Файл: Эстеров, Я. Х. Буровзрывные работы на транспортном строительстве учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
через которую пропускают стальной канат для подвески рабочего пол ка (рис. 182).
Рабочий полок, с которого производят обуривание восстающего забоя, перед взрыванием опускают вниз и отводят в сторону для пре дохранения от повреждения взорванной породой.
В породах с коэффициентом крепости f = 6-4-7 может быть про бурена при помощи сбоечно-буровой машины СБМ-Зу центральная
. скважина диаметром 390 мм (прямым ходом—снизу вверх), а при по следующем разбуривании (сверху вниз) диаметр ее доводят до 850 мм. Такая скважина создает вторую обнаженную поверхность, облегчая работу врубовых шпуров, и служит породоспуском на ниж-. ний горизонт, откуда порода грузится породопогрузочной машиной на подземный транспорт и выдается на поверхность. Если породоспуск оборудован бункером с секторным затвором, то порода грузится непо средственно в транспортные средства (рис. 183).
Для проходки ствола применяют проходческий комплекс КПВ-1 (рис. 184). При помощи этого комплекса по оси будущего ствола про-
Рис. 180. Схема рас положения и оче редность взрывания шпуровых зарядов при проходке ство ла шахты (цифры около устья шпу ров показывают последовательность их взрывания); а — угол падения
пластов
287
г |
|
1 |
ходят восстающую выработку сечением 2 X |
0,96 |
— |
|
X2 м, затем расширяют ее до проектных раз |
0,92 V |
} : : |
|
меров ствола, разрабатывая породу сверху |
|
вниз, используя пройденную восстающую |
||
|
|
|
|
0,85 |
|
|
выработку как породоспуск. В забое вос |
0,89 |
|
|
стающей выработки бурение шпуров произ |
|
|
водят телескопными перфораторами ПТ-45 |
|
|
|
|
|
0,80 |
|
|
с рабочего полка, который поднимают по |
0,76 |
' 1 |
|
постепенно наращиваемым звеньям (секци |
|
|
ям) монорельса, укрепляемого на анкерах |
|
072 О |
1 |
а |
|
20 90 ВО |
к стенке выработки. |
Рис. 181. График изменения |
Для |
подъема и спуска людей, подачи |
|||
инструмента и |
материалов |
используют |
|||
коэффициента g уменьшения |
|||||
заряда (КУЗ) в зависимости |
людскую кабину. После бурения и заря |
||||
от угла а падения пластов |
жания |
забоя, |
выполняемых |
с рабочего |
|
|
полка, |
последний вместе с кабиной спус |
кают вниз и отводят в сторону. Оставшиеся звенья монорельса прикрывают защитным козырьком для предохранения от повреждения при взрыве.
Порода из взорванного забоя падает вниз и породопогрузочной ма шиной ПНБ-ЗК грузится в оборудованные газоочистителями само свалы, которые транспортируют ее в отвал.
Рис. 182. Схема проходки сле |
Рис. 183. Схема проходки ствола |
||||||||||
пого ствола шахты восстающим |
сверху вниз при помощи централь |
||||||||||
|
забоем: |
|
|
ной |
породоспускной |
скважины |
|||||
1 — подошва выработки |
верхнего гори |
|
|
большого |
диаметра: |
|
|||||
зонта; 2 — лебедка; |
3 — скважина; 4 — |
1 — подошва выработки верхнего гори |
|||||||||
металлический |
канат; |
5 — подвесной |
|||||||||
зонта; 2 — слепой |
ствол; |
3 — породо |
|||||||||
проходческий |
полок; |
6 — слепой ствол; |
спускная |
скважина |
большого диамет |
||||||
7 — положение полка |
перед |
взрыванием |
ра; |
4 — кровля выработки нижнего |
го |
||||||
шпуровых зарядов в забое; |
8 — подош |
ризонта; |
5 — бункер с секторным |
за |
|||||||
ва выработки нижнего горизонта * |
|
твором; 6 — состав |
вагонеток |
|
2 8 8
При расширении ств ола до проектных размеров порода также сбра сывается вниз, где подбирается породопогрузочной машиной и грузит ся на самосвалы.
Удельные расходы шпуров, установленные (СНиП IV-13) для про ходки вертикальных выработок, приведены в табл. 27.
