Файл: Соломонов, П. А. Надежность планера самолета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сравнению с исходной твердостью, придаваемой материалу в процессе термической обработки.

Все современные жаропрочные сплавы относятся к классу дисперсионно-твердеющих с интерметаллидным упрочнением. Термообработка их состоит из закалки или двух закалок и старения. Цель такой термообработки состоит в переводе всех легирующих компонентов в твердый раствор с последующим выделением упрочняющих фаз в процессе старения. Твердость термообработаиного сплава определяется количеством и сте­ пенью дисперсности частиц интерметаллидной метастабильной фазы переменного состава на основе Ni3Al или Ni3(Al Ti). В про­ цессе работы лопатки турбины в двигателе в результате идущих при высокой температуре процессов диффузии сплав переходит в более стабильное состояние. Идет процесс старения сплава, при котором твердость на пере лопаток незначительно возрастает до определенной для каждого типа двигателя наработки, за ко­ торой может начаться плавное снижение твердости, как резуль­ тат коагуляции упрочняющей фазы.

Если в процессе работы двигателя лопатки турбины по ка­ кой-то причине нагрелись выше температуры устойчивого струк­ турного состояния сплава, происходит процесс быстрой коагу­ ляции или даже растворения частиц упрочняющей фазы в твер­ дом растворе, в результате чего сплав разупрочняется. При этом твердость некоторых сплавов может снижаться на 20— 30% по сравнению с исходной. Поэтому метод твердости для определения перегрева нашел широкое применение именно для этого типа сплавов.

В более жаропрочных сплавах при перегревах происходят аналогичные структурные изменения, однако вследствие более высокой степени легирования твердого раствора и большого ко­ личества упрочняющей фазы (30—60%) растворенные в резуль­ тате перегрева элементы фазы при охлаждении лопатки после перегрева вновь выделяются в виде интерметаллидов высокой степени дисперсности, в результате чего твердость восстанавли­ вается до исходных значений.

Таким образом, у сплавов этого класса при существенном изменении структуры в результате перегрева твердость практи­ чески не меняется. Поэтому метод твердости для определения перегрева турбинных лопаток не может быть рекомендован как основной для более жаропрочных сплавов.

В последнее время при исследовании перегрева лопаток тур­ бины все более широко используются структурные признаки пе­ регрева сплавов. Для некоторых распространенных сплавов ис­ следование микроструктуры является основным методом опре­ деления перегрева.

Несмотря на различия химического состава и свойств этих сплавов, все они относятся к классу дисперсионно-твердеющих жаропрочных сплавов на никелевой основе с интерметаллидным

240


упрочнением. Структура таких сплавов состоит из зерен аустени­ та, выделений упрочняющей интерметаллидной фазы в виде час­ тиц, равномерно распределенных по полю зерен аустенита, и сравнительно крупных кристаллов карбидов и карбонитридов, значительная часть которых сосредоточена по границам зерен.

Наиболее динамичной по отношению к температуре рассмат­ риваемых сплавов является упрочняющая фаза, представляю­ щая собой интерметаллидное соединение переменного состава на основе Ni3(Al, Ti) или №3А1 (у'-фаза). Поэтому методы опреде­ ления перегрева лопаток в значительной степени базируются на изучении изменений в у'-фазе и прежде всего количества ее и

состояния.

Частицы фазы меняют свои размеры, форму, состав и ха­ рактер связей с матрицей даже при нормальных рабочих темпе­ ратурах. Однако эти изменения достаточно медленные, и замет­ ное укрупнение и коагуляция (округление) частиц при условии работы лопатки в нормальном температурном режиме наблюда­ ются только после значительного времени работы, превышающе­ го ресурс.

Поэтому такими изменениями структур, происходящими в материале лопаток турбины при работе в нормальных темпера­ турных условиях, можно пренебречь. При перегреве лопаток тур­ бины, т. е. нагреве их до температуры, превышающей темпера­ туру сравнительно стабильного состояния сплава, происходит, с одной стороны, процесс быстрой коагуляции частиц упрочняю­ щей фазы, а с другой — растворение частиц ее в твердом рас­ творе основного материала. На определенном для каждого спла­ ва температурном уровне гетерогенное состояние сплава становится термодинамически невыгодным и все частицы у'-фа- зы переходят в твердый раствор. Сплав становится гомогенным.

