Файл: Соломонов, П. А. Надежность планера самолета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

личеству исправно действующих в данный момент технических

устройств Nnj, т. е.

Дп,-

(2. 19)

X

 

Nnjkti

 

где Nn. — среднее .количество исправно

работающих техниче­

ских устройств в течение заданного интервала време­ ни Ati.

Таким образом, интенсивность отказов для заданного отрезка времени является отношением количества отказов однотипных технических устройств в единицу времени, взятых для заданно­ го промежутка времени, к среднему числу исправно работающих технических устройств в течение этого же промежутка времени.

При Af-»-0 в выражении (2.19) получим

 

Х« ) =—

(2. 20)

' N ( t ) d t

'

Приведенная на рис. 30 кривая плотности распределения от­ казов характерна для сложных изделий и систем, имеющих большое количество агрегатов, элементов и деталей. Такими из­ делиями и системами могут быть самолет в целом, радиотехни­ ческое оборудование самолета и другие системы. Однако для не­ которых отдельно взятых агрегатов и систем авиационной тех­ ники кривые плотности и интенсивности распределения отказов могут иметь различный характер. Для механических и гидравли­

ческих

систем и агрегатов, имеющих в

своем составе сравни­

тельно

ограниченное количество элементов,

характеристики

K(t) обычно имеют ,вид, приведенный

на рис.

32 (кривая а).

К числу таких агрегатов относятся гидравлические и топливные насосы, гидроусилители, автоматы разгрузки и т. д. Интенсив­ ность отказов этих агрегатов в первый период эксплуатации в

2— 3 раза

превышает интенсивность отказов при основной эксп­

луатации

наиболее продолжительного периода.

Период прира­

 

 

 

 

ботки для этих агрегатов состав­

 

 

 

 

ляет 10—15 ч. Большинство

из этих

 

 

 

 

агрегатов в процессе

эксплуатации

 

 

 

 

периода износа и старения не дости­

 

 

 

 

гает и его можно получить в процес­

 

 

 

 

се лабораторных испытаний. По-

 

 

 

 

иному выглядят кривые интенсивно­

 

 

 

 

сти отказов для изделий

радио- и

 

 

 

 

радиотехнического

оборудования,

Рис. 32. График изменения

состоящего

из большого количества

однородных

мелких

деталей и эле­

интенсивности

отказов \ ( t ) :

ментов (см.

кривую

б на

рис. 32).

а—для систем,

состоящих

из

Это связано с появлением в первый

разнородных агрегатов; б—для

систем, имеющих большое ко­

период эксплуатации

значительного

личество однородных агрегатов;

в—для недоработанных и

не

количества скрытых конструктивных

освоенных

в

производстве

из­

и производственных дефектов.

 

делий

 

60


В отдельных случаях в эксплуатацию или на испытания мо­ гут поступать недоработанные и неосвоенные в производстве объекты авиационной техники. В этом случае кривая интенсив­ ности отказов имеет вид, представленный на рис. 32 (кривая в). На этих изделиях еще до выявления всех скрытых дефектов, связанных с недостатками конструирования или производства, могут появляться отказы вследствие износа и старения.

 

 

 

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

'ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

’'1

 

 

 

-

 

=-

 

 

 

 

**

 

 

 

 

 

 

 

10

30

50

70

90

110

130

150

Рис. 33. График изменения средней

Рис.

34. График изменения интенсив­

наработки между отказами в зависи­

ности отказов систем

в

зависимости

мости

от продолжительности

серий­

от года выпуска одного из самолетов

ного

производства самолетной

аппа­

 

 

легкого

типа:

 

 

 

ратуры

 

 

—----------- первый год выпуска:

 

 

 

■------

 

второй

год выпуска:

 

 

 

----------------третий год выпуска;

 

 

 

------ ------четвертый

год выпуска

 

Опыт показывает, что величина интенсивности отказов одних и тех же агрегатов зависит и от времени выпуска изделий с за- вода-изготовителя. У изделий первых серий, а также у изделий начала серийного производства интенсивность отказов, как пра­ вило, значительно больше, а время наработки на отказ меньше, чем у изделий последующих серий (рис. 33 и 34).

В ряде случаев в качестве количественной характеристики надежности самолета, его силовых установок, их систем и агре­ гатов используется среднее время безотказной работы. Среднее статистическое время безотказной работы (или среднее время появления в каждом из них первого отказа) определяется как отношение суммарной наработки технических устройств к их общему числу:

 

N n

 

 

Т*

---- ,

(2 . 21)

m

N0

v

где U— время появления отказа /-го технического

устройства.

