Файл: Хордас, Г. С. Техническое кондиционирование воздуха и инертных газов на судах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Величина рп дается в справочных таблицах. Часто бывает нужно находить упругость паров за областью, где произведены измерения.

Удобно производить экстраполяцию в координатах Ig р ----

В этих координатах кривая зависимости давления насыщенных паров от температуры почти точно прямолинейна для большинства веществ, и для ее построения необходимо знать хотя бы два значения зависимости /;„ - / ('/’).

Сопротивление приемного трубопровода грузовой системы (Па) можно ориентировочно оцепить с помощью формулы, аналогичной

(6 8 ) и

(69),

 

 

 

Лда = 22рж^ 1;ч/11Л1.р.

(76)

Здесь

рж — плотность жидкого

груза, кг/м3;

 

 

dmi — внутренний диаметр

приемного трубопровода, м;

 

Lrp — производительность

грузового насоса,

м3/с.

1„ = I + (2н-3) V t,— приведенная длина приемного тру­ бопровода, имеющего длину / (м) и сумму местных

сопротивлений ^ £, м.

Порядок согласования работы системы инертных газов в целом с работой грузовой системы и согласования параметров работы нагне­ тателей и трубопровода может быть следующим.

1. На характеристике рст— L нагнетателя при значении L, равном производительности грузовых насосов, откладывают отрезок АВ, равный величине избыточного давления газов plv полученной с помощью формулы (75) (рис. 104). Отрезок АС в этом случае будет характеризовать давление, развиваемое нагнетателем, а отрезок ВС— потери давления в сети от места отбора газов до входа в носовую цистерну.

По координатам точки В можно определить еще несколько пар сопряженных значений Ар и L и построить характеристику сети в виде параболы, исходящей из точки с нулевой производитель­ ностью и давлением в месте отбора газов (в дымоходе котлов при использовании систем типов А, Б и В и после скруббера в системах

типов

Г, D и Е — см. гл. III) — точки D.

2.

С помощью полученной характеристики сети при производи­

тельности, равной спецификационной производительности аппара­

тов

Ара,

определяют сопротивление непосредственно

трубопро­

вода

Артр.

Для этого из давления, соответствующего

указанной

производительности, вычитают сопротивления аппаратов (скруббе­ ров, циклонно-пенных аппаратов в системах типов А, Б и В, палуб­ ных гидравлических затворов и др.), которые обычно приводятся

впаспортных данных. По величине Артр, используя формулы (66)

и(67), определяют внутренний диаметр трубопровода инертных газов dim.

3.Для режимов с выпуском всего потока газов через трубу продувания носовой грузовой цистерны и через люк кормовой цистерны при производительности нагнетателя, соответствующей

218


Рис. 104. Совместная работа нагнетателя инертных газов с трубопроводом, аппа­ ратами и выпускными устройствами (при­ мер системы супертанкера компании Бри­ тиш Петролеум).
/ — при выпуске газов через трубу продува' ния носовой грузовой цистерны; 2 — в режиме разгрузки; 3 — при выпуске газов через люк кормовой грузовой цистерны; 4 — установоч­ ная мощность двигателя.

спецификационной производительности аппаратов, с помощью фор­

мул (6 8 ) и (69) определяют сопротивление трубопровода Ар

при

известном

значении

d,m.

ЛрТ|)

Следует

иметь в

виду, что сопротивление трубопровода

имеет определенные пределы, превышение которых может привести к значительному повышению давления в кормовых цистернах и выбросу жидкости из жидкостных предохранительных устройств. По мнению компании Бритиш Петролеум, оптимальное сопротивле­ ние составляет 2,5—3,0 кПа

(250—300 мм вод. ст.).

4. Исходя из того, что со­ противление аппаратов Лра так­ же подчиняется закономерно­ сти (68) 136, 61 I, полученные значения Артр и Ар., сумми­ руют

Лр,- = АрТ1, - I - Ара. (77)

По известной паре сопряжен­ ных значений Арг и Lt опреде­ ляют еще пять-шесть пар сопря­ женных значений, с помощью которых строят параболы, ис­ ходящие из точки D. Пересече­ ние парабол с характеристикой нагнетателя рст— L даст точки, характеризующие работу си­ стемы при рассматриваемых режимах. Если не обеспечи­ ваются заданные параметры работы системы, значения не­ которых величин (dBll, hrp и др.) могут быть изменены, а при необходимости и использованы другие механизмы и аппараты взамен намеченных.

Аналогичными методами решают задачи при других исходных данных. Например, при точно фиксированной производительности системы по инертным газам (см. § 18 настоящей главы) определяется расчетная точка работы принятого нагнетателя, являющаяся исход­ ной для определения значений dBH, ря и, следовательно, /tr|).

Одной из важных задач гидравлических расчетов является также

оценка гидродинамической устойчивости вакуумных холодильных машин.

Как показано в гл. IV, применяемые в настоящее время на судах пароводяные эжекторные холодильные машины предусматривают ступенчатое регулирование холодопроизводительности, осуществ­ ляемое разделением испарителя на секции. Регулирование холодопроизводителыюсти выполняется поочередным выключением или

219


включением

подачи пара на

группы эжекторов, расположенные

в верхней части каждой секции испарителя.

При отключении пара давления в полости неработающей секции

испарителя

и в

конденсаторе

уравновешиваются.

В целях предотвращения подогрева хладоносителя, поступаю­

щего из

системы,

эту

секцию

необходимо «запереть», т. е. пре­

кратить

поток через нее воды.

Это достигается с помощью гидра­

влического

затвора,

устанавливаемого на трубопроводе возврата

хладоносителя из системы.

