Файл: Эстеров, Я. Х. Буровзрывные работы на транспортном строительстве учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

образуется сквозная щель, которая обеспечивает точное оконтуривание выработки и служит своеобразным экраном, гасящим действие ударных и сейсмических волн, возникающих от взрыва зарядов при по­ следующей разработке породы «ядра».

Если рассматривать образование щели как результат работы взрыва рассредоточенных зарядов (рис. 191), давление газов которых должно быть близким к величине сопротивления породы, находящейся в це­ лике между скважинами, или незначительно превышать его, то вели­ чину Qcр зарядов скважин предварительного откола можно определить в кг по предложенной автором формуле

& р = 1,15/ (ас1~ ^

у lb,

(123)

где f — коэффициент

крепости

породы

по проф. М. М. Протодь-

яконову;

 

 

 

 

а — расстояние между центрами скважин, м;

 

d — диаметр скважины, м;

 

 

 

I — глубина скважины, м;

 

 

ВВ, равный от­

b — коэффициент

относительной мощности

ношению bjbz {Ьх и

Ьг — показатели

работоспособности

соответственно аммонита № 6ЖВ и применяемого ВВ). Метод предварительного откола породы является эффективным

способом снижения переборов породы, увеличения устойчивости вы­ работок и повышения безопасности работ. В благоприятных геологи­ ческих условиях его рекомендуется применять при проходке горизон­ тальных и вертикальных выработок с учетом технологических особен­ ностей их сооружения.

Геологические условия строительства тоннелей часто диктуют спо­ собы их сооружения. В недостаточно устойчивых породах приходится вести разработку поперечного профиля тоннеля по частям, постепенно

раскрывая его, с одновременным

сооружением тоннельной обделки

(рис. 192).

 

Вначале проходят н и ж н ю ю

и в е р х н ю ю ш т о л ь н и ,

соединяя их через определенные промежутки вертикальными выра­

ботками ( ф у р н е л я м и ) , которые

служат для спуска породы из

 

 

верхнего забоя на нижний го­

 

 

ризонт для откатки ее в от­

 

 

вал. Затем верхнюю штольню

 

 

расширяют до проектных раз­

 

 

меров, образуя к а л о т т у,

 

 

т. е. подсводовое пространст­

 

 

во , где возводят бетонную об-

 

 

делку.

 

 

 

Иногда

разработку поро­

 

 

ды калотты приходится вести,

Рис. 191. Схема действия зарядов предва-

расчленяя

ее на две части:

рительного

откола породы:

м а л у ю

И б о л ь ш у ю

1 — заряд в скважине;

2 — межскважинный це-

К а Л О Т Т Ы, П р и ч ем В н а ч а л е

. - р а с с ^ я н и е а ^ ^ цензам и зарядов;

о б у р и в а ю т

п р а в у ю ч а с т ь з а _

3 0 2


боя, взрывают в ней шпуровые

заряды, закрепляют выработан­

ное пространство временной кре­

пью, после чего выполняют та­

кие же работы в левой части. Пос­

ле этого разрабатывают среднюю

часть — с р е д н ю ю шт р о с с у .

Затем разрабатывают породу

боковых

ш т р о с с в шахмат­

ном порядке с последующим воз­

ведением

бетонных стен. В по­

следнюю очередь разрабатывают

породу и бетонируют л о т к о ­

в у ю ч а с т ь , сооружая в слу­

чае

необходимости

обратный

Рис. 192.

Схема

двухштольневого спо-

свод. После завершения каждой

соба сооружения

тоннеля (способ опер-

 

 

г

-

 

 

того свода):

 

из операции по разработке поро-Г_ нижняя штольня; 7/^ верхн^я штольня; //7_

ДЫ

выработанное

п р о с т р а н с т в о ф у р н е л ь ; /Г — калотта

(правое и левое крылья);

ттттятртткнп

1ГПРПЯТ

 

Г /-с р е д н я я

штросса

(штродетта);

VII — боко-

и д с и с л ь п и

iq je u M i.

 

вые

штроссы;

VIII — лотковая

часть;

/ — бетон-

 

В крепких скальных породахНЬ1Йсвод; 2 —бетонные стены;

3 бетонный лоток

тоннели

сооружают

способом

 

 

 

 

 

ц е н т р а л ь н о й

ш т о л ь н и (рис. 193). При этом по центру попереч­

ного сечения тоннеля проходят штольню, размеры которой определя­ ют с учетом габаритов применяемого оборудования (буровые тележки, бурильные машины ударно-вращательного действия, породопогрузоч­ ные машины и т. п.), подземного транспорта (думперы, электровозы, вагонетки идр.), а также вспомогательных механизмов (шприц-бетон- машины, пневмобетоноукладчики и пр.). Параллельно центральной штольне одновременно с ней, но

с некоторым опережением про­

 

 

 

 

ходят штольню малого сечения.

 

 

 

 

Малая штольня служит венти­

 

 

 

 

ляционной и транспортной.

