Файл: Хордас, Г. С. Техническое кондиционирование воздуха и инертных газов на судах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
Основные характеристики подогревателя:
Количество подогреваемого раствора, кг/'ч |
11 000 |
|
Температура раствора, К: |
317 |
|
на |
входе ............... |
|
» |
выходе . . . . |
391 |
Расход пара на регенерацию, кг/ч |
1150 |
При понижении концентрации раствора до 41% автоматически включается электромагнитный клапан на трубопроводе подачи пара в подогреватель ПЗВ-2 и электровентилятор 40ЦС-17. При достиже нии расчетной концентрации раствора хлористого лития (42%) электромагнитный клапан прекращает подачу пара в подогреватель
ПЗВ-2 |
при одновременном отключении вентилятора десорбции. |
Для |
подачи забортной воды к охладителям инертных газов и |
раствора хлористого лития предусмотрена установка охлаждающих электронасосов забортной воды 20 и 21, работающих последовательно.
Система автоматического управления, контроля и сигнализации выполняет следующие функции: местный и дистанционный пуск в действие системы, поддержание и контроль заданных параметров работы, защиту и сигнализацию при аварийных ситуациях, местный и дистанционный вывод из действия.
При выдаче груза система инертных газов работает непрерывно, создавая постоянное избыточное давление в цистернах. При этом оба нагнетателя работают параллельно, обеспечивая подачу в грузо вые цистерны около 18 000 м3/ч инертных газов, что превышает суммарную производительность грузовых насосов, составляющую
15 000 м3/ч.
При ходе судна в грузу или балласте в цистернах автоматически поддерживается избыточное давление, равное 2—9 кПа (200— 900 мм вод. ст.). При падении давления в любой цистерне до 2 кПа автоматически включается один из нагнетателей, открывается соот ветствующая дистанционно управляемая арматура и запускаются насосы забортной воды. При достижении во всех цистернах давления 9 кПа нагнетатель, арматура и насосы автоматически отключаются. Одновременно автоматически включается и выключается оборудо вание для осушения газов.
При работе системы производится контроль следующих пара метров: температуры газов на входе и выходе охладителя, темпера туры газов на входе в грузовые помещения, содержания кислорода в инертных газах, относительной влажности газов на входе в ци стерны, концентрации раствора хлористого лития на выходе из аб сорбера и давления газов на входе в грузовые цистерны.
На пульте управления предусмотрены помимо приборов контроля температуры и влажности газов, содержания кислорода в них и концентрации раствора хлористого лития также сигнализация о ра боте нагнетателей, насосов и вентилятора подачи воздуха десорбции. Обобщенный сигнал о нормальной работе системы выведен в ЦПУ.
Нагнетатели инертных газов отключаются при содержании кислорода в инертных газах свыше 5%, падении давления газов
122
в магистрали ниже 1,25 кПа (125 мм вод. ст.) и повышении темпе ратуры газов на входе в цистерны свыше 318 К.
При любой из этих аварийных ситуаций в ЦПУ и рулевую рубку подается обобщенный аварийный сигнал.
Циклонно-пенные аппараты, насос раствора хлористого лития, теплообменные аппараты и трубопроводы раствора выполнены из антикоррозионных материалов.
Несмотря на ряд недостатков (высокая строительная стоимость системы, повышенный расход энергии в связи с использованием кон тактных аппаратов с высоким аэродинамическим сопротивлением) п трудность получения экономического эффекта от снижения скоро сти коррозии (в связи с большими толщинами материалов, применя емых в корпусных конструкциях танкеров, см. гл. V), изготовление, монтаж и эксплуатация систем на крупнотоннажных судах типа «Крым» позволят накопить богатый опыт и сделать серьезный шаг к широкому внедрению систем инертных газов на отечественных морских транспортных судах.
§10. СИСТЕМЫ
САВТОНОМНОЙ ГЕНЕРАЦИЕЙ ГАЗОВ
Как видно из приведенной в § 7 классификации, автономная гене рация газов может осуществляться в турбогенераторах с одновре менным получением электроэнергии (системы типа Г) и в специальных камерах сгорания (системы типов Д и Е). Успешное использование газотурбинных двигателей (ГТД) в авиации, постоянное улучшение их технических характеристик способствовали внедрению их в судо строение как в качестве главных, так и вспомогательных дви гателей.
Возможность использования ГТД для получения инертных газов с одновременным отбором мощности привлекла внимание специали стов разных стран еще в конце 50-х годов. В 1957 г. английской ком панией Давид Бурдворч была запатентована система, в которой для получения инертного газа и нагнетания его к месту использования был применен ГТД, расположенный на одном валу с центробежным нагнетателем, подающим выпускной газ от двигателя внутреннего сгорания в камеру сгорания газовой турбины. В камеру сгорания впрыскивается топливо, газ дожигается и направляется на охлажде ние. Продукты сгорания охлаждаются в скруббере орошающего типа.
