ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
Кк — кинематический коэффициент, учитывающий, какое коль цо вращается, и равный 1 при вращении внутреннего кольца и 1,1 —1,35 при вращении наружного;
т— коэффициент приведения осевой нагрузки к радиальной,
т=1,5-ч-4,5;
/Сд — динамический коэффициент, учитывающий характер на грузки на подшипник, Кл =1-.-3;
КТ— температурный коэффициент, учитывающий температуру нагрева подшипника, КТ= 1,0--1,4.
Сроки службы подшипника 1г задаются в зависимости от назна
чения подшипника. В общем |
машиностроении обычно принимают |
|||||||
а) |
б) |
6} |
h = 2500-:-10000 ч. По рас |
|||||
считанному |
коэффициен |
|||||||
|
|
|
ту |
работоспособности |
||||
|
|
|
производится |
выбор |
под |
|||
|
|
|
шипника |
по |
каталогам |
|||
|
|
|
на подшипники |
качения. |
||||
|
|
|
Подшипники |
качения |
||||
|
|
|
получили |
самое |
широкое |
|||
|
|
|
распространение |
в |
раз |
|||
|
|
|
личных областях машино |
|||||
|
|
|
строения, так как по |
|||||
|
|
|
сравнению |
с подшипни |
||||
|
|
|
ками |
скольжения -.обла |
||||
Рис. 3-5. Уплотнение подшипников: |
дают |
невысоким |
коэффи |
|||||
циентом трения |
и |
мень |
||||||
а — манжетное; б — войлочное; в — лаби |
ше нагреваются |
при ра |
||||||
ринтовое; г — щелевое; д, е — комбинирован |
боте. |
Вместе |
с |
тем |
они |
|||
|
ное |
|
||||||
|
|
|
менее |
долговечны |
при |
больших оборотах и обладают ограниченной способностью воспри нимать ударные и динамические нагрузки.
Работоспособность подшипников |
качения зависит во многом |
от их смазки. При малых оборотах |
используются консистентные |
смазки, а при больших — жидкие минеральные масла. Консистент ные смазки закладываются в камеры подшипников на 1/3—2/3 их свободного объема и периодически восполняются. Уровень масла должен быть не выше центра нижнего шарика или ролика.
Подшипники качения должны быть тщательно защищены от попадания в них пыли и грязи. Для этого, а также для предохра нения вытекания смазки из камеры корпуса подшипника приме няются различные уплотнительные устройства (рис. 3-5). При окружной скорости вала до 10 м/сек наиболее часто применяются манжетные уплотнения, войлочные устанавливаются при окружной скорости вала до 5 м/сек.
Лабиринтные уплотнения являются самыми надежными, осо бенно при больших скоростях вращения валов. Для подшипников качения машин, работающих в чистой и сухой воздушной среде,
60
используются щелевые уплотнения. В ответственных соединениях применяются комбинированные уплотнения.
§3-3. Пружины и муфты
Пр у ж и н ы благодаря их упругим свойствам широко приме няются в различных машинах и приборах. Они предназначены для обеспечения постоянной силы нажатия и натяжения между дета
лями (фрикционные передачи и муфты, тормоза и др.), для амор тизации ударов (рессоры, буфера, амортизаторы), измерения силы (динамометры) и т. п.
|
Рис. 3-6. Пружины: |
|
а |
— тзитая цилиндрическая; б — витая |
коническая; |
в |
— тарельчатая; г — спиральная'; д |
— листовая |
|
рессора |
|
По конструкции различают витые, тарельчатые, плоские спи ральные пружины и листовые рессоры (рис. 3-6).
Витые пружины изготовляются из проволоки круглого и иногда прямоугольного сечения. Наибольшее распространение получили цилиндрические витые пружины; конические пружины исполь зуются при необходимости получения переменной жесткости. Та рельчатые пружины составляются из конусных дисков (тарелок) и применяются при больших нагрузках и относительно малых габа ритных размерах.
Плоские спиральные пружины выполняются из тонкой высоко качественной углеродистой стальной ленты и используются для аккумулирования энергии завода (часовые механизмы, автомати ческое оружие и т. п.). Листовые рессоры собираются из стальных листов различной длины, соединенных между собой центральным болтом и хомутиками. Для уменьшения трения между перемещаю щимися листами рессоры их смазывают графитной смазкой.
