ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
за деталей и образцов малых размеров. Для качественного и полуколичественного анализа микроскопических частиц и тон ких поверхностных слоев целесообразно применять специальные установки локального спектрального анализа. На них проводит ся анализ металлизации, налетов и других отложений непосред ственно на поверхности деталей и после снятия их.
Применяющиеся методы и имеющееся оборудование позволя ют анализировать детали, изготовленные из авиационных мате риалов, и мелкие частицы массой 0,02 г и более, проводить ис следование тонких поверхностных слоев и отложений в виде осадков, налетов, пленок и т. п.
Большое значение в исследованиях имеет установление ха рактера разрушения детали, типа и уровня нагрузок, вызвавших его, и последовательности разрушения.
Для определения характера разрушения детали, т. е. опре деления нагрузок, от которых разрушилась деталь — вибраци онных, повторных статических, однократно приложенных разру шающих и т. д. — изучают строение поверхности излома, по которому во многих случаях можно представить процесс разру шения и произвести определение остаточной пластической де формации. Последняя необходима для установления направле ния действовавших разрушающих нагрузок.
Изломом называют поверхность разрушенного образца или детали при различных способах механического нагружения: рас тяжении, сжатии, изгибе, кручении, а также при различных ком бинациях нагрузок.
Изломы классифицируют обычно по двум признакам: харак теру нагружения, вызвавшему данный излом (статический, ди намический, от повторных нагрузок и т. п.), и по особенностям ■строения излома (хрупкий — пластичный или кристаллический, волокнистый и т. п.)
При классификации |
по характеру нагружения различают |
три основные группы |
изломов. |
1. От кратковременной однократной нагрузки — так назы
ваемые статические изломы при растяжении, изгибе, |
кручении |
и других видах деформации от ударного нагружения. |
При раз |
личном строении этих изломов (например, кристаллическом или волокнистом) общим для них является постепенное, хотя и про исходящее с различной скоростью, возрастание внешней на грузки.
2. От постоянной длительной нагрузки, действие которой ха рактеризуется не только длительностью, но и постоянством или малой изменяемостью во времени в течение большей части пе риода нагружения. К этому виду изломов относятся:
— изломы деталей, работающих при комнатных и понижен ных температурах;
—-изломы деталей, работающих при повышенных температу рах.
233
с деформацией и дроблением последних, проявляются на рент генограммах в расширении интерференционных линий.
Микроискажения, уравновешивающиеся в пределах элемен тарной атомной решетки, рентгенографически проявляются в ослаблении интенсивности интерференционных линий.
Изучение структуры металла или сплава вблизи места раз рушения детали позволяет во многих случаях определить харак
тер и условия разрушения детали.
По изменению направления волокон вблизи места разруше ния, по их деформации можно определить, от каких нагрузок разрушилась деталь и в каком направлении действовали эти нагрузки.
Помимо определения характера разрушения, часто возника ет необходимость выяснить, в каких условиях разрушалась де таль: в нагретом или холодном состоянии (во время пожара на самолете, до пожара или после него), в условиях нормальной смазки (подшипники) или при отсутствии смазки, в условиях аг рессивной или нейтральной среды.
У деталей, которые в процессе разрушения подвергались вы сокому местному нагреву, имеются участки структуры, резко отличающиеся по своему строению от исходной. Стальные дета ли, нагревавшиеся до высоких температур, будут иметь на этих участках отожженую структуру, если охлаждение их происходи ло медленно. Зоны теплового влияния на стальных деталях хоро шо выявляются травлением, так как разные по структуре участ ки детали по-разному поддаются травлению.
При каких температурах разрушилась та или иная деталь из алюминиевого сплава, которая работала в условиях невысо ких температур, определить бывает весьма важно. Иногда тре буется определить, когда разрушилась деталь: до пожара на са молете, вызвав аварию и затем пожар, или во время пожара, явившись в этом случае следствием отказа.
Для определения температурных условий разрушения дета лей из алюминиевых сплавов необходимо руководствоваться следующим:
во-первых, характером и степенью деформации материала вблизи места разрушения. Чем выше была нагрета деталь в мо мент разрушения, тем больше будет степень деформации в мес те разрушения при условии, что температура, до которой нагре валась деталь, не привела к оплавлению эвтектики по границам зерен. При температурах, близких к температуре плавления эв тектики, степень деформации резко падает;
во-вторых, состоянием микроструктуры вблизи места разру шения. Если разрушение происходило при нормальных рабочих температурах, то зерна металла будут деформированы, и связь между ними не будет нарушена. Если разрушение происходило при температурах, близких к температуре плавления эвтектики,
236
ра. Вследствие такого различия в условиях нагрева и охлажде ния возникают хорошо различимые зоны теплового влияния.
При масляном же голодании детали подшипника не охлаж даются маслом, они, как правило, полностью прогреты, поэтому структура этих деталей будет иной, чем при нормальном посту-
пании масла.