В процессе охлаждения сплава после перегрева количество растворенных элементов, входящих в состав у'-фазы, становит­ ся избыточным и из твердого раствора выпадают частицы у'- фазы. Но количество частиц и особенно их размеры отличаются от исходных, сформированных специально подобранным режи­ мом термической обработки. Эти изменения, наблюдаемые при изучении структуры в электронном микроскопе или определяе­ мые при травлении микрошлифов, являются признаками пере­ грева (рис. 101 и 102). Другим структурным признаком перегре­ ва является рекристаллизация в местах пластической деформа­ ции материала лопаток. Рабочая температура лопаток турбины ниже температуры начала рекристаллизации их материала, по­ этому в процессе нормальной работы изменений размеров зерен не происходит. При нагреве до температуры начала рекристал­ лизации в зонах пластической деформации появляются участки мелкозернистой структуры, легко определяемые при наблюдени­ ях в световом микроскопе. Пластической деформации обычно подвергается поверхностный слой лопаток турбины при механи­

241


Ультразвуковым методом контролируют лопатки роторов турбин и компрессоров авиационных двигателей, цельноштампо­ ванные кожухи камер сгорания двигателей, диски первой ступе­ ни компрессора, тормозные авиационные колеса, лопасти воз­ душных винтов, валы воздушных винтов, балки главных ног шасси, трубопроводы гидравлической, топливной, воздушной и других систем. При контролировании этим методом выявляются наружные и внутренние дефекты материала.

Цветным методом контролируются детали из жаропрочных алюминиевых, магниевых и титановых сплавов. Этим методом обнаруживаются трещины усталости, трещины термического происхождения, волосовины и другие поверхностные дефекты (типа несплошностей материала) эксплуатационного и производ­ ственного характера.

Магнитному контролю подвергаются все остальные аварий­ ные детали. Этим методом обнаруживаются как трещины уста­ лости, так и дефекты типа несплошностей материала, не обна­ руженные на заводе.

Рентгено- и гамма-контроль применяется для проверки свар­ ных швов, жаровых труб, кожухов камер сгорания, корпусов компрессоров, топливных коллекторов и других деталей. Этим методом обнаруживаются непровары, прожоги, поры, шлако­ вые включения и другие дефекты. При рентгенотелевизионном контроле аварийные детали или их участки могут рассматри­ ваться с увеличением в 30 раз.

Токовихревой контроль используют для проверки аварийных деталей из немагнитных материалов: лопастей воздушных вин­ тов, обшивки, мембран и других деталей.

6.3. Применение трасологического метода при исследовании деталей отказавшей и аварийной авиационной техники

При исследовании отказавшей и аварийной авиационной тех­ ники наряду с другими известными методами все более широкое применение находят трасологические методы исследования.

Особое значение приобретает в последнее время отрасль кри­ миналистической техники — трасология [28]. Трасология — это отрасль техники, разрабатывающая средства и методы исследо­ вания следов-отображений для выявления обстоятельств их воз­ никновения, идентификации и установления групповой принад­ лежности образовавших их объектов.

Трасология, как учение о следах, дает возможность исследо­ вать любые следы на любом материале. В авиационной технике этот метод используется для исследования следов на металле, дереве, коже, ткани, резине, органическом стекле.

В широком смысле слова под следом понимают любой мате­ риальный признак, возникающий в результате тех или иных яв­ лений, связанных с происходящим событием.

244


В узком смысле слова следом называется отображение внеш­ него строения предмета на другом предмете или веществе. Такие следы дают возможность определить род, вид предмета, оставив­ шего след (по общим признакам внешнего строения), а также идентифицировать, т. е. установить тот предмет оставил след, или другой того же рода и вида (по индивидуальной совокупно­ сти частных признаков внешнего строения).

