Файл: Хордас, Г. С. Техническое кондиционирование воздуха и инертных газов на судах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
чивающих интенсификацию процессов массообмена, позволяют счи тать этот тип систем для определенных случаев перспективным.
К системам этого типа относятся также системы с воздухоосуши тельными установками фирмы Каргокэйр, где в качестве влагопогло тителя применен триэтиленгликоль (кайрколь), системы с установ ками фирмы Катабар, в которых влагопоглотителем служит раствор хлористого лития (катена), и др. Системы типа В целесообразно применять на судах, где требуется тепловлажностная обработка зна чительных количеств воздуха (более 10 000— 12 000 м3/ч).
В этом случае можно ожидать уменьшения массогабаритных характеристик.
К первой группе относятся также местные и местноавтономные системы соответственно т и п о в Г и Д. В них предусматривается механическое осушение воздуха с помощью холодильных машин.
Системы типа Г, в которых хладоснабжение осуществляется с по мощью промежуточного хладоносителя, особенно удобно приме нять на рефрижераторных судах с закрытой схемой хладоснабжения и на судах, где установлены теплоиспользующие холодильные ма шины (см. гл. IV). К таким системам относятся, в частности, системы технического кондиционирования воздуха на судах-банановозах типа «Арагви» [34].
Местноавтономные системы типа Д включают в себя автономные воздухоосушительные установки. В состав этих механических осу шителей воздуха входят холодильные машины с воздушными кон денсаторами, позволяющие достигнуть высокой степени автомати зации процесса тепловлажностной обработки воздуха. Производи тельность установок по осушенному воздуху ограничена габаритом воздушного конденсатора холодильной машины и колеблется в пре делах 400— 1500 м3/ч. Ограничение производительности позволяет,
всвою очередь, использовать герметичные компрессоры различной конструкции, что повышает надежность работы системы (см. гл. IV).
Вторая группа систем технического кондиционирования воздуха охватывает системы т и п о в Ей Ж, которые являются универсаль ными и обеспечивают поддержание ряда параметров микроклимата
вобслуживаемых помещениях независимо от наружных условий. Тепловлажностная обработка воздуха производится в местных (обслу живающих одно-два грузовых помещений) и центральных (обслужи вающих несколько помещений) кондиционерах. В центральных кон диционерах устанавливают охладители воздуха с циркуляцией про межуточного хладоносителя, а в местных — охладители воздуха как с циркуляцией промежуточного хладоносителя, так и с непо средственным испарением хладагента.
Впоследнем случае холодильные машины обслуживают, как правило, один местный кондиционер (местноавтономные системы типа Е).
Вбудущем возможно применение и других способов и видов тех
нического кондиционированиявоздуха на судах (например, его осушение непосредственно в воздушных холодильных машинах, изменение газового состава атмосферы в грузовых помещениях —
59
<т> |
|
|
|
|
|
Таблица 14 |
|
о |
|
Схемы и основное оборудование систем различных типов |
|
||||
|
|
|
|
|
|||
Т и п |
Основной вид |
Стадии тепловлаж |
Схема |
|
Основное оборудование |
||
с и |
тепловлажностной |
ностной обработки |
|
||||
с т е м ы |
обработки |
|
|
|
|
|
|
А, Б |
Осушение |
Адсорбция—охла |
Пар j |
Прием |
1 — вентилятор |
осу |
|
|
|
ждение |
шенного воздуха; |
2 — |
|||
|
|
2 |
jVrv-^ |
Воздуха |
вентилятор |
десорбции; |
|
|
|
,0111 I'В атмосферу |
тель воздуха; 4 — элек |
||||
|
|
|
|
|
3 — паровой |
подогрева |
|
|
|
Прием |
|
|
трический подогреватель |
