

карто­

на и пр.

 

 

 

Столь большое расширение ассортимента изделий полигра­ фической промышленности повлекло за собой появление новых видов отделочных процессов, часть из которых может применять­ ся и при изготовлении книжно-журнальной продукции для ее «облагораживания», увеличения прочности, улучшения внешнего вида и оформления (лакировка обложки, припрессовка пленок и др.), а часть является специфической для особых видов про­ дукции (бронзирование, вырубка, гуммирование и др.).

Производство многих особых видов продукции осуществля­ ется на строго специализированных фабриках цветной печати, беловых товаров, картографических, обойных, полиграфических (упаковки, этикетки и картонажные изделия) и т. п. Однако не­ малое количество современных полиграфических предприятий, наряду с книжно-журнальной продукцией, выпускает изобрази­ тельную продукцию и бланки, беловые товары и упаковки, эти­ кетки, шильды и другие виды продукции.

Задача данной главы дать общее представление об особенно­ стях производства различных видов полиграфической продук­ ции и о некоторых специальных отделочных процессах.

2.

Листовая продукция

Листовой продукцией называют все печатные издания, не подвергающиеся в дальнейшем фальцовке и брошюровке, т. е. выпускаемые в виде отдельных листов любого формата. К листо­

вой

продукции должны быть отнесены репродукции

с картин;

плакаты

и афиши — текстовые или графические,— предназначен­

ные

для

расклейки; плакаты — наглядные

пособия,

используе­

мые

в процессе обучения людей; листовки,

открытки

(почтовые

карточки с художественным изображением или без него) и неко­ торые другие виды изделий.

По приведенному выше определению к листовой продукции могут быть также отнесены многие виды бланков, билетов, этике­ ток, географических и других карт и даже обоев и декора­ тивных бумаг. Однако в связи со специфическими особенно­ стями перечисленных видов продукции они выделяются в особые группы.

Листовая продукция изготовляется всеми способами печати — высокой, глубокой, офсетной и особыми, имеющими свои специ-

235


фические особенности. Принципиального отличия в технологии изготовления листовой продукции и книжно-журнальной, рас­ смотренного выше, нет. Изготовление форм текстовых и иллю­ страционных может отличаться только форматом — часто пла­ каты и афиши имеют формат целого бумажного листа или даже больше 2—4 листа, иногда, наоборот, формат достаточно мал (открытки), и на листе печатается сразу несколько одинаковых или разных сюжетов.

Многие виды листовой продукции — это многокрасочные изда­ ния с односторонней печатью. Для текстовых плакатов и афиш набор выполняется шрифтами крупных кеглей (до 10—15 кв.), чтобы текст, точнее, его основные строки, могли читаться на большом расстоянии.

При изготовлении репродукций с художественных произведе­ ний особое значение приобретает процесс их фотографирования, который выполняется с помощью специальной аппаратуры не­ посредственно в музеях. В настоящее время, как правило, такую съемку выполняет издательство, представляющее в типографию цветные диапозитивы — слайды (иногда даже цветоделенные), с которых затем и изготовляются печатные формы.

Печатание листовой продукции способом высокой печати про­ изводится на плоскопечатных или листовых ротационных маши­ нах, а с гибких форм высокой печати и способами глубокой и офсетной печати на односторонних листовых одно- и многокра­ сочных машинах и ролевых машинах с листовым выкладом.

Все более широкое распространение получает печать произ­ ведений искусства на специальных сортах тканей офсетным спо­ собом. Особенность процесса заключается в дополнительной пе­ чати грунта на тканях, используемых для этих целей, что позво­ ляет передать фактуру полотна живописной картины и прибли­ жает репродукцию к подлиннику.

Разработан также метод нанесения мазков краски, имеющих ощутимый рельеф на живописных картинах. Это еще более улуч­ шает художественный эффект от репродукции.

Подобные репродукции, обрамленные в раму, оставляют у зрителя впечатление подлинника.

