Файл: Хордас, Г. С. Техническое кондиционирование воздуха и инертных газов на судах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

случае массообмен между грузом и воздухом отсутствует и наступает

динамическое влажностное

равновесие между грузом и воздухом

в трюме (твиндеке). Если

парциальное давление водяных паров

в воздухе будет выше, чем парциальное давление паров в поверх­ ностном слое гигроскопического груза, то в трюме (твиндеке) будет

Рис. 101. Диаграмма Id с кривыми приведенного влагосодержания древесноволокни­ стых материалов.

происходить процесс перехода водяных паров из воздуха к грузу и увлажнение последнего.

Если же парциальное давление водяных паров в поверхностном слое гигроскопического груза окажется выше их парциального давления в воздухе грузового помещения, то в этом случае будет иметь место процесс перехода воды от груза к воздуху, т. е. будет протекать процесс подсушки груза с одновременным увлажнением воздуха.

208

Значения U0 для некоторых материалов, входящих в группу древесноволокнистых, приведены ниже.

 

 

 

Uо, кг воды/кг

Древесина:

 

 

сухой массы

300

кг/м3

0,2620

р =

р =

400

кг/м3 ...............

0,2775

р =

500

кг/м3 ...............

0,3170

р =

700

кг/м3 ...............

0,4450

Торфяные изделия:

0,3317

р =

300

кг/м3 ...............

р =

400

кг/м3 ...............

0,3625

р — 500 кг/м3 ...............

0,4260

Пробка:

 

кг/м3

0,1435

р - 200

р =

300

кг/м3 ...............

0,1363

р =

400

кг/м3 ...............

0,1465

Хлопок:

 

 

0,2065

сорт 1 0 8 Ф ....................

египетский...................

0,2201

Джут ......................................

 

 

0,3488

Войлок шерстяной:

0,3940

р =

100 кг/м3 ...............

р =

200 кг/м3 ...............

0,2780

р =

300 кг/м3 ...............

0,2620

р =

400 кг/м3 ...............

0,2750

Фибролит термоизоляционный:

0,3250

р =

200 кг/м3 ...............

р =

300 кг/м3 ...............

0,3183

По влагосодержанию груза U, которое должно быть обеспечено во время его транспортировки, и величине U0 нетрудно определить значение Wnp.

Таким образом, для обеспечения динамического влажностного равновесия за весь период рейса с помощью системы технического кондиционирования воздуха должны поддерживаться такие пара­ метры в грузовых помещениях, чтобы WIip было постоянным.

С достаточной для практических целей точностью и с использо­ ванием данных В. А. Загоруйко и Ю. И. Кривошеина можно пред­ ложить следующий порядок построения процессов в диаграмме Id для систем технического кондиционирования воздуха (рис. 102).

1.На диаграмму Id наносят точки: Н, характеризующую рас­ четные параметры наружного воздуха, и О' (см. рис. 96) или А (см. рис. 98), характеризующих состояние воздуха после воздухо­ осушительной установки — в зависимости от ее типа. Если для осушения воздуха используют холодильные машины, то параметры точки О' должны соответствовать либо параметрам воздуха на вы­ ходе из охладителя, либо при работе по схеме системы типа Д (см. гл. II) параметрам воздуха на выходе из воздушного конденсатора.

2.По заданному влагосодержанию груза, для перевозки которого

проектируется судно, и известному для этого груза значению U0 по формуле (49) определяется приведенное влагосодержание Wup. Если судно предназначено для перевозки различных гигроскопиче­ ских грузов, построение производится для наиболее типичных из них.

14 Г. С. Хордас

209


3. На кривой Wnp задают точку Г, характеризующую конечное состояние воздуха в грузовом помещении, или в соответствии с за­ данием на проектирование, или таким образом, чтобы его темпера­ тура точки росы Трг была на 3—4° С ниже заданной температуры

наружного воздуха, что исключит кон­ денсацию водяного пара на внутренних поверхностях ограждений. Увеличение разности более чем на 3—4° С приведет к завышению производительности воздухо­ осушительной установки. При хорошо организованной вентиляции груза поверх­ ность теплообмена между воздухом и гру­ зом имеет достаточно большую величину. Поэтому температура воздуха Тг на вы-

5)

в)

Рис. 102.

Построение процессов на диаграмме

Id

с кривыми

приведенного

влагосодержания

груза: а — схема

циркуляции

воздуха; б — построение

процесса

при '

(ассимиляция

тепла);

в — построение

процесса при

Qn (отдача тепла).

