Файл: Смирнов, В. И. Строительные машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где зц, зсж — соответственно напряжение изгиба и сжатия в опас­ ном сечении;

W — момент сопротивления; b — рабочая длина зуба;

а — толщина зуба в опасном сечении; 5 — площадь опасного сечения зуба.

При расчете прямых зубьев цилиндрических передач на кон­ тактную прочность в качестве исходной принимают формулу Герца—Беляева для наибольших контактных напряжений ок при сжатии цилиндров, соприкасающихся по образующим:

ак = 0,418

 

(2-16)

где <7 — удельная нагрузка, приходящаяся

на единицу

длины

зуба, н/см\

материалов

зубча­

Е — приведенный модуль упругости

тых колес, н[см2\ рП — приведенный радиус кривизны профилей сцепляющихся

зубьев в полюсе зацепления, см.

Удельная нагрузка q, с учетом коэффициента концентрации на­ грузки Кк и коэффициента динамической нагрузки АГД, опреде­ ляется из выражения

 

КкК Л = KkKrP

4

b

b cos а '

Приведенный модуль упругости

Е =

2Е ХЕ2

 

Ех + Е2 ’

где Е1, Е2— модули упругости материала шестерни и колеса. Если материалы шестерни и колеса одинаковы, Е = Е\= Е 2.

Приведенный радиус кривизны

Рпр

PlP2

5

I „

 

Р2

±

Pi

где р2, pi — радиусы кривизны профилей зубьев шестерни и колеса; знак плюс для наружного, а знак минус для внутреннего зацеп­ ления.

Из рис. 2-2 видно, что р= -^-sina, откуда можно записать сле­

дующее:

^

 

 

d, .

d~ .

 

Pi = -ту- s m « ;

p.2= - y S i n a .

39



Общие сведения о зубчатых передачах с зацеплением М. Л. Новикова

с

Зубья

передач

с зацеплением М. Л.

Новикова — винтовые

нормальным профилем, выполненным по

дугам окружностей

(рис. 2-5).

Обычно профиль зубьев шестерни делают выпуклым,

а

профиль

зубьев

колеса — вогнутым. Контакт зубьев, входящих

в зацепление, происходит в точке, находящейся в средней части высоты зуба. Поэтому в отличие от эвольвентного зацепления, на­ зываемого, как было отмечено раньше, зацеплением с линейным контактом, данный тип передач относится к зацеплению с точеч­ ным контактом.

Рис. 2-5. Зубчатая передача с зацеплением М. Л. Нови­ кова:

а — общий вид; б

— профиль зубьев шестерни и зуб-

'

чатого колеса

Точка контакта по профилю зубьев не перемещается, и при вращении колес происходит перекатывание одного зуба относи­ тельно другого вдоль их длины по винтовой линии, которая опре­ деляет нарезку зубьев. Таким образом, принципиальным отличием работы зацепления М. Л. Новикова является отсутствие у них относительного проскальзывания зубьев, а вместо трения сколь­ жения имеет место трение качения.

Так как радиусы кривизны профилей зубьев шестерни и колеса передачи с зацеплением М. Л. Новикова по величине весьма близки, то после приработки зубья соприкасаются почти по всей своей высоте. В плоскости, перпендикулярной к профилю, вслед­ ствие больших радиусов кривизны винтовых поверхностей зубья соприкасаются на значительной длине. Благодаря этому в рассмат­ риваемой передаче нагрузка распределяется на сравнительно боль­ шую площадку контакта, что снижает удельную нагрузку и позво­ ляет при тех же размерах передавать большее окружное усилие.

Отмеченные особенности работы передач с зацеплением М. Л. Новикова позволяют выделить следующие основные преиму­ щества их по сравнению с эвольвентным зацеплением: компакт­ ность; меньшие потери на трение и, следовательно, более высо­ кий к. п. д.; большая прочность зубьев; плавность и бесшумность работы.

40


Главными недостатками данных передач являются: сложность нарезания зубьев и трудность изготовления; резкое уменьшение контактной площадки при неточности монтажа и перекосах зубча­ тых колес, а также изменение межосевого расстояния.

