ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
Зацепление одной пары зубьев будет происходить на участке линии зацепления, ограничиваемом окружностями выступов с диа метром de. Длина этого участка I называется длиной зацепления.
Линия зацепления находится под углом зацепления а по отно шению к касательной начальных окружностей в полюсе зацепле ния. Он равен для большинства отечественных зубчатых пере дач 20°.
Зубья колес выполняются на определенном расстоянии друг от друга. Это расстояние, замеренное между одноимёнными профи лями соседних зубьев по дуге начальной окружности, представ ляет собой шаг зацепления t. При числе зубьев z п диаметре на чальной окружности d шаг зацепления равен
(2-7)
Основной размерной характеристикой зубчатых передач яв ляется м о д у л ь з а ц е п л е н и я т, представляющий собой отно шение шага зацепления / к числу я:
т — — . |
(2-8) |
Модули зацепления по ГОСТ 9563—60 могут принимать зна чения от 0,5 до 100 мм. Обеспечить передачу вращения могут зуб чатые колеса только с одинаковым модулем.
Из формулы (2-7) можно видеть, что
td z
т. е. модуль зацепления показывает долю диаметра начальной окружности, приходящуюся на один зуб колеса.
По известному модулю зацепления т и числу зубьев z опреде ляется диаметр начальной окружности шестерни d\ = mz\ и зубча того колеса d2 = mz2, а также межосевые расстояния зубчатой пере дачи А:
А |
= |
+ d2 |
т, (2 , + z 2) |
(2-9) |
|
2 |
2 |
||||
|
|
|
где Z\ и — число зубьев шестерни и зубчатого колеса.
Важным параметром, характеризующим работу зубчатой пере дачи, является к о э ф ф и ц и е н т п е р е к р ы т и я е, определяемый как отношение длины зацепления I к шагу зацепления t:
* = |
(2-10) |
Он показывает, какое число пар зубьев колес находится одновре менно в зацеплении. Так, при е=1,6 две пары зубьев участвуют
3 Строительные машины |
33 |
впередаче вращения 0,6 времени работы передачи, а 0,4 времени
взацеплении находится одна пара зубьев.
Сувеличением коэффициента перекрытия повышается плав ность зацепления зубьев, уменьшаются динамические нагрузки на них и снижается шум, возникающий при работе передачи. Это осо бенно важно для быстроходных и высоконагруженных передач.
Увеличение коэффициента перекрытия достигается нарезанием зубьев под некоторым углом к плоскости колеса. В прямозубых передачах обычно е= 1,2ч-1,8, а в косозубых е>2.
Зубья нарезаются определенной высоты ft в зависимости от ве
личины модуля т. Для нормальных зубчатых |
колес |
головка |
зуба h' = m и высота зуба ft принимается равной |
2,2 т, |
для уко |
роченных — ft' = 0,8 и ft=l,9m . |
|
|
Передаточное число зубчатой передачи зависит от числа зубьев шестерни и зубчатого колеса. Это видно из следующего.
Учитывая, что скорости точек, принадлежащих начальным окружностям находящихся в зацеплении зубчатых колес, одина
ковы, имеем |
|
|
|
|
<и = (ind\■= - " |
|
|||
|
2 |
2 ’ |
|
|
Выразив диаметры d\ и d2 через |
модуль |
и соответствующие |
||
числа зубьев, получим |
|
|
|
|
<Djm z x |
(o2m z2 |
|
||
v = — 2— = — 2— • |
|
|||
Отсюда с учетом формулы |
(2-5) |
|
|
|
o>i |
d.,' |
£ i |
(2- 11) |
|
U>2 |
di |
|||
Zl |
|
Зубчатые передачи обладают высоким к. п. д., который в за висимости от конструкции, степени точности и смазки зубчатых колес равен 0,94—0,98.
Эвольвентные зубчатые передачи относятся к передачам с ли нейным контактом в связи с тем, что зацепляющиеся Зубья сопри касаются друг с другом по линии. Линия контакта определяется шириной зуба: чем больше ширина, тем больше линия контакта и, следовательно, меньше удельная нагрузка, приходящаяся на еди ницу ширины зуба.
При вращении зубчатых колес место контакта пары зубьев перемещается вдоль линии зацепления. Таким образом, работа зубчатой передачи происходит с постоянным проскальзыванием зубьев относительно друг друга. Для уменьшения трения скольже ния и износа зубьев важное значение имеет своевременная и каче ственная смазка передач.
34
повышает коэффициент перекрытия (е>2). Величина угла |3 огра ничивается гем, что при работе косозубой передачи возникает боль шая осевая сила. Данного типа передачи применяются в большин стве узлов и агрегатов современных строительных, машин, окруж ные скорости шестерен которых достигают 15 м/сек и более.
Шевронные передачи имеют зубья, выполненные в двух направ лениях под углом 25—45° к осп колеса. Осевые силы, возникающие в правой и левой частях зубчатого колеса, взаимно уравновеши ваются и не передаются на вал. Онп используются в особо тяже лых условиях при средних и больших окружных скоростях.
Передаточное число для одной пары шестерен цилиндрических передач, работающих в закрытом корпусе, рекомендуется прини мать не более 12,5.
Конические зубчатые передачи (рис. 2-3, д, е, ж) служат для передачи вращения .между валами с пересекающимися осями. Обычно межосевой угол в данных передачах равен 90°. Они при меняются в таких узлах, как главные передачи машин, реверсы И др.