||
|
|
Воздухё |
|
|
воздуха; 5 — вытяжной |
||
|
|
|
|
|
вентилятор; 6 — вдувной |
||
|
|
|
л л |
ГрузоВые |
вентилятор; |
7 — адсор |
|
|
|
|
бер; 8 — водяной |
охла |
|||
|
|
|
За Ворт смещений |
дитель воздуха |
|
В |
Осушение |
Абсорбция |
Прием |
1 — вентилятор подачи |
Воздуха Ватмосферу |
||||
|
|
|
|
воздуха на осушение; 2 — |
|
|
|
|
абсорбер; 3 — вдувной |
|
|
|
|
вентилятор; 4 — вытяж |
|
|
|
|
ной вентилятор; 5 — де- |
|
|
|
|
сорбер; 6 — вентилятор |
|
|
|
|
десорбции; 7 — подогре |
|
|
|
|
ватель раствора; 8 — ох |
|
|
|
|
ладитель раствора; 9 — |
|
|
|
|
насос раствора; 10 — |
|
|
|
|
бак раствора |
Г |
Осушение |
Охлаждение возду |
|
|
ха — конденсация |
|
|
воды—отделение во |
|
|
ды |
Д |
Осушение |
Охлаждение возду |
|
|
|
ха—конденсация во |
|
|
|
ды—отделение |
во |
|
|
ды—подогрев |
воздуха |
ЕПолное кондици Первичный подо
онирование воздуха грев воздуха — охла ждение воздуха—кон денсация воды—отде ление воды—увлаж нение воздуха—вто ричный подогрев воз духа
|
|
Прием В оздуха |
|
„ |
„ |
I Ватмосфе- |
1 — охладитель возду |
/ |
2, |
''я—х'М |
|
|
|
|
ха; 2 — отделитель воды; |
|
|
|
3 — вдувной вентилятор; |
|
|
|
4 — вытяжной вентиля |
|
|
ГрузоВые |
тор |
** СлиВ помещения Воды
|
|
|
1 — фреоновый охла |
||
2 3 4 Прием |
В атмос- |
дитель воздуха; 2 — от |
|||
|
|
|
делитель воды; 3 — фрео |
||
|
|
|
новый конденсатор; 4 — |
||
Прием |
|
|
вентилятор |
подачи осу |
|
Грузовые помещения |
шенного воздуха; 5 — |
||||
Воздуха |
вдувной вентилятор; 6 — |
||||
СлиВ |
|
|
вытяжной |
вентилятор; |
|
Воды |
|
|
7 — фреоновый компрес |
||
|
|
|
сор |
|
|
|
В атмосферу- |
1 — вентилятор; 2 — |
|||
|
|
|
первичный |
подогрева |
|
|
|
|
тель воздуха; 3 — фрео |
||
|
|
|
новый охладитель возду |
||
|
|
|
ха; 4 — отделитель воды; |
||
Прием |
|
|
5 — увлажнитель возду |
||
ШдПар |
ГрузоВые |
ха; 6 — вторичный подо |
|||
Воздуха у |
|||||
Пар |
|
помещения |
греватель воздуха; 7 — |
||
|
,___ ^ 7 |
фреоновый |
конденсатор; |
||
|
8 — фреоновый компрес |
сор
*3а борт
о
сп |
|
|
|
Продолжение табл. 14 |
to |
|
|
|
|
Тип |
Основной вид |
Стадии тепловлаж |
Схема |
|
си |
тепловлажностной |
ностной обработки |
О с н о в н о е о б о р у д о в а н и е |
|
стемы |
обработки |
|
|
|
ж Полное кондици онирование воздуха
Первичный подо грев воздуха—охла ждение воздуха—
,конденсация воды— отделение воды—увла жнение воздуха—по догрев воздуха вто ричный
|
|
в атмосферу_ |
1 — вентилятор; 2 — |
||||
|
2 |
3 |
М 5 |
6 |
первичный |
подогрева |
|
|
|
|
'Y v r / |
|
тель воздуха; 3 — охла |
||
|
|
|
|
|
дитель воздуха (водяной |
||
|
|
|
|
|
или рассольный); 4 — |
||
J r |
f |
f |
l h |
Грузовые |
отделитель воды; 5 — |
||
Воздуха |
It |
* ' |
M t |
увлажнитель |
|
воздуха; |
|
|
Пар |
|
Пар |
помещения |
6 — вторичный |
подогре |
|
|
|
ватель воздуха |
|
||||
|
|
|
|
|
|
П р и м е ч а н и е . |
Условные обозначения трубопроводов на рисунках: |
/ |
— обрабатываемого воздуха; |
ш—т тшял |
— воздуха |
||||||
десорбции; |
■ |
— |
— парообразного ф реона;------------ |
жидкого фреона; ------ |
-------- напорный |
забортной |
воды; |
------/ / -------- |
отливной |
||
забортной |
воды; ---- |
XX |
-------- раствора LiCl; ----- X---- |
— хладоносителя; --------------- |
|
свежего |
водяного |
пара; |
----- ••-------- |
отработав |
|
шего водяного |
пара. |
|
|
|
|
|
|
|
|
понижение концентрации кислорода и повышение концентрации нейтральных составляющих, в том числе путем использования инертных газов). Эти способы пока находятся в стадии исследования
иразработки и в настоящее время не применяются.
