ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
Применение самотормозящихся червячных передач в механиз мах не исключает установки тормозного устройства, так как по мере износа червячная пара теряет самотормозящие свойства.
Тип и габариты тормоза определяются величиной тормозного момента. Так, для механизмов подъема тормозной момент должен обеспечивать удержание груза в статическом состоянии на весу с определенным коэффициентом запаса торможения Кт (табл. 4-1):
УИТ |
1<Ж |
|
(4-i: |
|
|
■ т \ , |
|
||
где М &— момент на валу барабана от груза; |
от вала бара |
|||
t\, in— к. п. д. и передаточное число |
механизма |
|||
бана до тормозного вала. |
|
|
||
|
|
|
|
Т а б л и ц а 4-1 |
Коэффициент запаса торможения К т |
по правилам Госгортехнадзора |
|||
Режим работы |
|
|
|
Кг |
Легким и механизмы с ручным приводом |
|
1,50 |
||
Средний |
|
|
|
1,75 |
Тяжелый, несьма тяжелый и весьма тяжелый непрерывный |
2,00 |
|||
Л е н т о ч н ы е т о р м о з а (рис. |
4-1) |
имеют огибающую тормоз |
||
ной шкив 1 упругую стальную ленту 2, |
к рабочей поверхности ко |
торой прикреплена фрикционная накладка. Торможение осущест вляется затягиванием тормозной ленты под действием замыкаю щего груза, пружины или нажатием на рычаг 3. Угол обхвата а тормозного шкива лентой принимается, как правило, 180—270°, а величина отхода ленты от шкивов при растормаживании состав ляет 1—3 мм. Различают (рис. 4-1) простые, дифференциальные
исуммирующие ленточные тормоза.
Впростом ленточном тормозе набегающий конец ленты кре пится к неподвижной станине, а сбегающий — к тормозному ры чагу; в дифференциальном оба конца ленты крепятся к рычагу по разные стороны от оси его вращения, в суммирующем оба конца
ленты прикреплены так, что они затягиваются одновременно при повороте рычага.
Тормозной момент, создаваемый тормозом, определяется по формуле
M7 = F Q z , |
(4-2) |
где F — сила трения между шкивом и тормозной |
лентой; |
Dm— диаметр тормозного шкива. |
|
Сила F зависит от степени натяжения концов ленты 5! и S2: f = s , - s 2.
68
Так как на основании теории трения гибкой нити (формула Эйлера)
S j = S2ef*
то
F = S2(e/a- 1 ) .
Наибольшего значения тормозной момент -При прочих равных условиях достигает в дифференциальном тормозе. Однако такой тормоз дает слишком резкое торможение и поэтому применяется в механизмах с ручным приводом. Во избежание самозатягивания отношение плеч u2/«i должно быть не менее 2,5—3,0.
В простом и дифференциаль |
|
|||||||||
ном |
ленточных тормозах |
величина |
|
|||||||
усилия |
торможения |
изменяется в |
|
|||||||
зависимости от направления вра |
|
|||||||||
щения шкива. Поэтому они при |
|
|||||||||
меняются в тех механизмах, где |
|
|||||||||
требуется |
работа |
тормоза только |
|
|||||||
при |
одном |
направлении |
враще |
|
||||||
ния |
этого |
|
механизма (например, |
|
||||||
в механизмах подъема кранов). |
|
|||||||||
Суммирующий |
тормоз |
создает |
|
|||||||
одинаковый |
тормозной |
момент |
|
|||||||
(при равных плечах сц и а2) и мо |
|
|||||||||
жет |
использоваться |
в |
реверсив |
|
||||||
ных механизмах (например, в ме |
|
|||||||||
ханизмах |
|
вращения |
поворотной |
|
||||||
платформы или передвижения ма |
|
|||||||||
шины). |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
В целом ленточные тормоза при |
|
|||||||||
небольших |
|
габаритах |
способны |
|
||||||
создавать |
|
значительный |
тормоз |
|
||||||
ной |
момент, |
просты |
по |
конструк |
|
|||||
ции и компактны. Однако они вы |
|
|||||||||
зывают изгиб вала, имеют нерав |
|
|||||||||
номерный |
износ |
фрикционной |
на |
Рис. 4-1. Ленточные тормоза: |
||||||
кладки |
и |
требуют сложной |
регу |
|||||||
а — простой тормоз; б — диф |
||||||||||
лировки. Такие тормоза нашли |
||||||||||
ференциальный тормоз; в — |
||||||||||
применение |
|
в |
механизмах, |
где |
суммирующий тормоз |
|||||
требуется |
создание |
больших |
тор |
|
мозных моментов при малых габаритах тормоза (строительные лебедки, экскаваторы и др.).
К о л о д о ч н ы е т о р м о з а (рис. 4-2) имеют в качестве ра
бочих |
элементов колодки с фрикционными накладками. В зависи |
|
мости |
от конструкции рассматриваемые тормоза |
могут быть с |
внешним или внутренним расположением колодок |
по отношению |
|
к шкиву. |
|
69
У колодочных тормозов с внешним расположением колодок v (рис. 4-2, а, б) колодки 2 установлены на стойках 3. При повороте . стоек в сторону шкива 1 происходит его затормаживание, а при повороте в обратную сторону — растормаживание. Поворот стоек осуществляется при помощи привода. В зависимости от конструк ции привода тормоза могут быть с короткоходовым электромаг нитом (МО), с длинноходовым электромагнитом (КМТ) или с электрогидротолкателем (ТКТГ).
