Файл: Хордас, Г. С. Техническое кондиционирование воздуха и инертных газов на судах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
Таблица 8
Концентрация газов в свободном пространстве грузовой цистерны в период разгрузки нефти
(продолжительность выгрузки около 10 ч)
|
|
|
|
Объемная концентрация газов, % |
|
|
||
Расстояние |
Судно «Бритиш Стэтесман» |
Судно «Бритиш Соверииг» с системой |
||||||
без системы инертных |
инертных газов |
(Кувейтская |
|
|||||
от палубы |
газов |
(Иракская сырая |
|
сырая нефть) |
|
|||
до уровня |
|
нефть) |
|
|
|
|
|
|
нефти, |
м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
углево |
о2 |
n2 |
углево |
о2 |
со2 |
n2 |
|
|
дороды |
дороды |
|||||
1,2 |
|
_ |
_ |
_ |
47,5* |
2,1 * |
3,0 * |
47,3 * |
1,6 |
|
35,2 * |
10,2 * |
54,6 * |
— |
— |
— |
— |
|
|
4,4 |
20,8 |
74,8 |
— |
— |
— |
— |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3,7 |
|
6,5 |
20,5 |
73,0 |
— |
— |
— |
— |
4,3 |
|
— |
— |
— |
7,3 |
4,0 |
9,9 |
78,8 |
6,9 |
|
— |
— |
— |
10,2 |
3,8 |
9,8 |
76,2 |
9,1 |
|
— |
— |
— |
2,1 |
3,9 |
11,0 |
83,0 |
11,0 |
|
— |
— |
— |
1,7 |
3,9 |
11,4 |
83,0 |
12,2 |
|
4,3 |
20,6 |
74,9 |
— |
— |
— |
— |
12,8 |
|
— |
— |
— |
1,6 |
3,9 |
11,1 |
83,4 |
15,2 |
|
2,8 |
21,0 |
76,0 |
1,6 |
4,0 |
11,4 |
83,0 |
16,7 |
|
4,5 |
20,7 |
74,8 |
— |
— |
— |
— |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* |
До разгрузки. |
|
|
|
|
|
|
Как известно, сварочные работы связаны со значительной по жарной опасностью, и поэтому обычно ремонт производится после предварительной тщательной зачистки грузовых цистерн от остатков нефти и нефтепродуктов и дегазации помещений. Первые опыты применения газовой и электросварки при ремонте нефтеналивных барж с остатками нефти и нефтепродуктов подслоем топочных (инерт ных) газов были проведены В. С. Козловым, С. М. Муратовым и др.
Опыты показали, что применение этого способа ведения огневых работ обеспечивает надежную взрыво- и пожаробезопасность.
В1952 г. проектно-конструкторские организации разработали систему инертных газов, которая была установлена в августе того же года на пароходе «Володарский». Нагнетание газов осуществлялось
спомощью вентиляторов общепромышленного назначения типа «Сирокко», приводимых в действие от электродвигателей (рис. 21).
В1953—1955 гг. при помощи систем инертных газов было отре
монтировано 65 нефтеналивных барж. Использование инертных газов при ремонтах позволило сэкономить значительные средства. Было освобождено большое количество рабочих, ранее занятых на зачистке
40
судов от нефтепродуктов. Сроки ремонтов сократились с 10—15 суток до 12—14 ч. Вместе с тем был выявлен ряд недостатков:
1.Газы, поступавшие к потребителям, были слишком влажными.
2.Давление, обеспечиваемое вентиляторами типа «Сирокко», оказалось недостаточным.
3.Вентиляторы и электродвигатели под влиянием влажных га зов с примесью двуокиси серы быстро корродировали и выходили из строя.
Вода
Рис. 21. Схема первой отечественной системы инертных газов.
/ — приемный трубопровод; 2 — отделитель воды (сухая насадка); 3 — тру бопровод подачи воды на орошение; 4 — орошаемая насадка; 5 — гидравли ческий затвор на отливе воды; 6 — центробежный вентилятор; 7 — электро привод вентилятора.
4.Газы плохо очищались водой от вредных примесей вследствие
неудачной конструкции контактного аппарата — скруббера.
