ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 0
ння 0 3 на поверхности статора. Закрепленный на роторе неуравно вешенный груз 2 относительно оси ротора 0 2 создает возмущаю щую силу Pi, а центр тяжести ротора, вращаясь относительно мгно венного центра вращения 0 3, вызывает силу Р2.
Соотношение между высокой частотой vi (от силы Pi) и низ кой v2 (от Р2) определяется выражением
Кроме электрических и пневматических двигателей для привода вибраторов разрабатываются весьма перспективные гидродвнгатели.
Ряд машин и устройств требует колебаний только с одним за данным направлением. В отличие от круговых такие колебания называются направленными (уравнение (7-1) будет справедливо только для направления колебаний).
На основе центробежных вибровозбудителей направленные ко лебания получаются двумя путями:
—применением маятникового опирания (подвески) вибровоз будителя на опорную плиту (рис. 7-10,а);
—установкой на общем основании (рис. 7-10,6) двух одина ковых вибровозбуднтелей, имеющих противоположное вращение дебалансных валов и нулевую сумму начальных фаз (с учетом направления отсчета).
Умаятниковых вибраторов (рис. 7-10, а) на опорную плиту передается только сила Pcoscp, действующая по линии /—/. Си ла Р sin ф относительно оси опоры О создает момент, который вос принимается кольцевыми резиновыми амортизаторами опоры, пре пятствуя опрокидыванию маятниковой части вибратора.
Изменением наклона вибровозбудителя относительно оси опо ры О достигается различное направление колебаний вибратора. Таким способом, например, регулируется скорость движения самопередвигающихся виброустановок.
В случае, показанном на рис. 7-10,6, составляющие возмущаю щей силы Р sin ф взаимно уничтожаются, а составляющие Pcosq суммируются. Если же дебалансы вибровозбудителей вращаются в параллельных плоскостях, в частности при соосном расположе нии валов вибровозбудителей, составляющие Р sin ф создают' кру тящий момент относительно оси симметрии виброустройства. Этот момент вызывает крутильные колебания, которые повышают вибро возбуждение системы и должны учитываться при расчете крепле ний и устойчивости виброустановок.
Двухвальные возбудители |
направленных колебаний |
явля |
|
ются составными частями вибромолотов, использующихся |
в раз |
||
личных виброударных машинах. Так, в виброударном |
рыхлителе |
||
мерзлых грунтов (рис. 7-10,в), |
состоящем из вибратора |
3, клина 4, |
128
Рис. 7-10. Схемы вибровоз будителей направленных ко лебаний:
а — маятникового; б — двухвального дебалансного; в — вибромолота
9 Строительные машины |
129 |
траверсы 1 и гидродилиндров 2, при определенных условиях насту пает виброударный режим работы.
Пусть вибратор вызывает колебания частотой
10
При массе опирающихся на пружины частей тк и суммарной жесткости пружин с частота собственных колебаний массы будет
равна |
|
|
, |
= J _ |
l |
/ |
|
2п |
у |
тк |
|
Условие резонанса |
|
|
(7-4) |
|
|
|
|
или |
|
|
|
= Z ] / Г— > |
(7-5) |
||
|
У |
гпк |
|
где z — целое число (1, 2, 3 и т. д.). |
|
Для того чтобы при движении массы |
тк вниз произошел удар |
о наковальню клина, необходимо выполнение условия |
|
Л > cyc, |
(7-6) |
где Pi — максимальная возмущающая сила вибратора; ус — зазор между соударяемыми частями при Pi = 0.
Гидроцилиндры рыхлителя служат для извлечения клина из грунта, а также являются гидравлическим пригрузом, увеличиваю щим эффективность работы клина в упругих грунтах.
Глава 8
ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
Значительное количество строительных машин создается на базе (шасси) автомобилей, тракторов и тягачей, которые одновре менно являются основным средством для перевозки строительных материалов, конструкций, изделий и оборудования на строитель ных объектах.
Выпуск данных машин регламентируется типажом, утвержден ным Советом Министров СССР (табл. 8-1).
130
Т а б л и ц а 8-1
Типаж на современные грузовые автомобили, гусеничные тракторы и колесные тягачи
Основные параметры |
Грузовые автомобили |
Гусеничные |
|
Колесные |
|||||||||
|
тракторы |
|
тягачи |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Грузоподъемность, кн |
25; 50; |
75; 100; |
250; |
400 |
|
|
_ |
|
|
_ |
|||
Номинальное |
тяговое |
|
|
|
|
|
|
20; |
30; |
40; |
60; |
90; 6; 9; 14; 60; |
|
усилие, кн |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
150 |
|
|
190 |
Рабочая скорость, км/ч |
|
|
— |
|
|
|
5; |
5; |
5; 5; |
5; |
4 |
6 |
|
Максимальная |
ско- |
80; 80; |
75; 47; |
|
30; 42 |
|
|
— |
|
|
— |
||
рость, км/ч |
|
|
|
|
|
|
|||||||
Транспортная скорость, |
|
|
— |
|
|
|
|
До 12 |
|
До 40 |
|||
км/ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Мощность двигателя, |
100—120; |
140—150; 160— |
|
|
|
|
|
|
|||||
Л. с. |
|
50; |
75; |
100; |
160— |
|
|||||||
|
|
180; |
180—300; |
450 |
|
20—24; |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
175; |
200—240; |
300 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
35—40; |
50—60; 160—175; 300
§ 8-1. Грузовые автомобили
Большая скорость, хорошая маневренность, достаточно высокая грузоподъемность и универсальность определили широкое приме нение грузовых автомобилей на строительстве. На их базе уста навливается оборудование строительных машин, требующее частой переброски с одного строительного участка или объекта на другой (автомобильные краны, бурильные установки, монтажные вышки и т. д.) на расстояние 10—15 и более километров при наличии подъездных путей.
