ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
Из построенного силового |
многоугольника |
можно видеть, что |
Я = |
Q tg(? + р), |
(1-8) |
откуда момент, необходимый для навинчивания гайки или ввин чивания винта, нагруженных силой Q, определится следующим образом:
|
AI = P ^ = Qtg(<p + P) ^ . |
(1-9) |
||
Спуску |
ползуна |
по наклонной плоскости (рис. 1-3, е) |
соответ |
|
ствует отвинчивание гайки. |
В этом случае |
|
||
|
|
Я' = Qtg (р — tp). |
(1-Ю) |
|
Чтобы |
винтовая |
пара |
обладала свойством самоторможения |
(например, в винтовом домкрате), т. е. чтобы поднимаемый груз не опускался самопроизвольно при остановке механизма, должно быть P'>Q. Это будет, если tg(p—ф) 0 (при р>?). Таким обра зом, для самоторможения винтовой пары необходимо, чтобы угол подъема резьбы ф был меньше или равен углу трения р.
Коэффициент полезного действия винтовой пары можно выра зить через соотношение полезной А„ и затраченной А3 работ при вращении гайки:
За один.оборот гайка поднимается на расстояние, равное шагу
винта, |
и, следовательно, |
|
|
|
|
|
A n= Q s. |
|
|
Так как |
|
|
|
|
то |
|
s = |
i«/2tg®, |
|
|
|
|
|
|
|
|
А„ = |
Q~d2tgtp. |
|
Затраченная работа определяется из выражения |
|
|||
|
А а= Ръй2= |
Q~d2tg (ф + р). |
|
|
Подставив в формулу (1-23) значения полезной и затраченной |
||||
работы, |
получим |
|
|
|
|
_ |
Q ^ d tg у_____ tg » |
( i - п ) |
|
|
'*~ Qt4 2tg (к + р) “ tg (? + р) |
|||
|
|
Анализ формулы (1-11) показывает, что для кинематических пар «винт—гайка» целесообразно использовать резьбы с мини мальным значением угла трения р. При равных условиях наимень
шее значение о имеет прямоугольная резьба, а наибольшее — треугольная.
27
§ 1-2. Шпоночные и шлицевые соединения
Шпонки служат для передачи |
крутящего момента от вала |
к ступице детали (зубчатого колеса, |
шкива и т. п.) или наоборот — |
от ступицы к валу. |
|
Рис. 1-4. Шпоночные и шлицевые соединения:
а — призматические шпонки; б — сегментная шпонка; я — кли новая шпонка; г — шлицевое соединение
Основные типы шпонок стандартизированы. Шпоночные соеди нения (рпс. 1-4) осуществляются при помощи призматических сегментных п клиновых шпонок.
Призматические шпонки (рис. 1-4, а) — врезные; примерно по ловина их высоты помещается в пазу вала, остальная часть — в пазу ступицы. Рабочими гранями этих шпонок являются их боко вые поверхности. Часто данные шпонки прикрепляются к валу. Они гарантируют передачу только крутящего момента и не препят ствуют перемещению детали вдоль вала.
Сегментные шпонки (рпс 1-4,6) — также врезные и подобно призматическим работают боковыми гранями. Так как данные шпонки требуют глубоких пазов в валах, что уменьшает прочность последних, их применяют для передачи относительно небольших моментов.
Клиновые шпонки (рис. 1-4, в) работают горизонтальными гра нями и обеспечивают напряженное соединение деталей, допускаю щее передачу значительного крутящего момента и односторонние осевые нагрузки. Однако их применение ограничено, так как они вызывают смещение оси ступицы относительно вала, а при корот ких ступицах могут вызвать перекос соединяемых деталей.
При проектировании шпоночного соединения ширину и высоту шпонок принимают по соответствующему ГОСТ в зависимости от
28
диаметра вала. Достаточность принятых размеров шпонок про веряют расчетом соединения на прочность. Так, поверочный расчет призматической шпонки производят по следующим формулам (см.
рис. 1-8,6):
а) на смятие: |
2УИ |
|
|
|
Зсм |
'"•Зсм1, |
(М 2) |
||
dlph |
||||
|
||||
б) на срез: |
ш |
|
|
|
Хср_ |
^ |ХсрЬ |
(М 3) |
||
dLb |
||||
|
где М— момент, передаваемый соединяющимися деталями;
d— диаметр вала; /р — рабочая длина шпонки;
h— рабочая высота шпонки;
b— ширина шпонки.
Шлицевые (зубчатые) соединения (рис. 1-4, г) применяются как неподвижные, служащие для неподвижного соединения ступицы с валом, так и подвижные, обеспечивающие возможность осевого перемещения ступицы (например, зубчатые колеса коробок пере дач автомобилей, тракторов и т. п.).
Данные соединения обеспечивают передачу больших моментов, более точное центрирование ступицы на валу, меньшее ослабление вала.
Взависимости от формы профиля шлиц различают соединения
спрямобочнымп, эвольвентными и треугольными шлицами. Кроме цилиндрических применяются также конические шлицевые соеди нения (конусностью 1 : 16), имеющие треугольный профиль шлиц.
