Файл: Хордас, Г. С. Техническое кондиционирование воздуха и инертных газов на судах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
7. Производительность воздухоосушительной установки по осу шенному воздуху Ga определяется на основе равенства
са= GTP |
АСТ - или G0- = G„r ц Сс . |
(61) |
Если при построении |
точка пересечения линий АТ |
(или О'Т) |
с линией ГН окажется вне отрезка ГН, необходимо соответственно изменить значение температуры Тг и провести построение заново. Аналогичные построения могут быть выполнены и при отличных от
рассматриваемой схемах подачи |
воздуха в |
грузовые помещения |
и разных значениях температуры |
наружного |
воздуха. |
Если судно предназначено для перевозки нескольких видов гигроскопичных грузов, то для каждого из них определяют значе ния 1Е„р и выполняют построения в диаграммах Id. Производитель ность воздухоосушительной установки и вентиляторов определяется по большему из полученных значений.
Для судов, предназначенных для перевозки негигроскопичных грузов — промышленного оборудования, строительной, дорожной, колесной и гусеничной техники —• производят аналогичные построе ния на диаграмме Id. При этом точка Г задается не на кривой при веденного влагосодержания Wnp, а на кривой относительной влаж ности воздуха в грузовых помещениях ф - 50% (если не оговорена эта величина заданием на проектирование). Для прикидочиых расчетов можно принимать, что для предотвращения конденсации водяного пара в грузовых помещениях производительность воздухоосушительной установки по осушенному воздуху Lnoy (м3/с) состав ляет при объеме пустых трюмов и твиндеков Ктр(м3):
Авоу = 2 ,4 -1 0-ДДр, |
(62) |
а по количеству удаляемой из воздуха воды она должна равняться 8— 10 г воды в час па 1 м3 объема трюмов (твиндеков), не занятого грузом.
§ 17. ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ
Одной из основных задач гидравлических расчетов является
согласование параметров работы нагнетателей (вентиляторов) и
трубопровода воздуха или инертных газов.1 Кроме того, при гидрав лических расчетах систем инертных газов необходимо согласование параметров их работы с грузовыми системами. При этом так же, как и при выполнении гидравлических расчетов высоконапорных систем комфортного кондиционирования воздуха, целесообразно исполь зовать статистические коэффициенты и обобщающие зависимости.
Как известно, уравнение сопротивления трубопровода (Па)
Дртр= |
+ |
(63) |
1 См. § 14 книги: Г. С. Хордас «Высоконапорные системы кондиционирования воздуха на судах». Л., «Судостроение», 1972.
214
где |
Я,— коэффициент сопротивления |
трения; |
|
||||
|
I — длина |
трубопровода, |
м; |
|
м; |
||
|
dnn — внутренний диаметр |
круглого трубопровода, |
|||||
|
2 £ — сумма |
коэффициентов |
местных сопротивлений; |
||||
|
шср — средняя скорость |
воздуха и |
инертных газов, |
м/с; |
|||
пли |
рг — плотность газовой смеси (воздуха, инертных газов), кг/мя, |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЛЛтр |
|
|
|
|
(64) |
где |
средняя скорость газовой |
смеси |
|
|
|||
|
|
70} |
= |
|
Lr |
|
(65) |
|
|
0,785d: |
|
||||
|
|
|
|
|
|
Отсюда для круглого трубопровода dnn с достаточной точностью составляет
f/BH= 0,45L?'4/?,'2 Ap-°'2, |
(66) |
|
где Lr — расход газовой |
смеси, м3/с. |
|
Входящая в формулу |
(64) приведенная длина |
|
/п = / |
i |
(67) |
где а = d jk .
Основываясь на статистических данных, коэффициент а можно
принимать в зависимости |
от |
расхода газовой смеси, |
проходящей |
по трубопроводу |
|
|
|
Расход, м3/ч |
а |
Расход, м3/ч |
а |
До 1000 |
6 |
2000—5000 ........................ |
14 |
1000—2000 ....................... |
8 |
Свыше 5000 .................... |
20 |
Рассмотрение формул (63), (64) и (65) показывает, что сопротив ление трубопровода подчиняется уравнению
Лр-гр = krpLr, |
(6 8 ) |
где /?тр — коэффициент, зависящий от постоянных величин рас сматриваемого трубопровода (длины, коэффициентов мест ных сопротивлений, диаметра), который с достаточной для практических расчетов точностью можно получить па основе формулы (66)
Лтр= 1,9-10- 2<Сн5/„, |
(69) |
1п можно принимать по формуле (67).
Как видим, кривая (характеристика), отражающая функциональ ную зависимость (68), представляет собой параболу, и ее нетрудно наложить на характеристику нагнетателя (вентилятора), построен ную в координатах р— L [36], [61].
