Файл: Веселовский, И. Н. Николай Коперник, 1473 - 1543.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

схема рефрактора уже к 1640 г. стала основной в астрономических наблюдениях.

Во времена Кеплера жил и творил еще один круп­ нейший ученый-коперниканец, философ, физик и астроном, итальянец Галилео Галилей. Он родился в 1564 г., готовился к деятельности врача в Пизан­ ском университете, но несоответствие научных инте­ ресов выбранной профессии вынудило его оставить университет до его окончания. Вскоре после этого, в 1589 г., он становится профессором математики в том же университете, а с 1592 г.— в Падуе. Рабо­ тая в Падуе, Галилей открывает законы падения тя­ желых тел, изобретает термоскоп, несколько позже строит телескоп и обогащает астрономию своими от­ крытиями. Здесь же он разрабатывает физическую и философскую аргументацию в пользу системы Копер­ ника, но это происходит позже.

Только в 1609 г. вышло первое печатное произве­ дение Галилея — наставление по применению про­ порционального циркуля в военном деле. К тому времени 42-летний профессор Падуанского универ­ ситета был уже известен в научных кругах.

В марте 1610 г. увидел свет еще один его труд под названием «Sidereus nuntius» — «Звездный вестник». Вряд ли когда-либо в одном произведе­ нии сообщалось столько сенсационных астрономиче­ ских сведений, сделанных к тому же буквально в течение нескольких ночных наблюдений в янва­ ре — феврале того же 1610, г.

Узнав об изобретении телескопа и располагая не­ плохой собственной мастерской, Галилей изготовляет несколько образцов зрительных труб, раз от раза улучшая их качество. В ночь на 7 января 1610 г. одну из таких труб он направляет на небо. То, что он увидел там — лунный пейзаж, горные цепи и вер­ шины, бросавшие тени, долины и моря,— уже при­ водило к мысли о том, что Луна похожа на Зем­ лю,— факт не в пользу религрозных догм и учения Аристотеля об особом положении Земли среди не­ бесных тел. Млечный путь он увидел состоящим из отдельных бесчисленных звезд. Возле Юпитера заме­ тил маленькие звездочки (сначала три, затем' еще одну), которые уже на следующую ночь изменили

400

излополучное предисловие Осиандера, которое хотя

ипротиворечило всему содержанию книги, служило своеобразной маскировкой, сбивавшей с толку пап­

ских цензоров.

Однако уже процесс над Джордано Бруно внес яс­ ность: коперниканское учение несовместимо с догма­ ми Священного писания, и вскоре, в 1616 г., книга Коперника официально вносится в «Список запре­ щенных книг». Примерно в это же время Галилей получает предупреждение о недопустимости пропа­ ганды коперникаиизма. Тем не менее в 1632 г. он выпускает свое знаменитое произведение «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой». По цензурным соображениям Гали­ лей вынужден проявлять осторожность: книга напи­ сана в форме диалога между двумя сторонниками Коперника и одним приверженцем Аристотеля и Птолемея, причем каждый из собеседников старает­ ся понять точку зрения другого, допустив ее спра­ ведливость. В предисловии Галилей вынужден за­ явить, что, поскольку учение Коперника противно святой вере и запрещено, он вовсе не является его сторонником и в книге теория Коперника только обсуждается, а не утверждается. Но ни предисло­ вие, ни форма изложения не могли скрыть истины: догмы аристотелевской физики и птолемеевской астрономии терпят здесь такой очевидный крах, а тео­ рия Коперника настолько убедительно торжествует, что вопреки сказанному в предисловии личное отно­ шение Галилея к учепию Коперпика и его убежден­ ность в справедливости этого учения не вызывают сомнений.

Правда, из изложения вытекает, что Галилей все еще верил в равномерное и круговое движение пла­ нет вокруг Солнца, т. е. не сумел оценить и не принял кеплеровых законов движения планет, а так­ же не согласился с предположениями Кеплера отно­ сительно причин возникновения приливов и отливов (притяжение Луны!), развив взамен собственную теорию этого явления, оказавшуюся неверной.

