ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
Такие вкладыши применя ются для валов с большой скоростью вращения.
В некоторых подшипни ках скольжения применяют ся вкладыши, изготовляе мые из порошков железа или бронзы с добавлением графита, а иногда и других примесей путем прессова ния под высоким давлением
ипоследующего спекания при высокой температуре. Благодаря большой пори стости материала вклады ши пропитываются маслом
имогут в течение про должительного времени ра ботать без подвода к ним смазки.
Из пластмассовых вкла дышей наиболее распро странены вкладыши из тек столита, древесно-слоистых
пластиков и капрона. |
По- |
|
|
|||
' следние обычно выполня |
|
|
||||
ются на металлической ос |
|
|
||||
нове и имеют, как показы |
|
|
||||
вает |
практика, |
большую |
|
|
||
износостойкость |
и малый |
Рис. |
3-2. Подшипники скольжения: |
|||
коэффициент трения. |
|
|||||
|
а, б — неразъемный; в — разъемный; г — |
|||||
Выбор материала |
вкла |
|||||
|
самоустанавливающийся |
|||||
дышей |
производится |
по |
|
|
удельному давлению р между цапфой и вкладышем:
и проверяется на нагрев, исключающий заедание сопряжения:
где Р — нагрузка на подшипник, н;
d — внутренний диаметр вкладыша, см; I — длина вкладыша, см;
v — окружная скорость цапфы, м/сек;
[р] — допускаемая удельная нагрузка, н/см2; [рц] — допускаемый скоростной коэффициент, нм/см2 • сек.
Значения [р] и \pv] приведены в табл. 3-1.
55
Т а б л ii ц а 3-1
Максимальные допускаемые значения [/;] и [ро\ для вкладышей подшипников скольжения
Материал вкладышей |
н\см2 |
нм1см2 -сек |
||
Свинцовистая |
бронза |
БрСЗО |
2500 |
2000—2500 |
. Оловянно-свинцовистая брон |
1200 |
600—800 |
||
за БрОС |
|
|
||
Оловянистый |
баббит |
Б92 |
2000 |
1500—10 000 |
Оловяннстый |
баббит |
Б16 |
1000 |
700—1000 |
Антифрикционный чугун |
200—400 |
300-400 |
||
СЧЦ-2 |
|
|
||
Железографит |
|
|
300—500 |
400—600 |
Текстолит 2Б |
|
|
1000—1500 (при |
смазке маслом) |
Работоспособность подшипников скольжения во многом зави сит от их своевременной и качественной смазки, которая умень шает трение и износ трущихся пар, отводит тепло, предохраняет детали от коррозии и обеспечивает уплотнение зазоров.
Рис. 3-3. Эпюра гидродинамического давления в мас ляном клипе и масленки:
а — масляный клин; б — прессмасленка; в — мага зинная; г — колпачковая
В зависимости от толщины масляного слоя подшипник рабо тает в режиме сухого, граничного, полужидкостного или жидкост ного трения. Сухое трение имеет место при отсутствии смазки между трущимися поверхностями и вызывает чрезмерный нагрев и износ деталей. При отсутствии постоянного и обильного под вода масла будет происходить граничное (с преобладанием сухого) или полужидкостное (с преобладанием жидкостного) трение.
56
Самым благоприятным режимом работы подшипника скольже ния является работа его при жидкостном трении, когда поверх ности подшипника и вала разделены слоем масла. Это достигается за счет использования гидродинамического избыточного давления в слое масла. Гидродинамическое давление создается в масляном клине, образующемся за счет того, что вращающийся вал увле кает за собой масло в зазор между ним и подшипником, (рис. 3-3,а).
Расчет на жидкостное трение основывается на том, что масля ный слой должен воспринимать всю нагрузку, а его толщина Лм должна быть больше суммы неровностей поверхностей цапфы R n и вкладыша R B:
R » ^ К \ |
(/? „ + Д в ), |
где К 1 — коэффициент запаса |
надежности жидкостного трения, |
принимаемый в зависимости от величины окружной скорости цапфы в пределах 3—8.