Кроме того, с помощью этих автомобилей осуществляется пере возка строительных грузов со складов, перевалочных баз, пред приятий строительной индустрии, карьеров и других объектов не посредственно к месту строительства.
Основной характеристикой грузовых автомобилей является их грузоподъемность, в зависимости от которой грузовые автомобили
бывают малой |
(10—30 кн), |
средней |
(30—50 |
кн), большой |
|
(50—100 кн) и особо большой |
(более |
100 кн) грузоподъемности. |
|||
Опыт показывает, |
что для перевозок |
в |
пределах |
строительного |
объекта следует применять автомобили средней и большой грузо подъемности.
В зависимости от назначения данные автомобили делятся на три группы: транспортные, или бортовые, для перевозок различных грузов; специальные, имеющие специальное оборудование (напри-
9* |
131 |
мер, автосамосвалы, автоцементовозы) и автомобили-тягачи для буксировки полуприцепов и прицепов-тяжеловозов (трейлеров).
По проходимости автомобили делятся на автомобили обычной (дорожной) и повышенной проходимости; у последних все колеса являются ведущими.
Современные грузовые автомобили компануются по одной из следующих схем: кабина над двигателем (автомобили МАЗ-500, МАЗ-503, КАЗ-600 и др.), кабина за двигателем (автомоби ли ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, Урал-375 и пр.). Первая схема позволяет увеличить размеры кузова до 64—67% от общей длины автомо биля.
Автомобиль состоит из шасси, кабины и кузова. Шасси вклю чает в себя двигатель, трансмиссию, ходовую часть и механизмы управления (рулевое управление и тормоза).
Для автомобилей малой и средней грузоподъемности исполь зуются карбюраторные двигатели, а для автомобилей большой грузоподъемности — дизели.
Т р а н с м и с с и я (рис. 8-1) автомобиля имеет муфту сцеп ления 3, установленную за двигателем 1, коробку передач 4, карданную передачу 6, главную передачу 7, дифференциал 8 и полуоси 10. Кроме этого, на автомобилях повышенной проходимости за коробкой передач устанавливается раздаточная коробка. На не которых моделях автомобилей перед коробкой передач монтируется гидротрансформатор и непосредственно в ступице колес разме щается колесный редуктор.
г |
3 4 |
5 |
6 |
7 |
Рис. 8-1. Принципиальная схема автомобиля
Муфта сцепления, представляющая дисковую фрикционную муфту, позволяет кратковременно отключать двигатель от транс миссии при переключении передач, торможении и пуске, а также плавно трогать автомобиль с места.
Коробка передач служит для изменения величины крутящего могйента в зависимости от дорожных условий и для включения зад него хода. Коробки передач современных автомобилей имеют 4—5 передач для движения вперед и одну назад. Для бесшум ного, безударного включения передач применяются синхрониза торы.
132
Раздаточная коробка используется как для передачи крутящего момента на передний ведущий мост, так и для привода, лебедок, насосов, компрессоров и других агрегатов, установленных на базо вой машине.
Карданная передача служит для передачи крутящего момента между агрегатами трансмиссии, находящимися не на одной оси и под переменным углом. Она состоит из карданных валов и кардан ных шарниров.
Главная передача, выполненная в виде одноступенчатого или двухступенчатого редуктора, обеспечивает постоянное увеличение4 крутящего момента.в 5—7 раз и передачу его под прямым углом на полуоси ведущих колес.
Дифференциал позволяет ведущим колесам вращаться с раз личной угловой скоростью при поворотах автомобиля, а также при движении его по неровностям дороги. Крутящий момент ведущим колесам передают полуоси. Главная передача, дифференциал и полуоси заключены в кожухе, называемом ведущим мостом.
Колесный планетарный редуктор, применяемый в частности на автомобилях МАЗ-500, увеличивает крутящий момент, подводимый непосредственно к колесам. Благодаря этому снижаются нагрузки на детали остальных узлов силовой передачи, их габариты и масса.
Х о д о в а я ч а с т ь передает на дорогу вес автомобиля с гру зом и осуществляет его поступательное движение. К ней относятся рама, передний 2 и задний 9 мосты, колеса и подвеска, имеющая рессоры и амортизаторы. Передний мост автомобиля повышенной проходимости выполняется одновременно управляемым и веду щим. На таких автомобилях повышение проходимости достигается, кроме того, за счет регулирования давления в шинах.
Рессоры, смягчающие удары, передаваемые от неровностей до роги на раму автомобиля, крепятся в большинстве случаев к раме с помощью резиновых подушек или рессорных пальцев. Амортиза торы гасят колебание рессор после их деформации. Для грузовых автомобилей они обычно устанавливаются только над передним мостом.
Р у л е в о е у п р а в л е н и е состоит из рулевого механизма и привода к управляемым колесам. Рулевой механизм выполняется в виде червячного редуктора или передачи винт—гайка, заключен ных в картере; вращение механизма осуществляется рулевым коле сом. Рулевой привод, имеющий рулевую сошку, рычаги поворот ных цапф, продольную и поперечную тяги, передает поворот от рулевого механизма на управляемые колеса.
Некоторые автомобили снабжаются усилителем рулевого управ ления, уменьшающим усилие, необходимое для поворота рулевого колеса до 30—50 н, и облегчающим управление автомобилем осо бенно на плохих дорогах. Наибольшее распространение на совре менных автомобилях получили усилители с гидравлическим при водом.
133