Хотя «Диалоги» и вышли с разрешения цензуры, церковь быстро спохватилась — сочинения Галилея попали в «Список запрещенных книг», а его самого,

402



торой не осталось бы места ни церковным, ни пери­ патетическим догмам. Церкви же этот процесс нанес непоправимый ущерб.

Предполагалось, что после процесса Галилей будет заключен в тюрьму, но впоследствии это Наказание было заменено домашним арестом под надзором агентов инквизиции, в присутствии которых он и умер в 1642 г.

После Кеплера и Галилея развитие естествозна­ ния и математики продолжалось со все возрастаю­ щей интенсивностью. В трудах многих ученых раз­ вивались основные положения механики, математики переменных величин, получила развитие высказы­ вавшаяся в самом общем виде еще Коперником идея тяготения. Но для дальнейшего развития гелиоцент­ рической теории особое значение имели работы зна­ менитого английского математика, физика, оптика, астронома и философа Исаака Ньютона (1643— 1727), родившегося через 100 лет после смерти Ко­ перника.

Обобщив результаты исследований Кеплера, Гали­ лея и других своих предшественников, Ньютон в 1687 г. в своем главном труде «Математические на­ чала натуральной философии» сформулировал основ­ ные понятия и принципы классической механики — закон инерции, закон изменения количества движе­ ния, закон равенства действия и противодействия — и применил их к теории движения тел. Здесь же он излагает свое учение о всемирном тяготении, доказывает, что любые два тела во Вселенной при­ тягиваются друг к другу с силой, прямо пропорцио­ нальной их массам и обратно пропорциональной квад­ рату расстояния между ними. С помощью зако­ на всемирного тяготения Ньютон дает динамический вывод законов движения планет Кеплера, показы­ вает, что траекториями движений небесных тел мо­ гут быть не только эллипсы, но и любые другие конические сечения, распространяет обобщенные за­ коны движения небесных тел на кометы. Закон все­ мирного тяготения позволил Ньютону не только вы­ вести законы Кеплера, но и объяснить основные от­ ступления от них, обнаруживающиеся при наблюде­ ниях: так, для Луны он смог объяснить явления

404

вариации, попятного движения узлов, годичного и параллактического неравенств. Он объяснил также явления прецессии, сжатия Юпитера, разработал теорию фигуры Земли.

Значительным вкладом Ньютона в развитие астро­ номии была также предложенная им конструкция зеркального телескопа — рефлектора. Для наблюда­ тельной астрономии это было важным техническим усовершенствованием, значительно повысившим ка­ чество изображений, так как линзы рефракторов, изготовлявшиеся вручную и к тому же из неподходя­ щих сортов стекла, давали темное и неотчетливое изображение.

После открытий Кеплера, Галилея и Ньютона факт движения Земли уже не вызывал сомнений у образованных людей.

Но попытки измерения звездных параллаксов про­ должались уже не столько с целью прямого дока­ зательства движения Земли, сколько для определе­ ния расстояний от Земли до звезд. И хотя с совер­ шенствованием оптических астрономических инстру­ ментов точность наблюдений постоянно возрастала, параллакс еще долго обнаружить не удавалось. Однако при очередной попытке его обнаружить англичанину Джемсу Брадлею (1692—1762) удалось в 1726 г. открыть явление аберрации света, вызы­ вавшееся тем, что скорость распространения света конечна и, согласно законам физики, скорость света, приходящего от звезды, складывается по правилу параллелограмма со скоростью движения Земли по орбите. Это открытие и стало первым физическим доказательством орбитального движения Земли.

Дальнейшие исследования в этом направлении привели к выводу, что малость звездных параллак­ сов, которые все еще не удавалось обнаружить, сви­ детельствует об огромном удалении звезд от Солнеч­ ной системы. Но тогда из фотометрических сообра­ жений следовал вывод: действительная яркость звезд сравнима с яркостью Солнца, т. е. Солнце — одна из бесчисленных звезд.

