Файл: Эстеров, Я. Х. Буровзрывные работы на транспортном строительстве учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
образуется сквозная щель, которая обеспечивает точное оконтуривание выработки и служит своеобразным экраном, гасящим действие ударных и сейсмических волн, возникающих от взрыва зарядов при по следующей разработке породы «ядра».
Если рассматривать образование щели как результат работы взрыва рассредоточенных зарядов (рис. 191), давление газов которых должно быть близким к величине сопротивления породы, находящейся в це лике между скважинами, или незначительно превышать его, то вели чину Qcр зарядов скважин предварительного откола можно определить в кг по предложенной автором формуле
& р = 1,15/ (ас1~ ^ |
у lb, |
(123) |
||
где f — коэффициент |
крепости |
породы |
по проф. М. М. Протодь- |
|
яконову; |
|
|
|
|
а — расстояние между центрами скважин, м; |
|
|||
d — диаметр скважины, м; |
|
|
|
|
I — глубина скважины, м; |
|
|
ВВ, равный от |
|
b — коэффициент |
относительной мощности |
|||
ношению bjbz {Ьх и |
Ьг — показатели |
работоспособности |
соответственно аммонита № 6ЖВ и применяемого ВВ). Метод предварительного откола породы является эффективным
способом снижения переборов породы, увеличения устойчивости вы работок и повышения безопасности работ. В благоприятных геологи ческих условиях его рекомендуется применять при проходке горизон тальных и вертикальных выработок с учетом технологических особен ностей их сооружения.
Геологические условия строительства тоннелей часто диктуют спо собы их сооружения. В недостаточно устойчивых породах приходится вести разработку поперечного профиля тоннеля по частям, постепенно
раскрывая его, с одновременным |
сооружением тоннельной обделки |
(рис. 192). |
|
Вначале проходят н и ж н ю ю |
и в е р х н ю ю ш т о л ь н и , |
соединяя их через определенные промежутки вертикальными выра
ботками ( ф у р н е л я м и ) , которые |
служат для спуска породы из |
||
|
|
верхнего забоя на нижний го |
|
|
|
ризонт для откатки ее в от |
|
|
|
вал. Затем верхнюю штольню |
|
|
|
расширяют до проектных раз |
|
|
|
меров, образуя к а л о т т у, |
|
|
|
т. е. подсводовое пространст |
|
|
|
во , где возводят бетонную об- |
|
|
|
делку. |
|
|
|
Иногда |
разработку поро |
|
|
ды калотты приходится вести, |
|
Рис. 191. Схема действия зарядов предва- |
расчленяя |
ее на две части: |
|
рительного |
откола породы: |
м а л у ю |
И б о л ь ш у ю |
1 — заряд в скважине; |
2 — межскважинный це- |
К а Л О Т Т Ы, П р и ч ем В н а ч а л е |
|
. - р а с с ^ я н и е а ^ ^ цензам и зарядов; |
о б у р и в а ю т |
п р а в у ю ч а с т ь з а _ |
3 0 2
боя, взрывают в ней шпуровые |
|
заряды, закрепляют выработан |
|
ное пространство временной кре |
|
пью, после чего выполняют та |
|
кие же работы в левой части. Пос |
|
ле этого разрабатывают среднюю |
|
часть — с р е д н ю ю шт р о с с у . |
|
Затем разрабатывают породу |
|
боковых |
ш т р о с с в шахмат |
ном порядке с последующим воз |
|
ведением |
бетонных стен. В по |
следнюю очередь разрабатывают |
|
породу и бетонируют л о т к о |
|
в у ю ч а с т ь , сооружая в слу |
чае |
необходимости |
обратный |
Рис. 192. |
Схема |
двухштольневого спо- |
|||||
свод. После завершения каждой |
соба сооружения |
тоннеля (способ опер- |
||||||||
|
|
„ |
г |
- |
|
|
того свода): |
|
||
из операции по разработке поро-Г_ нижняя штольня; 7/^ верхн^я штольня; //7_ |