Зубчатые колеса конической передачи выполняются с прямыми (рис. 2-3, 5), косыми (рис. 2-3, е) и круговыми зубьями (рис. 2-3,ж). Первые используются при окружных скоростях не более 3 м/сек. При более высоких скоростях применяются колеса с косыми зубьями, а при скоростях выше 5 м/сек — с круговыми. Передаточ ное число конической передачи принимается до 6,3. При работе конической передачи принимается до 6,3. При работе конической 'передачи в месте зацепления колес возникают осевые силы, дей ствующие вдоль валов каждого колеса. Поэтому валы этой пере дачи устанавливаются на радиально-упорных подшипниках.
Для конической передачи особое значение имеет правильное зацепление зубьев шестерен, которое достигается регулировкой взаимного положения этих шестерен путем перемещения их в про дольном направлении.
Винтовые зубчатые передачи (рис. 2-3, з) имеют зубья, наре заемые по винтовой линии. Они позволяют передавать вращение между валами с перекрещивающимися осями. При работе их про исходит повышенное скольжение зубьев относительно друг друга, что вызывает снижение к. п. д. передачи и увеличение износа зубчатых колес. Поэтому винтовые зубчатые передачи не получили широкого распространения на строительных машинах.
Гипоидные передачи (рис. 2-3, и) состоят из двух конических косозубых или с криволинейными зубьями колес, которые уста новлены на перекрещивающихся валах. Так как начальное каса ние зубьев этих передач происходит по линии, они обладают повы шенной несущей способностью. Кроме того, они отличаются боль шой плавностью и бесшумностью работы, позволяют валы шесте рен выводить в обе стороны за пределы передачи. Гипоидные пере дачи в настоящее время применяются в главных передачах ряда автомобилей.
36
При вращении зубчатых колес гипоидной передачи их зубья работают с повышенным скольжением относительно друг друга. Для устранения большого износа смазка этих передач произво дится специальным гипоидным маслом.
Основным материалом, из которого изготавливают зубчатые колеса, является сталь, которая после нарезки зубьев подвергает ся термообработке. Реже применяются чугун и пластмасса.
Чугун используется для изготовления крупногабаритных зуб чатых колес тихоходных открытых передач, работающих при не достаточной смазке.
Зубчатые передачи нашли наибольшее распространение на строительных машинах, так как они способны передавать практи чески любые мощности. Кроме того они обладают компактностью, высоким к. и. д., постоянным передаточным числом, большой долго вечностью и надежностью в работе.
К основным недостаткам зубчатых передач относятся большой вес и сложность изготовления шестерен (особенно конических, вин товых и гипоидных).
Основы расчета зубчатой передачи с эвольвентным зацеплением
Вращение от одного зубчатого колеса на другое передается, как отмечалось ранее, под действием окружной силы Р (рис. 2-4,а), приложенной на радиусе начальной окружности и равной для ведущего колеса
2М }
( 2- 12)
d I
Эта сила является составляющей силы давления Q, возникаю щей в месте контакта зубьев. Так как силы трения между зубьями малы, то силу давления Q можно считать направленной по общей нормали к касательной поверхностей зубьев, т. е. по линии зацеп ления NN. Поэтому для прямозубой цилиндрической передачи
Р |
(2-13) |
Q = cos а |
|
Кроме того, в зубчатой передаче |
возникает радиальная си |
ла Яр, передающаяся на вал и нагружающая подшипники. Вели
чина ее для прямозубой цилиндрической передачи |
определяется |
по формуле |
|
Рр = Р tga. |
(2-14) |
Под действием этих сил зубья колес находятся в сложном на пряженном состоянии. Решающее влияние на работоспособность зубчатой передачи оказывает напряжение изгиба зи, которое мо жет быть причиной поломок зубьев, и контактное напряжение зк, вызывающее усталостное выкрашивание поверхностных слоев
37
зубьев. В соответствии с этим расчет зубьев на прочность произ водят на изгиб (для открытых передач). .и на контактную проч ность для закрытых передач, работающих в масляной ванне.
Рис. 2-4. Расчетные схемы зубчатой передачи: а — на изгиб; б — на контактное напряжение
При расчете зубьев неравномерное распределение нагрузки по
длине |
зубьев |
учитывается |
коэффициентом |
концентрации на |
грузки |
Кк, а |
дополнительные динамические |
нагрузки — коэффи |
|
циентом динамичности Д'д. |
Величина коэффициента К к прини |
мается в зависимости от длины зуба и расположения шестерни на валу и находится в пределах от 1 до 1,5. Коэффициент Кл при нимается равным от 1 до 1,55 в зависимости от класса точности передачи и окружной скорости шестерен.
Зуб, рассчитываемый на изгиб, рассматривается как защем ленная одним концом балка, нагруженная силой Q (рис. 2-4,а). Принимается, что сила Q приложена к вершине зуба и направлена по линии зацепления. Горизонтальная составляющая этой силы на плече / изгибает зуб, а вертикальная — сжимает его.
Напряжение в опасном сечении зуба рабочего профиля опре
деляется по формуле |
|
,, JS |
{ Ql cos a |
Q sin а \ |
|
||
|
|
|
|||||
3 —7 Зи |
‘■сж |
|
I |
^ 7 |
1 > |
|
|
ИЛИ |
|
I 61cos а |
sin а |
|
|||
3 = |
к м |
(2-15) |
|||||
^ |
|
Ьа2 |
Ьа |
||||
|
|
|
|
38