Число и размеры шлиц по их поперечному сечению прини маются в зависимости от диаметра вала по ГОСТ. Длина шлиц определяется длиной ступицы, а если ступица подвижная — вели чиной хода ее перемещения, с последующим поверочным расчетом соединений на смятие:
2М ^ г ,
(1-14)
dczhlJ> % 1°см|’
где dc — средний диаметр зубчатого соединения (см. рис. 1-6); z —■число шлиц;
h — высота поверхности контакта шлиц; /р — длина поверхности контакта шлиц;
Ф— коэффициент, учитывающий неравномерность распреде ления нагрузки между шлицами, принимаемый рав ным 0,7—0,8.
Кроме рассмотренных выше соединений в ряде случаев приме няются клиновые и штифтовые.
29
В клиновых соединениях в качестве соединяющих деталей используются клинья с конусной рабочей поверхностью. Для на дежности самоторможения уклон их обычно принимается в пре делах от 1: 30 до 1: 100. Эти соединения находят применение в па ровых машинах, насосах и т. д. Штифтовые соединения исполь зуются в основном для фиксирования положения одних деталей относительно других, для стопорения гаек и пр.
К неразъемным соединениям относятся заклепочные, сварные
идр. В строительных машинах заклепки используются для крепле ния фрикционных накладок в муфтах сцепления и тормозах, сбор ки крупногабаритных шестерен и барабанов, при изготовлении рам
иметаллоконструкций, испытывающих ударные и вибрационные нагрузки.
Сваркой соединяются металлические детали станин и рам ма шин, башен и стрел кранов; с помощью ее могут изготавливаться корпуса редукторов, шкивы, барабаны и другие узлы.
Глава -2
ПЕРЕДАЧИ
Передачи служат для изменения скорости и направления дви жения, а также величины усилия, передаваемого на исполнитель ный орган машины. Они бывают механические, гидравлические, пневматические и электрические. В данном разделе изучаются ме ханические передачи (рис. 2-1), которые подразделяются на пере дачи зацеплением (зубчатые, червячные п цепные) и передачи тре нием (фрикционные и ременные).
Передача энергии в данных механизмах осуществляется за счет окружной силы Р, приложенной в месте контакта ведущего и ведо мого элементов на радиусе R \ для ведущего и Я2 для ведомого элемента. Эта сила создает крутящий момент М\, определяемый из выражения
M X= PRX н-м. |
(2-1) |
При окружной скорости V\ в м/сек мощность N\, передаваемая ведущим элементом механической передачи, вычисляется по формуле
= Pvj вт. |
(2-2) |
Так как ni = (oiPi, где coi — угловая скорость в радианах, то
yVj = P/?2“ i = Ж,и>] вт. |
(2-3) |
При передаче мощности от ведущего элемента к ведомому имеют место потери на трение, нагрев и т. п. Поэтому на ведомом валу мощность N2 всегда меньше, чем на ведущем. Величина потерь мощности характеризуется к. п. д. передачи т] и опреде
30
Таким образом, величина момента на ведомом валу М2 может быть определена по величине момента на ведущем валу, переда точному числу и к. п. д.:
М 2= М |
( 2- 6) |
§ 2-1. Зубчатые передачи |
|
Простейшая зубчатая передача (рис. 2-1, а) |
состоит из двух |
зубчатых колес. Меньшее зубчатое колесо принято называть
|
шестерней, |
а |
большее — ко |
||||||
|
лесом. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С |
кинематической точки |
|||||||
|
зрения |
зубчатую |
передачу |
||||||
|
можно |
представить |
в |
виде |
|||||
|
двух катков, перекатываю |
||||||||
|
щихся друг по другу без |
||||||||
|
проскальзывания и, следо |
||||||||
|
вательно, |
обеспечивающих |
|||||||
|
постоянное |
|
|
передаточное |
|||||
|
число. Окружности подоб |
||||||||
|
ных |
катков |
для |
зубчатых |
|||||
|
колес |
носят |
название |
н а- |
|||||
|
ч а л ь н ы х |
(рис. 2-2) |
с диа |
||||||
|
метром d. Точка пересече |
||||||||
|
ния этих окружностей с ли |
||||||||
|
нией, |
|
соединяющей |
центры |
|||||
|
колес, |
называется |
полюсом |
||||||
|
зацепления П. |
|
|
|
|
||||
|
В соответствии с основ |
||||||||
|
ным |
|
законом |
зацепления |
|||||
|
для |
получения |
постоянного |
||||||
|
передаточного |
числа |
зубча |
||||||
Рис. 2-2. Основные элементы зубчатого |
той |
|
передачи |
профили |
|||||
зацепления |
зубьев |
обоих колес должны |
|||||||
|
быть |
такими, |
|
чтобы |
общая |
нормаль к ним в любой точке касания проходила через полюс зацепления. Из всего многообразия сопряженных профилей наибо лее распространены эвольвентные, так как по сравнению с дру гими они проще в изготовлении.
Эвольвента описывается какой-либо точкой, лежащей на пря мой линии, перекатываемой по окружности без скольжения. Дан ная окружность называется о с н о в н о й окружностью с диамет
ром d0.
При зацеплении пары зубьев вращающихся зубчатых колес в каждый определенный момент точка касания этих зубьев будет
находиться на линии NN, носящей |
название л и н и и |
з а це п л е - |
|
н и я. |
Она является общей нормалью к эвольвентным |
профилям |
|
зубьев, |
находящимся в зацеплении. |
|
|
32