Файл: Хордас, Г. С. Техническое кондиционирование воздуха и инертных газов на судах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
Аэродинамическое сопротивление составляет 5 кПа (500 мм
вод. ст.).
Скрубберы были изготовлены из обычной малоуглеродистой стали. Корпус изнутри покрывался синтетическими материалами.
Газы
Рис. 24. Схема работы и кон структивные размеры скруб бера тарелочного типа произ водительностью 5600 м3/ч при температуре 290 К, приме ненного на танкерах «Бритиш Скайлл» и «Бритиш Сове-
ринг».
/ — патрубок подвода воды; 2 — отбор газов к нагнетателям (0356); 3 — отделитель воды; 4 — колпачковая тарелка; 5 — переливная труба (о 203); 6 — смотровой люк; 7 — затоплен ный патрубок входа газов
(0 356); 8 — фильтр; 9 — патру бок отлива воды (0 178); 10 — держатель тарелки; 11 — кол пачок; 12 — патрубок для про хода газа; 13 — перегородка гидравлического затвора пере
лива (Я = 50 мм); 14 — перего родка входного гидравлического затвора (Я =■ 230 мм).
Однако отсутствие защитных покрытий у других деталей аппарата привело в дальнейшем к их интенсивному разрушению (рис. 25). Кроме того, наблюдался повышенный унос капель воды с верхних тарелок, в связи с чем в 1962 г. вход воды был перенесен на третью
47
«Азербайджан» и др.) во время их капитального ремонта показало, что среднегодовые убытки от коррозии составляют значительную сумму [33].
На танкерах компании Сан Ойл, оборудованных системами инертного газа, в первоначальный период отмечалось некоторое увеличение коррозии корпусных конструкций, а через несколько лет установлено ее уменьшение. Опыты, проведенные ВМФ США (их результаты были опубликованы в 1953 г. [84]), свидетельствуют о том, что использование предварительно осушенных инертных газов значительно уменьшает скорость коррозии. Вместе с тем более позд ние испытания на другом корабле ВМФ США, где использовались влажные инертные газы, показали не менее значительное уменьше ние коррозионных разрушений. При этом влияние условий эксплуа тации (частота мойки цистерн, балластировки и др.) выяснено не было.
Для количественной оценки процессов коррозии компанией Бри тиш Петролеум были использованы три метода [84]:
—лабораторные испытания;
—натурные испытания с помощью контрольных образцов, расположенных в грузовых цистернах;
—определение с помощью ультразвука изменения толщины непосредственно корпусных конструкций.
При лабораторных испытаниях, проведенных в течение 1960—■ 1961 гг., помимо общей оценки коррозии определялось влияние
изменения концентрации двуокиси серы на скорость ее протекания. Хотя концентрация S 0 2 в инертных газах варьировалась в преде лах 0,0—0,18%, причем второе значение соответствует непромытым инертным газам при сжигании в топке котла топлива с достаточно вы соким содержанием серы (3,5%), влияния двуокиси серы на скорость коррозии отмечено не было. Однако присутствие серы в газах вы звало появление на сухих поверхностях липкого черного отложения. Было высказано предположение, что отложения сажи в трубопро водах подачи инертных газов могут во время эксплуатации погло щать двуокись серы, что вызовет со временем коррозию труб и ар матуры. В связи с этим была установлена норма удаления S 0 2 в скруббере (свыше 90%).
Лабораторные испытания позволили сделать прогноз скорости коррозии: приблизительно 0,36 мм в год для корпусных конструк ций судов без систем инертных газов и примерно 0,13 мм для корпус ных конструкций судов, оборудованных системами. Это дает хоро шую сходимость с натурными испытаниями.
При натурных испытаниях пяти судов (двух с системами инерт ных газов, двух без них и одного с частью цистерн, оборудованных системами, см. стр. 45), проводимых в течение пяти лет, контроль ные образцы из судостроительной стали размером 304,8 X 304,8 X X 10,16 мм были укреплены в грузовых цистернах (на подволоке, днище, бимсах). Одновременно с испытаниями контрольных образ цов на тех же судах измеряли толщину корпусных конструкций (продольного и поперечного набора на расстоянии 76 мм от верхней
4 Г . С . Х о р д а с |
49 |
палубы (ВП) с помощью ультразвука. Ежегодно в течение шести лет на каждом судне проводилось около 1600 измерений.
