ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
В микроскопе МС-51 при минимальном увеличении (в 14 раз) поле зрения занимает площадь 3X4 мм. Увеличивать больше 14 раз практически нельзя, так как поле зрения в этом случае еще меньше. Поэтому при более крупных следах используют вто рой метод увеличения » от 1 до 10. Совмещать лучше экспери ментальный и исследуемый следы для доказательства, какой де талью и каким местом этой детали образован след.
Можно совмещать и исследуемые следы (если их более одно го) для определения, каким объектом они образованы — одним и тем же или нет.
Наличие краски одного исследуемого объекта на другом яв ляется одним из признаков того, что эти два объекта контакти ровали между собой. Всегда возникает вопрос — когда была пе ренесена краска — в момент образования следа или до этого? Этот признак является необходимым, но недостаточным для от вета, например, на вопрос, какой деталью образовано повреж дение.
6.4. Некоторые понятия об использовании причинноследственных связей при определении причин отказов авиационной техники
Исследование отказавшей авиационной техники начинается после отказа. Поэтому установить истинную причину отказа можно только лишь при подробном и всестороннем исследова нии тех фактических и объективных данных, которые остались после отказа в виде деталей и агрегатов планера самолета, дви гателей, систем и их оборудования, записей регистраторов пара метров полета, данных радиолокационной проводки и записей переговоров экипажа. Все эти сведения дают информацию о происшедшем событии и, являясь основным фактическим мате риалом, могут объяснить причину отказа. Так, записи регистра торов параметров полета дают возможность судить о скорости, высоте полета, перегрузках самолета, режимах работы двигате лей, отклонениях рулевых поверхностей и других параметрах полета и работы систем; переговоры между членами экипажа и руководителем полета -— о внешнем характере проявления не исправности; состояние агрегатов и деталей самолета — о их функционировании и работоспособности до момента отказа.
По этим фактам, характеризующим события прошлого, необ ходимо восстановить картину отказа со всеми его особенностя ми, определить, был ли на самом деле отказ техники и, если был, установить его причину. Однако эта задача нередко ус ложняется целым рядом других обстоятельств. Например, мо жет быть отказ и произошел, но оставленные следы и признаки этого отказа настолько слабо выражены, что установить его причину невозможно или трудно. Может быть и так, что отказа техники вообще не было, но зарегистрированные факты и приз
248
наки могут быть ошибочно истолкованы как признаки отказа. Возможны также отдельные довольно редкие случаи, когда от каз авиационной техники произошел от одной причины, однако в результате неверного толкования фактов, неправильной логи ческой увязки их причина устанавливается совсем другая.
И, наконец, возможен случай, когда установление причин отказа затрудняется тем, что первоначально разрушенная деталь по ряду обстоятельств не может быть найдена на месте предпо сылки к летному происшествию, или она подвергалась таким вторичным механическим или тепловым воздействиям, которые ликвидировали все основные признаки первичного ее разруше
ния.
Для правильного определения причин отказа авиационной техники, кроме совершенного знания конструкции летательного аппарата и особенностей его эксплуатации, необходимо уметь раскрыть причинно-следственные связи между фактами, уста навливаемыми в процессе исследования. Любое явление имеет свои вполне определенные причины, может вызывать определен ные следствия и служить источником других явлений [3, 10, 28].
Причинная обусловленность явлений зависит от условий, ме ста и времени, в которых происходит событие. Поэтому различ ные следствия могут быть результатом действия различных причин, и наоборот, одна и та же причина может вызвать раз личные следствия. Трудности выявления причин заключаются также в том, что в реальной действительности нет изолирован ных явлений. Каждый процесс возникает от многих причин, воздействующих друг на друга сложным образом. *
Когда приступают к расследованию, особенно в тех случаях, если обстоятельства отказа не выяснены, то, естественно, не мо гут сразу обнаружить все факты, которые в той или иной мере указывали бы на ненормальную работу техники. На первой ста дии расследования необходимо отыскать по возможности наи большее количество фактов, чтобы затем с помощью их анали за и синтеза определить взаимосвязь между ними.
Одним из способов использования причинно-следственных связей для установления причины отказа является метод выдви жения и проверки версий. Предположения о существовании при чины или о закономерном порядке развития событий, которые вследствие прекращения их в прошлом не могут быть предметом непосредственного наблюдения, но которые объясняют опреде ленную совокупность фактов, называются в общем случае гипо тезами, а для случаев расследования — версиями. Версии выд вигаются на основании имеющихся фактов. Выдвижение версий начинается на первой стадии исследования сразу же после обоб щения и анализа, имеющихся единичных фактов, после того, как в достоверной или вероятной форме будет установлена связь этих фактов с обстоятельствами отказа авиационной техники. При этом рассматривать факты необходимо с учетом их взаимо
249
связи и обусловленности. Далее проверяют версии, рассматри вают факты и оценивают возможности при наличии имеющихся данных о той или иной причине отказа. При этом анализируются причины, исключающие друг друга, которые могут вызвать сово купность имеющихся фактов. При определении причины отказа необходимо выдвигать все возможные версии, так или иначе объясняющие либо часть следствий, либо всю их совокупность. Затем уже изучают и анализируют все имеющиеся материалы.