61
Поверочный расчет витой цилиндрической пружины растяжения млн сжатия из проволоки круглого поперечного сечения произво дится по формуле
|
|
8KPD |
< |
|
|
|
|
|
-d* |
|
|
|
|
где |
т — расчетное напряжение |
в поперечных |
сечениях |
витков |
||
|
пружин, н/сиг2; |
напряжение |
для проволоки |
пружи |
||
|
[т] — допускаемое |
|||||
|
ны, н/сж2; |
|
|
влияние |
кривизны |
витков |
|
К — коэффициент, учитывающий |
|||||
|
на величину напряжений; |
|
или сжимающая |
|||
|
Р — максимальная |
сила, растягивающая |
||||
D, |
пружину, н; |
|
|
|
|
|
d — средний диаметр пружины и диаметр проволоки, см. |
||||||
Коэффициент К при отношении D/d, равном |
4—12, находится |
|||||
в пределах 1,37—1,11. |
взаимного соединения |
валов, осей или |
||||
Му ф т ы служат для |
других вращающихся деталей механизмов и машин. Кроме того, они могут использоваться как предохранительные устройства для защиты деталей от перегрузок, а также как регуляторы скорости вращения.
По назначению н принципу действия муфты подразделяются на постоянные (неуправляемые!, не допускающие разъединения валов в процессе работы машины, соединительные (управляемые), позволяющие соединять и разъединять валы во время их работы, и автоматические, соединяющие и разъединяющие валы автома тически при изменении режима работы машины.
По характеру соединения валов муфты бывают жесткие, не допускающие поворота соединяемых деталей относительно друг друга, упругие (эластичные), позволяющие относительный неболь шой поворот, и фрикционные, допускающие проскальзывание сопряженных поверхностей трения.
Основные размеры муфты определяются в зависимости от рас четного момента, который принимается равным
м рс= к рм,
где /<р — коэффициент режима;
М— номинальный момент, передаваемый между соединяе мыми деталями.
Для передач от электродвигателя Кр имеет следующие зна чения:
конвейеры м еханические...................................................................... |
1,25—1,50 |
насосы и компрессоры поршневые \ ........................................... |
2—3 |
станки деревоотделочны е..................................................................... |
1,5—2,0 |
дробилки, молоты, н о ж н и ц ы ............................................................... |
2—3 |
краны, подъемники, эл ев а т о р ы .......................................................... |
3—4 |
62
Для передач от поршневых двигателей значение |
увеличи |
вается на 50—70%. |
|
Среди постоянных муфт (рис. 3-7) на строительных машинах наибольшее распространение получили фланцевые (поперечно-
свертные), зубчатые (ком |
|
|||||
пенсирующие) |
и |
упругие |
|
|||
муфты. |
|
|
|
|
|
|
Фланцевые муфты (рис. |
|
|||||
3-7, а) |
имеют две полумуф- |
|
||||
ты, насаженные |
на |
валы |
и |
LAJ |
||
соединенные между |
собой |
|
||||
болтами. Болты устанавли |
|
|||||
ваются в отверстиях полу- |
|
|||||
муфт с зазором или без |
Ч -li? |
|||||
него. В первом случае мо |
||||||
мент |
передается |
силами |
||||
трения, |
возникающими |
на |
|
|||
стыке полумуфт от затяжки |
|
|||||
болтов, а во втором — непо |
|
|||||
средственно болтами, рабо |
|
|||||
тающими на срез и смятие. |
|
|||||
Данные |
муфты |
просты |
|
|||
по конструкции, могут пере |
|
|||||
давать |
большие |
нагрузки |
и |
|
||
поэтому |
широко |
приме |
|
|||
няются для соединения ва |
|
|||||
лов диаметром до 220 мд. |
Рис. 3-7. Постоянные муфты: |
|||||
Большим |
недостатком |
их |
фланцевая; б — зубчатая; в, г — упру |
|||
является невозможность ко |
гие |
|||||
мпенсации |
перекоса |
валов. |
|
Зубчатые муфты (рис. 3-7,6) состоят из втулок с наружными зубьями п обоймы; они допускают радиальное смещение до 8 мм, перекос валов до 1° и в зависимости от размера передают крутя щий момент от 710 до 200 000 н-м. Для уменьшения износа зубьев муфты в ее обойму заливают масло большой вязкости. Такие муфты находят применение в тяжелых машинах.
