Файл: Хордас, Г. С. Техническое кондиционирование воздуха и инертных газов на судах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
Величина рп дается в справочных таблицах. Часто бывает нужно находить упругость паров за областью, где произведены измерения.
Удобно производить экстраполяцию в координатах Ig р ----
В этих координатах кривая зависимости давления насыщенных паров от температуры почти точно прямолинейна для большинства веществ, и для ее построения необходимо знать хотя бы два значения зависимости /;„ - / ('/’).
Сопротивление приемного трубопровода грузовой системы (Па) можно ориентировочно оцепить с помощью формулы, аналогичной
(6 8 ) и |
(69), |
|
|
|
Лда = 22рж^ 1;ч/11Л1.р. |
(76) |
|
Здесь |
рж — плотность жидкого |
груза, кг/м3; |
|
|
dmi — внутренний диаметр |
приемного трубопровода, м; |
|
|
Lrp — производительность |
грузового насоса, |
м3/с. |
1„ = I + (2н-3) V t,— приведенная длина приемного тру бопровода, имеющего длину / (м) и сумму местных
сопротивлений ^ £, м.
Порядок согласования работы системы инертных газов в целом с работой грузовой системы и согласования параметров работы нагне тателей и трубопровода может быть следующим.
1. На характеристике рст— L нагнетателя при значении L, равном производительности грузовых насосов, откладывают отрезок АВ, равный величине избыточного давления газов plv полученной с помощью формулы (75) (рис. 104). Отрезок АС в этом случае будет характеризовать давление, развиваемое нагнетателем, а отрезок ВС— потери давления в сети от места отбора газов до входа в носовую цистерну.
По координатам точки В можно определить еще несколько пар сопряженных значений Ар и L и построить характеристику сети в виде параболы, исходящей из точки с нулевой производитель ностью и давлением в месте отбора газов (в дымоходе котлов при использовании систем типов А, Б и В и после скруббера в системах
типов |
Г, D и Е — см. гл. III) — точки D. |
2. |
С помощью полученной характеристики сети при производи |
тельности, равной спецификационной производительности аппара
тов |
Ара, |
определяют сопротивление непосредственно |
трубопро |
вода |
Артр. |
Для этого из давления, соответствующего |
указанной |
производительности, вычитают сопротивления аппаратов (скруббе ров, циклонно-пенных аппаратов в системах типов А, Б и В, палуб ных гидравлических затворов и др.), которые обычно приводятся
впаспортных данных. По величине Артр, используя формулы (66)
и(67), определяют внутренний диаметр трубопровода инертных газов dim.
3.Для режимов с выпуском всего потока газов через трубу продувания носовой грузовой цистерны и через люк кормовой цистерны при производительности нагнетателя, соответствующей
218
спецификационной производительности аппаратов, с помощью фор
мул (6 8 ) и (69) определяют сопротивление трубопровода Ар |
при |
||
известном |
значении |
d,m. |
ЛрТ|) |
Следует |
иметь в |
виду, что сопротивление трубопровода |
имеет определенные пределы, превышение которых может привести к значительному повышению давления в кормовых цистернах и выбросу жидкости из жидкостных предохранительных устройств. По мнению компании Бритиш Петролеум, оптимальное сопротивле ние составляет 2,5—3,0 кПа
(250—300 мм вод. ст.).
4. Исходя из того, что со противление аппаратов Лра так же подчиняется закономерно сти (68) 136, 61 I, полученные значения Артр и Ар., сумми руют
Лр,- = АрТ1, - I - Ара. (77)
По известной паре сопряжен ных значений Арг и Lt опреде ляют еще пять-шесть пар сопря женных значений, с помощью которых строят параболы, ис ходящие из точки D. Пересече ние парабол с характеристикой нагнетателя рст— L даст точки, характеризующие работу си стемы при рассматриваемых режимах. Если не обеспечи ваются заданные параметры работы системы, значения не которых величин (dBll, hrp и др.) могут быть изменены, а при необходимости и использованы другие механизмы и аппараты взамен намеченных.
Аналогичными методами решают задачи при других исходных данных. Например, при точно фиксированной производительности системы по инертным газам (см. § 18 настоящей главы) определяется расчетная точка работы принятого нагнетателя, являющаяся исход ной для определения значений dBH, ря и, следовательно, /tr|).
Одной из важных задач гидравлических расчетов является также
оценка гидродинамической устойчивости вакуумных холодильных машин.
Как показано в гл. IV, применяемые в настоящее время на судах пароводяные эжекторные холодильные машины предусматривают ступенчатое регулирование холодопроизводительности, осуществ ляемое разделением испарителя на секции. Регулирование холодопроизводителыюсти выполняется поочередным выключением или
219
включением |
подачи пара на |
группы эжекторов, расположенные |
|||
в верхней части каждой секции испарителя. |
|||||
При отключении пара давления в полости неработающей секции |
|||||
испарителя |
и в |
конденсаторе |
уравновешиваются. |
||
В целях предотвращения подогрева хладоносителя, поступаю |
|||||
щего из |
системы, |
эту |
секцию |
необходимо «запереть», т. е. пре |
|
кратить |
поток через нее воды. |
Это достигается с помощью гидра |
|||
влического |
затвора, |
устанавливаемого на трубопроводе возврата |
|||
хладоносителя из системы. |
|
Рис. 105. Схема совместной работы трубопровода хладоносителя и сек ционного испарителя.
