Файл: Хордас, Г. С. Техническое кондиционирование воздуха и инертных газов на судах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

во время мойки цистерн, в объеме которых концентрация углеводо­ родов оказалась опасной [43].

Компанией Бритиш Петролеум (Англия) был проведен анализ состава газов в грузовых цистернах двух супертанкеров [82]. Испы­ тания показали, что концентрация углеводородов в больших грузо­ вых цистернах в период разгрузки сырой нефти неоднородна по вы­ соте (табл. 6). С понижением уровня нефти первоначально богатый углеродами слой над грузом частично разбавляется поступающим воздухом и в районе подволока образуется смесь опасной концен­ трации. Аналогичная по составу смесь углеводородов и воздуха находится в цистерне и в процессе мойки.

 

Объемная концентрация углеводородов по высоте

Таблица 6

 

 

 

 

пустых грузовых цистерн

 

 

Грузовые цистерны

Объемная концентрация углеводородов.1 %

Судовой

Расположе­

до начала

после

до мойки

после

номер

ние

разгрузки

разгрузки

М О Й К И

 

 

сырой нефти

 

 

 

1

ДП

77

4—27

2—15

4 -6 ,5

2

д п

73

0,5—7

3,5—5

4

4

ДП

74

0,5—13

1,5-9

2—4,5

4

ЛБ

65

2,5—16

1—6

1,5-3

4

ПБ

65

1,5—24

1,5—6

2—3,5

5

ЛБ

71

0,5—18

1,5—5

1,5-3

5

ПБ

65

2 -3 0

0,5-11

1 -3

1 Первая цифра — объемная концентрация углеводородов у подволока, вторая цифра — у днища.

Если пустую грузовую цистерну не вентилировать определенное время после окончания разгрузки, то произойдет перераспределение концентрации углеводородов по высоте (табл. 7). Практически во всем объеме она также становится опасной.

При приеме груза, в частности сырой нефти, над поверхностью жидкости образуется концентрированный слой газообразных угле­ водородов. Этот слой поднимается вместе с жидкостью без заметного изменения концентрации. Газы, выходящие из цистерны, в начале приема груза в основном состоят из воздуха и незначительного коли­ чества углеводородов, затем концентрация углеводородов начинает возрастать до тех пор, пока концентрированный слой не достигнет выходного отверстия.

Пример увеличения концентрации углеводородов в выходящих газах при приеме сырой нефти показан на рис. 17. Можно отметить, что в свободном объеме грузовой цистерны значительную часть пе­ риода приема нефти концентрация углеводородов находится в пре­ делах воспламеняемости.

34


Рис. 17. Содержание угле­ водородов в выходящих газах при погрузке Ку­ вейтской сырой нефти (из­ мерения произведены на танкере «Бритиш Дестинг»

в январе 1967 г.)

1 — танки предварительно провентилированы; 2 — тан­ ки без предварительной вен­ тиляции.

/ — критическая линия процессов смешения с воздухом; 2 — зона низкого содержания кислорода (возможность воспламенения отсут­

ствует); 3 — зона

переобогахценной смеси (возможность

воспламене­

ния отсутствует);

4 — линия предельного

содержания

кислорода

в воздушно-углеводородной

смеси (правее линии смесь теоретически

неосуществима); 5 — зона

воспламеняемости;

6 — зона

обедненной

смеси (возможность воспламенения отсутствует).

 

3*

35

Таблица 7

Распределение концентрации углеводородов по высоте пустой грузовой цистерны объемом 27 228 м3

Время после окончания

разгрузки

о

со

 

1 ч 20

мин

4

ч 38

мин

9

ч 12 мин

13 ч

20 мин

28

ч

00

мин

39

ч

33

мин

52

ч

00

мин

63

ч 00

мин

Объемная концентрация углеводородов, %,

 

 

при расстоянии от ВП, м

 

 

0,6

6,1

10,7

16,8

21,3

26,8*

3

3

3

3

3

54

3

3

3,5

3,5

3,5

52

3,5

4

4

4

4

49

4

4

5

5

5

44

4

5

5

5

5

42

7

7

7

7

7

20

7

7

7

7

7

18

6

7

7

7

7

12

6

7

7

7

7

9

* Типичная концентрация на расстоянии 3 м от днища.

Концентрация

третьего элемента — кислорода в смеси

углево­

дородов, азота

и

кислорода — оказывает существенное

влияние

на ее

свойства.

 

 

На

рис. 18

показано, как с уменьшением концентрации кисло­

рода суживаются

пределы воспламеняемости углеводородов. При

концентрации кислорода менее 11,5% воспламенение невозможно так же, как и при переобогащении или обеднении углеводородами. Грузовые операции и мойка цистерн могут производиться, таким образом, при одном из трех составов смеси газов в грузовых помеще­ ниях (рис. 19):

1.Концентрация газов соответствует либо зоне воспламеняемости (точка А), либо зоне над верхним пределом воспламеняемости — газовая смесь переобогащена углеводородами (точка А '); состав не контролируется.

2.Концентрация углеводородов путем вентиляции грузовых цистерн доведена до значений менее нижнего предела воспламеняе­

мости — обедненная газовая смесь (точка Б).

3. Концентрация кислорода искусственно уменьшена (точка В). Установлено, что более чем на 85% танкеров мойка цистерн выполнялась при состоянии смеси газов, соответствующем точкам А и А Во избежание воспламенения старались обеспечить максималь­ ную герметизацию грузовых помещений, чтобы исключить возмож­

ность появления в них источника воспламенения.

На некоторых судах применяется искусственное переобогащение смеси (впрыск топлива и др.). В частности, такая система была уста­ новлена на супертанкере «Конг Хаакон VII».