Толщина слоя смазки при жидкостном |
трении |
определяется |
|||
по формуле |
|
|
|
) |
|
d2/i4] |
мм, |
|
|
||
18,36(78с |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
где т] — динамическая вязкость масла, н-сек2/м2; |
|
||||
п — число оборотов цапфы, об/мин\ |
|
|
|
|
|
d — диаметр цапфы, мм\ |
|
|
|
|
|
6 — зазор между подшипником и цапфой, мм\ |
|
||||
q — удельная нагрузка на цапфу, н/м2; |
|
d + 1\ |
|
||
с — приведенная длина подшипника |
I |
|
|
||
|
= —j— I . |
|
|||
Для смазки подшипников строительных |
машин |
используются |
в основном консистентные смазки и жидкие масла. Консистентные смазки (солидолы, консталины, графитные смазки и др.) исполь зуются в узлах с малым выделением тепла (тихоходные машины), трудногерметизируемых узлах, а также в трудно доступных дета лях. В остальных случаях применяются жидкие масла, которые равномерно распределяются по трущимся поверхностям, обладают малым внутренним трением и хорошо работают в значительных диапазонах температур. ,
Подача консистентных смазок к подшипникам скольжения осу ществляется колпачковыми масленками (рис. 3-3, г), солидолонагнетателями через пресс-масленки (рис. 3-3, б) и автоматически действующими магазинными масленками (рис. 3-3,в), из которых смазка подается поршнем, находящимся под давлением пружины. Равномерное распределение масла по подшипнику достигается за счет смазочных канавок на вкладыше.
Преимуществами подшипников скольжения являются простота конструкции, способность работать в условиях перегрузок н уда-
57
цилиндрическими короткими (рис. 3-4, д) и длинными, бочкообраз ными (рис. 3-4, е) и коническими (рис. 3-4,ж), а также с витыми
иигольчатыми;
—по числу рядов тел качения — одно- (рис. 3-4,а, в, г, д, ж),
двух- (рис. 3-4, б, е) и многорядные;
— по соотношению габаритных размеров — тяжелой, средней, средней широкой, легкой и других серий. При одинаковом внут реннем диаметре подшипники разных серий отличаются друг от друга шириной и наружным диаметром, а следовательно, и несу щей способностью.
Выбор типа подшипника зависит от назначения узла, где уста навливается подшипник; от величины, характера и направления действия нагрузки; от скорости вращения вала и температурного режима работы. При этом рекомендуется применять:
— шариковые радиальные подшипники — для быстроходных передач, воспринимающих небольшие и средние нагрузки и при наличии осевых нагрузок, не превышающих 20% от радиальной;
— роликовые цилиндрические подшипники — для узлов, вос
принимающих большую |
'радиальную и значительную осевую |
(до 70% от радиальной) |
нагрузки; |
—упорные подшипники — только для восприятия осевых на грузок при сравнительно малых оборотах вала;
—игольчатые подшипники — в узлах, работающих в условиях ударных нагрузок и воспринимающих значительные радиальные
нагрузки.
Выбор подшипника производится по размеру вала и коэффи циенту работоспособности С:
C = ± Q (n h )°':\
где Q — условная нагрузка на подшипник, я;
п — угловая скорость вращающегося кольца подшип ника, об/мин;
h — требуемый срок службы подшипника, ч.
Условная нагрузка Q определяется по следующим формулам:
— для радиальных подшипников, кроме подшипников с ци линдрическими роликами
Q^ i K b R - r - m A ) ^ ;
—для радиальных подшипников с цилиндрическими роликами
Q == ЯКкКлКт;
— для упорных подшипников
Q = АКЛК„
где R — радиальная нагрузка на подшипник, я; А — осевая нагрузка на подшипник, я;
59