ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
Ввиду того что плановое время вынужденного простоя прак тически не является случайной величиной и величина его отно шения к налету не зависит от количества отказов авиационной техники, в качестве количественной характеристики эксплуата ционной надежности применяется коэффициент готовности са молетов
К г= — *---- , |
(2.60) |
|
|
tn+t р |
|
выражающий вероятность того, |
что самолет в любой |
момент |
времени находится в исправном состоянии. |
|
|
Однако |
|
|
^ |
) ТРем, |
|
где Гп.0— среднее .время наработки между отказами; Т'рем — среднее время восстановления.
Подставляя значение tp и tn в формулу (2.60), получим
Кг (2.61)
т+ Т„
Вданном выражении Кг определяется посредством количе ственных характеристик долговечности агрегатов и систем само
лета Ги.о и их восстанавливаемости Трем. Выражение для коэф фициента готовности может быть представлено в виде
К т- |
1 |
(2.62) |
1 + Q.Tрем |
||
При t— voo, когда Гп.о— *-Тт, получим |
|
|
К т: |
Т„ |
(2.63) |
|
Г m г Т'рем
Планер самолета, силовые установки, агрегаты оборудования и систем по мере появления в них отказов подвергаются ремон ту. Такого рода процесс протекает периодически. Следовательно, эксплуатация самолетов включает в себя рабочий процесс (по леты) и процесс восстановления отказавших агрегатов планера, двигателей, оборудования и систем. Процесс восстановления сводится к отысканию причин отказов, т. е. к определению мес та и характера неисправности, вызвавшей отказ, а затем к уст ранению этой .неисправности.
Любая неисправность в общем случае вносит в эксплуатацию элемент случайности.
Время, затрачиваемое на отыскание и устранение неисправ ности, а также стоимость восстановления являются также слу
70
чайными величинами, поскольку характер неисправности может быть произвольным.
Основными показателями количественной оценки эксплуата ционной надежности технических устройств являются также ха рактеристики восстанавливаемости. Восстанавливаемость—свой ство конструктивной приспособленности самолета к выявлению, устранению и предупреждению неисправностей.
Численной мерой восстанавливаемости является вероятность восстановления, под которой понимается вероятность того, что за определенный интервал времени и в заданных условиях ре монта неисправные агрегаты планера, двигателя, оборудования и систем будут восстановлены:
|
5 (^РеМ) = В е р ( 4 < /1рем), |
(2.64) |
где |
tB— фактическое время восстановления; |
|
|
/рем— текущее время процесса восстановления. |
|
|
В (/реы) — вероятность того, что заданная |
величина текуще |
|
го времени процесса ремонта |
/рем больше или |
|
равна фактической величине времени восстановле |
|
|
ния tB. |
|
Статистическая вероятность восстановления неисправных са молетов (их двигателей, агрегатов оборудования и систем) выра жается равенством
U{tveu)= ^ ^ ~ , |
(2.65) |
п0
где т ( / рем) — число восстановленных неисправных самолетов; тов;
п0— число неисправных самолетов, подлежащих ре монту.
Аналогично количественным характеристикам надежности применяются характеристики, оценивающие восстанавлива емость: плотность вероятности восстановления, интенсивность восстановления и среднее время восстановления.
Статистическая плотность вероятности восстановления
|
Д/я,- |
( 2. 66) |
|
|
А^рем/ |
||
|
|
||
где А/рем i — /-й отрезок времени ремонта; |
в течение |
||
Ашг — количество самолетов, восстановленных |
|||
г'-ro отрезка времени. |
|
|
|
Аналогично для непрерывной функции |
|
||
<Р(/рем) = --- |
^(^рем) |
(2.67) |
|
*^рем |
|||
|
|
71
Статистическая интенсивность восстановления
Д/и,- |
|
(2. 68) |
n m i^ t рем I |
|
|
|
|
|
где пт — среднее количество неисправных самолетов, |
находя |
|
щихся в течение i-го отрезка времени в ожидании ремонта. |
||
Для непрерывной функции |
|
|
1 |
|
(2.69) |
К^Рем) |
Я^рем |
|
п (^рем) |
|
|
где n(tрем) — количество неисправных |
самолетов, подлежащих |
|
восстановлению в заданный момент ^рем. |
|
|
Статистическое среднее время восстановления |
|
|
т |
|
|
ТРеи = |
, |
(2.70) |
где пг — количество восстановленных самолетов. |
|
|
Для непрерывной функции |
|
|
7'рем = | ^рвм?(^рем)^рем- |
(2-71) |
|
0 |
|
|
К числу требований, предъявляемых к авиационной технике, относится высокая эксплуатационная технологичность, которая обеспечивает быстрое выявление и устранение неисправностей, выполнение осмотров и других работ в процессе технического обслуживания.