В табл. 10 приводятся обобщенные результаты измерений с по мощью ультразвука скорости коррозии на пяти судах.
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 10 |
|
Результаты измерений скорости коррозии на пяти судах |
|
||||||
|
|
|
|
Суда без системы |
Суда с системой |
Судно, |
||
|
|
|
|
инертных газов |
инертных газов |
частично |
||
|
|
|
|
оборудо- |
||||
Характеристики |
|
|
|
|
ванное |
|||
|
|
|
|
системой |
||||
|
|
|
|
«Бритиш |
«Бритиш |
«Бритиш |
«Бритиш |
инертных |
|
|
|
|
Виктори» |
Тэлент» |
Соверинг» |
Скайлл» |
газов |
|
|
|
|
(«Бритиш |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Престиж») |
Средняя |
потеря |
|
толщины |
0,305 |
0,356 |
0,127 |
0,254 |
0,127 |
в год, мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
Средняя |
годовая |
продол |
|
|
|
|
|
|
жительность плавания, дни: |
|
|
|
|
|
|||
с грязным |
балластом |
18,2 |
15,8 |
17,2 |
14,8 |
21,9 |
||
с чистым |
балластом |
35,2 |
39,4 |
39,4 |
40,9 |
39,4 |
||
Среднее |
годовое |
количе |
4,7 |
5,2 |
4,7 |
4,5 |
5,0 |
|
ство балластировок чистых |
|
|
|
|
|
|||
грузовых |
цистерн |
|
|
|
|
|
|
|
Как видим, скорость коррозии корпусных конструкций в подпа лубных пространствах судов, оборудованных системами инертных газов, меньше на 28% у танкера «Бритиш Скайлл» и на 58% у тан
|
кера «Бритиш Соверинг», |
|||||||
|
чем |
у аналогичного |
|
кон |
||||
|
трольного судна без си |
|||||||
|
стемы. Разница в получен |
|||||||
|
ных |
результатах |
может |
|||||
|
быть |
объяснена |
|
несовер |
||||
|
шенством первого образца |
|||||||
|
системы на судне «Бритиш |
|||||||
|
Скайлл», где процент со |
|||||||
|
держания |
кислорода |
в |
|||||
Рис. 26. Зависимость скорости коррозии от кон |
инертных |
газах |
имел |
не |
||||
сколько завышенное |
зна |
|||||||
центрации кислорода в газовой смеси. |
||||||||
X — потеря толщины корпусных конструкций, опре |
чение. |
|
|
|
кото |
|||
деленная с помощью ультразвука; О — то же в про |
Основной вывод, |
|||||||
цессе лабораторных испытаний; д — то же с помощью |
рый |
можно было |
сделать |
|||||
контрольных образцов. |
||||||||
|
из полученной |
информа |
ции, состоял в том, что скорость коррозии в значительной степени зависит от продолжительности периода эксплуатации судна с пу стыми цистернами и концентрации кислорода в смеси газов, запол няющей пустое пространство.
50
Проведенные испытания позволили установить зависимость ско рости коррозии подпалубных конструкций грузовых цистерн от средней концентрации кислорода в смеси газов, заполняющей грузо вые помещения (рис. 26). С увеличением расстояния конструкций от ВП скорость их коррозии падает.
Днищевые конструкции подвергаются воздействию контактной коррозии, связанной с заполнением цистерн забортной водой при балластировке; инертные газы не влияют на характер протекания этого процесса.
О снижении скорости коррозии на судах, оборудованных систе мами инертных газов, свидетельствует количество шлама (смесь продуктов коррозии—ржавчины с гудронированными остатками груза), периодически удаляемое с днищ грузовых цистерн. Это коли чество оказалось пропорциональным определенной при испытаниях скорости коррозии (табл. 11).
