Файл: Хордас, Г. С. Техническое кондиционирование воздуха и инертных газов на судах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
высоким значениям концентрации кислорода необходимо подходить с осторожностью. Так, по правилам Регистра Ллойда содержание кислорода не должно превышать 5%, и при его содержании 8 % должна срабатывать сигнализация.
Температура газов, поступающих в охраняемое помещение, должна быть согласно требованиям Регистра СССР для наливных отсеков не более 313 К и для сухогрузных трюмов не более 323 К. Согласно требованиям Речного Регистра РСФСР во всех случаях она должна быть не более 313 К.
Как отмечалось в гл. III, рабочей группой по противопожарной защите и безопасности танкеров ИАКС подготовлен проект унифи цированных требований к устройству систем инертных газов на тан керах. С принятием этих требований будет установлена единая зависимость между производительностью системы по газам и про изводительностью насосов грузовой системы и будут определены стандартные параметры системы по содержанию кислорода в инерт ных газах, их температуре и давлению.
Что касается температуры точки росы и давления инертных газов при подаче их в грузовые цистерны судов для перевозки сжи женных газов, то эти параметры определяются номенклатурой пере возимых газов и давлением, поддерживаемым в цистернах при транс портировке. Некоторые рекомендации по выбору параметров инерт ных газов попытались сформулировать Шоенмакерс и Грей (табл. 34) [102, 103].
По вопросу расположения оборудования систем технического кон диционирования воздуха и инертных газов также пока нет единого мнения. В нормативных документах предусматривается располо жение оборудования для тепловлажностной обработки воздуха как в машинных отделениях, так и в специальных выгородках, особенно при использовании децентрализованных агрегатов.
Расположение оборудования для обработки инертных газов в ма шинных отделениях связано с необходимостью сокращения расстоя ния между местом отбора газов от дымоходов котлов и контактными аппаратами. Из-за большого удельного объема горячих топочных газов трубопроводы имеют значительный диаметр и их прокладка встречает ряд затруднений.
На танкере «Крым» блок оборудования для очистки и охлажде ния газов расположен на платформе в шахте МКО на уровне второго яруса надстройки с правого борта в районе дымохода главных кот лов. В блок входят циклонно-пенный очиститель и охладитель газов, трубопроводы инертных газов и забортной воды. Здесь же уста новлены поворотные затворы (типа «баттерфляй») для оперативного
иаварийного отключения системы инертных газов (см. гл. III). Такое расположение блока очистки и охлаждения исключает
необходимость прокладки высокотемпературных трубопроводов в ма шинном отделении судна, что, помимо упрощения трассировки, от вечает требованиям техники безопасности. Для удобства обслужи вания поворотных затворов и аппарата предусмотрена установка в необходимых местах скоб-трапов и площадок.
228
Таблица 3
Состав и температура точки росы инертных газов в зависимости от назначения системы (по данным [102, ЮЗ])
инертного газа; температура
точки росы
о |
- |
tv |
©ч О4 |
С02 частей на млн (объем)
|
|
Назначение системы инертных газов |
|
|
|
|
||
пожаровтушение |
отзащитакоррозии |
предупреждение образованияшлама |
защита от взрывов и коррозии |
окислениюк |
газы |
|||
полу,Газы приченные переработке нефти |
Приводные газы |
этаОкисьитиленабу тадиена |
Особо склонные |
|||||
|
|
|
при перевозке сжиженных газов |
|
и химикалиев
До 6,0 |
До 5,0 |
До 3,0 |
До 0,5 |
До 2,0 |
До 0,3 До 0,4 |
|
— |
— |
— |
— |
— |
— |
» 100* |
|
СО + |
Hj, |
— |
— |
— |
До 1,0 До 1,0 До 1,0 » 200 |
частей |
на млн |
|
|
|
|
(объем) |
|
|
|
|
S02 частей на млн (объем)
о Z |
Z |
о |
м |
частей на млн (объем)
Твердые
частицы
— |
До 40 |
— |
» |
20 |
» |
10 |
» |
20 |
» |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
» |
100 |
» |
100 |
|
100 |
» |
- |
— |
— |
— |
» . |
50 |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
— |
— |
— |
|
— |
|
Отсутствуют |
|
Температура |
— |
— |
— |
218 |
218 |
218 |
203 |
точки росы, |
|
|
|
(-55) |
(-55) |
(-55) |
(-70) |
К(°С)
*Требуется дополнительная адсорбция С 02
Блок осушения и регенерации раствора хлористого лития рас
полагается на первой платформе машинно-котельного |
отделения |
||
к носу от блока очистки й охлаждения. |
В блок входят: |
циклонно |
|
пенный абсорбер, десорбер, охладитель |
раствора хлористого лития, |
||
подогреватель раствора, бак раствора, |
насос НЦВ 63/30М, трубо |
||
проводы инертных газов, забортной |
воды, раствора |
хлористого |
лития и пара с необходимой путевой арматурой и приборами контроля. При этом появилась возможность сократить протяжен ность трубопроводов и улучшить обслуживание и ремонт комплек тующего оборудования, входящего в блок.