При изготовлении художественных открыток разными спосо­ бами печати их оборот (для письма) обычно печатают высокой печатью с резиновых форм или офсетом.

Отделка большинства видов листовой продукции заключает­ ся лишь в разрезке (открытки, афиши малого формата) и под­ резке краев (плакаты, репродукции и др. на полный формат листа). Открытки и наглядные пособия часто выпускаются комп­ лектами в обложке или папке. В этом случае необходима комп­ лектовка (подбор), изготовление папок и укладка в обложку или папку. Для комплектовки открыток разработаны специаль­ ные машины, комплектовка больших плакатов — наглядных по­ собий — выполняется вручную.

236


и картосхемы внутри книги или журнала изготовляют способом высокой печати, как обычные штриховые или цветные иллю­ страции.

Составительский оригинал карты, полученный в результате научных изысканий, экспедиций и съемки на местности, непо­ средственно для издания непригоден, по нему должен быть из­ готовлен издательский оригинал.

Издательский оригинал карты — это копия составительского оригинала, оформленная с высоким графическим качеством в принятых условных знаках и пригодная для фотомеханического воспроизведения.

Составительский оригинал фотографируют с нужным умень­ шением или увеличением до масштаба издаваемой карты. С не­ гатива изготовляют печатную форму и получают оттиски на чер­ тежной бумаге синей краской, так называемые «синие копии». Синяя (голубая) краска выбрана потому, что при дальнейшем фотографировании она не будет воздействовать на светочувстви­ тельный слой, и линии, не нужные на данной форме и не обве­ денные тушью, исчезнут.

Синие копии наклеиваются на твердый материал — листы алюминия или пластмассы по числу красок, установленных для печатания данной карты. Так как цвет на карте в подавляющем большинстве случаев играет роль условных обозначений, яв­ ляется частью условного языка карты (например, синий цвет ис­ пользуется для обозначения морей, озер и рек, а оттенок этого цвета показывает глубину водоемов), карта, как правило, не может быть отпечатана в 4 краски. Многие карты печатаются в 10, 12 и даже 15 красок. Работники картографии стремятся к уменьшению числа красок, необходимых для печатания, так как это снижает расходы. Существуют методы печатания карт по принципу многокрасочных репродукций (4 краски), однако они еще не удовлетворяют всем требованиям, предъявляемым к картам.

Картограф на «синих копиях» прорабатывает все элементы карты и расчленяет изображение на краски, обводя или заливая тушью на каждом планшете только те элементы, которые необ­ ходимы для данной краски. Комплект планшетов и служит изда­ тельским оригиналом.

В последние годы при издании карт применяются планшеты на прозрачной пластмассовой основе, в результате работы кар­ тографа в этом случае получается готовый комплект цветоделенных диапозитивов. Таким образом, редакционный процесс под­

готовки оригинала карты

и процессы изготовления печатных

форм или «заготовок» для

печатных

форм переплетаются друг

с другом.

 

 

 

Любая карта имеет надписи, которые являются одним из важ­

нейших элементов содержания карты. Надписи на картах

(кро­

ме контурных) занимают

большую

площадь и всегда

имеют

238


очень сложное расположение. Кроме того, рисунок и кегль шриф­ та являются одним из важнейших условных обозначений. Шриф­ товая часть карты, как правило, выполняется на одном план­ шете, подготавливаемом для черной краски. Оттиски или диа­ позитивы всех надписей готовятся заблаговременно с помощью типографского машинного или ручного набора, а также, что, без­ условно, лучше, с помощью фотонаборных установок. Подготовка планшета с текстом — одна из наиболее сложных и трудоемких операций картоиздательского процесса.

Необходимость очень точной приводки красок и передачи часто тончайших оттенков разных цветов предопределяет осо­ бые требования к качеству исполнения фоторепродукционных, формных и печатных процессов. Печатание карт выполняется на особой картографической бумаге — высокосортная плотная и прочная бумага, малодеформируемая при смачивании. Бумага обязательно подвергается предварительной акклиматизации в условиях печатного цеха; в помещениях подготовки бумаги и в печатных цехах необходимы установки кондиционирования воз­ духа.