Широкое распространение, особенно в приводах с электро двигателем, получили втулочно-пальцевые муфты (рис. 3-7, в). Они имеют две полумуфты, установленные на концах соединяемых валов. В одну из полумуфт крепятся пальцы, на свободных концах которых размещаются упругие элементы. Последние устанавли ваются в отверстиях полумуфты. В качестве упругих элементов могут использоваться резиновые и кожаные втулки, стальные пру жины или пакеты пластин.
Упругие муфты смягчают динамические нагрузки, действующие на валы, допускают компенсацию перекоса валов до 1° и передают крутящие моменты до 8000 н-м. При поверочном расчете упругих
63
муфт определяется прочность пальцев на изгиб:
Ж,М1
0,1^20^ |0цЬ
и упругих элементов на смятие:
2КРМ dzDL
[ Зсм] I
где /„ — длина пальца; d — диаметр пальца; z — число пальцев;
D — диаметр окружности, на которой расположены оси паль цев;
/„ — длина набора упругих элементов.
Рис. 3-8. Управляемые муфты:
а — кулачковая; б — дисковая; в — многодисковая; г — ко нусная; д — пневмокамерная
Допускаемое напряжение смятия [зси] принимается равным для кожаных и резиновых втулок 100—200 н/см2, для втулок из твердых сортов резины — до 400 н/см2.
К упругим муфтам относятся муфты с упругой оболочкой (рис. 3-7,г). Они способны компенсировать значительные неточ ности установки соединяемых валов и обеспечивают легкость сборки, разборки и замены упругого элемента.
Соединительные (управляемые) муфты подразделяются на кулачковые, зубчатые и фрикционные (рис. 3-8).
64
Кулачковая муфта (рис. 3-8, и) состоит из двух полумуфт 1 и 2, соединяющихся между собой посредством торцовых кулачков. Пер вая полумуфта соединена с валом неподвижно, вторая может перемещаться на шпонках или шлицах.
Зубчатая муфта имеет две полумуфты в виде зубчатых колес с внутренними и наружными зубьями, которыми они зацепляются между собой при включении.
Кулачковая и зубчатая муфты применяются при отсутствии требований к плавности включения, при редких включениях и ма лой относительной угловой скорости соединяемых валов.
Для устранения ударов и шума, возникающих при включении кулачковых и зубчатых муфт, применяются синхронизаторы, кото рые перед соединением полумуфт выравнивают угловые скорости вращения валов с помощью вспомогательных фрикционных муфт. Синхронизаторы устанавливаются при необходимости частого включения и выключения соединяемых деталей (например, короб ки передач автомобилей).
Фрикционные муфты (рис. 3-8, б, в, г, д) передают крутящий момент за счет сил трения, создаваемых между рабочими поверх ностями их элементов, что обеспечивает плавное сцепление валов. В зависимости от формы рабочих поверхностей фрикционные муфты бывают дисковые, конусные и цилиндрические (колодочные, ленточные и др.).
Широкое распространение в качестве муфт сцепления строи тельных машин получили дисковые фрикционные муфты (рис. 3-8,6, г), которые могут быть одно- и многодисковые. Для увеличения сил трения между сцепляющимися дисками исполь зуются фрикционные накладки ферадо, приклепываемые или при клеиваемые к дискам. Диски прижимаются друг к другу обычно при помощи пружин.
Необходимая осевая сила Q сжатия дисков определяется по формуле
|
|
п |
2щ |
’ |
|
|
4 |
Dcpf z |
|
где |
р — коэффициент |
запаса |
сцепления, равный 1,25—1,50; |
|
|
М — момент, передаваемый муфтой; |
|||
|
Д.р — средний диаметр дисков; |
трения; |
||
|
z — число пар |
поверхностей |
/ — коэффициент трения.
