Файл: Хордас, Г. С. Техническое кондиционирование воздуха и инертных газов на судах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
замене верхних частей переборок, продольного и поперечного набора и других элементов зависят от первоначальной толщины материала (табл. 12) [84]. При достаточно большой толщине, в частности у су пертанкеров, эффекта от снижения скорости коррозии не будет. Вместе с тем наличие системы инертных газов позволяет отказаться от защитных покрытий наиболее уязвимых мест в грузовых цистер
нах; |
полученная |
|
эконо- |
|
|
Таблица 12 |
||||
мия соизмерима со стои |
|
|
||||||||
|
|
|
||||||||
мостью системы, |
включая |
Сроки замены корпусных конструкций |
||||||||
палубный трубопровод. |
в зависимости от скорости коррозии |
|||||||||
Экономический эффект |
|
|
|
|||||||
при внедрении систем до |
С к о р о с т ь к о р р о з и и , |
Т о л щ и н а |
С р о к с л у ж б ы |
|||||||
стигается за счет ускоре |
м м / г о д |
м а т е р и |
д о з а м е н ы , |
|||||||
а л а , мм |
го д ы |
|||||||||
ния разгрузочных |
опера |
|
|
|
||||||
ций и, как указывалось |
Суда с системами |
|
|
|||||||
выше, |
|
ремонтных |
работ. |
|
|
|||||
Характеристики |
нагнета |
инертных газов: |
|
|
||||||
0,127 |
Замена конструкций |
|||||||||
телей инертных газов под |
||||||||||
|
не' производится |
|||||||||
бирают |
таким |
образом, |
в отдельных ме |
До |
Замена |
|||||
чтобы |
при разгрузке |
над |
||||||||
стах до 0,190 |
12—13 |
по необхо |
||||||||
уровнем нефти и нефтепро |
|
|
димости |
|||||||
дуктов поддерживалось из |
Суда без систем |
|
|
|||||||
быточное давление, |
равное |
инертных газов: |
|
|
||||||
7— 10 кПа |
(700—1000 мм |
0,355 |
До 24 |
8 |
||||||
вод. |
ст.). |
Это позволяет |
0,355 |
Свыше |
20 |
|||||
снизить |
уровень |
нефти и |
||||||||
|
24 |
|
||||||||
нефтепродуктов, |
при |
ко |
|
|
|
тором во избежание кави тации необходим переход от работы грузовых насосов к зачистным
операциям — на 1—1,4 м (см. гл. V).
Как видно из представленной на рис. 27 расчетной зависимости, уменьшение времени разгрузки, связанное с созданием избыточного давления в грузовых цистернах, становится особенно ощутимым при увеличении упругости паров нефти и нефтепродуктов (более высокая температура груза, перевозка летучих нефтепродуктов и др.).
Первые же эксплуатационные испытания системы на танкере «Бритиш Скайлл» показали, что скорость разгрузки уменьшилась с 28 до 20 ч.
Сокращение времени ремонтов достигается за счет возможности проведения их в машинных отделениях и других помещениях вне цистерн и возможности постановки судов в доки без предварительной мойки и дегазации грузовых помещений, заполненных инертными газами.
Несмотря на отсутствие 100%-ной гарантии защиты от взрывов, всесторонняя оценка систем, проведенная компанией Бритиш Петро леум, подтвердила целесообразность их применения на морских транспортных судах. С 1963 г. все танкеры этой компании, перево зящие сырую нефть, в процессе постройки оборудуются системами
53
инертных газов, а с 1968 г. — также и все суда, предназначенные для перевозки нефтепродуктов. За десять лет системы были смонтиро ваны почти на 30 судах. За время их эксплуатации взрывов на судах не происходило.
Вместе с тем удельное значение судов, оборудованных системами инертных газов, пока невелико. К 1968 г. в мире насчитывалось
т/г и
Рис. 27. Увеличение ско рости разгрузки при на личии системы инертных газов в зависимости от упругости паров нефти и
нефтепродуктов,
т
----------ти о т н о ш е н и е |
в р е м е н и |
р а з г р у з к и п р и |
о т с у тс т в и и |
с и с т е м ы и н е р т н ы х г а з о в к о в р е м е н и р а з г р у з к и п р и н а л и ч и и систем ы .
