Файл: Смирнов, В. И. Строительные машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ння 0 3 на поверхности статора. Закрепленный на роторе неуравно­ вешенный груз 2 относительно оси ротора 0 2 создает возмущаю­ щую силу Pi, а центр тяжести ротора, вращаясь относительно мгно­ венного центра вращения 0 3, вызывает силу Р2.

Соотношение между высокой частотой vi (от силы Pi) и низ­ кой v2 (от Р2) определяется выражением

Кроме электрических и пневматических двигателей для привода вибраторов разрабатываются весьма перспективные гидродвнгатели.

Ряд машин и устройств требует колебаний только с одним за­ данным направлением. В отличие от круговых такие колебания называются направленными (уравнение (7-1) будет справедливо только для направления колебаний).

На основе центробежных вибровозбудителей направленные ко­ лебания получаются двумя путями:

применением маятникового опирания (подвески) вибровоз­ будителя на опорную плиту (рис. 7-10,а);

установкой на общем основании (рис. 7-10,6) двух одина­ ковых вибровозбуднтелей, имеющих противоположное вращение дебалансных валов и нулевую сумму начальных фаз (с учетом направления отсчета).

Умаятниковых вибраторов (рис. 7-10, а) на опорную плиту передается только сила Pcoscp, действующая по линии /—/. Си­ ла Р sin ф относительно оси опоры О создает момент, который вос­ принимается кольцевыми резиновыми амортизаторами опоры, пре­ пятствуя опрокидыванию маятниковой части вибратора.

Изменением наклона вибровозбудителя относительно оси опо­ ры О достигается различное направление колебаний вибратора. Таким способом, например, регулируется скорость движения самопередвигающихся виброустановок.

В случае, показанном на рис. 7-10,6, составляющие возмущаю­ щей силы Р sin ф взаимно уничтожаются, а составляющие Pcosq суммируются. Если же дебалансы вибровозбудителей вращаются в параллельных плоскостях, в частности при соосном расположе­ нии валов вибровозбудителей, составляющие Р sin ф создают' кру­ тящий момент относительно оси симметрии виброустройства. Этот момент вызывает крутильные колебания, которые повышают вибро­ возбуждение системы и должны учитываться при расчете крепле­ ний и устойчивости виброустановок.

Двухвальные возбудители

направленных колебаний

явля­

ются составными частями вибромолотов, использующихся

в раз­

личных виброударных машинах. Так, в виброударном

рыхлителе

мерзлых грунтов (рис. 7-10,в),

состоящем из вибратора

3, клина 4,

128


Рис. 7-10. Схемы вибровоз­ будителей направленных ко­ лебаний:

а — маятникового; б — двухвального дебалансного; в — вибромолота

9 Строительные машины

129


траверсы 1 и гидродилиндров 2, при определенных условиях насту­ пает виброударный режим работы.

Пусть вибратор вызывает колебания частотой

10

При массе опирающихся на пружины частей тк и суммарной жесткости пружин с частота собственных колебаний массы будет

равна

 

 

,

= J _

l

/

 

2п

у

тк

 

Условие резонанса

 

 

(7-4)

 

 

 

или

 

 

 

= Z ] / Г— >

(7-5)

 

У

гпк

 

где z — целое число (1, 2, 3 и т. д.).

 

Для того чтобы при движении массы

тк вниз произошел удар

о наковальню клина, необходимо выполнение условия

Л > cyc,

(7-6)

где Pi — максимальная возмущающая сила вибратора; ус — зазор между соударяемыми частями при Pi = 0.

Гидроцилиндры рыхлителя служат для извлечения клина из грунта, а также являются гидравлическим пригрузом, увеличиваю­ щим эффективность работы клина в упругих грунтах.

Глава 8

ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

Значительное количество строительных машин создается на базе (шасси) автомобилей, тракторов и тягачей, которые одновре­ менно являются основным средством для перевозки строительных материалов, конструкций, изделий и оборудования на строитель­ ных объектах.

Выпуск данных машин регламентируется типажом, утвержден­ ным Советом Министров СССР (табл. 8-1).

130


Т а б л и ц а 8-1

Типаж на современные грузовые автомобили, гусеничные тракторы и колесные тягачи

Основные параметры

Грузовые автомобили

Гусеничные

 

Колесные

 

тракторы

 

тягачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грузоподъемность, кн

25; 50;

75; 100;

250;

400

 

 

_

 

 

_

Номинальное

тяговое

 

 

 

 

 

 

20;

30;

40;

60;

90; 6; 9; 14; 60;

усилие, кн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

150

 

 

190

Рабочая скорость, км/ч

 

 

 

 

 

5;

5;

5; 5;

5;

4

6

Максимальная

ско-

80; 80;

75; 47;

 

30; 42

 

 

 

 

рость, км/ч

 

 

 

 

 

 

Транспортная скорость,

 

 

 

 

 

 

До 12

 

До 40

км/ч

 

 

 

 

 

 

 

 

Мощность двигателя,

100—120;

140—150; 160—

 

 

 

 

 

 

Л. с.

 

50;

75;

100;

160—

 

 

 

180;

180—300;

450

 

20—24;

 

 

 

 

 

 

 

 

175;

200—240;

300

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35—40;

50—60; 160—175; 300

§ 8-1. Грузовые автомобили

Большая скорость, хорошая маневренность, достаточно высокая грузоподъемность и универсальность определили широкое приме­ нение грузовых автомобилей на строительстве. На их базе уста­ навливается оборудование строительных машин, требующее частой переброски с одного строительного участка или объекта на другой (автомобильные краны, бурильные установки, монтажные вышки и т. д.) на расстояние 10—15 и более километров при наличии подъездных путей.