||||||||||
ДЫ |
выработанное |
п р о с т р а н с т в о ф у р н е л ь ; /Г — калотта |
(правое и левое крылья); |
|||||||
ттттятртткнп |
1ГПРПЯТ |
|
Г /-с р е д н я я |
штросса |
(штродетта); |
VII — боко- |
||||
и д с и с л ь п и |
iq je u M i. |
|
вые |
штроссы; |
VIII — лотковая |
часть; |
/ — бетон- |
|||
|
В крепких скальных породахНЬ1Йсвод; 2 —бетонные стены; |
3 — бетонный лоток |
||||||||
тоннели |
сооружают |
способом |
|
|
|
|
|
|||
ц е н т р а л ь н о й |
ш т о л ь н и (рис. 193). При этом по центру попереч |
ного сечения тоннеля проходят штольню, размеры которой определя ют с учетом габаритов применяемого оборудования (буровые тележки, бурильные машины ударно-вращательного действия, породопогрузоч ные машины и т. п.), подземного транспорта (думперы, электровозы, вагонетки идр.), а также вспомогательных механизмов (шприц-бетон- машины, пневмобетоноукладчики и пр.). Параллельно центральной штольне одновременно с ней, но
с некоторым опережением про |
|
|
|
|
||||
ходят штольню малого сечения. |
|
|
|
|
||||
Малая штольня служит венти |
|
|
|
|
||||
ляционной и транспортной. |
|
|
|
|
||||
Проходку штолен ведут обыч |
|
|
|
|
||||
ным методом, как |
и всех гори |
|
|
|
|
|||
зонтальных выработок. Расши |
|
|
|
|
||||
рение тоннеля |
до |
проектного |
|
|
|
|
||
профиля |
выполняют в следую |
|
|
|
|
|||
щем порядке. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Из центральной штольни бу |
|
|
|
|
||||
рят шпуры, располагая |
их ве |
|
|
|
|
|||
ером, концы шпуров должны до |
|
|
|
|
||||
стигать проектного контура. По |
|
|
|
|
||||
сле заряжания |
шпуров |
произ |
|
|
|
|
||
водят их взрывание по рядам, |
|
|
|
|
||||
перпендикулярным |
продольной |
Ри(, 193. |
Схема |
соор |
тоннеля |
|||
оси тоннеля. Взрывание вы- |
с центральной штольней: |
|||||||
ПОЛНЯЮТ |
С Интервалом |
между |
I — полное |
сечение |
тоннеля; |
2 — центральная |
||
взрывом |
рядов. |
Единовремен- |
штольня; 3” ма“ ;я7(“ "дойХятельная) штоль* |
3 03
|
|
|
|
|
|
но |
взрывают |
участок длиной |
|||||||
|
|
|
|
|
|
10—15 м. |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
Частично длину шпуров мож |
||||||||
|
|
|
|
|
|
но использовать для одновре |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
менного создания анкерной кре |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
пи. В таком случае |
шпуры или |
||||||||
|
|
|
|
|
|
взрывные скважины бурят боль |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
шей глубины и концы их, |
выхо |
||||||||
|
|
|
|
|
|
дящие за |
пределы „ проектного |
||||||||
|
|
|
|
|
|
контура тоннеля, |
заполняют бе |
||||||||
|
|
|
|
|
|
тонной смесью, в которую вводят |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
стержень анкера, после чего за |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
ряжают их |
|
в обычном |
порядке |
||||||
|
|
|
|
|
|
и взрывают. |
В результате отры |
||||||||
|
|
|
|
|
|
ва породы псТконтуру кровля вы |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
работки |
остается закрепленной |
||||||||
|
|
|
|
|
|
анкерами. |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
Часто подземные выработки |
||||||||
|
|
|
|
|
|
большого |
сечения |
(машинные |
|||||||
|
|
|
|
|
|
залы ГЭС, станции метрополи |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
тенов и др.) |
сооружают |
с воз |
|||||||
Рис. 194. |
Схема, |
сооружения |
камеры |
ведением опертого |
