Файл: Эстеров, Я. Х. Буровзрывные работы на транспортном строительстве учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

через которую пропускают стальной канат для подвески рабочего пол­ ка (рис. 182).

Рабочий полок, с которого производят обуривание восстающего забоя, перед взрыванием опускают вниз и отводят в сторону для пре­ дохранения от повреждения взорванной породой.

В породах с коэффициентом крепости f = 6-4-7 может быть про­ бурена при помощи сбоечно-буровой машины СБМ-Зу центральная

. скважина диаметром 390 мм (прямым ходом—снизу вверх), а при по­ следующем разбуривании (сверху вниз) диаметр ее доводят до 850 мм. Такая скважина создает вторую обнаженную поверхность, облегчая работу врубовых шпуров, и служит породоспуском на ниж-. ний горизонт, откуда порода грузится породопогрузочной машиной на подземный транспорт и выдается на поверхность. Если породоспуск оборудован бункером с секторным затвором, то порода грузится непо­ средственно в транспортные средства (рис. 183).

Для проходки ствола применяют проходческий комплекс КПВ-1 (рис. 184). При помощи этого комплекса по оси будущего ствола про-

Рис. 180. Схема рас­ положения и оче­ редность взрывания шпуровых зарядов при проходке ство­ ла шахты (цифры около устья шпу­ ров показывают последовательность их взрывания); а — угол падения

пластов

287

г

 

1

ходят восстающую выработку сечением 2 X

0,96

 

X2 м, затем расширяют ее до проектных раз­

0,92 V

} : :

 

меров ствола, разрабатывая породу сверху

 

вниз, используя пройденную восстающую

 

 

 

0,85

 

 

выработку как породоспуск. В забое вос­

0,89

 

 

стающей выработки бурение шпуров произ­

 

 

водят телескопными перфораторами ПТ-45

 

 

 

0,80

 

 

с рабочего полка, который поднимают по

0,76

' 1

 

постепенно наращиваемым звеньям (секци­

 

 

ям) монорельса, укрепляемого на анкерах

072 О

1

а

20 90 ВО

к стенке выработки.

Рис. 181. График изменения

Для

подъема и спуска людей, подачи

инструмента и

материалов

используют

коэффициента g уменьшения

заряда (КУЗ) в зависимости

людскую кабину. После бурения и заря­

от угла а падения пластов

жания

забоя,

выполняемых

с рабочего

 

полка,

последний вместе с кабиной спус­

кают вниз и отводят в сторону. Оставшиеся звенья монорельса прикрывают защитным козырьком для предохранения от повреждения при взрыве.

Порода из взорванного забоя падает вниз и породопогрузочной ма­ шиной ПНБ-ЗК грузится в оборудованные газоочистителями само­ свалы, которые транспортируют ее в отвал.

Рис. 182. Схема проходки сле­

Рис. 183. Схема проходки ствола

пого ствола шахты восстающим

сверху вниз при помощи централь­

 

забоем:

 

 

ной

породоспускной

скважины

1 — подошва выработки

верхнего гори­

 

 

большого

диаметра:

 

зонта; 2 — лебедка;

3 — скважина; 4

1 — подошва выработки верхнего гори­

металлический

канат;

5 — подвесной

зонта; 2 — слепой

ствол;

3 — породо­

проходческий

полок;

6 — слепой ствол;

спускная

скважина

большого диамет­

7 — положение полка

перед

взрыванием

ра;

4 — кровля выработки нижнего

го­

шпуровых зарядов в забое;

8 — подош­

ризонта;

5 — бункер с секторным

за­

ва выработки нижнего горизонта *

 

твором; 6 — состав

вагонеток

 

2 8 8


При расширении ств ола до проектных размеров порода также сбра­ сывается вниз, где подбирается породопогрузочной машиной и грузит­ ся на самосвалы.

Удельные расходы шпуров, установленные (СНиП IV-13) для про­ ходки вертикальных выработок, приведены в табл. 27.

При проходке стволов шахт в крепких и очень крепких породах, а также при больших притоках воды в качестве ВВ рекомендуется

применять

скальный

аммонит № 1, удельный

расход которого ука­

зан в табл.

28.