Трасология, как отрасль криминалистической техники, зани­ мается:

— механизмом образования следов, их классификацией; —■общими положениями о способах обнаружения, осмотре и

фиксации следов; —- основными положениями трасологической идентификации

иметодиками исследования следов-отображений;

приемами обнаружения, фиксации, изъятия и трасологи­ ческого исследования следов.

Известно, что один и тот же объект в разных условиях мо­ жет образовать следы, различные как по своему виду, так и по отображению в них своего внешнего строения. Поэтому знание

механизма образования следов, их классификации позволяет в ряде случаев установить, каким образом и каким предметом на­ несен след.

В образовании следа участвуют по меньшей мере два объек­ та. Один из них, внешнее строение которого отображается в сле­ де, принято называть следообразующим, а другой, на котором образуется след — следовоспринимающим. Как правило, след образуется в результате непосредственного контакта объектов, участвующих в следообразовании. В зависимости от характера возникших на следовоспринимающем объекте изменений разли­ чают два основных вида следов: объемные и поверхностные.

Объемные следы — это такие отображения, которые возни­ кают в результате деформации следовоспринимающего объекта (вмятины, забоины, вдавленности и т. д.). Поверхностные сле­ ды — это такие отображения, которые возникают в результате изменения только состояния поверхности следовоспринимающе­ го объекта (потертости, соскобы, наслоения).

В зависимости от особенностей воздействия друг на друга объектов, образующих следы, последние могут появляться при статических и динамических соприкосновениях. При исследова­ нии деталей аварийной авиационной техники, как правило, встре­ чаются все эти разновидности следов.

Так, при установлении причины раскрутки оборотов на двигателе исследовались поверхностные следы-наслоения на стопорном кольце. Эти следы образовались в результате контак­ та стального стопорного кольца с поверхностью удерживаемой им алюминиевой заглушки. При изготовлении заглушки на ее поверхности от резца остаются концентрические выступы и ка­ навки. При эксплуатации двигателя материал заглушки по вы­

2 4 5


ся пластилин, воск и специальные пасты. Сравнение этих слеп­ ков показало, что индивидуальные особенности контактной по­ верхности головки болта отразились на поверхности качалки в районе отверстия под болт (см. рис. 104). Это обстоятельство еще раз подтвердило, что исследуемый болт относится к данно­ му соединению.

При анализе следов скольжения, наиболее часто встречаю­ щихся при исследовании деталей, решаются следующие вопро­ сы:

чем (какой деталью, каким местом детали) образован тот или иной след;

в каком направлении двигался объект (деталь) в момент

образования следа;

какой из следов (если их несколько) образован первона­ чально (дифференциация следов);

при каких условиях образованы следы (до разрушения, в момент или после разрушения).

На все эти вопросы достаточно достоверно и убедительно удается получить ответ, применяя при исследовании авиационной техники криминалистические методы и, в частности, трасологи­ ческие исследования с использованием тех или иных приемов.

Большое значение для трасологического метода имеет пра­ вильное фотографирование исследуемых следов. При фотогра­ фировании следов необходимо правильно выбрать источник ос­ вещения и расположить его относительно следа. Например, при фотографировании следов скольжения точечный источник света располагается так, чтобы луч света падал перпендикулярно нап­ равлению движения, луч должен скользить по поверхности.

В ряде случаев применяется комбинированное освещение — сильный падающий свет в сочетании с более слабым, падающим косо (или наоборот).

Для получения снимков с металлических цилиндрических поверхностей (золотников) используется фотографирование ме­

тодом перемещающегося блика — щелевой осветитель во время съемки передвигается вокруг цилиндрической поверхности и по­ является блик, неизбежный при неподвижном осветителе.

Для фотографирования люминесцирующих следов применя­ ются люминесцентные осветители.

В каждом конкретном случае должен применяться соответ­ ствующий метод освещения.

При сравнительном исследовании используют два метода совмещения:

оптический — на микроскопах МС-51 и МИС-10; фотографический — совмещение двух фотографических изоб­

ражений, выполненных в одном масштабе.

Первый метод совмещения целесообразно применять всегда, как наиболее точный, но фиксируемый на фотопластинке размер следа ограничен полем зрения микроскопа.

2 4 7