В 1955 г. специалистами была разработана новая система для танкера внутреннего плавания грузоподъемностью 3300 т [71 ].
Вней для транспортировки газов был применен пароводяной эжек тор. Это существенно упростило схему всей системы и создало усло вия для ее надежной и устойчивой работы. В этой системе инертные газы от котлов эжектируются водяным паром и подаются на обработку
вскруббер, в котором они очищаются и охлаждаются забортной водой.
Вскруббере имеются две насадки — сухая и мокрая, выполненные
ввиде слоев из битого огнеупорного или строительного кирпича.
Втрубу подачи газов впрыскивается определенное количество воды для предварительного охлаждения газов.
41
Таблица 9
Изменение состава выпускных газов в зависимости от режима работы ДВС
|
Частота |
|
|
|
Состав газов, % |
|
|
|
Нагрузочный |
вращения |
|
на выпуске ДВС |
|
|
после каталитического дожита |
|
|
главного |
|
|
|
|
|
|
|
|
режим |
двигателя |
|
|
|
температура |
|
|
|
|
(типа 18Д), |
со2 |
со |
о2 |
со2 |
со |
о2 |
|
|
об/мин |
дожита, К |
|
|
|
|
770— 810 |
9,0 |
300 |
6,8 -8 |
0,5-1 |
10— 12 |
970 |
9,8— 10 |
Буксировка гру- |
|
|
|
1020 |
10,4 |
|
|
|
|
|
|
женой баржи грузо- |
|
|
|
|
|
подъемностью 6600 т |
|
|
|
|
|
150 |
4,2 |
2,5 |
13,0 |
970 |
6,5— 7 |
|
4,5 |
1,6 |
13,6 |
970 |
6,5 |
1,2
о 1оСО 0
0,4— 1,4
—
9,4 8,2— 8,8 7,6
10,4— 10,8 11,7
Толкание груже- |
300 |
7,8— 8,7 |
0,2— 0,4 |
8,2— |
10 |
_ |
_ |
_ |
_ |
||
ной баржи |
грузо- |
||||||||||
200 |
4,2 |
2,5 |
13 |
|
|||||||
подъемностью 6600 т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Буксировка |
по- |
300 |
5— 6,2 |
|
13— 15,5 |
|
|
|
|
||
рожней баржи |
250 |
4,6 |
|
15,6 |
|
|
|
|
|||
Движение без на- |
260 |
5,2 |
|
13,5 |
|
|
|
|
|||
грузки |
|
220 |
4— 5 |
0,5— 1,5 |
13,5— |
14 |
|
|
|
|
Состав газов контролируется автоматически газоанализатором. При этом определяется только процентное содержание двуокиси угле рода, по которому можно судить о качестве горения в топке котла. При содержании С 02 не менее 10—12% процесс горения считается
нормальным.
При работе двух котлов с поверхностью, равной 150 м2, коли чество получаемых газов составляет 5500 м3/ч.
В 1957 г. была разработана оригинальная система с дожитом выпускных газов ДВС [30]. Предварительно на теплоходах «Богдан Хмельницкий», «Смоленск», «Художник Васнецов» и «XXX лет ВЛКСМ» был исследован состав выпускных газов ДВС при различ ных нагрузках двигателя и проведена экспериментальная проверка возможности каталитического дожита газов.
Исследования показали, что определенное повышение степени инертности газов может быть достигнуто каталитическим дожитом содержащихся в них углерода и окиси углерода (табл. 9).
Содержание кислорода в газах при каталитическом дожиге падает на некоторых режимах до 7,6%. Дальнейшее снижение концентрации кислорода, как показали опыты, возможно при обо гащении газов распыленным топливом. При температуре 770— 820 К содержание кислорода в них может быть снижено до 1%, а при температуре около 1000 К практически весь кислород вступает в химическое взаимодействие с углеводородами, причем температур ный режим дожигания может поддерживаться за счет теплоты хими ческой реакции.
На основе полученных результатов была разработана система применительно к теплоходам типа «Красное Сормово» (рис. 22), буксирующим нефтеналивные несамоходные суда.
