Файл: Смирнов, В. И. Строительные машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Современными строительно-монтажными пистолетами можно забивать 200—300 дюбелей в смену. При их эксплуатации запре­ щается: переносить заряженный пистолет с места на место и на­ правлять его на людей; забивать крепежные детали в тонкие кир­ пичные стены, дерево и фанеру; применять пистолет во взрыво- и пожароопасных помещениях; работать с пистолетом без предохра­ нительных очков.

Кроме рассмотренных видов строительного инструмента нашей промышленностью выпускаются в настоящее время шпалобойки, шлнфовалкп по камню, бучарды для снятия поверхностной корки с бетонных блоков, развальцовочный инструмент, бороздоделы

ит. д.

Взависимости от назначения инструмента существуют опреде­ ленные приемы и способы работы с ним.

Во всех случаях категорически запрещается работа с электро­ инструментом без заземления его корпуса, а в сетях с заземлен­ ной нейтрально — без зануления, если рабочее напряжение превы­ шает 36 в.

У трансформатора и преобразователя частоты металлический корпус и один из выводов обмотки низкого напряжения также должны быть надежно заземлены (запулены).

Перед включением инструмента необходимо проверить соот­ ветствие напряжения и частоты тока в сети. Инструмент и питаю­ щие шнуры должны иметь надежную изоляцию.

Включать электродвигатели следует только перед самым нача­ лом рабочей операции. Нельзя оставлять без надзора электро­ инструмент, присоединенный к сети.

Запрещается производить регулировку и устранение неисправ­ ностей на подключенном в сеть инструменте.

При работе с пневмоинструментом должны выполняться сле­ дующие правила:

' — присоединение и разъединение шлангов производится толь­ ко после прекращения подачи сжатого воздуха;

перед присоединением к инструменту шланг продувается;

воздух подается после установки инструмента в рабочее положение;

холостая работа инструмента допускается только при ре­ монте или для опробования перед работой.

410


Раздел VII

МАШИНЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОЖНЫХ И АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ

Глава 25

МАШИНЫ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ И УКЛАДКИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ

§25-1. Машины для транспортировки битумов и приготовления асфальтобетонных смесей

Получаемый

на крекинг-заводах битум

при темпера­

туре 200—230°С

заливается в железнодорожные

вагоны: закры­

тые (цистерны) и открытые (вагоны-самосвалы). Цистерны снаб­ жены теплоизоляцией, обеспечивающей сохранение температуры слива в течение 10—15 дней при наружной температуре до —35° С. Твердые (вязкие) битумы имеют температуру текучести 55—80° С, а рабочую температуру (температуру употребления в дело) ПО—180°С. Внутри по дну цистерны уложен трубчатый змеевик, подключаемый при разогреве битума к паровой системе паровоза, стационарного парового котла или передвижного парообразова­ теля. Последний представляет собой горизонтальный жаротрубный котел, смонтированный на одноосном прицепе и оборудованный отопительной системой, работающей на дизельном топливе.

Вагоны-самосвалы представляют собой установленные на же­ лезнодорожных платформах емкости, имеющие возможность опро­ кидываться относительно продольной оси платформы. Двойные стенки емкости образуют полость для подведения пара. При вы­ грузке из них застывшего битума достаточно разогреть слой, непо­ средственно примыкающий к стенкам и днищу бункера.

Для разогрева битума с низким содержанцем воды (менее 2%) применяются нагреватели-циркуляторы, представляющие собой насос и нагревательное устройство (жаротрубный котел пли

411

электронагреватель). Битум после местного разогрева в емкости пропускается через нагреватель-циркулятор и снова направляется в емкость до полного разогрева.

Хранение битума производится в бптумохранилшцах, представ­ ляющих собой стальные или железобетонные емкости, котлованы пли обваловкп, снабженные системами обогрева, забора и на­ сосами.

Нагревание битума до рабочей температуры производится на­ гревателями-циркуляторами в передвижных или стационарных

бптумоплавильнях,

представляющих собой

жаротрубные котлы

с твердотопливной

или мазутной системой

обогрева, системой

битумопроводов и битумными насосами.

 

Весьма эффективными для разогрева битума являются устрой­ ства с электрическими инфракрасными излучателями. Для интен­ сификации разогрева применяются вибраторы, повышающие по­ движность битума.

Для перекачки битума наибольшее распространение получили шестеренные насосы. Эти насосы могут быть погружными (на­ ходятся в среде расплавленного битума) или наружными. В по­ следнем случае их корпус имеет полости, через которые пропускает­ ся пар для обогрева насоса. В последнее время начинают внедряться прогрессивные винтовые насосы.

Приготовление битумных эмульсий (коллоидных смесей биту­ ма, воды и эмульгатора-щелочного мыла, казеина и т. п.) произ­ водится в гомогенизаторах и лопастных смесителях. Гомогениза­ торы представляют собой смеситель, в котором составляющие диспергируются и смешиваются, проходя через узкую щель между вращающимися лопастями и неподвижными частями установки. Гомогенизаторы снабжаются обогреваемой паровой рубашкой.