Параметры воздуха: А — на выходе из адсорбера, абсорбера; Г — на выходе из грузовых помещений; Н — наружного; О' — на выходе из охладителя; С — после смешения; Т — на входе в трюмы и твиндеки.

ходе

нз трюма (твиндека)

мало отличается от температуры груза,

и точка Г, следовательно, отражает параметры груза.

4.

Оценивают количество явной теплоты

ассимилируемое

или

отдаваемое воздухом,

поступающим в грузовые помещения,

 

2 < ? я =

< ? о г - Ь < ? с + < г д - Г < ? г .

( 5 0 )

где Qor — теплопритоки или теплопотери через

ограждающие по­

 

верхности,

Вт;

 

солнечной радиа­

 

Qc — количество

теплоты, поступающее от

 

ции, Вт;

 

 

 

210


 

<2Д— количество

теплоты, выделяемое в процессе

аэробного

 

дыхания грузов растительного происхождения, Вт;

 

Qг — количество

теплоты,

ассимилируемое или

 

отдаваемое

 

грузом,

Вт.

 

через

ограждающие

поверхности

 

Теплопритоки

(теплопотери)

(Вт) определяют

по формуле

 

 

 

 

 

 

Qov— 'bjKoriFovi (Тц Тг),

 

(51)

где

Kori — коэффициент теплопередачи t'-ro ограждения,

 

Вт/(м2-°С),

 

для неизолированных поверхностей Ког — 4,65 Вт/(м2 -°С)

 

[4 ккал/(м2-ч • °С) ];

 

 

 

 

 

F„ri — поверхность

г-го ограждения, м2;

 

воды или

 

Тп — температура

наружного воздуха, забортной

 

воздуха в смежном помещении, °С.

 

 

от

Если температуры наружного воздуха и забортной воды зависят

района плавания судна, являются

однозначными

величинами

и обычно задаются техническим заданием на проектирование, то температуры в смежных с грузовыми помещениях могут в определен­ ных пределах варьироваться в процессе проектирования и от их значения во многом зависит величина теплопритоков (и теплопотерь).

Количество теплоты, поступающее от солнечной радиации в лет­

ний период, находят по

формуле

 

 

 

 

 

Qc = ^ - q nepFp,

 

(52)

где а„ =

2,3 -! • 11,6 |

— коэффициент теплоотдачи от наружного

 

воздуха к наружной поверхности ограждения, Вт/(м2 -°С);

wc — скорость движения, воздуха относительно судна,

прини­

 

маемая

равной

эксплуатационной скорости судна, м/с;

qn — напряжение солнечной

радиации, Вт/м2 (табл. 31);

 

 

 

 

 

Таблица 31

 

Расчетные величины напряжений солнечной радиации

 

 

на вертикальную и горизонтальную поверхности,

 

 

 

 

Вт/м2 [(ккал/(м2 -ч)]

 

 

 

 

Поверхность

 

Поверхность

Район

верти­

горизон­

Район

верти­

горизон­

плавания судна

плавания судна

 

 

кальная

тальная

 

кальная

тальная

Неограниченный

720 (620) 1050 (900)

Черное и Азов­

700 (600)

930 (800)

Черное

море с

720 (620) 1050 (900)

ское моря без вы­

 

 

выходом

в тропи­

 

 

хода в тропические

 

 

ческие моря

 

 

моря

 

 

Каспийское мо­

710 (610)

990 (850)

Японское, Охот­

700 (600)

870 (750)

ре

 

 

 

ское моря и Тихий

 

 

 

 

 

 

океан без выхода

 

 

 

 

 

 

в тропические моря

 

 

14*

211


ер — коэффициент

поглощения солнечной радиации, который

зависит от характера окраски поверхности; при окраске

белого цвета

ер =

0,4, шарового

бр — 0,7, черного и су­

риком ер = 0,9, серебрянкой ер

0,45;

7р — поверхность

ограждения, подверженная действию сол­

нечной радиации,

м2.

 

Для прикидочных расчетов можно пользоваться данными фирмы Свенска Флектфабрикен о поступлении теплоты от солнечной радиа­ ции через 1 м2 ограждения трюма или твиндека.

Для горизонтальной поверхности

П о с т у п л е н и е т е п л о т ы , В т / м 2 [ к к а л / ( м 8 - ч ) ]

С е в е р н а я ш и р о т а

 

30°

40°

В марте или сен тя б р е ...................................

107 (92)

93

(80)

В апреле или августе ...................................

122 (105)

113(97)

Для вертикальной поверхности

 

 

 

П о с т у п л е н и е т е п л о т ы , В т / м 2 [ к к а л / ( м * * ч > ]

С е в е р н а я ш и р о т а

 

30°

40°

В марте или сен тя б р е ...................................