 

 

 

 

Проходку штолен ведут обыч­

 

 

 

 

ным методом, как

и всех гори­

 

 

 

 

зонтальных выработок. Расши­

 

 

 

 

рение тоннеля

до

проектного

 

 

 

 

профиля

выполняют в следую­

 

 

 

 

щем порядке.

 

 

 

 

 

 

 

Из центральной штольни бу­

 

 

 

 

рят шпуры, располагая

их ве­

 

 

 

 

ером, концы шпуров должны до­

 

 

 

 

стигать проектного контура. По­

 

 

 

 

сле заряжания

шпуров

произ­

 

 

 

 

водят их взрывание по рядам,

 

 

 

 

перпендикулярным

продольной

Ри(, 193.

Схема

соор

тоннеля

оси тоннеля. Взрывание вы-

с центральной штольней:

ПОЛНЯЮТ

С Интервалом

между

I — полное

сечение

тоннеля;

2 — центральная

взрывом

рядов.

Единовремен-

штольня; 3” ма“ ;я7(“ "дойХятельная) штоль*

3 03


 

 

 

 

 

 

но

взрывают

участок длиной

 

 

 

 

 

 

10—15 м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Частично длину шпуров мож­

 

 

 

 

 

 

но использовать для одновре­

 

 

 

 

 

 

менного создания анкерной кре­

 

 

 

 

 

 

пи. В таком случае

шпуры или

 

 

 

 

 

 

взрывные скважины бурят боль­

 

 

 

 

 

 

шей глубины и концы их,

выхо­

 

 

 

 

 

 

дящие за

пределы „ проектного

 

 

 

 

 

 

контура тоннеля,

заполняют бе­

 

 

 

 

 

 

тонной смесью, в которую вводят

 

 

 

 

 

 

стержень анкера, после чего за­

 

 

 

 

 

 

ряжают их

 

в обычном

порядке

 

 

 

 

 

 

и взрывают.

В результате отры­

 

 

 

 

 

 

ва породы псТконтуру кровля вы­

 

 

 

 

 

 

работки

остается закрепленной

 

 

 

 

 

 

анкерами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часто подземные выработки

 

 

 

 

 

 

большого

сечения

(машинные

 

 

 

 

 

 

залы ГЭС, станции метрополи­

 

 

 

 

 

 

тенов и др.)

сооружают

с воз­

Рис. 194.

Схема,

сооружения

камеры

ведением опертого

свода,

кото­

 

большого сечения:

 

 

рый имеет сильно развитые вы­

1 — верхняя

штольня;

2 — пятовые

штольни;

носные пяты. Работы выполня­

3 — сбойки;

4 — ядро

калотты; 5 — скважины

предварительного откола породы;

VI — желе­

ют* в такой

последовательности:

зобетонная конструкция свода; 7, 9,

/ / — раз­

по

вертикальной

оси

выработ­

работка породы

I, II,

III ярусов;

VIII, X,

XII — бетонная

(железобетонная) обделка стен

ки

и в

пятах

свода

проходят

камеры; 13 — разработка породы

в

лотковой

части;

XIV — бетонирование

лотка

штольни, которые сбивают, об­

 

 

 

 

 

 

разуя калотту (рис. 194). После

этого бурят ряды скважин предварительного

откола

породы по кон-

туру будущих стен и взрывают их. Затем производят

 

сооружение бе­

тонного ( железобетонного) свода и под его прикрытием начинают по­ следовательную разработку породы ядра, выполняя ее по ярусам, с сооружением в их пределах бетонных стен. При разработке породы в ядре по ярусам бурят скважины диаметром 105 мм.

Взрывные работы при строительстве подземных сооружений этим способом выполняют обычными способами.

Глубину шпуров при проходке горизонтальных выработок реко­ мендуется выбирать в зависимости от крепости породы и размеров по­ перечного сечения выработки (табл. 31).

 

 

 

Т а б л и ц а

31

Группа пород .

Коэффициент кре­

Глубина шпуров, м, при проходке

пости по

горизонтальных выработок сечением,

м*

по СНиП IV -13

М. М. Протодьяко­

 

 

 

 

но ву

до 12

более 12

 

 

 

 

IV и V

1,5—4

3—2

3,5—2,5

 

VI и VII

5—8

2—1,5

2,5—2,2

 

VIII и XI

8—20

1,8—1,2

2,2—1,5

 

3 0 4


Применение бурильных установок ударно-вращательного действия (СБУ-2, СБУ-3, СБУ-4 и т. п.), а также прямых врубов позволило в по­ следнее время довести глубину шпуров до 5—7 м и более. Такая глубина определяется техническими возможностями применяемых средств бу­ рения и наиболее рациональной продолжительностью проходческого цикла.

Техника выполнения взрывных работ и меры безопасности

Производство взрывных работ в подземных выработках имеет свои специфические особенности. Наличие в выработке временной крепи создает особые трудности при ведении взрывных работ. Необходимо взрывать породу таким образом, чтобы не повредить временного кре­ пления, образующего сложную деревянную конструкцию, занима­ ющую почти всю выработку.