Конусные муфты (рис. 3-8, в) используются в строительных ма шинах для включения механизмов или в качестве муфт предель ного момента. Для их включения требуется осевая сила Q', мень шая, чем у дисковых муфт:
Q' = Q sin <р/2,
где ср — угол у основания конуса.
5 Строительные машины |
65 |
а) |
1 |
Рис. 3-9. Автоматические муфты:
а — предохранительная штифто вая; б — предохранительная фрик ционная; в — противообгонная
штифтов, определяется по
Цилиндрические фрикционные муфты в зависимости от конструк ции рабочего элемента бывают ленточные и колодочные. К по следнему типу относятся пневмокамерные муфты (рис. 3-8, д), по лучившие широкое распростране ние на экскаваторах и кранах. В данных муфтах вращение от ве дущего к ведомому барабану передается с помощью колодок 1, прижимающихся к ведомому бара бану под действием сжатого воз духа, подаваемого в резиновую камеру 2.
Автоматические муфты (рис. 3-9) подразделяются на предохрани тельные, служащие для защиты машины от перегрузок, обгонные (муфты свободного хода), пред назначенные для передачи момен та только в одном направлении, и центробежные для автоматиче-’ ского соединения или разъедине ния валов при достижении веду щим валом заданной скорости вра щения.
Среди предохранительных муфт на строительных машинах чаще применяются муфты с разру шающимся элементом и фрикцион ные муфты. На рис. 3-9, а пока зана муфта с разрушающимся элементом в виде стального штиф та 1 из малоуглеродистой стали, который срезается при перегрузке машины. Предельный момент, при котором происходит разрушение формуле
M = z |
ncl'1 |
D_ |
~4~ ср |
2 ’ |
где z —число штифтов;
d — диаметр штифтов в плоскости их среза; тср — предел прочности на срез для штифтов;
D — диаметр окружности, по которой расположены центры штифтов.
66
Фрикционные предохранительные муфты применяются при частых кратковременных перегрузках и в особенности при пере грузках ударного действия. Преимущественное распространение имеют многодисковые муфты (рис. 3-9,6), диски 3 которых, сжи маемые пружиной 2, в случае перегрузки механизма пробуксовы вают относительно друг друга.
В качестве обгонных муфт получили наибольшее распростране ние роликовые муфты (рис. 3-9, е ). Если ведущей деталью служит наружная обойма 5, то сцепление валов происходит только при вращении ее против часовой стрелки. При этом каждый ролик б под действием пружины 2 закатывается в суживающую часть внут ренней обоймы 4 и заклинивается между обоймами.
Глава 4
ТОРМОЗА И ОСТАНОВЫ
Тормоза
Большинство строительных машин снабжаются тормозами, ко торые с помощью сил трения уменьшают скорость движения и останавливают соответствующие узлы и механизмы.
В зависимости от назначения тормоза делятся на стопорные, обеспечивающие остановку и удержание механизма (машины) в неподвижном состоянии в течение длительного времени, и спуск ные, которые помимо остановки и удержания механизма, могут регулировать его скорость.
По характеру работы тормоза бывают открытые (разомкну тые) и закрытые (замкнутые). Открытые (например, тормоза ходо вой части строительных машин) замыкаются только тогда, когда нужно остановить механизм, закрытые (например, тормоза меха низмов башенного крана) постоянно замкнуты усилием пружины или весом груза и размыкаются только на тот период, когда меха низм работает.
По конструкции различают ленточные, колодочные, дисковые и конические тормоза с механическим, гидравлическим, пневма тическим, электромагнитным или автоматическим управлением. Тормоз обычно устанавливается на валу между двигателем и ре дуктором, где имеет место наименьший в передаче крутящий мо мент. Это позволяет уменьшить размеры тормоза. Если между двигателем и рабочим органом стоит фрикционная муфта, тормоз должен быть установлен за муфтой. В ответственных конструкциях (лифтах, шахтных подъемниках, кранах для разрядных грузов) на валу привода рабочего органа в дополнении к основному тормозу ставится аварийный тормоз.
5* |
67 |