В системе предусматривается отвод выпускных газов от ДВС в утилизационный котел, где они проходят через предварительно разогретую при работающей форсунке до 770 К каталитическую насадку (из дунита или боксита), расположенную на колосниковой решетке. Пройдя через разогретую насадку, газы со значительно сниженным содержанием кислорода поступают в дымоход котла и затем отсасываются в скруббер на обработку — очистку и охлажде ние. Подача топлива регулируется таким образом, чтобы обеспечить температуру дожита 870—970 К. Система с дожитом выпускных газов была смонтирована на теплоходе «Художник Крамской».
На основе опыта проектирования, изготовления и эксплуатации первых отечественных систем была создана более совершенная система «Волга» с автономной генерацией газов производительностью 800 м3/ч инертных газов [57].
Испытания, проведенные в ноябре 1964 г., показали, что си стемой генерируются газы с содержанием двуокиси углерода до
12,8%.
Основными элементами системы являются скруббер со встроенной камерой сгорания для сжигания дизельного топлива, вентилятор, насос забортной воды, топливная аппаратура и приборы автоматики и контроля.
43
Воздух нагнетается электровентилятором в диффузор камеры сгорания, что способствует перемешиванию частиц топлива с возду хом, обеспечивая полное сгорание. Из расходной цистерны через топливный фильтр топливо подается к топливному насосу, а затем к двум форсункам, установленным в камере.
Для зажигания топлива предусмотрено запальное устройство. Газы проходят по охлаждаемому водой газоходу (типа «труба
Рис. 22. Система инертных газов теплоходов типа «Красное Сормово».
/ — утилизационный котел; |
2 — дымоход котла; 3 — перемычка для |
|
подачи |
газов после дожита |
в скруббер; 4 — скруббер; 5 — запорный |
клапан; |
6 — переходный патрубок; 7 — центробежный вентилятор |
сэлектроприводом; 8 — напорный трубопровод инертных газов.
втрубе»), расположенному в центральной части корпуса скруббера. По высоте скруббера,так же, как и в первых системах, установлены две керамические насадки высотой по 200 мм из колец Рашига 50x50. Нижняя керамическая насадка — мокрая, т. е. орошается водой. Верхняя насадка — сухая, в основном предназначена для улавли вания капель воды из газа.
Во избежание превышения температуры газов, подаваемых в гру
зовые цистерны, после скруббера установлено температурное реле, сблокированное со схемой управления электродвигателем топлив ного насоса. Реле подает сигнал об остановке топливного насоса при повышении температуры газов выше 313° К. Для охлаждения газов
44
насос подает в скруббер 15 т/ч охлаждаемой воды. Масса сухой уста новки 1540 кг.
Работы, выполненные в 50-е годы и начале 60-х годов советскими специалистами, послужили основой для разработки современных схем и конструкций систем инертных газов в отечественном судо строении.
установленной на судах «Бритиш Скайлл» и «Бритиш Соверингл.
1 — запорный клапан газоотвода при приеме груза и балласта; 2 — дыхатель ный клапан, отрегулированный на поддержание в тайках давления, равного 14 кПа (1400 мм вод. ст.); 3 — жидкостное предохранительное устройство для сброса давления и снятия вакуума; 4 — магистраль подачи инертных газов и газоотвода; 5 — подача инертных газов через комингсы горловин; б — труба для выпуска (продувания) инертных газов; 7 — клапан; 8 — невозвратный кла пан; 9 — палубный гидравлический затвор, 10 — запорный клапан; И — авто матический клапан, поддерживающий заданное давление в магистрали; 12 — нагнетатель инертных газов; 13 — скруббер для промывки и охлаждения газов; 14 — петля трубопровода для исключения попадания воды в дымоход; 15 — от бор газов от дымохода; 16 — дымоход котла; 17 — насос забортной воды; 18 — прием воды из-за борта; 19 — трубопровод отлива воды за борт от скруббера; 20 — рециркуляционный трубопровод; 21 — трубопровод отлива воды за борт от
палубного гидравлического затвора; 22 — грузовая цистерна; 23 — мачта. Трубопроводы: —/ — приемно-напорный забортной воды; —/ / — отливной за бортной воды.
