ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 0
ступеней сжатия вызывается тем, что повышение степени сжатия приводит к возрастанию температуры сжатого воздуха. Это отри цательно влияет на смазку и конструкцию компрессора; кроме того, процесс сжатия протекает близко к адиабатному, который является неэкономичным.
/ 2
5
Рис. 7-1. Передвижная компрессорная стан ция:
а — общин вид; б — поперечный разрез компрессора
У двухступенчатого поршневого компрессора рабочий процесс, ха рактеризуемый индикаторной диаграммой (зависимостью давле ния р от объема надпоршневого пространства V) протекает сле дующим образом (рис. 7-2).
В начале работы при давлении в цилиндре первой ступени, рав ном атмосферному р й, поршень, двигаясь от BMTI (точка 1), по
114
нижает в цилиндре давление, что приводит к открытию всасываю щих клапанов (точка 2) и всасыванию воздуха (кривая 2—3). При переходе поршня через HMTJ всасывающий клапан закры вается (точка 3), начинается такт нагнетания. Благодаря охлаж-
Рис. 7-2. Индикаторная диаграмма и схема рабочего процесса двухступен чатого поршневого компрессора
дению цилиндра сжатие протекает по политропе (кривая 3—4). Под давлением, соответствующим точке 4, происходит открытие на гнетательных клапанов и выталкивание воздуха (кривая 4—5; точ ка 5 характеризует давление всасывания второй ступени /?,).
Ввиду наличия вредного пространства и нагрева процесс всасы вания характеризуется кривой 5—2—3. Таким образом, фактически объем всасываемого воздуха составляет ( Vnl — l/nI) при давле
нии ниже атмосферного. Последний объем при атмосферном дав лении выразим как (1/п!— 1/в1)а. Отношение
|
( К . , - к . ,) . |
|
|
называется |
объемным коэффициентом |
производительности. При |
|
повышении степени сжатия точка 2 сдвигается вправо. |
проходит |
||
Воздух, |
вытесненный из цилиндра |
первой ступени, |
|
в холодильник и при давлении открытия всасывающих |
клапанов |
8* |
115 |
цилиндра второй ступени поступает в |
этот |
цилиндр |
('точка 6). |
|
В нижней мертвой точке второй ступени |
(НМТII) |
происходит за |
||
крытие всасывающего клапана (точка |
7), |
после |
чего |
осущест |
вляется политропное сжатие воздуха (кривая 7—8) и выталкива
ние воздуха в ресивер при |
давлении |
р и , равном рабочему p v |
|
(кривая 8—9). Движение |
поршня от |
ВМТ11 |
определяется кри |
вой 9—6—7. |
|
|
рабочем давлении |
При одноступенчатом сжатии и заданном |
процесс сжатия описывался бы кривой 3—4—5,. Заштрихованная
площадь характеризует работу, сэкономленную за один цикл при двухступенчатом сжатии. Эта работа возрастает при повышении производительности холодильника.
Для увеличения производительности компрессора каждая сту пень содержит по два цилиндра и более.
Производительностью компрессора называется количество воз духа, подаваемого им в единицу времени, пересчитанное на его состояние при входе в компрессор.
Теоретическая производительность /7Т поршневого компрессора простого действия определяется по формуле
/7Т= SI ^ z M3jCeK,
где S — площадь поршня первой ступени, м2\
I — ход поршня первой ступени, м;
со — угловая скорость вала компрессора, рад/сек-, z — число цилиндров первой ступени.
Фактический объем воздуха V, подаваемый компрессором, бу
дет меньше объема |
( Vnl — 1/в1) z = Slz. |
|
Отношение |
V |
— "'l называется коэффициентом производи |
тельности. Этот коэффициент кроме потерь, характеризуемых объемным коэффициентом производительности -qv , учитывает по
тери вследствие нагревания воздуха при всасывании, недостаточ ной плотности поршневых колец, сальников и клапанов.
Таким образом, фактическая производительность компрессоров определяется как
/7 = 5/ 4т: |
м'-'/сек. |
Объемный коэффициент производительности и коэффициент производительности зависят от многих факторов и в первую оче редь от конечного давления в ступени. При расчетах значения этих коэффициентов ориентировочно принимают TjK= 0,60; и г]= 0,55.
Основными частями двухступенчатого поршневого компрессора с воздушным охлаждением (рис. 7-1,6) являются картер 1, ци линдры первой ступени 3, цилиндры второй ступени 12, криво-
116
шипно-шатунный механизм (шатуны 2, поршни 4 п 13, коленчатый вал 14), система воздухораспределения, устройства для смазки и охлаждения.
В конструкции поршневых компрессоров много общего с двига телями внутреннего сгорания. Принципиальными отличиями пер вых являются отсутствие систем питания, зажигания, пусковых устройств, а также наличие холодильника.
Компрессоры имеют также ряд особенностей в конструкции основных частей и механизмов.
Размеры цилиндров и поршней первой ступени больше, чем вто рой. Система воздухораспределения состоит из воздушных фильт ров 8 (рис. 7-1,6), всасывающих коллекторов первой 9 и второй 11 ступени, клапанных досок 7 с клапанами, нагнетательных коллек торов первой 5 и второй 10 ступени, холодильника. На компрессо рах обычно применяются комбинированные фильтры инерционно масляного или контактно-масляного типов. , Воздухораспредели тельными механизмами системы являются самодействующие та рельчатые клапаны, снабженные пружинами. Всасывающие и на гнетательные клапаны отличаются диаметром проходного отвер стия и установкой их на клапанной доске, пространство над кото рой ребром головки цилиндра 6 разделено на всасывающую и на гнетательную полости. Работа клапанов основана на сжатии пру жин избыточным давлением воздуха. С целью уменьшения инер ционности клапанов и снижения сопротивления воздуху диаметр тарелок невелик (30—50 мм), а число их достигает 60 на доске первой ступени и 20 на доске второй ступени.