При проходке стволов шахт в крепких и очень крепких породах, а также при больших притоках воды в качестве ВВ рекомендуется
применять |
скальный |
аммонит № 1, удельный |
расход которого ука |
|
зан в табл. |
28. |
■ |
, |
- |
Рис. 184.. Схема скоростного сооружения ствола шахты с применением проход ческого комплекса КПВ-1:
/ — людская |
кабина;. |
2 — рабочий |
полок; |
3 — защитный |
козырек; |
4 — секции |
монорельса; |
|||
5 — анкера крепления |
монорельса; |
6 — шланги |
для подачи сжатого |
воздуха |
и |
воды; 7 — по |
||||
садочная площадка с, лестницей; |
5 — газоанализатор; |
9 — магистральный |
воздухопровод; |
|||||||
10 — шланговая лебедка; 11 — ограждение,, |
предупреждающее развал породы;' |
12— взорван |
||||||||
ная |
порода; |
13 — породопогрузочная машина |
ПНБ-Зк; |
14 — кузов |
автосамосвала МАЗ-503 |
|||||
|
|
с газоочистителем; 15 — вентиляционный трубопровод |
|
|
||||||
Ю |
Зак. 849 |
|
|
|
|
|
|
|
|
289 |
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
27 |
|
Площадь поперечного сечения |
Удельный расход шпуров, м, |
на 1 |
м3 пород групп |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
тлпяйпткы R ПППУПЯКР'м2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IV |
V |
VI и VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
Менее |
20 .......................................... |
1,12 |
1,52 |
1,80 |
2,10 |
.2,25 |
2,37 |
2,61 |
|
От 20 до 40 .................................. |
0,82 |
1,03 |
1,26 |
1,55 |
1,60 |
2,02 |
2,18 |
||
Более |
4 |
0 ......................................... |
0,48 |
0,80 |
1,07 |
1,35 |
1,40 |
1,76 |
1,97 |
Т а б л и ц а 28
Группа пород |
Коэффициент |
Удельный расход ВВ, к г /м 3, при площади попереч |
|||||
крепости пород |
ного |
сечения ствола, |
м2 |
||||
по СНиП IV- 13 |
по М. М. Про- |
|
|
|
|
||
|
|
|
тодьяконову |
До 20 |
20 — 40 |
Более 40 * |
|
|
|
|
|
||||
III |
и IV |
|
1 , 5 |
1 , 2 4 / 1 , 0 0 |
0 , 9 1 / 0 , 7 3 |
0 , 5 3 / 0 , 4 2 |
|
VI |
V |
|
3 — 4 |
1 , 7 0 / 1 , 3 6 |
1 , 1 5 / 0 , 9 2 |
0 , 9 0 / 0 , 7 2 |
|
и VII |
|
5 - 8 |
2 , 0 0 / 1 , 6 0 |
1 , 4 0 / 1 , 1 2 |
1 , 2 0 / 0 , 9 6 |
||
|
VIII |
|
8 — 10 |
2 , 3 5 / 1 , 8 8 |
1 , 7 5 / 1 , 4 0 |
1 , 5 0 / 1 , 2 0 |
|
|
IX |
|
10— 12 |
2 , 8 0 / 2 , 2 4 |
2 , 2 0 / 1 , 7 6 |
1 , 9 5 / 1 , 5 6 |
|
|
X , |
|
12— 16 ' |
3 , 3 0 / 2 , 6 4 |
2 , 7 0 / 2 , 1 6 |
2 , 4 5 / 1 , 9 6 |
|
|
XI |
• |
1 6 - 2 0 |
3 , 6 5 / 2 , 9 2 |
3 , 0 5 / 2 , 4 4 |
2 , 7 5 / 2 , 2 0 |
|
П р и м е ч а н и е . |
Удельные расходы ВВ указаны дробью; |
в числителе—для патронов |
|||||
диаметром 32 — 36 мм, |
в знаменателе —для патронов диаметром |
45 мм. |
|
Техника выполнения взрывных работ и меры безопасности при их производстве
Заряжание шпуров является весьма ответственным процессом, от тщательного и правильного выполнения которого зависят не только результаты взрыва, но и эффективность и безопасность всех последу ющих операций проходческого цикла. В соответствии с требованиями Единых правил безопасности при взрывных работах на проходке и уг лублении стволов шахт и шурфов разрешается взрывание зарядов только электрическим способом или детонирующим шнуром, а в сухих
ивлажных забоях также и электроогневым способом.
Вподавляющем большинстве случаев проходку стволов ведут в условиях более или менее значительных притоков воды в. забой. По этому все операции по заряжанию и взрыванию шпуров в таких забоях необходимо выполнять в строго последовательном порядке и прежде всего проверить соответствие пробуренных шпуров утвержденному паспорту буровзрывных работ.
