Файл: Хордас, Г. С. Техническое кондиционирование воздуха и инертных газов на судах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чивающих интенсификацию процессов массообмена, позволяют счи­ тать этот тип систем для определенных случаев перспективным.

К системам этого типа относятся также системы с воздухоосуши­ тельными установками фирмы Каргокэйр, где в качестве влагопогло­ тителя применен триэтиленгликоль (кайрколь), системы с установ­ ками фирмы Катабар, в которых влагопоглотителем служит раствор хлористого лития (катена), и др. Системы типа В целесообразно применять на судах, где требуется тепловлажностная обработка зна­ чительных количеств воздуха (более 10 000— 12 000 м3/ч).

В этом случае можно ожидать уменьшения массогабаритных характеристик.

К первой группе относятся также местные и местноавтономные системы соответственно т и п о в Г и Д. В них предусматривается механическое осушение воздуха с помощью холодильных машин.

Системы типа Г, в которых хладоснабжение осуществляется с по­ мощью промежуточного хладоносителя, особенно удобно приме­ нять на рефрижераторных судах с закрытой схемой хладоснабжения и на судах, где установлены теплоиспользующие холодильные ма­ шины (см. гл. IV). К таким системам относятся, в частности, системы технического кондиционирования воздуха на судах-банановозах типа «Арагви» [34].

Местноавтономные системы типа Д включают в себя автономные воздухоосушительные установки. В состав этих механических осу­ шителей воздуха входят холодильные машины с воздушными кон­ денсаторами, позволяющие достигнуть высокой степени автомати­ зации процесса тепловлажностной обработки воздуха. Производи­ тельность установок по осушенному воздуху ограничена габаритом воздушного конденсатора холодильной машины и колеблется в пре­ делах 400— 1500 м3/ч. Ограничение производительности позволяет,

всвою очередь, использовать герметичные компрессоры различной конструкции, что повышает надежность работы системы (см. гл. IV).

Вторая группа систем технического кондиционирования воздуха охватывает системы т и п о в Ей Ж, которые являются универсаль­ ными и обеспечивают поддержание ряда параметров микроклимата

вобслуживаемых помещениях независимо от наружных условий. Тепловлажностная обработка воздуха производится в местных (обслу­ живающих одно-два грузовых помещений) и центральных (обслужи­ вающих несколько помещений) кондиционерах. В центральных кон­ диционерах устанавливают охладители воздуха с циркуляцией про­ межуточного хладоносителя, а в местных — охладители воздуха как с циркуляцией промежуточного хладоносителя, так и с непо­ средственным испарением хладагента.

Впоследнем случае холодильные машины обслуживают, как правило, один местный кондиционер (местноавтономные системы типа Е).

Вбудущем возможно применение и других способов и видов тех­

нического кондиционированиявоздуха на судах (например, его осушение непосредственно в воздушных холодильных машинах, изменение газового состава атмосферы в грузовых помещениях —

59



<т>

 

 

 

 

 

Таблица 14

о

 

Схемы и основное оборудование систем различных типов

 

 

 

 

 

 

Т и п

Основной вид

Стадии тепловлаж­

Схема

 

Основное оборудование

с и ­

тепловлажностной

ностной обработки

 

с т е м ы

обработки

 

 

 

 

 

 

А, Б

Осушение

Адсорбция—охла­

Пар j

Прием

1 — вентилятор

осу­

 

 

ждение

шенного воздуха;

2

 

 

2

jVrv-^

Воздуха

вентилятор

десорбции;

 

 

,0111 I'В атмосферу

тель воздуха; 4 — элек­

 

 

 

 

 

3 — паровой

подогрева­

 

 

Прием

 

 

трический подогреватель

 

 

Воздухё

 

 

воздуха; 5 — вытяжной

 

 

 

 

 

вентилятор; 6 — вдувной

 

 

 

л л

ГрузоВые

вентилятор;

7 — адсор­

 

 

 

бер; 8 — водяной

охла­

 

 

 

За Ворт смещений

дитель воздуха

 

В

Осушение

Абсорбция

Прием

1 — вентилятор подачи

Воздуха Ватмосферу

 

 

 

 

воздуха на осушение; 2 —

 

 

 

 

абсорбер; 3 — вдувной

 

 

 

 

вентилятор; 4 — вытяж­

 

 

 

 

ной вентилятор; 5 — де-

 

 

 

 

сорбер; 6 — вентилятор

 

 

 

 

десорбции; 7 — подогре­

 

 

 

 

ватель раствора; 8 — ох­

 

 

 

 

ладитель раствора; 9

 

 

 

 

насос раствора; 10

 

 

 

 

бак раствора

Г

Осушение

Охлаждение возду­

 

 

ха — конденсация

 

 

воды—отделение во­

 

 

ды

Д

Осушение

Охлаждение возду­

 

 

ха—конденсация во­

 

 

ды—отделение

во­

 

 

ды—подогрев

воздуха

ЕПолное кондици­ Первичный подо­

онирование воздуха грев воздуха — охла­ ждение воздуха—кон­ денсация воды—отде­ ление воды—увлаж­ нение воздуха—вто­ ричный подогрев воз­ духа

 

 

Прием В оздуха

 

I Ватмосфе-

1 — охладитель возду­

/

2,

''я—х'М

 

 

 

ха; 2 — отделитель воды;

 

 

 

3 — вдувной вентилятор;

 

 

 

4 — вытяжной вентиля­

 

 

ГрузоВые

тор

** СлиВ помещения Воды

 

 

 