/ — сливной стояк; |
2 — потребители холода; 3 — напорный |
стояк; |
4 — сек |
|||
ционный |
испаритель; 5 — насос хладоносителя; |
ри, |
р , р |
— соответственно |
||
давления |
в испарителе (работающая секция), |
конденсаторе (неработающая |
||||
секция) и верхней |
точке системы; w2 — скорость в |
разветвлениях |
системы |
|||
|
|
(у потребителей холода). |
|
|
|
Конструктивно водяной затвор выполняют следующим образом: отепленный хладоноситель поступает из системы в распредели тельный коллектор, а из него в секции испарителя (рис. 105). Рас пределительный коллектор располагают с занижением относительно разбрызгивающих труб. Перед ним устанавливают дроссельный клапан, назначение которого отрегулировать падение давления хладоносителя.
Соотношение занижения и степени дросселирования выбирают таким образом, чтобы циркуляция воды через работающую секцию происходила только лишь благодаря более низкому давлению в ней по сравнению с неработающей секцией.
Действительная разница уровней Дh в патрубках распредели тельного коллектора между работающей и неработающей секциями (при условии расположения дроссельного клапана на оси коллек тора) может быть определена зависимостью
Ah |
Рк-Ри |
2g |
^££1 м |
ВОД. ст., |
(78) |
|
£Рж |
£Рж |
|
|
где рк, ри — соответственно давления конденсации и испарения, Па; wH— скорость в приемном патрубке работающей секции
испарителя, м/с;
220
ЛРпат — потери давления в приемном патрубке, Па; рж— плотность жидкости (хладоносителя), кг/м3.
Однако формула (78) не учитывает инерционные силы, возни кающие при качке судна.
Как известно, на волнении судно испытывает три основных вида качки [9]:
—боковую — вращательное колебательное движение вокруг про дольной оси;
—килевую — вращательное колебательное движение вокруг по
перечной оси; |
|
поступательное движение |
— вертикальную — колебательное |
||
в вертикальном |
направлении. |
действия инерционных сил |
Наибольший |
интерес при оценке |
на работу машин представляет движение судна перпендикулярного гребню волны, так как в этом случае проявляется действие и киле
вой, и вертикальной качки. |
|
|
при поступательном |
||
Перемещения любой точки судна (в метрах) |
|||||
и вращательном движении представим в виде |
|
||||
£д = |
A cos от + |
В sin от; |
(79) |
||
ф = |
a |
cos ат + |
р sin от, |
(80) |
|
где т — время. |
|
преобразовать к виду |
|||
Эти уравнения можно |
|||||
£д = |
£0 sin (от + |
ф,); |
(81) |
||
ф = |
ф0 sin (от + |
ф2), |
(82) |
||
где |
|
|
|
|
|
&>=1/Л 2 + Д2; Ф1 = arctg
Фо = У ос2 + Р2; ф2 = arctg-J-,
а величины а, А, В, а, (3, зависящие от размерений судна, могут быть получены по данным, приведенным в [9]. На основе формул (81) и (82) линейное и угловое ускорения определяются как
4 ф2Д- = |
— £о° 2 sin (от-|-ф,); |
(83) |
= |
— ф0п2sin (от ■!-ф2). |
(84) |
Понятно, что жидкость в судовых трубопроводах испытывает ускорение совместно с судном, следствием чего является перераспре деление давления из-за возникновения дополнительного инерцион ного напора. В замкнутых системах, т. е. не имеющих свободного уровня, это перераспределение практически не отражается на ра боте системы. В открытых системах, особенно с вакуумными маши нами, инерционным напором пренебрегать нельзя. Особенно зна чительный инерционный напор возникает в трубопроводах, удален-
221
ных от центра тяжести судна и имеющих высоту столба жидкости, превышающую 8— 10 м.
Выражение инерционного напора h: можно представить [6 6 ]
(85)
где hr — геометрическая высота жидкости в системе, м. Ускорение
жидкости в трубопроводе ~ |
|
в |
рассматриваемом |
случае |
является |
|||||||
функцией двух величин |
|
и |
|
: |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
<Ь _ |
д%д , |
, |
|
|
|
|
(86) |
||
|
|
|
дт |
|
дт2 |
дх2 |
’ |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
где / — расстояние от центра |
тяжести судна до сливного стояка |
|||||||||||
по продольной оси, м. |
|
(в м ст. |
жидк.). |
|
||||||||
Подставив |
(8 6 ) |
в |
(85), |
получим |
|
|||||||
|
<>2?д |
_й2ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
+ 1 дх2 |
|
|
К |
|
|
- и |
Зфф |
(87) |
|||
/г,- = |
|
|
|
d h r — е |
дх2 |
дхI ) |
|
|||||
Отсюда, используя (83) и (84), |
находим |
|
|
|
|
|
||||||
hi = |
— |
~ |
[Со sin (от |
<рг) -\~ hp0sin (от |
|- ср2)] = |
|
||||||
= ---- |
- У |
Со Н (/фо)2-} |
2Софо/COS (ф2 — qn) sin (от -] |
ф), (88) |
||||||||
где |
ф - a rc tp |
sin Ф1+ /ф0 sin ф2 |
/ |
|
ох |
|
||||||
|
|
(89) |
||||||||||
|
' |
|
CoCOSCp! -I- /фоСОвфз |
V |
|
’ |
||||||
|
|
|
|
|||||||||
Обозначив |
|
|
У £о + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К — ^ |
(%) |
+ |
2 Со'»МС0 з(ф2 |
фх), |
(90) |
|||||||
получим |
|
|
/г,- = |
— /г0 sin (от - - ф). |
|
|
|
(91) |
||||
|
|
|
|
|
|
Таким образом, величина hi меняется по синусоидальному за кону, являясь функцией времени. На основании этого может быть определена и закономерность изменения скорости в приемном кол лекторе в период качки судна. Запишем уравнение движения жид кости для системы, изображенной на рис. 105,
_Р'2_ |
ш 2 |
Ри |
2ё + h + |
ДРг |
h,. |
(92) |
ёРж |
2F |
еРж |
&Рж |
222