Файл: Смирнов, В. И. Строительные машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Применение самотормозящихся червячных передач в механиз­ мах не исключает установки тормозного устройства, так как по мере износа червячная пара теряет самотормозящие свойства.

Тип и габариты тормоза определяются величиной тормозного момента. Так, для механизмов подъема тормозной момент должен обеспечивать удержание груза в статическом состоянии на весу с определенным коэффициентом запаса торможения Кт (табл. 4-1):

УИТ

1<Ж

 

(4-i:

 

■ т \ ,

 

где М &— момент на валу барабана от груза;

от вала бара­

t\, in— к. п. д. и передаточное число

механизма

бана до тормозного вала.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 4-1

Коэффициент запаса торможения К т

по правилам Госгортехнадзора

Режим работы

 

 

 

Кг

Легким и механизмы с ручным приводом

 

1,50

Средний

 

 

 

1,75

Тяжелый, несьма тяжелый и весьма тяжелый непрерывный

2,00

Л е н т о ч н ы е т о р м о з а (рис.

4-1)

имеют огибающую тормоз­

ной шкив 1 упругую стальную ленту 2,

к рабочей поверхности ко­

торой прикреплена фрикционная накладка. Торможение осущест­ вляется затягиванием тормозной ленты под действием замыкаю­ щего груза, пружины или нажатием на рычаг 3. Угол обхвата а тормозного шкива лентой принимается, как правило, 180—270°, а величина отхода ленты от шкивов при растормаживании состав­ ляет 1—3 мм. Различают (рис. 4-1) простые, дифференциальные

исуммирующие ленточные тормоза.

Впростом ленточном тормозе набегающий конец ленты кре­ пится к неподвижной станине, а сбегающий — к тормозному ры­ чагу; в дифференциальном оба конца ленты крепятся к рычагу по разные стороны от оси его вращения, в суммирующем оба конца

ленты прикреплены так, что они затягиваются одновременно при повороте рычага.

Тормозной момент, создаваемый тормозом, определяется по формуле

M7 = F Q z ,

(4-2)

где F — сила трения между шкивом и тормозной

лентой;

Dm— диаметр тормозного шкива.

 

Сила F зависит от степени натяжения концов ленты 5! и S2: f = s , - s 2.

68


Так как на основании теории трения гибкой нити (формула Эйлера)

S j = S2ef*

то

F = S2(e/a- 1 ) .

Наибольшего значения тормозной момент -При прочих равных условиях достигает в дифференциальном тормозе. Однако такой тормоз дает слишком резкое торможение и поэтому применяется в механизмах с ручным приводом. Во избежание самозатягивания отношение плеч u2/«i должно быть не менее 2,5—3,0.

В простом и дифференциаль­

 

ном

ленточных тормозах

величина

 

усилия

торможения

изменяется в

 

зависимости от направления вра­

 

щения шкива. Поэтому они при­

 

меняются в тех механизмах, где

 

требуется

работа

тормоза только

 

при

одном

направлении

враще­

 

ния

этого

 

механизма (например,

 

в механизмах подъема кранов).

 

Суммирующий

тормоз

создает

 

одинаковый

тормозной

момент

 

(при равных плечах сц и а2) и мо­

 

жет

использоваться

в

реверсив­

 

ных механизмах (например, в ме­

 

ханизмах

 

вращения

поворотной

 

платформы или передвижения ма­

 

шины).

 

 

 

 

 

 

 

 

В целом ленточные тормоза при

 

небольших

 

габаритах

способны

 

создавать

 

значительный

тормоз­

 

ной

момент,

просты

по

конструк­

 

ции и компактны. Однако они вы­

 

зывают изгиб вала, имеют нерав­

 

номерный

износ

фрикционной

на­

Рис. 4-1. Ленточные тормоза:

кладки

и

требуют сложной

регу­

а — простой тормоз; б — диф­

лировки. Такие тормоза нашли

ференциальный тормоз; в

применение

 

в

механизмах,

где

суммирующий тормоз

требуется

создание

больших

тор­

 

мозных моментов при малых габаритах тормоза (строительные лебедки, экскаваторы и др.).

К о л о д о ч н ы е т о р м о з а (рис. 4-2) имеют в качестве ра­

бочих

элементов колодки с фрикционными накладками. В зависи­

мости

от конструкции рассматриваемые тормоза

могут быть с

внешним или внутренним расположением колодок

по отношению

к шкиву.

 

69



У колодочных тормозов с внешним расположением колодок v (рис. 4-2, а, б) колодки 2 установлены на стойках 3. При повороте . стоек в сторону шкива 1 происходит его затормаживание, а при повороте в обратную сторону — растормаживание. Поворот стоек осуществляется при помощи привода. В зависимости от конструк­ ции привода тормоза могут быть с короткоходовым электромаг­ нитом (МО), с длинноходовым электромагнитом (КМТ) или с электрогидротолкателем (ТКТГ).

Рис. 4-2. Колодочные тормоза:

а — с короткоходовым элек­ тромагнитом; б — с электро­ гидротолкателем; в — с внут­ ренним расположением коло­ док

В тормозе с короткоходовым электромагнитом (рис. 4-2, а) при­ жатие колодок к шкиву производится пружиной 5, установленной на тяге 4. Пружина одним концом упирается в упор этой тяги и через нее воздействует на левую стойку, а другим — в упор на­ ружной тяги, соединенной с правой стойкой.