36


Наличие переобогащенной смеси (точка А ') становится особенно опасным при навигационных авариях судов (столкновении, посадке на мель и др.)> когда процесс внезапного разбавления смеси попа­ дающим через пробоину воздухом неизбежно проходит через зону воспламеняемости (линия А 'А).

Метод обеднения газовой смеси используется на судах компании Шелл (владелец супертанкеров «Марпесса» и «Мактра»), компании Енгарг и др. Однако, чтобы обеспечить параметры газовой смеси, соответствующие точке Б, в процессе вентилирования неизбежен пере­ ход через зону воспламеняе­ мости (линия А ’Б), что чре­ вато опасностью взрыва.

Кроме того, как показали взрывы указанных супертан­ керов, нет гарантии, что обед­ ненная смесь сохраняется и

впроцессе мойки цистерн. Интересную попытку из­

бежать

перехода

через

зону

 

 

 

воспламеняемости

предпри­

 

 

 

нимала

канадская

компания

 

 

 

Кемет Интернейшнл, разрабо­

 

 

 

тав систему «Кемет». В этой

 

 

 

системе

при

поступлении

 

 

 

воздуха в грузовые цистерны

Рис. 19. Процессы в диаграмме зон воспла­

через четыре входных устрой­

меняемости и

безопасности.

ства на верхней палубе про­

А 'Б — смешение переобогащенной смеси с воз­

исходит

не

перемешивание

духом при отсутствии

системы инертных газов

(процесс идет через

зону

воспламеняемости;

газов, а постепенное замеще­

ВВ' — поступление инертных газов в цистерны;

В'Б — смешение с воздухом

после продувки ци­

ние переобогащенной

смеси

стерн инертными газами (процесс идет ниже кри­

обедненной

(рис.

20).

Слой

тической линии).

взрывоопасной

смеси

посте­

 

 

 

пенно перемещается к днищу цистерн, откуда через трубопровод удаляется в атмосферу с помощью пароструйного эжектора. В над­ палубное пространство, таким образом, выбрасывается смесь газов и водяного пара (производительность каждого .эжектора 9600 м3/ч газа при расходе пара 1,6 т/ч).

Система была установлена на супертанкере японской постройки «Кинг Эликзендер те Грит» дедвейтом 227 506 т и подвергнута все­ сторонним испытаниям в 1970 г. Сложность заключается в необхо­ димости тщательного уравнивания скорости поступления воздуха через четыре входных устройства [42, 83].

Смесь третьего состава с пониженным содержанием кислорода может быть получена при помощи судовой системы, обеспечивающей подачу в грузовые цистерны либо чистых инертных (нейтральных) газов: азота и двуокиси углерода (углекислого газа), либо смеси инертных газов с незначительным содержанием кислорода (до 5%). Азот и двуокись углерода могут для этой цели храниться в газооб­ разном или сжиженном виде в баллонах, специальных цистернах

37


подачи их в грузовые помещения, получили в судостроении условное наименование систем инертных газов, а смесь газов указанного со­ става с большим содержанием инертных составляющих и незначи­ тельным содержанием кислорода стали называть инертными газами.

Если до приема груза цистерны предварительно заполнить инерт­ ными газами, в подпалубном пространстве будет находиться газовая смесь, параметры которой соответствуют примерно точке В (см. рис. 19). В случае внезапного проникновения воздуха в это простран­ ство (например, через пробоину при навигационной аварии) пара­ метры смеси могут переместиться в зону воспламеняемости (про­ цесс ВБ). Это зависит от размеров и места пробоины, а также от объема не заполненного грузом пространства, обусловливающих интенсивность перемешивания с поступающим воздухом. Однако при наиболее опасных операциях (разгрузке, мойке, плавании с балла­ стом) с помощью подачи инертных газов смесь может быть доведена до параметров, соответствующих точке В '. Тогда процесс смешения с воздухом (например, при вентиляции, пробоинах) пройдет ниже критической линии (процесс В ’Б).

В табл. 8 приведена концентрация газов в свободном пространстве грузовой цистерны в период разгрузки нефти, измеренная специа­ листами компании Бритиш Петролеум на двух однотипных судах (одно судно снабжено системой инертных газов, другое — без нее). При отсутствии системы в грузовой цистерне газовая смесь находится во взрывоопасном состоянии, при наличии системы состав смеси является безопасным и с поступлением инертных газов по мере раз­ грузки смесь приобретает параметры точки В ' (см. рис. 19).

Системы инертных газов устанавливались на танкерах в США с 1925 г., однако в дальнейшем их перестали применять. Это объяс­ няется следующим. Суда работали на каботажных линиях, что вы­ зывало необходимость частого мытья и вентиляции грузовых цистерн, и системы инертных газов использовались редко. Считалось, что системы создают ложное чувство безопасности; подвергалась со­ мнению их эффективность. В ряде случаев было установлено, что в свободном объеме грузовых помещений, - предположительно заполненном инертными газами, концентрация кислорода состав­ ляет 11%.

Следует также отметить, что танкеры использовались для одно­ временной перевозки различных нефтепродуктов и были оборудо­ ваны сложной системой газоотвода.

В 1932 г. компания Сан Ойл (США) после взрыва на одном из при­ надлежащих ей танкеров решила использовать системы инертных газов. Системы, разработанные компанией Сан Ойл, были проще предыдущих и эксплуатировались значительный период.

Первые отечественные системы инертных газов, создание которых было начато еще в начале 50-х годов, предназначались для ускорения ремонтных сварочных работ на нефтеналивных судах и для обеспе­ чения безопасной транспортировки нефти и нефтепродуктов на реч­ ных несамоходных судах [19, 57].

39