Кроме того, с помощью этих автомобилей осуществляется пере­ возка строительных грузов со складов, перевалочных баз, пред­ приятий строительной индустрии, карьеров и других объектов не­ посредственно к месту строительства.

Основной характеристикой грузовых автомобилей является их грузоподъемность, в зависимости от которой грузовые автомобили

бывают малой

(10—30 кн),

средней

(30—50

кн), большой

(50—100 кн) и особо большой

(более

100 кн) грузоподъемности.

Опыт показывает,

что для перевозок

в

пределах

строительного

объекта следует применять автомобили средней и большой грузо­ подъемности.

В зависимости от назначения данные автомобили делятся на три группы: транспортные, или бортовые, для перевозок различных грузов; специальные, имеющие специальное оборудование (напри-

9*

131


мер, автосамосвалы, автоцементовозы) и автомобили-тягачи для буксировки полуприцепов и прицепов-тяжеловозов (трейлеров).

По проходимости автомобили делятся на автомобили обычной (дорожной) и повышенной проходимости; у последних все колеса являются ведущими.

Современные грузовые автомобили компануются по одной из следующих схем: кабина над двигателем (автомобили МАЗ-500, МАЗ-503, КАЗ-600 и др.), кабина за двигателем (автомоби­ ли ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, Урал-375 и пр.). Первая схема позволяет увеличить размеры кузова до 64—67% от общей длины автомо­ биля.

Автомобиль состоит из шасси, кабины и кузова. Шасси вклю­ чает в себя двигатель, трансмиссию, ходовую часть и механизмы управления (рулевое управление и тормоза).

Для автомобилей малой и средней грузоподъемности исполь­ зуются карбюраторные двигатели, а для автомобилей большой грузоподъемности — дизели.

Т р а н с м и с с и я (рис. 8-1) автомобиля имеет муфту сцеп­ ления 3, установленную за двигателем 1, коробку передач 4, карданную передачу 6, главную передачу 7, дифференциал 8 и полуоси 10. Кроме этого, на автомобилях повышенной проходимости за коробкой передач устанавливается раздаточная коробка. На не­ которых моделях автомобилей перед коробкой передач монтируется гидротрансформатор и непосредственно в ступице колес разме­ щается колесный редуктор.

г

3 4

5

6

7

Рис. 8-1. Принципиальная схема автомобиля

Муфта сцепления, представляющая дисковую фрикционную муфту, позволяет кратковременно отключать двигатель от транс­ миссии при переключении передач, торможении и пуске, а также плавно трогать автомобиль с места.

Коробка передач служит для изменения величины крутящего могйента в зависимости от дорожных условий и для включения зад­ него хода. Коробки передач современных автомобилей имеют 4—5 передач для движения вперед и одну назад. Для бесшум­ ного, безударного включения передач применяются синхрониза­ торы.

132

Раздаточная коробка используется как для передачи крутящего момента на передний ведущий мост, так и для привода, лебедок, насосов, компрессоров и других агрегатов, установленных на базо­ вой машине.

Карданная передача служит для передачи крутящего момента между агрегатами трансмиссии, находящимися не на одной оси и под переменным углом. Она состоит из карданных валов и кардан­ ных шарниров.

Главная передача, выполненная в виде одноступенчатого или двухступенчатого редуктора, обеспечивает постоянное увеличение4 крутящего момента.в 5—7 раз и передачу его под прямым углом на полуоси ведущих колес.

Дифференциал позволяет ведущим колесам вращаться с раз­ личной угловой скоростью при поворотах автомобиля, а также при движении его по неровностям дороги. Крутящий момент ведущим колесам передают полуоси. Главная передача, дифференциал и полуоси заключены в кожухе, называемом ведущим мостом.

Колесный планетарный редуктор, применяемый в частности на автомобилях МАЗ-500, увеличивает крутящий момент, подводимый непосредственно к колесам. Благодаря этому снижаются нагрузки на детали остальных узлов силовой передачи, их габариты и масса.

Х о д о в а я ч а с т ь передает на дорогу вес автомобиля с гру­ зом и осуществляет его поступательное движение. К ней относятся рама, передний 2 и задний 9 мосты, колеса и подвеска, имеющая рессоры и амортизаторы. Передний мост автомобиля повышенной проходимости выполняется одновременно управляемым и веду­ щим. На таких автомобилях повышение проходимости достигается, кроме того, за счет регулирования давления в шинах.

Рессоры, смягчающие удары, передаваемые от неровностей до­ роги на раму автомобиля, крепятся в большинстве случаев к раме с помощью резиновых подушек или рессорных пальцев. Амортиза­ торы гасят колебание рессор после их деформации. Для грузовых автомобилей они обычно устанавливаются только над передним мостом.

Р у л е в о е у п р а в л е н и е состоит из рулевого механизма и привода к управляемым колесам. Рулевой механизм выполняется в виде червячного редуктора или передачи винт—гайка, заключен­ ных в картере; вращение механизма осуществляется рулевым коле­ сом. Рулевой привод, имеющий рулевую сошку, рычаги поворот­ ных цапф, продольную и поперечную тяги, передает поворот от рулевого механизма на управляемые колеса.

Некоторые автомобили снабжаются усилителем рулевого управ­ ления, уменьшающим усилие, необходимое для поворота рулевого колеса до 30—50 н, и облегчающим управление автомобилем осо­ бенно на плохих дорогах. Наибольшее распространение на совре­ менных автомобилях получили усилители с гидравлическим при­ водом.

133