свода, |
кото |
|||||||||
|
большого сечения: |
|
|
рый имеет сильно развитые вы |
|||||||||||
1 — верхняя |
штольня; |
2 — пятовые |
штольни; |
носные пяты. Работы выполня |
|||||||||||
3 — сбойки; |
4 — ядро |
калотты; 5 — скважины |
|||||||||||||
предварительного откола породы; |
VI — желе |
ют* в такой |
последовательности: |
||||||||||||
зобетонная конструкция свода; 7, 9, |
/ / — раз |
по |
вертикальной |
оси |
выработ |
||||||||||
работка породы |
I, II, |
III ярусов; |
VIII, X, |
||||||||||||
XII — бетонная |
(железобетонная) обделка стен |
ки |
и в |
пятах |
свода |
проходят |
|||||||||
камеры; 13 — разработка породы |
в |
лотковой |
|||||||||||||
части; |
XIV — бетонирование |
лотка |
штольни, которые сбивают, об |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
разуя калотту (рис. 194). После |
|||||||||
этого бурят ряды скважин предварительного |
откола |
породы по кон- |
|||||||||||||
туру будущих стен и взрывают их. Затем производят |
|
сооружение бе |
тонного ( железобетонного) свода и под его прикрытием начинают по следовательную разработку породы ядра, выполняя ее по ярусам, с сооружением в их пределах бетонных стен. При разработке породы в ядре по ярусам бурят скважины диаметром 105 мм.
Взрывные работы при строительстве подземных сооружений этим способом выполняют обычными способами.
Глубину шпуров при проходке горизонтальных выработок реко мендуется выбирать в зависимости от крепости породы и размеров по перечного сечения выработки (табл. 31).
|
|
|
Т а б л и ц а |
31 |
Группа пород . |
Коэффициент кре |
Глубина шпуров, м, при проходке |
||
пости по |
горизонтальных выработок сечением, |
м* |
||
по СНиП IV -13 |
М. М. Протодьяко |
|
|
|
|
но ву |
до 12 |
более 12 |
|
|
|
|
||
IV и V |
1,5—4 |
3—2 |
3,5—2,5 |
|
VI и VII |
5—8 |
2—1,5 |
2,5—2,2 |
|
VIII и XI |
8—20 |
1,8—1,2 |
2,2—1,5 |
|
3 0 4
Применение бурильных установок ударно-вращательного действия (СБУ-2, СБУ-3, СБУ-4 и т. п.), а также прямых врубов позволило в по следнее время довести глубину шпуров до 5—7 м и более. Такая глубина определяется техническими возможностями применяемых средств бу рения и наиболее рациональной продолжительностью проходческого цикла.
Техника выполнения взрывных работ и меры безопасности
Производство взрывных работ в подземных выработках имеет свои специфические особенности. Наличие в выработке временной крепи создает особые трудности при ведении взрывных работ. Необходимо взрывать породу таким образом, чтобы не повредить временного кре пления, образующего сложную деревянную конструкцию, занима ющую почти всю выработку.
Если взрывные работы при проходке нижней и верхней штолен представляют собой обычные работы в горизонтальных выработках малого сечения, то при разработке калотт необходимо соблюдать оп ределенные требования. Для того чтобы не выбить взрывом временную крепь, рекомендуется шпуры бурить перпендикулярно боковой по верхности штольни. При этом необходимо создать хорошую врубовую полость, разрезающую всю поверхность калотты. Обычно врубовые шпуры в калотте взрывают отдельно от остальных шпуров и в случае необходимости производят подработку образовавшейся полости от бойными молотками. Затем начинают разработку породы, ведя взрыв ные работы в обоих крыльях калотты в разное время. После каждого взрыва необходимо тщательно проверить состояние временной крепи по всей калотте и исправить случайные ее повреждения.