Транспортировка битума к потребителям по шоссейным доро­ гам осуществляется автобнтумовозамп и автогудронаторами. Последние производят также распределение битума или эмуль­ сий по подготовленному основанию с установленной нормой роз­ лива. '

Автобитумовоз представляет собой смонтированную на авто­ мобиле или седельном тягаче цистерну, имеющую теплоизоля­ цию, насос, битумопроводы и систему обогрева. Внутри цистерна имеет перегородки — волнорезы. Система обогрева включает керо­ синовые горелки, жаровые П-образные трубы, уложенные по дну цистерны, и дымовую коробку. Горячие газы, проходя от горелок по жаровым трубам, обеспечивают поддержание температуры или разогрев битума. Насосная система производит закачку битума в цистерну автобитумовоза, выдачу и циркуляцию битума с целью интенсификации разогрева. •

Автогудронатор (рис. 25-1), смонтированный на шасси авто­ мобиля 1, состоит из цистерны 3, системы обогрева 8, системы перекачки, циркуляции и распределения битума, трансмиссии,


системы управления 9, 10 н вспомогательного оборудования. Между цистерной и кабиной крепятся запасное колесо 15 и огне­ тушитель 16.

Заполнение цистерны производится через люк 4 с фильтром 5 или через систему трубопроводов и насос 13. Температура битума контролируется термометром 2, а его уровень — поплавковым ука­ зателем 7. Розлив битума производится через клапан 6, большой кран 14, насос 13, трубопровод 12 и распределитель 11. Последний представляет собой состоящую из секций горизонтальную трубу,

2

J

4 5

6

7

3

2

в которую вмонтированы сопла. В зависимости от числа секций ширина распределения составляет 1—7 м. Привод насоса произ­ водится от коробки .отбора мощности 18 через карданные валы 17. В иолуприцепных автогудронаторах привод насоса осуществляется от отдельного двигателя, расположенного в задней части машины.

Регулировка нормы розлива в пределах 0,5-—3,0 л/м2 произ­ водится изменением степени открытия кранов и скоростью движе­ ния машины. Насосная и распределительная система переключе­ нием кранов обеспечивают выполнение десяти основных операций: наполнение цистерны; циркуляция битума; розливы двусторонний, правый, левый, через распределитель и с перепуском излишков би­ тума в цистерну; отсос битума из распределительной системы; перекачивание битума из цистерны в цистерну; опорожнение системы.

Для приготовления асфальтобетона выпускаются передвижные асфальтосмесители производительностью 3 и 6,5 т/ч, сборно-раз­ борная установка на 25—30 т/ч и комплекты автоматизированного технологического оборудования для асфальтобетонных заводов сборно-разборного типа производительностью 50 или 100 т/ч. Для конструкции перечисленного оборудования характерно наличие теплоизоляции на всех агрегатах, емкостях и дозаторах, по кото­ рым проходят горячие материалы.

413


Дозаторы сыпучих материалов и дозаторы битума периоди­ ческого действия имеют такую же конструктивную схему, как и весовые или объемные сифонного действия дозаторы, рассмотрен­ ные в гл. 19.

Особенностью битумных дозаторов является наличие в ниж­ ней части весовой бадьи или бачка змеевика, служащего для цир­ куляции теплоносителя.

Один из типов объемных дозаторов битума непрерывного дей­ ствия представлен на рис. 25-2. Корпус дозатора 1 горизонтальной перегородкой 7 разделен на верхнюю 10 и нижнюю 5 камеры. В перегородку вмонтирован полый цилиндр 4, имеющий продоль­ ные диаметрально противоположные прорези. Внутри цилиндра находится полый ротор, приводимый во вращение от силовой пере­ дачи установки. В верхнюю камеру по трубопроводу 6 насосом подается битум, уровень которого ограничивается переливной тру­ бой 11, направляющей излишки в бак. Верхняя камера снабжена воздушным клапаном 9.

Ротор 8, вращаясь, забирает порции битума в верхней камере и разгружает их в нижнюю (на рис. 25-2 показан момент раз­ грузки), Объем порции регулируется степенью введения в полость ротора штока. Из нижней камеры битум по трубе 2 направляется в мешалку. Настройка дозатора (положение штока в роторе) про­ изводится по расходомеру 3.

Для смешивания компонентов асфальтобетона применяются мешалки принудительного действия. Такая мешалка (рис. 25-3) состоит из корпуса 1, двух смесительных валов 2 с державками 4, на крГорых закреплены лопасти 3, изготовленные из нзносостой-

414

кой марганцовистоц стали. Валы имеют встречное вращение, пере­ даваемое через зубчатые колеса 9, входящие в редуктор привода. Дно мешалки имеет затвор 5, приводимый в действие цилинд­ ром 6. Для присоединения к цилиндру шлангов служат штуцера 7. Ход затвора при открывании ограничивается резиновым буфе­ ром 8.

Рис. 25-3. Асфальтомешалка принудительного действия

Принципиальным отличием конструкции мешалки непрерывного действия является отсутствие затвора и правой торцевой стенки. Компоненты загружаются у левой стенки и смешиваются по мере продвижения наклонными лопастями к правому разгрузочному торцу.

§ 25-2. Асфальтоукладчики

Асфальтоукладчики служат для приемки из автосамосвалов асфальтобетонных и битумоминеральных смесей и укладки их на основание слоем заданной толщины. В настоящее время наиболее широкое распространение получили самоходные асфальтоуклад­ чики на гусеничном ходу производительностью 100 т/ч, реже встре­ чаются подобные машины производительностью 50 т/ч.

Нашей промышленностью освоен выпуск автоматизированных самоходных асфальтоукладчиков на пневмоколесном ходу произ­ водительностью 150 т/ч и пневмоколесных тротуарных асфальто­ укладчиков производительностью 25 т/ч.

415