Рис. 4-2. Колодочные тормоза:
а — с короткоходовым элек тромагнитом; б — с электро гидротолкателем; в — с внут ренним расположением коло док
В тормозе с короткоходовым электромагнитом (рис. 4-2, а) при жатие колодок к шкиву производится пружиной 5, установленной на тяге 4. Пружина одним концом упирается в упор этой тяги и через нее воздействует на левую стойку, а другим — в упор на ружной тяги, соединенной с правой стойкой.
Отвод колодок от шкива (растормаживание) осуществляется электромагнитом, имеющим катушку 7 и якорь 6, шарнирно уста новленный на одной из стоек. При включении электромагнита ка тушка притягивает якорь, который при своем повороте нажимает на упор тяги и, преодолевая сопротивление пружины, раздвигает стойки. Дополнительная пружина Р„ служит для возвращения якоря в исходное положение при выключении электромагнита.
Ход якоря короткоходового электромагнита составляет всего 2—4 мм, что обеспечивает быстроту-выключения и включе ния тормоза. Такая конструкция привода сводит до минимума количество рычагов и шарниров. Вместе с этим данный привод из-за жесткой работы вызывает значительные динамические на грузки при торможении и растормаживании, что ограничивает его применение в механизмах, требующих большого тормозного мо мента.
В тормозе с электрогидротолкателем (рис. 4-2, б) торможение производится с помощью пружины 5, которая через тягу 9 воз
70
действует на трехплечий рычаг 8, соединенный со стойками коло док. Для растормаживания используется электрогидротолкатель. Он имеет цилиндр 11, заполненный маслом. Внутри цилиндра уста новлен поршень 10, шток которого соединен с трехплечим рычагом. С внешней стороны на цилиндре закреплен электродвигатель мас ляного насоса.
Для растормаживания тормоза включается электродвигатель масляного насоса, который при этом перекачивает масло с надпоршневого пространства цилиндра в подпоршневое. Поршень, поднимающийся под давлением масла, своим штоком поворачи вает трехплечий рычаг и отводит колодки от шкива.
Тормоза с электрогидротолкателем обладают большой плав ностью включения и выключения, надежностью в работе, значи тельным тормозным моментом (300—12 500 н-м) и допускают большое число включений (до 720 в час). Благодаря этому они получают в последнее время широкое распространение особенно в грузоподъемных кранах с электроприводом.
Тормоза рассмотренных конструкций относятся к закрытым тормозам, так как замкнуты усилием пружины или груза и их размыкание происходит под действием внешней силы.
К о л о д о ч н ы е т о р м о з а с в н у т р е н н и м и к о л о д к а м и (рис. 4-2, в) имеют тормозной барабан 12, внутри которого шар нирно установлены колодки 2 с фрикционными накладками. При жатие колодок к барабану производится под действием сил, при кладываемых к свободным концам колодок. Выключение тормоза осуществляется с помощью растянутой пружины 5, концы которой крепятся к колодкам.
Таким образом, по характеру работы данные тормоза относятся к открытым и применяются в основном для торможения ходовой части строительных машин.
В целом колодочные тормоза при их включении не создают изгибающего момента на валу тормозного шкива или барабана, пригодны для двустороннего торможения, надежны в эксплуата ции и просты по конструкции. Преимущества этих тормозов опре делили их подавляющее применение на строительных машинах несмотря на то, что при одинаковых габаритах с ленточными тор мозами они создают меньший тормозной момент.
Поверочный расчет колодочного тормоза сводится к опреде лению тормозного момента, создаваемого им. Сила трения между колодками и шкивом (барабаном)
F = 2Nf,
где N — сила прижатия колодок к шкиву (барабану); f — коэффициент трения.
С учетом формулы (4-2) тормозной момент определяется из выражения
MT = N fD a„
где Дц — диаметр шкива (барабана).
71
Для тормоза с короткоходовым электромагнитом (рис. 4-2, а)
ЛГ = |
р |
пр |
— р |
в |
_ Мя к |
1 |
л |
а |
|||
|
|
|
|
|
|
с электрогидротолкателем |
(рис. 4-2,6) |
N = P *T , 4 ’“'
с внутренними колодками (рис. 4-2, в)
N = P ± %
*2
где Япр — усилие замыкающей пружины; Рв — усилие вспомогательной пружины (20—80 «);
М я — момент от веса якоря (приводится в каталогах);
а — плечо якоря; |
(колодки |
для |
тормоза |
с внутренними |
||
1Х— длина |
стойки |
|||||
колодками); |
оси |
крепления стойки (колодки) до |
||||
/2 — расстояние от |
||||||
точки |
приложения |
силы; |
(0,90—0,95); |
|||
у] — к. и. д. рычажной |
системы |
|||||
Р — усилие прижатия |
колодок. |
|
|
|||
Д и с к о в ы е |
и к о н и ч е с к и е |
т о р м о з а |
имеют много об |
щего с конструкцией дисковых и конических муфт (см. § 3-3). Раз ница в том, что один из дисков (конусов) выполняется неподвиж ным, а другой устанавливается на вращающемся вале. При при жатии дисков или конусов друг к другу происходит торможение механизма. Малые габариты данных тормозов определили приме нение их главным образом в ручных и электрических талях.
Рис. 4-3. Грузоупорный тормоз
Г р у з о у п о р н ы е т о р м о з а (рис. 4-3) имеют храповик 2, зажимаемый между неподвижным 1 и подвижным 3 дисками, уста новленными на приводном валу 4. Собачка 5 храповика позволяет вращаться ему только в сторону подъема груза. Подвижный диск, выполненный за одно с приводной шестерней, своей ступицей на винчен на резьбу.
72