,

-

Рис. 184.. Схема скоростного сооружения ствола шахты с применением проход­ ческого комплекса КПВ-1:

/ — людская

кабина;.

2 — рабочий

полок;

3 — защитный

козырек;

4 — секции

монорельса;

5 — анкера крепления

монорельса;

6 — шланги

для подачи сжатого

воздуха

и

воды; 7 — по­

садочная площадка с, лестницей;

5 — газоанализатор;

9 — магистральный

воздухопровод;

10 — шланговая лебедка; 11 — ограждение,,

предупреждающее развал породы;'

12— взорван­

ная

порода;

13 — породопогрузочная машина

ПНБ-Зк;

14 — кузов

автосамосвала МАЗ-503

 

 

с газоочистителем; 15 — вентиляционный трубопровод

 

 

Ю

Зак. 849

 

 

 

 

 

 

 

 

289


 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

27

Площадь поперечного сечения

Удельный расход шпуров, м,

на 1

м3 пород групп

 

 

 

 

 

 

 

 

тлпяйпткы R ПППУПЯКР'м2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV

V

VI и VII

VIII

IX

X

XI

Менее

20 ..........................................

1,12

1,52

1,80

2,10

.2,25

2,37

2,61

От 20 до 40 ..................................

0,82

1,03

1,26

1,55

1,60

2,02

2,18

Более

4

0 .........................................

0,48

0,80

1,07

1,35

1,40

1,76

1,97

Т а б л и ц а 28

Группа пород

Коэффициент

Удельный расход ВВ, к г /м 3, при площади попереч­

крепости пород

ного

сечения ствола,

м2

по СНиП IV- 13

по М. М. Про-

 

 

 

 

 

 

 

тодьяконову

До 20

20 — 40

Более 40 *

 

 

 

 

III

и IV

 

1 , 5

1 , 2 4 / 1 , 0 0

0 , 9 1 / 0 , 7 3

0 , 5 3 / 0 , 4 2

VI

V

 

3 — 4

1 , 7 0 / 1 , 3 6

1 , 1 5 / 0 , 9 2

0 , 9 0 / 0 , 7 2

и VII

 

5 - 8

2 , 0 0 / 1 , 6 0

1 , 4 0 / 1 , 1 2

1 , 2 0 / 0 , 9 6

 

VIII

 

8 — 10

2 , 3 5 / 1 , 8 8

1 , 7 5 / 1 , 4 0

1 , 5 0 / 1 , 2 0

 

IX

 

10— 12

2 , 8 0 / 2 , 2 4

2 , 2 0 / 1 , 7 6

1 , 9 5 / 1 , 5 6

 

X ,

 

12— 16 '

3 , 3 0 / 2 , 6 4

2 , 7 0 / 2 , 1 6

2 , 4 5 / 1 , 9 6

 

XI

1 6 - 2 0

3 , 6 5 / 2 , 9 2

3 , 0 5 / 2 , 4 4

2 , 7 5 / 2 , 2 0

П р и м е ч а н и е .

Удельные расходы ВВ указаны дробью;

в числителе—для патронов

диаметром 32 — 36 мм,

в знаменателе —для патронов диаметром

45 мм.

 

Техника выполнения взрывных работ и меры безопасности при их производстве

Заряжание шпуров является весьма ответственным процессом, от тщательного и правильного выполнения которого зависят не только результаты взрыва, но и эффективность и безопасность всех последу­ ющих операций проходческого цикла. В соответствии с требованиями Единых правил безопасности при взрывных работах на проходке и уг­ лублении стволов шахт и шурфов разрешается взрывание зарядов только электрическим способом или детонирующим шнуром, а в сухих

ивлажных забоях также и электроогневым способом.

Вподавляющем большинстве случаев проходку стволов ведут в условиях более или менее значительных притоков воды в. забой. По­ этому все операции по заряжанию и взрыванию шпуров в таких забоях необходимо выполнять в строго последовательном порядке и прежде всего проверить соответствие пробуренных шпуров утвержденному паспорту буровзрывных работ.