В настоящее время передачи с зацеплением М. Л. Новикова применяются в установках, работающих при больших п длитель­ ных нагрузках, когда при малых габаритах необходимо передавать большие усилия.

§ 2-2. Червячные передачи

Червячная передача (см. рис. 2-1,6) состоит из червяка и чер­ вячного колеса. Червяк представляет собой винт обычно с тра­ пецеидальным профилем резьбы. Червячное колесо имеет зубча­ тый венец, изготовленный из антифрикционных металлов (бронза, чугун), и ступицу. Зубчатый венец колеса выполняется вогнутой формы для увеличения площади контакта зубьев венца с высту­ пами червяка. Его зубья нарезаются по винтовой линии.

Ведущим элементом

передачи,

как правило, является червяк,

а ведомым — червячное

колесо.

При этом передаточное число

всегда больше единицы. Данная передача позволяет передавать вращение между перекрещивающимися валами, угол скрещива­ ния между которыми обычно равен 90°.

В зависимости от формы червяка различают цилиндрические и глобоидальные червячные передачи. У последних червяки имеют вогнутую форму. Благодаря этому одновременно в зацеплении находится большее число зубьев колеса и увеличивается в 1,5—4,0 раза передаваемое усилие. Однако глобоидальные пере­ дачи требуют повышенной точности изготовления, монтажа и обильной смазки. Они обычно применяются для передачи больших, усилий.

Резьба червяка может быть однозаходной или многозаходной, а также правой или левой. Наиболее распространена правая резьба с числом заходов гч = 1-: 4.

Червячная передача имеет геометрические параметры, одни из которых характерны для винтовой пары, а другие — для зубчатой передачи. Основными из них являются:

— шаг зацепления и шаг резьбы червяка ts. Шаг зацепления измеряется по дуге начальной окружности колеса с диаметром dK в средней плоскости сечения его. Шаг резьбы червяка равен шагу зацепления и измеряется по образующей начального цилиндра

сдиаметром (1Ч, которая проходит через середину глубины захода;

модуль зацепления, определяется так же, как и в зубчатом зацеплении:

41


— шаг винтовой линии червяка

s = tsz4\

— относительная толщина червяка q, показывающая число модулей в диаметре начального цилиндра.

Большое влияние на характер работы червячной передачи и ее к. и. д. оказывает угол наклона витков резьбы червяка и зубьев колеса. По аналогии с винтовой парой

 

tg® =

S

=

tsZ4

Я '

 

 

тса!ч

 

~qmx

 

 

 

 

 

 

 

£ 1

 

С увеличением

числа

заходов

гч>

а

следовательно

и угла ф,

к. п. д. ^ передачи повышается.

Так,

для однозаходной

передачи

г]= 0,7—0,75, для трех- и четырехзаходной г)= 0,82-:-0,92.

 

Величина угла

ф определяет

способность передачи к самотор­

можению. У самотормозящихся червячных передач, применяемых в грузоподъемных и некоторых других машинах, вращение может быть передано только от червяка на червячное колесо. Как было рассмотрено в § 1-3, условие самоторможения записывается в ви­ де <р<р, где р — угол трения, величина которого зависит от ско­ рости скольжения.

Передаточное.число червячной передачи i определяется исходя из следующего: за один оборот червяка колесо поворачивается на величину, равную шагу винтовой линии s = tsz4, при этом

v K

n4tsZ„

60 ’

пли

nKtsZK

60 ’

где п,| — число оборотов червяка, об/мин-, /1 К— число оборотов колеса, об/мин-, zK— число зубьев колеса.

На основании этих формул

i

!bi = ?jL

'

(2-17)

 

пк

z4

 

Формула (2-17) показывает, что передаточное число i червяч­ ной передачи может достигать больших значений. Так, при однозаходном червяке (2 ,,= 1) и червячном колесе с zK= 100 переда­ точное число равно 100. Обычно принимают i червячной передачи в пределах 8—90, но в специальных установках оно доходит до 1000 и более.

Возможность получения большого передаточного числа и ком­ пактность является основными достоинствами червячных передач. Кроме того, они обладают плавной и бесшумной работой. К недо­

42