23 (20)

40

(34)

В апреле или а в г у с т е ...................................

21 (18)

31

(27)

Количество теплоты, выделяемое при дыхании зерновых куль­ тур, можно определить на основании формулы, полученной В. А. Загоруйко путем обработки приведенных в литературе эксперимен­ тальных данных [33 ]

 

 

<?д = 10 - 4СгРс,- (2,247?- -

74,472г -1-

 

 

17087г — 7140) ( y ^rjj — 0,1525) Вт,

(53)

где

Gr — масса

груза, кг;

 

кг/м3.

 

 

рсг — плотность сухого груза,

 

 

Для овощей и фруктов на основании известной формулы А. М. Де-

зента это количество теплоты

 

 

 

 

 

<?д = 1 0 ~ 3G r ( 1 3 , 4 +

0 6 3 7 г +

0 , 0 8 7 7 г ) В т .

( 5 4 )

 

Для более дифференцированного определения фд можно

поль­

зоваться графиком, приведенным на рис. 103.

 

 

Количество теплоты, ассимилируемое или отдаваемое грузом (Вт),

 

 

 

Grcr ДТг

 

(55)

 

 

 

24-3600

 

 

 

 

 

 

где

сг — удельная теплоемкость

груза, Дж/(кг-°С); для

зерна,

 

поданным [33], сг =

(1250 +

3000G/) (1 + Д)Дж/(кг-°С)

 

при

0 ==£{/< 0,18

и

сг =

(1030 + 4190//) (1 -f U)

 

Дж/(кг-°С) при 0 ,1 8 ^

U ^

0,35; для овощей и фрук­

 

тов, по данным фирмы

Свенска Флектфабрикен,

сг =

 

= 3,76-103 Дж/(кг • °С);

 

 

 

212


ДГг — максимальное суточное изменение температуры всей массы груза в период рейса, которое на основании прак­ тических данных можно принимать ЛГг = 2н-3° С.1

Произведя соответствующие преобразования получаем

Qr «=г 0,3 • 10~4G,.cr.

(56)

В формулу (50) значение Qr для случая перехода судна

из хо­

лодного района в теплый подставляется со знаком минус, из теплого

в холодный — со

знаком

плюс.

Од,&т[нтл/(нг-ч)]

 

 

 

5.

Определяют энтальпию воз­

 

 

 

духа,

 

поступающего

в

трюмы

 

 

 

 

 

(твиндеки) / т кДж/кг:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Г— 10 2

 

 

(57)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-*тр

 

 

 

 

 

 

 

где GTP — массовый расход

воз­

 

 

 

 

 

 

 

духа,

 

поступающего в

 

 

 

 

 

В

 

трюмы (твиндеки), кг/с.

 

 

 

 

 

свою очередь,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

GTp

ГТр(>ц.

 

 

(68)

 

 

 

 

 

Здесь

 

Lrр — объемный

расход

 

 

 

 

 

воздуха, м3/с, который регламен­

Рис. 103.

Зависимость QA

от

Тг для

тируется нормативными докумен­

тами

в

зависимости

от

объема

овощей и фруктов (по данным фирмы

Свенска Флектфабрикен).

 

пустых

трюмов

(твиндеков)

(см.

1 — груши;

2 — дыни; 3 — желтые яб­

§ 18 настоящей главы);

рв— плот­

локи; 4 — помидоры; 5 — бананы зеленые;

ность воздуха, кг/м3; без большой

6 — апельсины;

7 — лимоны;

8 — лук;

9 — грейпфрут;

10 — картофель;

// —

ошибки ее можно

принимать при

яблоки

«Винсап»; 12 — виноград.

параметрах точки Г (см. рис.

102).

 

 

 

 

 

Пересечение

изоэнтальпы

/ т с линией постоянного влагосодер-

жания dr определит точку Т, характеризующую параметры воздуха на входе в трюм (твиндек).

6 . Проводят линию А Т (или О'Т) до пересечения ее с линией ГН. Полученная точка С, характеризующая параметры воздуха после

смешения

наружного воздуха

G,, (кг/с) ;и воздуха, поступающего

из трюмов

и твиндеков СпГ (кг/с), находится на прямой

НГ и делит

ее на отрезки, обратно пропорциональные GH и GBr:

 

 

О н

ГС

(59)

 

ОвГ

СН ’

 

откуда

 

 

(60)

 

Gh

GbI- сн .

1При испытаниях, проведенных В. А. Загоруйко на теплоходе «В. Терешкова»

врейсе Севастополь—Гавана, суточные колебания температуры верхних участков груза достигали 10° С [33].

213