Паспорт должен включать схему расположения шпуров (рис. 185) в двух или трех проекциях, наименование выработки, площадь ее по­ перечного сечения, наименование и характеристику пород, наимено­ вание применяемых ВВ, направление каждого шпура относительно поверхности забоя, величину зарядов, длину забойки, очередность

290


и способ взрывания (степени замедления электродетонаторов), ожи­ даемые результаты взрыва, в том числе коэффициент использования шпура, подвигание забоя за один взрыв, объем взорванной породы, удельные расходы ВВ и бурения шпуров на 1 м3 породы. -

Каждый шпур после окончания бурения ца заданную глубину не­ обходимо продуть и закрыть деревянной пробкой, верхний торец ко­ торой окрашен в яркий цвет.

Перед заряжанием забой ствола шахты должен быть приведен в со­

ответствующий порядок: закончено временное

крепление, убраны

и надежно защищены инструмент и механизмы и т.

п.

После тщательной проверки шпуров перед заряжанием необходимо с целью удаления породной мелочи и воды вторично продуть шпуры сжатым воздухом с применением трубки-продувалки, снабженной воз­ душным краником. Следует убедиться в наличии необходимого количе­ ства забоечного материала (забойки), заготовленного из смеси песка и глины (соответственно 3 : 1 или 5 : 1) в виде пыжей длиной 100— 150 мм и диаметром на 5—6 мм меньше диаметра шпура.

Рис. 185. Схема расположения шпуров в забое ствола шахты, прилагаемая к пас­ порту буровзрывных работ (цифры указывают последовательность взрывания шпуров)

10:

291


Патроны ВВ следует вводить в шпуры по одному, убеждаясь каж­ дый .раз в плотном прилегании их к ранее посланным. При наличии воды в забое и быстром заполнении ею шпура должны быть приняты меры, предупреждающие всплывание патронов. В таких случаях заряд рекомендуется заранее монтировать на тонких деревянных план­ ках (дранке) с введением в боевики электродетонаторов. Смонтиро­ ванные таким образом заряды вводят в шпур одновременно с неболь­ шим пыжом из забоечного материала, придавливают его забойником, заклинивая их для предотвращения всплывания.

Провода электродетонаторов должны иметь прочную и водоне­ проницаемую изоляцию, все соединения проводов должны быть под­ няты выше уровня воды. Применение забойки —обязательное требо­ вание, обеспечивающее высокую эффективность взрыва. В случае большого притока в забой воды ее можно использовать как забойку, если толщина слоя ее к моменту взрывания будет не менее 60—80 см.

При электровзрывании зарядов на проходке стволов шахт слрдует соблюдать особую осторожность и исключить воздействие блуждающих токов и токов утечки из силовых и осветительных сетей.

При проходке восстающих с применением проходческого комплек­ са КПВ-1 последний должен быть оборудован автоматическим эк­ сцентриковым ловителем, ручным эксцентриковым тормозом и предо­ хранительной цепью для подвески полка к монорельсу во время буре­ ния шпуров. При работе с проходческим комплексом необходимо вы­ полнять следующие требования: к работе на нем допускают только лиц, прошедших специальное обучение и сдавших экзамен на право работы на КПВ-1; при подъеме полка после взрыва следует тщательно осматривать крепление секций монорельса; после подъема произвести

сборку боков

кровли забоя, при этом один рабочий,

производящий

сборку, должен находиться на рабочей платформе,

а второй в это

время должен

быть в кабине. Расстояние от платформы до забоя не

должно превышать 2,5 м.

 

Перед спуском вниз после сборки забоя или окончания бурения, а также перед подъемом после взрыва полок необходимо промыть водой и обдуть сжатым воздухом. Запрещается работа комплекса при недо­ статочном (менее 60 мин) проветривании, а также при отсутствии или неисправности газоопределителя.

Во избежание случайных взрывов отказавших зарядов шпуры каж­ дого последующего комплекта бурят со смещением их на 30° в плане забоя ствола.

§ 48. БУРОВЗРЫВНЫЕ РАБОТЫ ПРИ ПРОХОДКЕ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ ВЫРАБОТОК

Общие сведения

Основное условие безопасности проходки горизонтальных выра­ боток — поддержание их устойчивости, точное выполнение проекта временного крепления и сохранение крепи в целости при ведении взрывных работ. Взрывные работы можно вести только при наличии

292

.

.