Холодильники выполняются в виде трубчатого радиатора и состоят из верхней и нижней коробок, соединенных между собой тонкими трубками (рис. 7-2). Внутри коробок имеются перегород ки, делящие трубки на нисходящие и восходящие секции. На одной из секций нижней коробки и на нагнетательном коллекторе второй ступени обычно устанавливаются краны для продувки системы от конденсата масла и воды. Продувка производится после запуска компрессора в работу и периодически во время работы.
У некоторых типов компрессоров предусматривается установка специальных масловлагоотделнтелей, действие которых основано на выпадении капель жидкости из потока воздуха за счет сил инер ции при резком повороте потока.
В соответствии с требованиями техники безопасности на вса сывающем и нагнетательном коллекторах второй ступени устанав ливаются предохранительные клапаны, которые освидетельствуют ся н пломбируются инспектором Котлонадзора. Клапаны регули руются на предельное расчетное давление, при превышении кото рого его подвижная часть (клапан) отрывается от седла, преодо левая сопротивление пружины, и воздух выходит в атмосферу. Предельное расчетное давление на 5—10% превышает рабочее. В начале работы действие клапанов проверяется машинистом вручную.
117
На поршневых компрессорах получила распространение смазка разбрызгиванием. Компрессорное масло, заливаемое в картер до нормального уровня, контролируемого масломерной линейкой, раз брызгивается лопатками, прикрепленными к нижним головкам ша туна. С помощью зубчатого колеса, приводимого в действие от ко ленчатого вала, на верхних ваннах поддона картера поддержи вается постоянный уровень масла. Подобная система требует уста новки станции на горизонтальной площадке.
Охлаждение компрессоров, как правило, воздушное и осущест вляется потоком воздуха, создаваемым вентилятором, прнводцмым в действие от заднего конца коленчатого вала через клиноремен ную передачу. Холодильник охлаждается набегающим на вентиля тор воздухом. Для повышения интенсивности охлаждения станции устанавливаются холодильником против ветра.
Ресиверы компрессорных станций являются аккумуляторами сжатого воздуха и уменьшают колебания давления воздуха, на правляемого к потребителям. Кроме того, в воздухосборнике про исходит дополнительное охлаждение сжатого воздуха и отделение из него воды и масла.
Воздухосборники представляют собой сосуды цилиндрической формы со сферическими днищами и монтируются горизонтально
взадней части станции (рис. 7-1, а).
Внижней части ресиверов устанавливается отстойник с венти лем для продувки. На днище имеется закрываемый крышкой люк, через который осуществляется осмотр и чистка ресивера. На ци
линдрической поверхности ресивера вварено несколько вентилей, к которым с помощью накидных гаек подключаются шланги по требителей.
Для привода компрессоров передвижных станций широко ис пользуются карбюраторные и дизельные двигатели. Трехфазные асинхронные электродвигатели применяются преимущественно на станциях малой (до 0,017 м3/сек) производительности, используе мых на отделочных работах. Это связано с зависимостью таких установок от источников электроснабжения, а также с невозмож ностью регулирования производительности изменением числа обо ротов двигателя.
У станций производительностью более 0,05 м3/сек электродви гатель располагается соосно с компрессором и их валы соединя ются с помощью массивной фланцевой муфты с эластичными эле ментами; муфта в этом случае выполняет также роль маховика. У станций малой производительности передача крутящего момента от электродвигателя к компрессору обычно осуществляется пони жающей клиноременной передачей.
На станциях с двигателями внутреннего сгорания при их угло вой скорости до 160 рад[сек обычно применяется безредукторный привод с дисковой муфтой сцепления. При большей угловой ско рости (как правило, на станциях с карбюраторными двигателями)
118
передача крутящего момента осуществляется с помощью дисковой муфты сцепления, понижающего одноступенчатого цилиндриче ского редуктора и муфты-маховика. На маховиках имеются углуб ления, куда вставляется валик для прокручивания вала компрессо ра перед запуском с целью опробования его свободного хода и по дачи смазки к трущимся деталям.
В а т м о с ф е р у
Рис. 7-3. Схема устройства и работы регулятора производитель ности поршневого компрессора
В систему контроля входит щиток с приборами пуска-останов ки и контроля работы двигателя, а также манометрами давления в первой и второй ступенях компрессора. Кроме того, на многих компрессорах с двигателями внутреннего сгорания применяются регуляторы производительности, которые обычно состоят из четы рех основных элементов (рис. 7-3): датчика давления 1, регуля тора оборотов двигателя 3, сервомеханизма 4, обратного клапана 6 и соединительных воздушных трубок (на рисунке показаны пунктиром).
Для уяснения назначения и сущности работы регулятора рас смотрим три возможных режима работы компрессора: I режим —
расход |
воздуха |
соответствует |
производительности |
компрессора; |
II режим — расход превышает |
производительность; |
III режим — |
||
расход |
меньше |
производительности. |
|
При I и II режимах регулятор по существу не работает: под действием пружины регулятора оборотов двигателя его поршень и шток находятся в крайнем правом положении и толкатель 2 откры вает дроссельную заслонку карбюратора двигателя или зубчатую рейку регулятора числа оборотов дизеля, обеспечивая номинальное число оборотов двигателя. Режим II требует отключения избыточ ных потребителей и ввода станции в I режим.
При III режиме давление в ресивере 7 поднимается выше рабо чего, преодолевает сопротивление клапана датчика давления и воз
119