Материал наружных колец подшипников в большинстве слу чаев как при нормальном поступании масла, так и при масля ном голодании сохраняет исходную структуру — безыгольчатый мартенсит и карбиды. Изменения в структуре могут наблюдать ся только вблизи дорожки качения. Так, у наружных колец под шипников, которые разрушались при нормальном поступании масла, даже вблизи дорожки качения под слоем налипшего ме талла сохраняется исходная структура, тогда как у колец под шипников, разрушившихся от масляного голодания, наблюдает ся высокоотпущенная структура.
Микроструктура шариков и роликов подшипников, разрушив шихся при нормальном поступании масла, в сердцевине сохра няется исходной, а вблизи мест истирания образуются зоны подкалки и зоны отпуска. В местах, где не было истирания ша рика вблизи поверхности, тоже может сохраниться исходная структура—мартенсит и карбиды. При масляном голодании шарики и ролики нагреваются до высоких температур по всему сечению, при этом происходит полная перекристаллизация, ис ходная структура не сохраняется, и почти по всему сечению пре обладает отожженная структура —■перлит, цементит и карбиды.
Микроструктура материала внутренних колец подшипников, разрушившихся при нормальном поступании масла, в зонах ис тирания имеет крупноигольчатую мартенситную структуру (вто ричная закалка), а в сохранившихся буртиках, где не было исти рания — исходную структуру: мартенсит и карбиды.
В материале кольца подшипника, разрушенного при масля ном голодании, мартенситных структур не наблюдается, внутрен нее кольцо прогревается по всему сечению, и материал кольца
в месте наибольшего истирания имеет |
отожженую |
структуру. |
При исследовании условий разрушения подшипников |
наряду с |
|
металлографическим анализом производится оценка |
изменения |
|
в материале деталей методом измерения |
твердости по сечению |
деталей и по зонам теплового влияния. Изменение твердости в сочетании с характером структуры дает ясную картину проис ходивших процессов нагрева и охлаждения разрушившихся под шипников.
В ряде случаев при исследовании причин необходимо опреде лить работоспособность двигателей, температуру его горячих агрегатов, которая определяется режимом работы двигателя. Для этого, как правило, наряду с выявлением других признаков, по которым можно установить режим работы двигателя, опре деляется температура его отдельных деталей. Используя извест
238
ные структурные превращения жаропрочных материалов горя чей части авиационных двигателей, удается определять такие важные параметры их работы, как температура нагрева рабо чих и сопловых лопаток турбин двигателей, т. е. режим работы двигателя в момент столкновения с препятствием, а также пере грев лопаток турбины в полете (был ли помпаж двигателя).
Температура нагрева лопаток турбины двигателя определя ется по цвету окисных пленок на изломах, для чего должны быть изготовлены специальные эталоны из лопаток турбин.
После тщательной промывки и подготовки изломов исследу емых лопаток цвет окисных пленок на их поверхности визуально сравнивается с цветом на эталонах. Кроме того, в последнее вре мя используется методика для сравнения цвета окисных пленок на изломах разрушенных лопаток и на эталонах с применением спектрофотометрических приборов, что повышает точность ука занного метода.
При исследовании причин отказов двигателей целесообразно применять методику по определению температуры нагрева дета лей горячей части двигателей из некоторых жаропрочных спла вов в момент их деформации с помощью рентгеноструктурного анализа.
Ряд неисправностей авиационных газотурбинных двигателей (помпаж, зависание оборотов) сопровождается забросами тем пературы газов на турбине, в результате чего происходит пере грев лопаток. Перегревом лопаток турбины при работе двигате ля называется нагрев лопатки или части ее до температуры, пре вышающей расчетную для сплава, длительностью, достаточной для снижения его прочностных свойств.
Перегрев лопаток турбины, даже если он не настолько силь ный, чтобы вызвать разрушение, обгар (оплавление) лопаток или трещины ползучести приводит к быстрым структурным из менениям в сплаве, особенно в поверхностных его слоях, в ре зультате чего сплав лопатки теряет оптимальную структуру, изменяются его механические свойства. Поэтому, изучая измене ние структуры и свойств материала лопаток турбины после ра боты двигателя, можно определить, нагревались ли лопасти тур бины при работе в двигателе выше расчетной температуры, или работа их проходила в нормальных температурных условиях.
Помимо внешних признаков перегрева (обгорание пера, вы тяжка лопаток, растрескивание кромок, прогары кромок, повы шенная степень окисления поверхности), при исследовании ло паток производится оценка состояния их материала методом измерения твердости и металлографическим анализом по изме нениям структуры сплава.
Сущность определения перегрева лопаток турбины методом измерения твердости состоит в оценке характера и степени изме нения твердости материала лопаток после эксплуатации по
239