1 — фреоновый охла­

2 3 4 Прием

В атмос-

дитель воздуха; 2 — от­

 

 

 

делитель воды; 3 — фрео­

 

 

 

новый конденсатор; 4

Прием

 

 

вентилятор

подачи осу­

Грузовые помещения

шенного воздуха; 5 —

Воздуха

вдувной вентилятор; 6

СлиВ

 

 

вытяжной

вентилятор;

Воды

 

 

7 — фреоновый компрес­

 

 

 

сор

 

 

В атмосферу-

1 — вентилятор; 2 —

 

 

 

первичный

подогрева­

 

 

 

тель воздуха; 3 — фрео­

 

 

 

новый охладитель возду­

 

 

 

ха; 4 — отделитель воды;

Прием

 

 

5 — увлажнитель возду­

ШдПар

ГрузоВые

ха; 6 — вторичный подо­

Воздуха у

Пар

 

помещения

греватель воздуха; 7 —

 

,___ ^ 7

фреоновый

конденсатор;

 

8 — фреоновый компрес­

сор

*3а борт

о


сп

 

 

 

Продолжение табл. 14

to

 

 

 

 

Тип

Основной вид

Стадии тепловлаж­

Схема

 

си­

тепловлажностной

ностной обработки

О с н о в н о е о б о р у д о в а н и е

стемы

обработки

 

 

 

ж Полное кондици­ онирование воздуха

Первичный подо­ грев воздуха—охла­ ждение воздуха—

,конденсация воды— отделение воды—увла­ жнение воздуха—по­ догрев воздуха вто­ ричный

 

 

в атмосферу_

1 — вентилятор; 2

 

2

3

М 5

6

первичный

подогрева­

 

 

 

'Y v r /

 

тель воздуха; 3 — охла­

 

 

 

 

 

дитель воздуха (водяной

 

 

 

 

 

или рассольный); 4

J r

f

f

l h

Грузовые

отделитель воды; 5

Воздуха

It

* '

M t

увлажнитель

 

воздуха;

 

Пар

 

Пар

помещения

6 — вторичный

подогре­

 

 

ватель воздуха

 

 

 

 

 

 

 

П р и м е ч а н и е .

Условные обозначения трубопроводов на рисунках:

/

— обрабатываемого воздуха;

ш—т тшял

— воздуха

десорбции;

— парообразного ф реона;------------

жидкого фреона; ------

-------- напорный

забортной

воды;

------/ / --------

отливной

забортной

воды; ----

XX

-------- раствора LiCl; ----- X----

— хладоносителя; ---------------

 

свежего

водяного

пара;

----- ••--------

отработав­

шего водяного

пара.

 

 

 

 

 

 

 

 


понижение концентрации кислорода и повышение концентрации нейтральных составляющих, в том числе путем использования инертных газов). Эти способы пока находятся в стадии исследования

иразработки и в настоящее время не применяются.

Втабл. 14 показаны наиболее характерные схемы систем различ­

ных типов и их основное оборудование.

Как видно из рисунков таблицы, особенностью схем систем ти­ пов Г, Д, Е, Ж является подача на обработку рециркуляционного воздуха с целью снижения нагрузки на холодильные машины.

§5. СИСТЕМЫ С ОБРАБОТКОЙ ВОЗДУХА ДЛЯ ПОДМЕШИВАНИЯ

Вгруппу систем с обработкой только воздуха, подмешиваемого

кприточному воздуху, входят системы типов А, Б, В, Г и Д. Как

указывалось в § 4, совершенствование систем т и п а А происхо­ дит за счет применения воздухоосушительных установок роторного

типа с вращающимися

адсорбе­

 

 

 

рами.

 

 

 

 

 

 

 

 

На рис. 29 показана схема

 

 

 

воздухоосушительной

установ­

 

 

 

ки

фирмы

Мунтерс

Трокнер

 

 

 

(ФРГ).

 

 

 

 

 

 

 

 

Кожух адсорбера в уста­

 

 

 

новке разделен на две камеры—

 

 

 

большую для осушения воз­

 

 

 

духа, малую — для регенерации

 

 

 

адсорбента — десорбции

погло­

 

 

 

щенной воды. Ротор постоянно

 

 

 

вращается в зоне адсорбции и

 

 

 

в зоне регенерации. Этим дости­

 

 

 

гается непрерывность

процесса

 

 

 

и обеспечивается постоянное и

 

 

 

устойчивое

снабжение

системы

 

 

 

осушенным воздухом.

 

 

Рис. 29. Схема воздухоосушительной уста­

 

В качестве адсорбента ис­

 

новки фирмы Мунтерс Трокнер.

пользуются силикагель или кри­

а схема.

 

сталлы солей металлов. Послед­

 

1 — воздушный фильтр;

2 — подогреватель

ние

образуют

поверхностный

воздуха; 3 — вращающийся адсорбер; 4 — вен­

слой узких каналов, параллель­

тилятор подачи осушенного воздуха; 5 — вен­

тилятор десорбции.

ных оси вращения ротора. Осу­

б — углы фаз десорбции

(/)

и адсорбции

шаемый воздух

отделен от ре­

(и).

 

 

генерирующего

прокладками

 

 

проходит

перед обеими торцевыми

поверхностями ротора. Воздух

по каналам

в соответствующем секторе вращающегося ротора.

 

Воздухоосушительные установки фирмы Мунтерс Трокнер обес­

печивают скорости воздуха, в - семь раз превышающие

скорость

в обычных адсорберах с твердым сорбентом. Форма и размеры кана­ лов, ограниченных сорбентом, таковы, что и при высоких скоростях

63