За рубежом большие работы по дальнейшему развитию систем инертных газов и оценке их эффективности были проведены компа нией Бритиш Петролеум, американской компанией Эссо Интернейшнл и др. В частности, компанией Бритиш Петролеум была проведена подготовительная работа, включающая и изучение опыта работы систем непосредственно на судах американских компаний. На основе этого был создан образец системы, отличающийся от системы Сан Ойл характеристиками нагнетателя газов и конструк цией оборудования для очистки и охлаждения.
В 1961 г. системами были оборудованы два судна: «Бритиш Скайлл» и «Бритиш Соверинг» различного тоннажа. К этому времени суда имели срок службы 10 и 7,5 лет соответственно. Одновременно два судна без системы инертных газов — «Бритиш Тэлент», однотип ное с «Бритиш Скайлл», и «Бритиш Виктори», однотипное с «Бритиш
45
Соверинг», были выбраны в качестве контрольных. Кроме того, в феврале 1962 г. на танкере «Бритиш Престиж» дедвейтом 42 000 т только часть грузовых цистерн была оборудована системой инертных газов, а другая часть оставлена без нее. Это позволяло вести сравни тельные испытания на одном судне (одни и те же условия эксплуата ции, род груза и др.).
Схема систем, установленных на судах «Бритиш Скайлл» и «Бри тиш Соверинг», приведена на рис. 23. Отбор инертных газов произ водится от дымоходов котлов 16, после чего газы поступают в скруб бер 13, где производится их промывка и контактное охлаждение за бортной водой. Из скруббера газы с помощью нагнетателя 12направ ляются в грузовые цистерны 22■ При приеме груза или балласта газоотвод осуществляется через палубную магистраль 4, запорный клапан 1 и стояк, установленный в мачте 23. Предусмотрен ряд за щитных устройств, чтобы исключить возможность попадания угле водородов в дымоход котла: невозвратный клапан 8, палубный гидравлический затвор 9 (установленный позднее) и гидравлический затвор в самом скруббере. Во избежание перегрева нагнетателя при прикрытии автоматического клапана 11, поддерживающего заданное давление в магистрали, предусмотрен сброс газов через рециркуля ционный трубопровод 20. Жидкостное предохранительное устрой ство 3, работающее по принципу дифманометра, позволяет при не обходимости сбросить давление или снять вакуум в грузовых поме щениях (например, при охлаждении груза и отсутствии подачи инертных газов). При этом осуществляется дистанционный контроль за давлением в палубной магистрали, подачей воды в скруббер, содержанием С 02 в топках котлов (что позволяло косвенно судить
оконцентрации кислорода в газах).
Всистемах были применены семитарелочные скрубберы (рис. 24), конструкция которых аналогична аппаратам, используемым в ста ционарной практике. Газы, пройдя первый гидравлический затвор, поднимаются вверх, барботируя на каждой тарелке 4 сквозь гидрав
лические затворы, образованные патрубками 12 и колпачками 11. С помощью переливных труб 5 и перегородок 13 движение забортной воды организовано таким образом, чтобы она, поступая сверху, последовательно проходила все тарелки и удалялась из нижней части аппарата. В скруббере проводится эффективная очистка и охлаждение газов от двуокиси серы и твердых частиц, что характе ризуется следующими показателями:
Превышение температуры выходящих газов над температурой |
5 |
|
забортной воды, К ......................................................................... |
|
|
Водородный показатель pH * воды: |
|
7,9 |
на входе ..................................................................................... |
|
|
» выходе .................................................................................. |
% |
2,7 |
Количество поглощенной двуокисисеры, |
99,6 |
|
Остаточное содержание двуокисисеры,части на млн..................... |
10—15 |
|
Остаточное количество твердых частиц, |
мг/м3 ........................... |
До 8 |
* Водородный показатель pH, характеризующий кислотность среды, — лога рифм концентрации грамм-ионов водорода в 1 л раствора, взятый с обратным зна
ком. Так, pH = 7,9 соответствует концентрации 10~7,э.
46