Нагнетатели и пульт управления, сигнализации и контроля рас положены в помещении, смежном с блоком осушения и регенерации, также на первой платформе.
В последнее время наметилась тенденция к расположению основ
ного оборудования |
системы инертных |
газов на открытых |
палубах |
у стенок надстроек |
(рис. 107). Такое |
решение имеет свои |
преиму- |
229
Г. С. Хордас Заказ № 789 |
Диаграмма Id влажных выпускных и топочных газов (рг — 101,325 кПа и \х9= 31), |
Приложение Д
Диа! рамма Id влажного воздуха и влажных выпускных и топочных газов (рг = 99,309 кПа); построена для области высоких температур.
Приложение Щ
V , rtM pm cm
- h O
35
-30
- 25
20
- 75
7i7
5
0
d, г/кг
rf °c
160
150
1 k О
130
120
110
100
90
80
70
ВО
50
ВО
30
20
О |
50 |
100 |
150 |
200 |
250 |
500 |
350 |
Ш |
050 |
500 |
5Ь0 |
GOO |
d,i/Kr |
Диаграмма Id влажного воздуха с кривыми концентраций раствора хлористого лития {рв = 99,309 кПа).
щества — увеличивается свободное пространство в машинных отде лениях, появляется возможность монтажа систем без больших пере делок на судах, находящихся в достройке; ремонте и эксплуатации.
Вопросы расположения пароэжекторных машин с учетом влия ния качки судна рассмотрены нами в § 17 настоящей главы и рабо тах 157, 66 ].
Одновременно с решением вопроса расположения оборудования следует решить вопрос его агрегатирования. Под агрегатированием
внастоящее время понимают комплексную сборку оборудования системы в агрегаты в цехе и монтаж их на судне. Агрегатирование — дальнейшая ступень развития блочной постройки судов.
Благодаря агрегатированию упрощаются трубопроводные ра боты, так как на судах монтируют преимущественно прямолинейные трубы или трубы несложных форм, а трубы сложной конфигурации
восновном входят в состав агрегатов. Агрегатирование позволяет перенести с судна в цех до 30—45% объема монтажных работ, что коренным образом меняет условия их выполнения, а также конт роля качества монтажа, повышает производительность труда и культуру производства. Кроме того, с помощью агрегатирования можно снизить трудоемкость и затраты на выполнение подъемно-транспорт ных работ и более эффективно использовать средства механизации.
Проектирование агрегатов производится с применением макети рования [61 ]. Этот трехразмерный метод проектирования и конструи рования дает возможность отработать агрегаты полностью до изго товления головного агрегата, а также произвести подготовку произ
водства, включая ознакомление рабочих с предстоящим объектом труда путем передачи в производство фотографий макетов.
Агрегаты обычно собирают на плите, опорной конструкции или раме, которые должны обладать достаточной жесткостью для сборки, а также для транспортировки их на судно (рис. 108). На судне они крепятся сваркой или болтами к судовым конструкциям и тем са мым образуют опорную конструкцию агрегата.
Воздухораспределение в трюмах и твиндеках должно быть так организовано, чтобы вся масса груза и все воздушное пространство грузового помещения охватывались циркулирующим воздухом. Только в этом случае параметры груза будут минимально отличаться от конечных параметров воздуха. Для эффективной внутренней циркуляции трубопроводы воздуха следует располагать под палу бами вдоль бортов или поперечных переборок, обеспечивая равно мерную подачу и удаление воздуха из разных частей трюма и твин дека по высоте и ширине.