всего около 100 морских судов, оборудованных такими системами, и тенденции к их широкому применению не намечалось. С 1963 по 1970 г. на морских судах было установлено всего около 100 систем. Это, в первую очередь, связано с достаточно высокой стоимостью оборудования и монтажа систем инертных газов по сравнению со стоимостью других систем [82], [84], [88], [104 ]:
|
С и с тем а |
С т о и м о с т ь в за в и - |
|
с и м о сти от |
|
|
|
д е д в е й т а с у д н а , |
|
|
т ы с . д о л л . |
Типа «Кемет» |
.................................................................. |
От 6,5 |
С переобогащением ..............................................с м е с и |
8—16 |
|
Типа «Шелл» с обеднением ...............................смеси |
20—60 |
|
Инертных газов, поданным компании Танк С. А. П. П. |
350—500 |
|
(А нглия)......................................................................... |
по данным Б а р н е т т а |
|
Инертных газов, ....................... |
300—700 |
|
Инертных газов, |
поданным Бритиш Петролеум . . |
50—150тыс.ф. ст. |
Сдерживающим фактором является и значительная стоимость ремонта систем, которая до последнего времени составляла около 6% первоначальных затрат (в период отработки систем производилась замена нагнетателей, двигателей, а в некоторых случаях выявилась необходимость в частичной или полной переделке скрубберов и др.), а также стоимость обслуживания. Однако в последнее время, осо бенно после серии взрывов супертанкеров, спрос на эти системы постепенно увеличивается. На 1 января 1973 г. ими было оборудо вано уже около 240 судов дедвейтом св. 70 000 т, предназначенных только для перевозки сырой нефти, а к 1976 г. это число должно
возрасти до 328, что |
составит пятую часть судов, находящихся |
в эксплуатации (табл. |
13). |
54
Количество судов для перевозки сырой нефти, оборудованных системами инертных газов [100]
|
Суда, |
находившиеся |
|
|
Суда, |
намеченные к производству |
||||
|
в эксплуатации на |
|
1973 г. |
|
|
1974 г. |
|
|
||
|
I января |
1973 г. |
танкеры |
всего |
танкеры |
всего |
танкеры |
|||
Дедвейт, тыс. т |
танкеры |
нефтена валочные |
всего |
нефтенавалочные |
нефтейавалочные |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
i !
Общее количество судов в мировом флоте
Таблица 13
1975 г. |
|
нефтена валочные |
О |
|
и |
|
О |
|
№ |
|
О |
70—125 |
412 |
129 |
541 |
20 |
20 |
40 |
44 |
15 |
59 |
73 |
7 |
80 |
|
125—175 |
55 |
62 |
117 |
11 |
33 |
44 |
30 |
16 |
46 |
33 |
8 |
41 |
|
175—225 |
158 |
10 |
168 |
8 |
3 |
11 |
4 |
3 |
7 |
3 |
— |
3 |
|
225—300 |
128 |
7 |
135 |
86 |
11 |
97 |
119 |
4 |
123 |
88 |
— |
83 |
|
Свыше 300 |
8 |
— |
8 |
8 |
— |
8 |
15 |
— |
15 |
66 |
— |
6С |
|
Всего |
761 |
208 |
969 |
133 |
67 |
200 |
212 |
38 |
250 |
263 |
15 |
278 |
|
|
Количество судов, оборудованных системами инертных газов |
|
|
|
|
||||||||
70—125 |
40 |
22 |
62 |
___ |
2 |
2 |
2 |
3 |
5 |
1 |
___ |
1 |
|
125—175 |
2 |
25 |
27 |
3 |
4 |
7 |
2 |
— |
2 |
4 |
— |
4 |
|
175—225 |
65 |
6 |
71 |
2 |
— |
2 |
1 |
•— |
1 |
— |
— |
— |
|
225—300 |
68 |
7 |
75 |
17 |
3 |
20 |
21 |
2 |
23 |
7 |
— |
7 |
|
Свыше 300 |
2 |
— |
2 |
1 |
— |
1 |
4 |
— |
4 |
12 |
— |
12 |
|
Всего |
177 |
60 |
237 |
23 |
9 |
32 |
30 |
5 |
35 |
24 |
— |
24 |
|
Доля общего количества су |
23,3 |
28,8 |
24,5 |
17,3 |
13,4 |
16,0 |
14,2 |
13,2 |
14,0 |
9,1 |
0 |
8,6 |
|
дов, % |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Имеется тенденция к замене ранее существующих и не оправ давших себя систем системами инертных газов. Так, после взрыва на супертанкере «Конг Хаакон VII» взамен системы переобогащения смеси норвежской фирмой ФМВ была установлена система инерт ных газов. В 1973 г. Английское Министерство торговли и промыш ленности выдвинуло требование о необходимости оборудования системами инертных газов танкеров с грузовыми цистернами вме стимостью более 10 000 м3 [90].