215
Если известна одна пара сопряженных значений Apt и L(. в коор динатах р—L, эта парабола может быть построена по точкам:
точки |
Ар |
L |
№ ТОЧКИ |
АР |
L |
|
1 |
1,21 А рх- |
|
4 |
0 ,4 9 Д р г |
0 ,7 Ц |
|
2 |
1,0Ар,- |
1.0 L i |
5 |
0,25 |
Д р ( |
0 ,5 L [ |
3 |
0,81 Дp i |
0 ,9 L i |
6 |
0 ,0 6 |
Д р (- |
0,25 L i |
При согласовании параметров работы нагнетателей (вентилято ров) и трубопровода необходимо рассматривать все режимы работы систем. Особенно это важно при расчетах систем инертных газов, когда должна быть согласована их работа с работой грузовой си стемы.
Для систем инертных газов важно проанализировать следующие режимы:
—создание необходимого давления в грузовых цистернах при разгрузке сырой нефти и особенно нефтепродуктов;
—выпуск всего потока газов через трубу продувания носовой
грузовой цистерны (максимальное сопротивление сети;)
— выпуск всего потока газов через люк кормовой грузовой цистерны (минимальное сопротивление сети).
При определении необходимой величины давления газов в гру зовых цистернах следует помнить, что поступление жидкого груза к насосу происходит за счет разности между внешним давлением
вцистерне и пониженным давлением у входа в насос, создаваемым им, или иными словами, за счет потенциальной энергии [49].
Работа, затрачиваемая на подъем жидкости и преодоление потерь
втрубопроводе, приводит к уменьшению запаса энергии и падению давления в жидкости. При этом энергию на создание скоростного напора нельзя считать потерянной, так как он представляет собой преобразованную часть потенциальной энергии в кинетическую.
Для нормальной работы насоса необходимо, чтобы минимальное давление в потоке жидкости в области входа в колесо было больше упругости паров (давления насыщенных паров) перекачиваемой жидкости при данной температуре.
Если это условие не будет соблюдено, то жидкость в местах воз никновения минимального давления вскипит и нормальная работа будет нарушена. Удельная энергия потока на входе в насос должна быть достаточной для создания скоростей и ускорений в потоке при входе в колесо и для преодоления сопротивлений без падения давле ния до величины, ведущей к вскипанию жидкости. Поэтому важно не давление само по себе, не величина удельной энергии жидкости па входе в насос, а ее превышение AhK3 над величиной энергии, соответствующей упругости паров жидкости:
А/г = |
Р,,х- |
Рп |
(70) |
|
£Рж |
§Рж |
|
где /?вх — давление на входе в насос, |
Па; |
жидкого груза при |
|
рп — упругость паров |
перекачиваемого |
||
температуре в период разгрузки, |
Па; |
216
wBX— скорость во всасывающем патрубке насоса, м/с; рж — плотность жидкого груза, кг/м3.
Раскрыв значение |
§Рж |
запишем |
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
AhК З |
|
|
&РШ |
+ |
|
|
|
|
ЯРж |
— К |
|
||
' 2g |
= |
_Рц_ _ |
ДРш _ |
I |
Р п |
(71) |
gpx |
gpM |
gp/K |
l r |
gpM |
’ |
где plx— давление газов в цистерне над уровнем жидкого груза, Па; Дpw— потери давления в приемном трубопроводе грузовой
системы, Па;
hr — геометрическая высота всасывания, м ст. жидк.
Для каждого режима насоса существует некоторое минимальное значение ААкр, ниже которого в насосе начинается местное вскипание жидкости.
Величину AhK3 называют кавитационным запасом, а вели чину AhKp— критическим кавитационным запасом, м. ст. жидк. [49].
Для обеспечения надежной работы насоса необходим некоторый
кавитационный запас, превышающий значение АДкр: |
|
АЛКЗ = k A/iKp. |
(72) |
Коэффициент k в зависимости от продолжительности работы насоса, его назначения, допустимого уровня шума выбирают в пре делах 1,15—1,25 [49]. Для грузовых насосов принимается k = 1,2 [52]. Величина А/гкр может быть взята из кавитационной харак теристики, приводимой обычно в паспортах насосов на основе стен довых испытаний. Тогда
|
Р ц — Я Р ж Фт + £ |
+ |
Ю + Рп + &Pw, |
( 7 3 ) |
где h3— эксплуатационный |
запас, |
принимаемый |
равным 1— |
|
2 |
м ст. жидк., а для особо легких нефтепродуктов — свыше |
|||
2 |
м ст. жидк. |
|
|
|
Подставив |
/ir = |
/lye? |
^гр> |
(74) |
|
где hycT — высота установки насоса (горизонтальной оси приемного патрубка) над днищем судна, м; hrp — разница в отметках уровня груза и днища, при которой начинает работать зачистная система, м, получим
Р ц = £ р ж Ф у с т — K p + k А / г к р + / д - f pn + A pw. |
( 7 5 ) |
По значению абсолютного давления рц нетрудно установить необходимое избыточное давление в цистернах. По данным компании Бритиш Петролеум, обычно избыточная величина ря составляет около 10 кПа (1000 мм вод. ст.).
С помощью зависимости (75) может быть решена и обратная задача — определение значений hycr и hrp при известной величине рц.
217