При расположении трубопроводов воздуха (корпусных зашивок) вдоль бортов воздухораспределение будет поперечным (рис. 109), при расположении вдоль переборок — продольным (рис. 110). В трю мах и твиндеках крупнотоннажных судов с большим расстоянием между переборками предпочтение следует отдать поперечному воздухораспределению. В некоторых случаях может оказаться целе сообразным применение смешанного поперечно-продольного воздухораспределения.
231
При больших скоростях хода судна и определенной метеорологи ческой обстановке влияние ветра может быть таково, что изменится давление в приемной и выпускной арматуре (жалюзийных решетках, вентиляционных головках). Это, в свою очередь, повлияет на расход воздуха. Как считает фирма Свенска Флекттфабрикен, про стейшим способом избежать этого является организация воздухораспределепия с доста точно высоким перепадом дав лений в системе. Тогда неболь шие изменения давления в ме стах приема и выпуска воздуха не окажут существенного влия ния. На основе этого фирмой разработаны высокопапорные системы техического кондицио нирования воздуха для сухо грузных неизолированных и изолированных трюмов и твин деков (рис. 111). В системе «Балансед Эйр Риниваль» наружный воздух поступает в централь ный высокопапорный агрегат,
Рис. ПО. Продольное ноздухорасиределение: а — расположение тру бопроводов воздуха; б — схема циркуляции
воздуха.
расположенный в мачтовой рубке. От агрегата воздух со ско ростью 15—25 м/с по трубопроводам направляется в выгородку, где расположены кондиционеры, в которых воздух охлаждается и осушается. В кондиционер встроены осевые вентиляторы, с помо щью которых осуществляется вертикальное распределение воздуха по всему объему грузового помещения. Одновременно такое же коли чество отработанного вентиляционного воздуха отсасывается агрега-
2 3 4
постоянное статическое давление поддерживается е коллекторах посредством регуляторов — аналогично высоконапорным системам комфортного кондиционирования воздуха 161 1. Предусмотрена воз можность рециркуляции воздуха.
Система обладает всеми преимуществами высоконанорных сис тем — малыми массой и габаритами трубопроводов и сведенным до минимума полезшим объемом, занимаемым ими, возможностью пере вода изготовления труб и фасонных частей на индустриальную ос нову. Кроме того, нужно подчеркнуть простоту управления (сосре доточено в одном месте).
Большое значение для эффективной работы системы инертных газов имеет выбор способа подачи газов в грузовые цистерны, причем здесь могут быть приняты альтернативные решения. С точки зрения снижения капитальных затрат па изготовление и монтаж системы наиболее целесообразно использование для подачи газов трубопро водов других систем. На нефтеналивных баржах, например, исполь зуют проложенные но палубе магистрали зачистной системы 1521. Отростки для подачи газов в каждый отсек присоединяются к маги страли в верхней части во избежание попадания в цистерны остат ков жидкого груза, скапливающихся в нижней части магистрали после зачистки. Возможна схема трубопроводов, при которой часть магистрали системы инертных газов используется в качестве трубо провода зачистной системы.
На ряде зарубежных судов .для подачи инертных газов исполь зуют грузовые системы, в частности, при сочетании системы венти ляции большой производительности типа «Коларвент» с системой инертных газов. В этом случае газы поступают в цистерны снизу.
В соответствии с Правилами Регистра СССР вводы трубопрово дов для подачи инертных газов в сухогрузные трюмы (твиндеки) необходимо располагать в нижней части охраняемых помещений. Помещения объемом 500 м3 и более должны иметь два входа в про тивоположных частях помещения. Вводы в грузовые цистерны нефтеналивных судов следует размещать в верхней части цистерн.
Для оценки эффективности различных способов подачи инерт ных газов большее количество испытаний провела компания Бри тиш Петролеум.
Эксперименты производились на двух танкерах дедвейтом по 200 000 т. Точки для забора проб были размещены в разных местах по длине п ширине, а также на различной глубине двух крупных грузовых цистерн. При этом использовали цистерны, как чистые, гак и содержащие газообразные углеводороды.
Опыты показали, что если плотность газов, поступающих в верх нюю часть цистерны, превышает плотность газов, находящихся внутри нее, то доминирующим будет процесс смешивания (разба вление); если же плотность поступающих газов меньше, чем плот ность содержимого цистерны, то основным будет процесс замещения (наслоение) (табл. 35). Процесс замещения предполагает установле ние стабильной границы между двумя газовыми смесями и теорети чески для удаления газов первоначального состава требуется только
236