Математически среднее время безотказной работы большого количества однотипных технических устройств определяется как

61


математическое ожидание времени наработки технического уст­ ройства до появления в нем первого отказа

ТТП

однако / (0 =

d P j t )

 

(2. 22)

dt

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поэтому

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(2.23)

о

 

о

 

 

 

или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(2.24)

Следовательно, среднее время безотказной работы численно

равно площади, ограниченной кривой вероятности

безотказной

работы и осями координат.

 

 

 

 

 

Все основные характеристики надежности связаны

между

собой функциональной зависимостью.

Выражение

такой

зави­

симости между функцией

надежности,

плотностью

вероятности

и интенсивностью отказов можно получить, одновременно умно­

жая и деля правую часть равенства (2.20)

на N0 и применяя

формулы (2.4) и (2.14):

 

f i t )

(2. 25)

МО

Pit)

 

или

 

f{t) = P{t)l{t).

(2.26)

Подставляя в формулу (2.25) значение f(t) из выражения (2.18), получим зависимость интенсивности отказов от вероят­ ности безотказной работы

1 d P j t )

4 0 =

P i t ) dt

 

Интегрируя это уравнение, получим

 

t

 

- f X(t)dt = \nP{t\

 

о

 

t

 

- J \(t)dt

следовательно,

Я (0 = е °

(2.27)

(2.28)

62


Имея кривую А (О, можно иайти вероятность

безотказной

работы технического устройства

в течение заданного

времени

О—t или найти с заданной вероятностью Р время

безотказной

работы технического устройства.

 

работы

в течение

Для вычисления вероятности безотказной

времени (^0, h) нужно измерить

площадь S

под кривой

А (0 и

найти по таблице показательной

функции

значение

е-5

(рис.

35).

 

 

 

 

 

Рис. 35. Графический способ

Рис. 36. График изменения вероятно­

определения

вероятности без­

сти безотказной работы изделий в за­

отказной

работы в течение

висимости от их наработки при раз­

времени t0, б при наличии ха­

личных

значениях интенсивностей А-

рактеристики

интенсивности

отказов

(Ai, Аг, А3—интенсивность от­

 

отказов A (t)

казов различных изделий)

С увеличением интенсивности отказов вероятность безотказ­ ной работы изделия уменьшается (рис. 36).

Зная вероятность безотказной работы, можно получить плот­ ность вероятности отказов

t

f { t ) = k { t ) t о

,

(2.29)

а также среднее время безотказной работы t

«—j \(t)dt

7 \ » = f e °

dt.

(2.30)

о

Таким образом, по имеющимся статистическим данным для определения интенсивности отказов А(0 вычисляются по фор­ мулам (2.28, 2.29) все основные характеристики надежности.

Статистическое значение вероятности безотказной работы системы можно получить с помощью следующего выражения:

У / / =

д* У

Л - д; У f , = b t у / п

(2.31)

/ - 1

г- i

г- i

г-*-и

 

где z — полное число отрезков

распределения

случайной вели­

чины, k — количество отрезков для определения Р\.

63


Аналогично для закона непрерывного распределения

 

P { t ) = 1 — j f [ t ) d t = ^ f ( t ) d t - j f(t)dt = \ f(t)dt.

(2.32)

Пользуясь формулами (2.28) и (2.31), получим

 

щ -

/( 0

(2. 33)

Опыт эксплуатации и результаты исследований показывают, что внезапные отказы, имеющие случайный характер, подчиня­ ются закону распределения, вытекающему из условий постоян­ ства интенсивности отказов. Поэтому в течение периода нор­ мальной эксплуатации (см. рис. 30, интервал II), когда влияние законов распределения весьма незначительно, можно без боль­ шой для решения практических вопросов погрешности считать, что интенсивность отказов технических устройств от времени не зависит и практически является постоянной величиной. Для этого периода эксплуатации вероятность безотказной работы

Я(/) = е - х'.

(2.34)

Тогда плотность вероятности отказов

 

 

 

 

(2.35)

а среднее время безотказной работы

 

со

 

со

(2.36)

Тт= J е - ” Л =

- j -

f e - u d ( \ t ) = j - .

о

 

о

 

Подставляя значение к в выражение (2.36), получим

 

 

 

t

(2.37)

P ( t ) = e

Тт.

 

При наработке (налете), равной среднему времени безотказ­

ной работы:

 

 

 

t = T m\

P(i) = ± = 0,37.

(2.38)

 

 

е

 

Таким образом, для обеспечения высокого уровня надежно­ сти невосстанавливаемых технических устройств следует выби­ рать срок службы намного меньше, чем среднее время безотказ­ ной работы. Зная необходимый уровень надежности и изменение вероятности безотказной работы в зависимости от наработки, можно определить срок службы технического устройства, в тече­

64