 

Рис. 105. Схема совместной работы трубопровода хладоносителя и сек­ ционного испарителя.

/ — сливной стояк;

2 — потребители холода; 3 — напорный

стояк;

4 — сек­

ционный

испаритель; 5 — насос хладоносителя;

ри,

р , р

— соответственно

давления

в испарителе (работающая секция),

конденсаторе (неработающая

секция) и верхней

точке системы; w2 — скорость в

разветвлениях

системы

 

 

(у потребителей холода).

 

 

 

Конструктивно водяной затвор выполняют следующим образом: отепленный хладоноситель поступает из системы в распредели­ тельный коллектор, а из него в секции испарителя (рис. 105). Рас­ пределительный коллектор располагают с занижением относительно разбрызгивающих труб. Перед ним устанавливают дроссельный клапан, назначение которого отрегулировать падение давления хладоносителя.

Соотношение занижения и степени дросселирования выбирают таким образом, чтобы циркуляция воды через работающую секцию происходила только лишь благодаря более низкому давлению в ней по сравнению с неработающей секцией.

Действительная разница уровней Дh в патрубках распредели­ тельного коллектора между работающей и неработающей секциями (при условии расположения дроссельного клапана на оси коллек­ тора) может быть определена зависимостью

Ah

Рк-Ри

2g

^££1 м

ВОД. ст.,

(78)

 

£Рж

£Рж

 

 

где рк, ри — соответственно давления конденсации и испарения, Па; wH— скорость в приемном патрубке работающей секции

испарителя, м/с;

220


ЛРпат — потери давления в приемном патрубке, Па; рж— плотность жидкости (хладоносителя), кг/м3.

Однако формула (78) не учитывает инерционные силы, возни­ кающие при качке судна.

Как известно, на волнении судно испытывает три основных вида качки [9]:

боковую — вращательное колебательное движение вокруг про­ дольной оси;

килевую — вращательное колебательное движение вокруг по­

перечной оси;

 

поступательное движение

— вертикальную — колебательное

в вертикальном

направлении.

действия инерционных сил

Наибольший

интерес при оценке

на работу машин представляет движение судна перпендикулярного гребню волны, так как в этом случае проявляется действие и киле­

вой, и вертикальной качки.

 

 

при поступательном

Перемещения любой точки судна (в метрах)

и вращательном движении представим в виде

 

£д =

A cos от +

В sin от;

(79)

ф =

a

cos ат +

р sin от,

(80)

где т — время.

 

преобразовать к виду

Эти уравнения можно

£д =

£0 sin (от +

ф,);

(81)

ф =

ф0 sin (от +

ф2),

(82)

где

 

 

 

 

 

&>=12 + Д2; Ф1 = arctg

Фо = У ос2 + Р2; ф2 = arctg-J-,

а величины а, А, В, а, (3, зависящие от размерений судна, могут быть получены по данным, приведенным в [9]. На основе формул (81) и (82) линейное и угловое ускорения определяются как

4 ф2Д- =

— £о° 2 sin (от-|-ф,);

(83)

=

— ф0п2sin (от ■!-ф2).

(84)

Понятно, что жидкость в судовых трубопроводах испытывает ускорение совместно с судном, следствием чего является перераспре­ деление давления из-за возникновения дополнительного инерцион­ ного напора. В замкнутых системах, т. е. не имеющих свободного уровня, это перераспределение практически не отражается на ра­ боте системы. В открытых системах, особенно с вакуумными маши­ нами, инерционным напором пренебрегать нельзя. Особенно зна­ чительный инерционный напор возникает в трубопроводах, удален-

221


ных от центра тяжести судна и имеющих высоту столба жидкости, превышающую 8— 10 м.

Выражение инерционного напора h: можно представить [6 6 ]

(85)

где hr — геометрическая высота жидкости в системе, м. Ускорение

жидкости в трубопроводе ~

 

в

рассматриваемом

случае

является

функцией двух величин

 

и

 

:

 

 

 

 

 

 

 

 

<Ь _

д%д ,

,

 

 

 

 

(86)

 

 

 

дт

 

дт2

дх2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где / — расстояние от центра

тяжести судна до сливного стояка

по продольной оси, м.

 

(в м ст.

жидк.).

 

Подставив

(8 6 )

в

(85),

получим

 

 

<>2?д

_й2ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+ 1 дх2

 

 

К

 

 

- и

Зфф

(87)

/г,- =

 

 

 

d h r — е

дх2

дхI )

 

Отсюда, используя (83) и (84),

находим

 

 

 

 

 

hi =

~

[Со sin (от

<рг) -\~ hp0sin (от

|- ср2)] =

 

= ----

- У

Со Н (/фо)2-}

2Софо/COS (ф2 — qn) sin (от -]

ф), (88)

где

ф - a rc tp

sin Ф1+ /ф0 sin ф2

/

 

ох

 

 

 

(89)

 

'

 

CoCOSCp! -I- /фоСОвфз

V

 

 

 

 

 

Обозначив

 

 

У £о +

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К — ^

(%)

+

2 Со'»МС0 з(ф2

фх),

(90)

получим

 

 

/г,- =

— /г0 sin (от - - ф).

 

 

 

(91)

 

 

 

 

 

 

Таким образом, величина hi меняется по синусоидальному за­ кону, являясь функцией времени. На основании этого может быть определена и закономерность изменения скорости в приемном кол­ лекторе в период качки судна. Запишем уравнение движения жид­ кости для системы, изображенной на рис. 105,

_Р'2_

ш 2

Ри

+ h +

ДРг

h,.

(92)

ёРж

2F

еРж

&Рж

222