В ряде случаев, когда при анализе версий будет установле но, что для подтверждения рассматриваемой версии, кроме име ющихся фактов, должны иметь место и другие, проводится ис следование для выявления этих фактов. Если эти факты будут отсутствовать или будут иметь место, но кроме них будет обна ружен хотя бы еще один факт, не согласующийся с этой вер сией, ее необходимо отбросить как несоответствующую действи тельности и рассматривать версию, объясняющую уже все уста новленные факты.
Метод определения причин с помощью выдвижения и провер ки версии дает возможность по отрывочным сведениям восста новить всю картину отказа проведением планомерного, целена правленного поиска других, не выявленных в начальный период, фактов.
Иногда не представляется возможным уверенно определить причину отказа, хотя достоверно известно, что отказ в полете был. В этом случае полезно анализировать предпосылки к лет ным происшествиям на самолетах одного типа, у которых име лись какие-либо сходные обстоятельства. Этот метод заключает ся в анализе всех летных происшествий самолетов одного типа, которые произошли при сходных обстоятельствах. Если выясня ется, что в ряде предпосылок к летным происшествиям имеется одно и то же сходное обстоятельство, то необходимо проанали зировать возможность отказа при этом обстоятельстве для по иска причины отказа. При этом следует специально отобрать для анализа случаи предпосылок к летным происшествиям, на которых основан вывод. В этом случае исключаются все обстоя тельства, которые не могут быть причиной явления, случайное нахождение которых не должно влиять на общий вывод.
Рассматриваемый метод дает не окончательное, а предполо жительное заключение о причине явления. Степень достоверно сти выводов зависит от количества рассматриваемых случаев, а также от различий всех обстоятельств, кроме одного, которое имело место во всех случаях и которое является единственно сходным с исследуемым явлением. Однако даже огромное коли чество случаев и различие обстоятельств каждого случая (кро ме одного) не могут придать сделанному выводу совершенной достоверности. Из-за сложности причин не исключается воз можность того, что причиной исследуемого явления будет не то единственное обстоятельство, которое во всех случаях оказалось
250
сходным с анализируемым обстоятельством, а совместное дей ствие этого обстоятельства с другим.
Иногда, анализируя причины предпосылок к летным проис шествиям из-за отказов, можно сделать вывод о причине явле ния на основе сопоставления случаев, когда явление не наступа ет. Для этого надо все обстоятельства, которые имели место в последнем полете, сравнить с обстоятельствами, которые имели место ранее при выполнении на самолете этого типа (или на этом самолете) подобных полетных заданий или этапов полета. При этом эти случаи могут быть совершенно сходными между собой во всех обстоятельствах, кроме одного. При анализе при чин предпосылок к летным происшествиям целесообразно в на чале рассматривать ряд случаев, в которых одно и то же явле ние наступает при одном общем для всех случаев обстоятель стве. Затем нужно изучить тот ряд случаев, в которых явление не наступает и обстоятельства которых не имеют ничего общего, кроме отсутствия того единственного обстоятельства, при кото ром явление наступало в других случаях. Тогда обстоятельство, по наличию или отсутствию которого только и различаются оба ряда случаев, представляет либо причину, либо часть причины явления.
Однако анализ предпосылок к летным происшествиям по об стоятельствам, при которых они произошли, не дает возможно сти достоверно оценить причину явления. С помощью указанного явления можно отыскать направление для дальнейших исследо ваний.
При проведении дальнейших исследований и постановке экс перимента необходимо тщательно подготовить его с учетом всех возможных условий полета и работы агрегатов систем и обору дования самолета. Как правило, условия эксперимента дают лишь известное приближение к тому положению вещей, при ко тором оба сравниваемых случая отличаются только одним един ственным обстоятельством. Чем менее точно поставлен экспери мент, тем менее надежны выводы, получаемые при анализе пред посылок к летным происшествиям по различию их обстоятельств. В связи с этим при исследовании необходимо проявлять акку ратность в проведении эксперимента, учесть все отклонения от реальности при построении и использовании модели.
В основе всех методов установления причин отказов авиа ционной техники заложен принцип объективного исключения из рассматриваемого события всех тех фактов, которых не должно быть. Тогда все те факты, которые остаются после этого исклю чения, и являются причиной события или по крайней мере основ ной частью этой причины.
Особенно трудно отыскать причину отказа тех агрегатов са молета, на которых при их работе до удара о препятствие проис ходят многочисленные разрушения деталей. При этом одна груп па деталей, разрушаясь, может приводить к разрушению других,
251