Втабл. 14 показаны наиболее характерные схемы систем различ
ных типов и их основное оборудование.
Как видно из рисунков таблицы, особенностью схем систем ти пов Г, Д, Е, Ж является подача на обработку рециркуляционного воздуха с целью снижения нагрузки на холодильные машины.
§5. СИСТЕМЫ С ОБРАБОТКОЙ ВОЗДУХА ДЛЯ ПОДМЕШИВАНИЯ
Вгруппу систем с обработкой только воздуха, подмешиваемого
кприточному воздуху, входят системы типов А, Б, В, Г и Д. Как
указывалось в § 4, совершенствование систем т и п а А происхо дит за счет применения воздухоосушительных установок роторного
типа с вращающимися |
адсорбе |
|
|
|
||||
рами. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На рис. 29 показана схема |
|
|
|
||||
воздухоосушительной |
установ |
|
|
|
||||
ки |
фирмы |
Мунтерс |
Трокнер |
|
|
|
||
(ФРГ). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кожух адсорбера в уста |
|
|
|
||||
новке разделен на две камеры— |
|
|
|
|||||
большую для осушения воз |
|
|
|
|||||
духа, малую — для регенерации |
|
|
|
|||||
адсорбента — десорбции |
погло |
|
|
|
||||
щенной воды. Ротор постоянно |
|
|
|
|||||
вращается в зоне адсорбции и |
|
|
|
|||||
в зоне регенерации. Этим дости |
|
|
|
|||||
гается непрерывность |
процесса |
|
|
|
||||
и обеспечивается постоянное и |
|
|
|
|||||
устойчивое |
снабжение |
системы |
|
|
|
|||
осушенным воздухом. |
|
|
Рис. 29. Схема воздухоосушительной уста |
|||||
|
В качестве адсорбента ис |
|||||||
|
новки фирмы Мунтерс Трокнер. |
|||||||
пользуются силикагель или кри |
а — схема. |
|
||||||
сталлы солей металлов. Послед |
|
|||||||
1 — воздушный фильтр; |
2 — подогреватель |
|||||||
ние |
образуют |
поверхностный |
воздуха; 3 — вращающийся адсорбер; 4 — вен |
|||||
слой узких каналов, параллель |
тилятор подачи осушенного воздуха; 5 — вен |
|||||||
тилятор десорбции. |
||||||||
ных оси вращения ротора. Осу |
б — углы фаз десорбции |
(/) |
и адсорбции |
|||||
шаемый воздух |
отделен от ре |
(и). |
|
|
||||
генерирующего |
прокладками |
|
|
проходит |
||||
перед обеими торцевыми |
поверхностями ротора. Воздух |
|||||||
по каналам |
в соответствующем секторе вращающегося ротора. |
|||||||
|
Воздухоосушительные установки фирмы Мунтерс Трокнер обес |
|||||||
печивают скорости воздуха, в - семь раз превышающие |
скорость |
в обычных адсорберах с твердым сорбентом. Форма и размеры кана лов, ограниченных сорбентом, таковы, что и при высоких скоростях
63