Паспорт должен включать схему расположения шпуров (рис. 185) в двух или трех проекциях, наименование выработки, площадь ее по перечного сечения, наименование и характеристику пород, наимено вание применяемых ВВ, направление каждого шпура относительно поверхности забоя, величину зарядов, длину забойки, очередность
290
и способ взрывания (степени замедления электродетонаторов), ожи даемые результаты взрыва, в том числе коэффициент использования шпура, подвигание забоя за один взрыв, объем взорванной породы, удельные расходы ВВ и бурения шпуров на 1 м3 породы. -
Каждый шпур после окончания бурения ца заданную глубину не обходимо продуть и закрыть деревянной пробкой, верхний торец ко торой окрашен в яркий цвет.
Перед заряжанием забой ствола шахты должен быть приведен в со
ответствующий порядок: закончено временное |
крепление, убраны |
и надежно защищены инструмент и механизмы и т. |
п. |
После тщательной проверки шпуров перед заряжанием необходимо с целью удаления породной мелочи и воды вторично продуть шпуры сжатым воздухом с применением трубки-продувалки, снабженной воз душным краником. Следует убедиться в наличии необходимого количе ства забоечного материала (забойки), заготовленного из смеси песка и глины (соответственно 3 : 1 или 5 : 1) в виде пыжей длиной 100— 150 мм и диаметром на 5—6 мм меньше диаметра шпура.
Рис. 185. Схема расположения шпуров в забое ствола шахты, прилагаемая к пас порту буровзрывных работ (цифры указывают последовательность взрывания шпуров)
10: |
291 |
Патроны ВВ следует вводить в шпуры по одному, убеждаясь каж дый .раз в плотном прилегании их к ранее посланным. При наличии воды в забое и быстром заполнении ею шпура должны быть приняты меры, предупреждающие всплывание патронов. В таких случаях заряд рекомендуется заранее монтировать на тонких деревянных план ках (дранке) с введением в боевики электродетонаторов. Смонтиро ванные таким образом заряды вводят в шпур одновременно с неболь шим пыжом из забоечного материала, придавливают его забойником, заклинивая их для предотвращения всплывания.
Провода электродетонаторов должны иметь прочную и водоне проницаемую изоляцию, все соединения проводов должны быть под няты выше уровня воды. Применение забойки —обязательное требо вание, обеспечивающее высокую эффективность взрыва. В случае большого притока в забой воды ее можно использовать как забойку, если толщина слоя ее к моменту взрывания будет не менее 60—80 см.
При электровзрывании зарядов на проходке стволов шахт слрдует соблюдать особую осторожность и исключить воздействие блуждающих токов и токов утечки из силовых и осветительных сетей.
При проходке восстающих с применением проходческого комплек са КПВ-1 последний должен быть оборудован автоматическим эк сцентриковым ловителем, ручным эксцентриковым тормозом и предо хранительной цепью для подвески полка к монорельсу во время буре ния шпуров. При работе с проходческим комплексом необходимо вы полнять следующие требования: к работе на нем допускают только лиц, прошедших специальное обучение и сдавших экзамен на право работы на КПВ-1; при подъеме полка после взрыва следует тщательно осматривать крепление секций монорельса; после подъема произвести
сборку боков |
кровли забоя, при этом один рабочий, |
производящий |
сборку, должен находиться на рабочей платформе, |
а второй в это |
|
время должен |
быть в кабине. Расстояние от платформы до забоя не |
|
должно превышать 2,5 м. |
|
Перед спуском вниз после сборки забоя или окончания бурения, а также перед подъемом после взрыва полок необходимо промыть водой и обдуть сжатым воздухом. Запрещается работа комплекса при недо статочном (менее 60 мин) проветривании, а также при отсутствии или неисправности газоопределителя.
Во избежание случайных взрывов отказавших зарядов шпуры каж дого последующего комплекта бурят со смещением их на 30° в плане забоя ствола.
§ 48. БУРОВЗРЫВНЫЕ РАБОТЫ ПРИ ПРОХОДКЕ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ ВЫРАБОТОК
Общие сведения
Основное условие безопасности проходки горизонтальных выра боток — поддержание их устойчивости, точное выполнение проекта временного крепления и сохранение крепи в целости при ведении взрывных работ. Взрывные работы можно вести только при наличии
292 |
. |
■ |
. |