Отвод колодок от шкива (растормаживание) осуществляется электромагнитом, имеющим катушку 7 и якорь 6, шарнирно уста­ новленный на одной из стоек. При включении электромагнита ка­ тушка притягивает якорь, который при своем повороте нажимает на упор тяги и, преодолевая сопротивление пружины, раздвигает стойки. Дополнительная пружина Р„ служит для возвращения якоря в исходное положение при выключении электромагнита.

Ход якоря короткоходового электромагнита составляет всего 2—4 мм, что обеспечивает быстроту-выключения и включе­ ния тормоза. Такая конструкция привода сводит до минимума количество рычагов и шарниров. Вместе с этим данный привод из-за жесткой работы вызывает значительные динамические на­ грузки при торможении и растормаживании, что ограничивает его применение в механизмах, требующих большого тормозного мо­ мента.

В тормозе с электрогидротолкателем (рис. 4-2, б) торможение производится с помощью пружины 5, которая через тягу 9 воз­

70

действует на трехплечий рычаг 8, соединенный со стойками коло­ док. Для растормаживания используется электрогидротолкатель. Он имеет цилиндр 11, заполненный маслом. Внутри цилиндра уста­ новлен поршень 10, шток которого соединен с трехплечим рычагом. С внешней стороны на цилиндре закреплен электродвигатель мас­ ляного насоса.

Для растормаживания тормоза включается электродвигатель масляного насоса, который при этом перекачивает масло с надпоршневого пространства цилиндра в подпоршневое. Поршень, поднимающийся под давлением масла, своим штоком поворачи­ вает трехплечий рычаг и отводит колодки от шкива.

Тормоза с электрогидротолкателем обладают большой плав­ ностью включения и выключения, надежностью в работе, значи­ тельным тормозным моментом (300—12 500 н-м) и допускают большое число включений (до 720 в час). Благодаря этому они получают в последнее время широкое распространение особенно в грузоподъемных кранах с электроприводом.

Тормоза рассмотренных конструкций относятся к закрытым тормозам, так как замкнуты усилием пружины или груза и их размыкание происходит под действием внешней силы.

К о л о д о ч н ы е т о р м о з а с в н у т р е н н и м и к о л о д к а м и (рис. 4-2, в) имеют тормозной барабан 12, внутри которого шар­ нирно установлены колодки 2 с фрикционными накладками. При­ жатие колодок к барабану производится под действием сил, при­ кладываемых к свободным концам колодок. Выключение тормоза осуществляется с помощью растянутой пружины 5, концы которой крепятся к колодкам.

Таким образом, по характеру работы данные тормоза относятся к открытым и применяются в основном для торможения ходовой части строительных машин.

В целом колодочные тормоза при их включении не создают изгибающего момента на валу тормозного шкива или барабана, пригодны для двустороннего торможения, надежны в эксплуата­ ции и просты по конструкции. Преимущества этих тормозов опре­ делили их подавляющее применение на строительных машинах несмотря на то, что при одинаковых габаритах с ленточными тор­ мозами они создают меньший тормозной момент.

Поверочный расчет колодочного тормоза сводится к опреде­ лению тормозного момента, создаваемого им. Сила трения между колодками и шкивом (барабаном)

F = 2Nf,

где N — сила прижатия колодок к шкиву (барабану); f — коэффициент трения.

С учетом формулы (4-2) тормозной момент определяется из выражения

MT = N fD a„

где Дц — диаметр шкива (барабана).

71


Для тормоза с короткоходовым электромагнитом (рис. 4-2, а)

ЛГ =

р

пр

— р

в

_ Мя к

1

л

а

 

 

 

 

 

с электрогидротолкателем

(рис. 4-2,6)

N = P *T , 4 ’“'

с внутренними колодками (рис. 4-2, в)

N = P ± %

*2

где Япр — усилие замыкающей пружины; Рв — усилие вспомогательной пружины (20—80 «);

М я — момент от веса якоря (приводится в каталогах);

а — плечо якоря;

(колодки

для

тормоза

с внутренними

— длина

стойки

колодками);

оси

крепления стойки (колодки) до

/2 — расстояние от

точки

приложения

силы;

(0,90—0,95);

у] — к. и. д. рычажной

системы

Р — усилие прижатия

колодок.

 

 

Д и с к о в ы е

и к о н и ч е с к и е

т о р м о з а

имеют много об­

щего с конструкцией дисковых и конических муфт (см. § 3-3). Раз­ ница в том, что один из дисков (конусов) выполняется неподвиж­ ным, а другой устанавливается на вращающемся вале. При при­ жатии дисков или конусов друг к другу происходит торможение механизма. Малые габариты данных тормозов определили приме­ нение их главным образом в ручных и электрических талях.

Рис. 4-3. Грузоупорный тормоз

Г р у з о у п о р н ы е т о р м о з а (рис. 4-3) имеют храповик 2, зажимаемый между неподвижным 1 и подвижным 3 дисками, уста­ новленными на приводном валу 4. Собачка 5 храповика позволяет вращаться ему только в сторону подъема груза. Подвижный диск, выполненный за одно с приводной шестерней, своей ступицей на­ винчен на резьбу.

72