Если взрывные работы при проходке нижней и верхней штолен представляют собой обычные работы в горизонтальных выработках малого сечения, то при разработке калотт необходимо соблюдать оп­ ределенные требования. Для того чтобы не выбить взрывом временную крепь, рекомендуется шпуры бурить перпендикулярно боковой по­ верхности штольни. При этом необходимо создать хорошую врубовую полость, разрезающую всю поверхность калотты. Обычно врубовые шпуры в калотте взрывают отдельно от остальных шпуров и в случае необходимости производят подработку образовавшейся полости от­ бойными молотками. Затем начинают разработку породы, ведя взрыв­ ные работы в обоих крыльях калотты в разное время. После каждого взрыва необходимо тщательно проверить состояние временной крепи по всей калотте и исправить случайные ее повреждения.

Расчет зарядов производят только на разрушение горного массива без разброса породы, чтобы нё повредить временной крепи. Взрыва­ ние шпуров при разработке породы в средней штроссе не представляет особой сложности, а взрывание зарядов в боковых штроссах выпол­ няют примерно таким же образом, как и в калоттах. При этом следует помнить, что взрывные работы в калотте по соображениям безопас­ ности разрешается производить только тогда, когда она сбита с нижней штольней не менее чем двумя восстающими (фурнелями).

При. щитовой проходке тоннелей взрывные работы ведут заходками глубиной, немного превышающей ширину применяемой обделки- (ши­ рина металлической или железобетонной обделки тоннеля обычно рав­ на 0,75 или 1 м, а глубину шпуров соответственно принимают равной

0,9 — 1,0 или 1,2 м).

Особую осторожность следует соблюдать при ведении буровзрыв­ ных работ, так как их выполняют непосредственно в ячейках щита. В этих случаях рекомендуется обеспечить образование хорошего вруба, применив опережающую скважину, которую оставляют неза­ ряженной. Величину зарядов рассчитывают по минимальному удель­ ному расходу ВВ, который должен несколько превышать заряд на-

3 0 5


ибольшего камуфлета, т. е. показатель действия взрыва п = ~

(где г — радиус воронки выброса; W — линия наименьшего сопротив­ ления), не должен превышать 0,2—0,3.

При электровзрывании, групповом воспламенении с применением специальных воспламенительных патрончиков или электроогневом взрывании разрешается взрывание по всему забою. Но при одиночном огневом взрывании в щитовом забое допускается одновременное заря­ жание и взрывание не более чем в двух смежных ярусах. При взры­ вании в ячейках одного яруса разрешается за один прием воспламе­ нять не более десяти зарядов, а в двух ярусах — не более восьми заря­ дов.

Исключительного внимания и контроля требует взрывание во встреч­ ных забоях выработок с приближением момента сбойки. Между встреч­ ными забоями рекомендуется установить надежную связь (телефонную или электрическую сигнализацию с определенным значением звуковых или световых сигналов). Когда величина разделяющего целика достиг­ нет 20 м, до начала заряжения шпуров в одном из забоев люди, рабо­ тающие в обоих забоях, должны быть удалены на безопасное расстоя­ ние.

При сближении встречных забоев до 15 м взрывание зарядов в них производят разновременно. После каждого взрыва определяют вели­ чину разделяющего целика.

Взрывание в забое, идущем на сбойку, выполняют под руководст­ вом лица из сменного технического надзора при наличии письменного разрешения главного инженера объекта. Взрывание производят после получения сообщения о выводе людей из противоположного забоя и вы­ ставлении там оцепления. После взрыва по разрешению лица, ответ­ ственного за взрыв, оцепление может быть снято, люди допущены в забой.

Когда величина целика достигнет 7 м, все работы ведут только в од­ ном забое, причем необходимо бурить разведочные шпуры, глубина которых на 1 м превышает глубину взрываемых шпуров. После сбли­ жения забоев до 3 м все работающие в них люди должны быть удалены на безопасное расстояние.

Последний взрыв на сбойку выполняется под руководством опыт­ ного лица по особому паспорту взрывных работ, составляемому с уче­ том действия зарядов на обе стороны забоя одновременно. Через шпур, пробуренный насквозь в целике, пропускают провода электровзрыв­ ной цепи или нитку детонирующего шпура, инициирующего взрыв врубовых шпуров. При электрическом взрывании все врубовые шпуры рекомендуется инициировать электродетонаторами мгновенного или короткозамедленного действия с минимальным разбросом по времени срабатывания. Отбойные и контурные шпуры следует заряжать рассре­ доточенными зарядами, которые должны действовать «на отбой» по всей длине шпура без разброса породы.

Перед взрывом на сбойку следует заготовить запас всех элементов временной крепи в количестве, необходимом для закрепления взорван­ ного пространства. Все последующие за взрывом работы должны быть

306 ,