Для печатания карт используются также специальные кар­ тографические краски марок К и КО — офсетные краски разных оттенков с повышенной скоростью закрепления, увеличенной ин­ тенсивностью цвета.

При использовании стандартных офсетных красок их предва­ рительно смешивают до получения нужных оттенков. Краску всегда готовят на полный тираж карты.

При печатании карт большого формата, изготовляемых на отдельных листах, необходимо каждой краской последовательно отпечатать все листы.

Очень большое значение имеет правильность выбора после­ довательности наложения красок. Обычно принято штриховые элементы печатать перед полутоновыми или фонами, светлые краски кладут раньше темных, учитывают печатно-технические свойства красок, форму с текстом лучше всего печатать по­ следней.

Часто одна карта печатается на разных языках, для чего изготовляют сменные текстовые формы. Чтобы исключить воз­ можные ошибки, обычно для каждого языка устанавливают свою боковую приводку бумаги путем перестановки боковых упоров на накладном столе или в самонакладе.

Есть своя специфика и в отделочных процессах картогра­ фического производства. Листовые карты обрезают и разрезают: многолистные — особым образом обрезают, склеивают и фаль­ цуют, учебные карты наклеивают на марлю, атласы изготовля­ ют в виде книг и брошюр различного формата, часто с особой фальцовкой каждой карты.

239


4.

Нотопечатание

Нотные издания отличаются от книжных только методами изготовления форм. Печатные (способами высокой, глубокой и офсетной печати) и брошюровочно-переплетные процессы такие же, как при изготовлении книг и брошюр.

Еще совсем недавно применяли нотный набор из литер, имеющих очко не только нотного знака, но и так называемого нотного стана (пять параллельных линий). Таким образом, каж­ дый нотный знак должен был изготовляться в таком количестве вариантов, сколько положений он мог иметь на нотном стане. Касса для комплекта нотных литер содержала более 380 ячеек. Это был трудоемкий ручной процесс, к тому же не обеспечи­ вающий качества (заметные перерывы линеек нотного стана). В настоящее время нотный набор в СССР не применяют. Наи­ большее распространение сейчас имеет гравирование нот. На полированной цинковой пластине нужного формата производят разметку, специальным резцом с пятью режущими кромками гравируют нотные станы, а затем в соответствии с рукописным оригиналом при помощи комплекта пуансонов наносят нотные знаки. Пуансон ставят на пластину и ударяют по нему молот­ ком. На пластине получается углубленное изображение нужно­ го нотного знака. Это также трудоемкий ручной процесс, тре­ бующий высокой квалификации нотогравера. В последнее вре­ мя находит применение новый способ набора музыкальных произведений с использованием принципов фотонабора. Нотные знаки в полном ассортименте и значительного размера белой краской нарисованы на тонких пластинах черного цвета. Набор музыкальных строк осуществляется на доске путем расклады­ вания нотных знаков. Нотные знаки закрепляются на доске си лой электромагнита, помещенного под доской по всей ее пло­ скости.

Всвою очередь доска служит оригиналодержателем в фото­ репродукционном аппарате. Набор музыкального произведения репродуцируется, а пленка, после соответствующей обработки, используется для изготовления высокой (клише), офсетной или глубокой печатной формы.

Вжурналах и книгах нотные произведения, занимающие не более одной полосы, изготовляют фотографированием рисован­

ного оригинала с использованием негатива

при

получении

фор­

м ы — штрихового клише или диапозитива

для

монтажа

фото­

форм офсетной или глубокой печати.

 

 

 

5.

 

 

 

Производство обоев и декоративных бумаг

 

 

 

Обои и декоративные бумаги печатаются на специальных ма­ шинах с применением высокого и глубокого способов печати, а также трафаретной печати и флексографии.

240