Таблица 11
Количество шлама, удаляемого с днищ грузовых цистерн
С у д а
Без системы инертных газов: «Бритиш Квин»
«Бритиш Гусар»
«Бритиш Бомбардир»
«Бритиш Ковалер» С системой инертных газов:
«Бритиш Гренадер»
«Бритиш Лансэ»
«Бритиш Гадсман»
«Бритиш Драгон»
«Бритиш Дипломат»
г о д ы |
о д в о |
с , |
е п о |
П е р и о д э к п л у а т а ц и и |
О б н о в л е н и з а щ и т н ы х к р ы т и й ( п л о к о в ) |
К о л и ч
8*5
С с о £
* a £
Л О) э
О<нЪ о |
в Ьto■ | |
н |
|
|
|
д л я с у о д |
|
|
|
|
г |
е д н е е г о д |
|
е д н е е у п п ы в за |
|
с р з а 1 |
с р г р д о |
10 |
Через 6 лет |
485 |
48,5 |
■ |
|
|
158 |
22,6 |
27,1 |
7 |
На 50% |
109 |
15,6 |
|
|
|
153 |
2 1 , 8 |
|
|
34,6 |
5,8 |
|
|
55,9 |
9,3 |
|
6 Отсутствует |
52,8 |
8 , 8 |
7,3 |
|
48,8 |
8 ,1 |
|
|
27,4 |
4,6 |
|
Полученные результаты компания Бритиш Петролеум, так же, как и сотрудничающая с ней английская фирма Ф. А. Хаджес, оценивает осторожно и считает, что при установке систем инертных газов, подвергаемых только промывке и охлаждению в скрубберах, коррозия незащищенных покрытиями корпусных конструкций уменьшается на 20%.
Влияние дополнительного осушения инертных газов и более глубокой их очистки от двуокиси серы исследовала компания Эссо Интернейшл, оборудовавшая три однотипных судна дедвейтом по 49 000 т различными системами инертных газов [73]:
4* |
51 |
1)с промывкой и охлаждением инертных газов — на танкере «Эссо Чили»;
2)с дополнительным осушением инертных газов — на танкере
«Эссо Свицерленд»; 3) с дополнительным осушением инертных газов и с дополнитель
ной очисткой их от двуокиси серы — на танкере «Эссо Панама». Первая система аналогично применяемой компаниями Сан Ойл
и Бритиш Петролеум работает следующим образом. Инертные газы отбираются от дымохода котла и пропускаются через скруббер, прокачиваемый забортной водой. В результате удаляется около 90% твердых частиц (сажи) и других примесей. Забортная вода с темпе ратурой 297 К позволяет охладить газы от температуры 450 до
300К.
Вгрузовые цистерны поступает газ с содержанием кислорода около 3%. Чтобы содержание кислорода не превышало 5%, в си стеме предусмотрены предохранительные устройства и сигнализация. В течение контрольных 18 месяцев не было зарегистрировано случая превышения содержания кислорода более 5%.
Было установлено, что в результате высокой температуры точки росы газов, равной 300 К, конденсация в цистернах может способ ствовать ускорению коррозии. Особую опасность представляет дву окись серы, которая в соединении с конденсатом образует сернистую кислоту. Чтобы предупредить эту опасность, была сделана попытка осушить газы до более низкой температуры точки росы. Для этого была разработана вторая система. В змеевике системы вода охлаж дается до температуры 280 К; в качестве хладоносителя исполь зуется охлажденная вода от судовой системы комфортного конди ционирования воздуха. Это дало возможность удалить часть воды из газов. Вместе с тем попадание двуокиси серы в цистерны не было исключено.
Во избежание указанного недостатка была разработана третья система, которая отличается от второй тем, что в верхней части скруббера устанавливается абсорбер, в котором на пути охлаждения инертного газа распыляется водный раствор карбоната натрия (Na2C03), охлажденный до 279 К. При прохождении газа через абсорбер его температура понижается с 300 до 280 К. Одновременно углекислый натрий поглощает двуокись серы из газа и в цистерны поступают инертные газы с высокой степенью очистки.
Для охлаждения водного раствора углекислого натрия исполь зуется охладитель с непосредственным кипением фреона.
По мнению компании Эссо Интернейшл, дополнительное осуше ние газов исключает возможность образования конденсата на холод ных поверхностях ограждений грузовых цистерн, который в соеди нении с SO2 может образовывать капли сернистой кислоты, интен сифицирующей процесс коррозии. Однако более важной является глубокая очистка газов от двуокиси серы, оказывающей вредное влияние на защитные покрытия цистерн.
При оценке экономической эффективности, связанной со сниже нием скорости коррозии, следует исходить из того, что расходы по
52