К концу XVIII в. было обнаружено довольно много звездных пар, у которых составляющие их звезды сильно различались блеском. При попытках


косвенного определения Звездного параллакса нз предположения, что более близкая из этих звезд будет иметь значительно больший параллакс, чем более удаленная, и разность параллаксов может быть обнаружена при измерении угловых расстоя­ ний между этими звездами, английский астроном Уильям Гершель в 1803 г., после исследований, про­ должавшихся четверть века, пришел к выводу, что в большинстве таких пар имеет место движение орбитального типа физически связанных между со­ бой звезд. Это подтвердило универсальность закона всемирного тяготения Ньютона.

И все же метод косвенного определения звездно­ го параллакса измерением угловых расстояний ярких звезд от слабых в конце концов привел к успеху: в конце 30-х годов XIX в. звездные параллаксы были обнаружены почти одновременно в трех местах.

Первым

сообщил

о

параллаксе

яркой

звезды Веги

(а Лиры) в 1837

г.

русский ученый

В. Я. Струве,

измеривший его в Дерпте

(ныне Тарту). В 1838 г.

Ф. Бессель в Кенигсберге

(ныне Калининград) из­

мерил

параллакс

 

звезды

61

созвездия Лебедя,

а в 1839 г. ~Т. Гепдерсон в Капштате

(пыпе Кейп­

таун) параллакс яркой звезды а Центавра в южном полушарии.

Наиболее близкой к нам оказалась а Центавра, по и ее уточненный параллакс равен всего 3At се­ кунды, что соответствует расстоянию, в 280 тысяч раз большему, чем расстояние от Земли до Солнца, свет от этой звезды идет до Земли 4,3 года!

Что касается доказательств суточного, т. е. осево­ го, движения Земли, то одно из них, предсказанное Ньютоном на основе законов механики — центробеж­ ная сила растягивает Землю по экватору и сплю­ щивает у полюсов,— было подтверждено во второй половине XVIII в. при измерениях длины градуса земного меридиана в северной части и близ эква­ тора, а второе, также предсказанное Ньютоном — от­ клонение падающих тел к востоку,— в 1791 г. в опы-

Памятник Копернику в Варшаве работы датского скульптора Торвальдсена (1830)

407


тах итальянского ученого Д. Гильемини. Наиболее наглядно и убедительно это явление иллюстрируется свободно подвешенным маятником, который сохра­ няет неизменным направление плоскости колебаний, в то время как земной шар под ним поворачивает­ ся. Этот опыт был впервые продемонстрирован ши­ рокой аудитории французским физиком Л. Фуко в парижском Пантеоне.

В настоящее время явление вращения Земли ши­ роко используется на практике в морской и аэрона­ вигации при устройстве гирокомпасов.

Так поиски прямых доказательств орбитального и осевого движения Земли привели ко многим откры­ тиям, чрезвычайно важным и интересным не только для науки и техники вообще, для астрономии в частности, но и для установления правильного науч­ ного мировоззрения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хотя имя Коперника давно стало символом пере­ дового в науке, церковь еще долго боролась с рас­

пространением его

учения. Только после 1822 г.

«De Revolutionibus»

перестало упоминаться в ва­

тиканском «Списке запрещенных книг» — через сот­ ни лет после открытий Кеплера, Галилея и Ньюто­ на, подтвердивших и развивших новое учение, после открытия прямых физических доказательств орби­ тального и суточного вращений Земли.

Последнее испытание на долю теории Коперника выпало уже в наше время, после установления прин­ ципа относительности. В самом деле, революцион­ ным нововведением Коперника был переход от си­ стемы отсчета с началом в центре Земли к системе отсчета с началом (в трактовке Ньютона) в центре инерции Солнечной системы. А так как согласно принципу относительности безразлично, к какой си­ стеме отсчета следует относить наблюдаемое дви­ жение, стали раздаваться голоса о том, что с точки зрения выбора начала отсчета системы Коперника и Птолемея вполне равноправны. Появились даже высказывания, что результаты известного опыта Майкельсона, поставленного с целью измерения влияния движения Земли на скорость света и не обнаружившего этого влияния, следует считать дока­ зательством неподвижности Земли.

Дело в том, что теорема Кориолиса (согласно ко­ торой при движении тела во вращающейся системе отсчета действует дополнительная сила инерции и на основании которой выводятся дифференциальные уравнения относительного движения) с точки зре­ ния кинематики применима ко всяким системам от-

409