Широкому применению систем инертных газов способствуют и быстро развивающиеся морские перевозки сжиженного газа. Стоимость танкера-газовоза примерно в два раза выше, чем стоимость танкера для перевозки сырой нефти или нефтепродуктов того же тоннажа.
Намечается более широкое использование осушенных инертных газов при морских перевозках грузов, чувствительных как к воде, так и к окислению, — аммиака и других азотных соединений, муки, сахара и др.
Компания Д. Керр (Англия) предложила применять инертные газы взамен воздуха при образовании высокократной пены, исполь зуемой затем при мойке грузовых цистерн, повторив, по существу, идею советских изобретателей [58, 108].
В условиях острой конкурентной борьбы зарубежные фирмы, изготовляющие системы инертных газов и поставляющие для них оборудование, вынуждены постоянно вести работы по совершен ствованию конструкций, повышению их эксплуатационной надеж ности, снижению себестоимости, что объективно способствует более интенсивному внедрению систем в мировом судостроении. Строитель ство отечественных крупнотоннажных нефтеналивных судов дало дополнительный толчок к развитию систем инертных газов в СССР.
ГЛАВА II
СОВРЕМЕННЫЕ СХЕМЫ И КОНСТРУКЦИИ СИСТЕМ ТЕХНИЧЕСКОГО
КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА
§ 4. КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ И НАЗНАЧЕНИЕ
Системы технического кондиционирования воздуха целесообразно классифицировать следующим образом (рис. 28):
—по количеству воздуха, подвергаемого тепловлажностной обра ботке (обработка подмешиваемого воздуха или обработка всего при точного воздуха, поступающего в грузовые помещения);
—по виду тепловлажностной обработки воздуха (осушение,
охлаждение с осушением, подогрев, увлажнение);
56
А |
Б |
В |
Г |
Ж |
сл |
Рис. 28. |
Классификация систем технического кондиционирования |
воздуха. |
|
-Nl |
—по месту тепловлажностной обработки воздуха (центральные,
местные и местноавтономные с автономным источником холода);
—по способу тепловлажностной обработки воздуха (осушение сорбентами или с помощью холодильной машины);
—по конструкции оборудования для тепловлажностной обра ботки воздуха (твердые, жидкие сорбенты, охладители с непосред ственным испарением и др.).
Согласно предлагаемой классификации рассмотрены две группы систем:
1) для осушения воздуха, подмешиваемого к приточному воз духу, который нагнетается в грузовые помещения с помощью си стемы трюмной (твиндечной) искусственной вентиляции; системы этой группы тесно связаны с судовой системой вентиляции грузовых помещений и вместе с ней составляют единый комплекс средств для поддержания требуемых параметров микроклимата;
2) для полной тепловлажностной обработки приточного воздуха, поступающего в грузовые помещения; системы этой группы включают
всебя оборудование для энергетической обработки приточного воз духа, обеспечивающей его циркуляцию в помещениях.
В первую группу входят системы типов А, Б и В, различающиеся конструкцией оборудования для сорбционного осушения воздуха. Системы могут быть центральными — осушенный воздух распреде ляется по нескольким грузовым помещениям и местными — возду хоосушительная установка обслуживает одно помещение или один район (трюм—твиндек).
Т и п А — наиболее простой тип систем; широко применяемый на сухогрузных судах. Осушение воздуха производится с помощью силикагеля. Осушенный воздух, подмешиваемый к приточному воз духу, позволяет понизить температуру точки росы последнего. К системам этого типа относятся отечественные системы с воздухо осушительными установками ВОУ-2000 и ВОУ-ЗООО, системы с воз
духоосушительными |
установками типов |
Н и S фирмы Каргокэйр |
||||
и др. Совершенствование указанных |
систем направлено на улуч |
|||||
шение |
компоновки |
оборудования и |
использование |
вращающихся |
||
(роторных) адсорберов, |
позволяющих |
отказаться |
от цикличной |
|||
работы |
аппаратов и перейти к совмещению фаз адсорбции и де |
|||||
сорбции. |
Б |
отличаются от систем типа А тем, что в них |
||||
Системы т и п а |
для осушения воздуха применяют вместо силикагеля волокнистые материалы, пропитанные раствором гигроскопической соли. Эти системы, не намного уступая аппаратам с твердым сорбентом по достигаемой температуре точки росы осушенного воздуха, обладают лучшими массогабаритными характеристиками. Наиболее целесооб разный диапазон производительности систем по осушенному воздуху
3000—6000 м3/ч.
В системах т и п а В для осушения воздуха используются жидкие сорбенты. Эти системы сложны, включают в себя много меха низмов и аппаратов. Однако результаты работ советских специали стов по созданию малогабаритных контактных аппаратов, обеспе
58