Расчет зарядов производят только на разрушение горного массива без разброса породы, чтобы нё повредить временной крепи. Взрыва ние шпуров при разработке породы в средней штроссе не представляет особой сложности, а взрывание зарядов в боковых штроссах выпол няют примерно таким же образом, как и в калоттах. При этом следует помнить, что взрывные работы в калотте по соображениям безопас ности разрешается производить только тогда, когда она сбита с нижней штольней не менее чем двумя восстающими (фурнелями).
При. щитовой проходке тоннелей взрывные работы ведут заходками глубиной, немного превышающей ширину применяемой обделки- (ши рина металлической или железобетонной обделки тоннеля обычно рав на 0,75 или 1 м, а глубину шпуров соответственно принимают равной
0,9 — 1,0 или 1,2 м).
Особую осторожность следует соблюдать при ведении буровзрыв ных работ, так как их выполняют непосредственно в ячейках щита. В этих случаях рекомендуется обеспечить образование хорошего вруба, применив опережающую скважину, которую оставляют неза ряженной. Величину зарядов рассчитывают по минимальному удель ному расходу ВВ, который должен несколько превышать заряд на-
3 0 5
ибольшего камуфлета, т. е. показатель действия взрыва п = ~
(где г — радиус воронки выброса; W — линия наименьшего сопротив ления), не должен превышать 0,2—0,3.
При электровзрывании, групповом воспламенении с применением специальных воспламенительных патрончиков или электроогневом взрывании разрешается взрывание по всему забою. Но при одиночном огневом взрывании в щитовом забое допускается одновременное заря жание и взрывание не более чем в двух смежных ярусах. При взры вании в ячейках одного яруса разрешается за один прием воспламе нять не более десяти зарядов, а в двух ярусах — не более восьми заря дов.
Исключительного внимания и контроля требует взрывание во встреч ных забоях выработок с приближением момента сбойки. Между встреч ными забоями рекомендуется установить надежную связь (телефонную или электрическую сигнализацию с определенным значением звуковых или световых сигналов). Когда величина разделяющего целика достиг нет 20 м, до начала заряжения шпуров в одном из забоев люди, рабо тающие в обоих забоях, должны быть удалены на безопасное расстоя ние.
При сближении встречных забоев до 15 м взрывание зарядов в них производят разновременно. После каждого взрыва определяют вели чину разделяющего целика.
Взрывание в забое, идущем на сбойку, выполняют под руководст вом лица из сменного технического надзора при наличии письменного разрешения главного инженера объекта. Взрывание производят после получения сообщения о выводе людей из противоположного забоя и вы ставлении там оцепления. После взрыва по разрешению лица, ответ ственного за взрыв, оцепление может быть снято, люди допущены в забой.
Когда величина целика достигнет 7 м, все работы ведут только в од ном забое, причем необходимо бурить разведочные шпуры, глубина которых на 1 м превышает глубину взрываемых шпуров. После сбли жения забоев до 3 м все работающие в них люди должны быть удалены на безопасное расстояние.
Последний взрыв на сбойку выполняется под руководством опыт ного лица по особому паспорту взрывных работ, составляемому с уче том действия зарядов на обе стороны забоя одновременно. Через шпур, пробуренный насквозь в целике, пропускают провода электровзрыв ной цепи или нитку детонирующего шпура, инициирующего взрыв врубовых шпуров. При электрическом взрывании все врубовые шпуры рекомендуется инициировать электродетонаторами мгновенного или короткозамедленного действия с минимальным разбросом по времени срабатывания. Отбойные и контурные шпуры следует заряжать рассре доточенными зарядами, которые должны действовать «на отбой» по всей длине шпура без разброса породы.
Перед взрывом на сбойку следует заготовить запас всех элементов временной крепи в количестве, необходимом для закрепления взорван ного пространства. Все последующие за взрывом работы должны быть
306 ,