Фирмой Гиббонс Бротчер был разработан переносной генератор инертных газов с использованием газовой турбины. В системе пре дусматривается двухступенчатое сгорание топлива. После газовой турбины фирмы Перкенс Марс мощностью около 37 кВт (50 л. с.) горячие отработавшие газы, содержащие излишек воздуха, подаются в камеру дожита, где содержание кислорода снижается до 2%.
Количество генерируемого газа равно 2950 м3/ч при температуре 305 К и давлении 0,1 МПа (1 кгс/см3). При этом расход охлаждаю
123
Обслуживание ГТД вследствие простоты конструкции несложно. Так, камера горения может быть демонтирована одним человеком. Горячие части турбины легко поддаются осмотру после снятия газо выпускного патрубка. При необходимости ремонта ротор вынимается специальными подъемными приспособлениями заодно с подшипни ком и его корпусом. Масса ротора 200 кг, объем 0,5 м3.
К преимуществам ГТД типа KG-2-3 относятся: надежность при запуске и в эксплуатации; низкая стоимость изготовления; низкие эксплуатационные расходы; отсутствие потребности в охлаждающей воде; чистота уходящих из ГТД газов; простота осуществления шумоглушения; возможность использования различных сортов топлива. Недостатки ГТД KG-2-3: высокий удельный расход топлива; значи тельный шум, особенно в высокочастотной области; большой габарит газовыпускного устройства. Шум ГТД можно уменьшить до допусти мого уровня путем применения местной шумоизоляции и установки во всасывающем трубопроводе глушителя.
Газотурбинный двигатель типа KG-2-3 используется как привод аварийного и резервного электрогенератора пиковой нагрузки (си стема «Турбосафе» — рис. 57, б), грузовых насосов на танкерах и подруливающего устройства для некоторых типов судов (контейне ровозов, паромов и др.).
Указанные особенности ГТД KG-2-3 позволили фирме А/С Конгсберг Вапенфабрик в сотрудничестве с фирмой К.ТВ (Кваернер-Тхуне Верметекник) создать систему инертных газов «Турб-инерт», предна значенную для установки на крупных танкерах [32, 92].
Воснову системы «Турб-инерт» (рис. 58) положена система «Турбосафе», обеспечивающая подачу электроэнергии в энергоси стему судна.
Газы, отработавшие в турбине 19, направляются в работающий на нефти дожигатель 17, в котором происходит снижение концентра ции кислорода в газах. Горячие газы из дожигателя проходят через скруббер 13, в котором разбрызгивается забортная вода, подаваемая насосом 14. После прохождения через отделитель воды 12 очищен ные и охлажденные инертные газы направляются в грузовые цистерны.
При генерировании инертных газов газовая турбина используется как нагнетатель для систем «Турб-инерт», в других случаях система состоит только из неподвижных элементов. Газовая турбина при генерировании инертных газов работает при противодавлении в вы пускном патрубке, равном около 30 кПа (3000 мм вод. ст.). В таких условиях электрогенератор может быть нагружен на 50—60% полной мощности.
Вто время как другие системы, генерирующие инертные газы, требуют для своей работы подачи электроэнергии, система подает электроэнергию в судовую сеть во время генерирования инертных газов. Расход топлива дожигателем зависит от подачи инертных газов
инагрузки электрогенератора (рис. 59).
Содержание кислорода в инертных газах контролируется кисло родным анализатором 8 (см. рис. 58), который дает импульс на регу
125
лирование подачи топлива в дожигатель. Давление в магистрали инертных газов, идущей от скруббера, поддерживается постоянным независимо от расхода газов; это осуществляется при помощи реле 11 и дроссельной заслонки 4, установленной в байпасном трубопроводе, по которому отводятся газы в дымовую трубу.
|
|
*За5орт |
Рис. 58. Схема системы инертных |
газов «Турб-инерт». |
|
/ — цистерна |
запаса топлива; 2 — топливный |
насос газовой турбины; 3 — ка |
мера сгорания; |
4 — автоматическая дроссельная |
заслонка сброса газов в атмос- |
феру; 5 — топливный насос дожигающего устройства; 6 — автоматический клапан перепуска топлива; 7 — клапан подачи топлива в дожигающее устройство; 8 — ана лизатор содержания кислорода в смеси газов, подающий сигнал на управление по дачей топлива в дожигающее устройство и подачей газов в танки; 9 — регулятор подачи газов в цистерны; 10—предохранительный клапан; 11—реле контроля давле
ния в трубопроводе; 12 — отделитель |
воды; |
13 — скруббер; 14 — насос забортной |
поды; 15 — автоматический клапан |
подачи |
воздуха в скруббер; 16 — автоматиче |
ский клапан подачи забортной воды в скруббер; 17 — дожигающее устройство; 18 — автоматический клапан подачи газов в дожигающее устройство; 19 — газовая турбина; 20 — воздушный эжектор; 21 — автоматический клапан подачи сжатого воздуха в эжектор; 22 — турбокомпрессор; 23 — редуктор; 24 — электрогенератор.
Общий объем потока газов, выходящих из газовой турбины KG-2-3, составляет 31 000 м3/ч, что достаточно для танкера дедвей том 500 000 т. В случае меньшей потребности избыточные отрабо тавшие газы выпускаются в атмосферу.
126