Для оценки эксплуатационной технологичности используется несколько коэффициентов:
Лэ.т — коэффициент эксплуатационной технологичности
П |
|
K , , = — t----, |
(2.72) |
где Ti — трудозатраты в человеко-часах на г-ю работу при тех ническом обслуживании (выполнение заправок, зарядок, осмот
ров, |
регулировок, выявление |
и |
устранение |
неисправностей и |
т. д.) |
за расчетный период эксплуатации; |
|
||
п — общее количество работ; |
|
|
||
|
t — налет в часах за расчетный период эксплуатации; |
|||
Кр — коэффициент технологичности регламентных работ |
||||
|
|
% |
|
|
|
|
V j . |
|
|
|
ЛГР = |
- ^ |
- , |
(2.73) |
72
где |
Tvi — трудозатраты в человеко-часах |
на выполнение |
i-x |
|
|
регламентных работ за расчетный период эксплуата |
|||
|
ции; |
работ |
за этот пе |
|
|
лр — общее количество регламентных |
|||
|
риод; |
|
самолета к |
|
|
&подг— показатель технологичности подготовки |
|||
|
полету |
|
|
|
|
*„о*г= ^ . |
|
(2.74) |
|
где |
Тподг — суммарные трудозатраты в человеко-часах на |
под |
||
|
готовку самолета к полету; |
|
|
|
|
ka — показатель доступности обслуживания объектов |
|
(2.75)
+ Т в
где Т0сн — трудозатраты в человеко-часах на основные работы, необходимые для выполнения непосредственно про цессов обслуживания;
7всп — трудозатраты в человеко-часах на работы, выполня емые в порядке подготовки к проведению основных работ.
Указанные выше коэффициенты используются для оценки технологичности летательных аппаратов одного и того же клас са.
Для оценки эффективности технического обслуживания ис пользуется коэффициент технического обслуживания
^ э .т .о ^ |
(2. 76) |
|
Пз + Пв |
где пэ— количество неисправностей, выявленных на земле; пв — количество неисправностей, выявленных в воздухе;
ТСэ-т.о — коэффициент, характеризующий эффективность всех видов работ и осмотров по предотвращению отказов в воздухе.
Восстановление неисправных самолетов в процессе эксплу атации часто производится заменой неисправных агрегатов, бло ков и приборов.
Для замены отказавших агрегатов, приборов, блоков обору дования в эксплуатирующих организациях или на складах всег да имеется оборотный фонд, который способствует более быст рому вводу в строй неисправных самолетов. Замена неисправных агрегатов производится главным образом в процессе выполне ния регламентных работ и профилактического ремонта.
Суммарное время, затраченное на ввод в строй самолетов
путем ремонта и замены неисправных агрегатов, |
определяется |
следующим образом:2 |
|
2 ^Р.з=[« —«з(^)]7рем + na(tn)Ta, |
(2.77) |
j - 1 |
|
73
где |
Трем — среднее время вынужденного простоя, |
необходимое |
для |
обнаружения неисправности и восстановления |
неисправных |
агрегатов в условиях эксплуатации; |
простоя, |
необходимое на |
Т3— среднее время вынужденного |
||
обнаружение неисправности и замену |
неисправных агрегатов* |
|
приборов и блоков исправными; |
|
|
п — общее количество отказов самолетов; |
предупрежден |
|
n3(tn) — количество отказов, устраненных и |
ных в течение времени профилактики tn после замены неисправ ных устройств исправными.
Среднее время вынужденного простоя, необходимое для вос становления заменой и ремонтом неисправных агрегатов,
[п — п3( /„ ) ] Трем + |
п3(tn) Тз |
Т, |
(2.78) |
п |
|
Количественной мерой эксплуатационной надежности таких сложных восстанавливаемых технических устройств, как само лет, является вероятность исправного состояния в течение за данного периода эксплуатации t—О:
P(b) = P0(t)P($). |
(2.79) |
Она выражается произведением |
вероятности исправного |
состояния самолета в любой произвольно выбранный момент t<C&, принятый за начало отсчета времени работы Po(t), и веро
ятности непоявления отказа в течение заданного |
периода |
экс |
|||
плуатации t—О, обозначаемой |
Первый сомножитель |
|
|||
|
|
/>о(*)= ^ |
- , |
(2-80) |
|
где |
N — количество |
самолетов, |
находящихся |
в эксплуата |
|
|
ции; |
самолетов, |
находящихся |
в данный |
мо |
|
N (t) — количество |
||||
|
мент в исправном состоянии. |
|
|
Аналогично вероятность неисправного состояния самолета в любой данный момент t выражается следующим равенством;
£0(/) = ^ |
, |
(2.81) |
где n(t) — количество неисправных |
самолетов, |
находящихся в |
данный момент t в стадии восстановления. |
||
Очевидно, Po(t) +qQ(t) = 1. |
|
плотность веро |
Средняя эксплуатационная статистическая |
ятности отказов, характеризующая рост количества неисправных самолетов с учетом восстановления неисправных самолетов:
= |
(2.82) |
N dt |
(2.83) |
dnQ(t) = dn{t) — dm{t), |
74