Современными строительно-монтажными пистолетами можно забивать 200—300 дюбелей в смену. При их эксплуатации запре щается: переносить заряженный пистолет с места на место и на правлять его на людей; забивать крепежные детали в тонкие кир пичные стены, дерево и фанеру; применять пистолет во взрыво- и пожароопасных помещениях; работать с пистолетом без предохра нительных очков.
Кроме рассмотренных видов строительного инструмента нашей промышленностью выпускаются в настоящее время шпалобойки, шлнфовалкп по камню, бучарды для снятия поверхностной корки с бетонных блоков, развальцовочный инструмент, бороздоделы
ит. д.
Взависимости от назначения инструмента существуют опреде ленные приемы и способы работы с ним.
Во всех случаях категорически запрещается работа с электро инструментом без заземления его корпуса, а в сетях с заземлен ной нейтрально — без зануления, если рабочее напряжение превы шает 36 в.
У трансформатора и преобразователя частоты металлический корпус и один из выводов обмотки низкого напряжения также должны быть надежно заземлены (запулены).
Перед включением инструмента необходимо проверить соот ветствие напряжения и частоты тока в сети. Инструмент и питаю щие шнуры должны иметь надежную изоляцию.
Включать электродвигатели следует только перед самым нача лом рабочей операции. Нельзя оставлять без надзора электро инструмент, присоединенный к сети.
Запрещается производить регулировку и устранение неисправ ностей на подключенном в сеть инструменте.
При работе с пневмоинструментом должны выполняться сле дующие правила:
' — присоединение и разъединение шлангов производится толь ко после прекращения подачи сжатого воздуха;
—перед присоединением к инструменту шланг продувается;
—воздух подается после установки инструмента в рабочее положение;
—холостая работа инструмента допускается только при ре монте или для опробования перед работой.
Раздел VII
МАШИНЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОЖНЫХ И АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ
Глава 25
МАШИНЫ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ И УКЛАДКИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ
§25-1. Машины для транспортировки битумов и приготовления асфальтобетонных смесей
Получаемый |
на крекинг-заводах битум |
при темпера |
туре 200—230°С |
заливается в железнодорожные |
вагоны: закры |
тые (цистерны) и открытые (вагоны-самосвалы). Цистерны снаб жены теплоизоляцией, обеспечивающей сохранение температуры слива в течение 10—15 дней при наружной температуре до —35° С. Твердые (вязкие) битумы имеют температуру текучести 55—80° С, а рабочую температуру (температуру употребления в дело) ПО—180°С. Внутри по дну цистерны уложен трубчатый змеевик, подключаемый при разогреве битума к паровой системе паровоза, стационарного парового котла или передвижного парообразова теля. Последний представляет собой горизонтальный жаротрубный котел, смонтированный на одноосном прицепе и оборудованный отопительной системой, работающей на дизельном топливе.
Вагоны-самосвалы представляют собой установленные на же лезнодорожных платформах емкости, имеющие возможность опро кидываться относительно продольной оси платформы. Двойные стенки емкости образуют полость для подведения пара. При вы грузке из них застывшего битума достаточно разогреть слой, непо средственно примыкающий к стенкам и днищу бункера.
Для разогрева битума с низким содержанцем воды (менее 2%) применяются нагреватели-циркуляторы, представляющие собой насос и нагревательное устройство (жаротрубный котел пли
электронагреватель). Битум после местного разогрева в емкости пропускается через нагреватель-циркулятор и снова направляется в емкость до полного разогрева.
Хранение битума производится в бптумохранилшцах, представ ляющих собой стальные или железобетонные емкости, котлованы пли обваловкп, снабженные системами обогрева, забора и на сосами.
Нагревание битума до рабочей температуры производится на гревателями-циркуляторами в передвижных или стационарных
бптумоплавильнях, |
представляющих собой |
жаротрубные котлы |
с твердотопливной |
или мазутной системой |
обогрева, системой |
битумопроводов и битумными насосами. |
|
Весьма эффективными для разогрева битума являются устрой ства с электрическими инфракрасными излучателями. Для интен сификации разогрева применяются вибраторы, повышающие по движность битума.
Для перекачки битума наибольшее распространение получили шестеренные насосы. Эти насосы могут быть погружными (на ходятся в среде расплавленного битума) или наружными. В по следнем случае их корпус имеет полости, через которые пропускает ся пар для обогрева насоса. В последнее время начинают внедряться прогрессивные винтовые насосы.
Приготовление битумных эмульсий (коллоидных смесей биту ма, воды и эмульгатора-щелочного мыла, казеина и т. п.) произ водится в гомогенизаторах и лопастных смесителях. Гомогениза торы представляют собой смеситель, в котором составляющие диспергируются и смешиваются, проходя через узкую щель между вращающимися лопастями и неподвижными частями установки. Гомогенизаторы снабжаются обогреваемой паровой рубашкой.
Транспортировка битума к потребителям по шоссейным доро гам осуществляется автобнтумовозамп и автогудронаторами. Последние производят также распределение битума или эмуль сий по подготовленному основанию с установленной нормой роз лива. '
Автобитумовоз представляет собой смонтированную на авто мобиле или седельном тягаче цистерну, имеющую теплоизоля цию, насос, битумопроводы и систему обогрева. Внутри цистерна имеет перегородки — волнорезы. Система обогрева включает керо синовые горелки, жаровые П-образные трубы, уложенные по дну цистерны, и дымовую коробку. Горячие газы, проходя от горелок по жаровым трубам, обеспечивают поддержание температуры или разогрев битума. Насосная система производит закачку битума в цистерну автобитумовоза, выдачу и циркуляцию битума с целью интенсификации разогрева. •
Автогудронатор (рис. 25-1), смонтированный на шасси авто мобиля 1, состоит из цистерны 3, системы обогрева 8, системы перекачки, циркуляции и распределения битума, трансмиссии,
системы управления 9, 10 н вспомогательного оборудования. Между цистерной и кабиной крепятся запасное колесо 15 и огне тушитель 16.
Заполнение цистерны производится через люк 4 с фильтром 5 или через систему трубопроводов и насос 13. Температура битума контролируется термометром 2, а его уровень — поплавковым ука зателем 7. Розлив битума производится через клапан 6, большой кран 14, насос 13, трубопровод 12 и распределитель 11. Последний представляет собой состоящую из секций горизонтальную трубу,
в которую вмонтированы сопла. В зависимости от числа секций ширина распределения составляет 1—7 м. Привод насоса произ водится от коробки .отбора мощности 18 через карданные валы 17. В иолуприцепных автогудронаторах привод насоса осуществляется от отдельного двигателя, расположенного в задней части машины.
Регулировка нормы розлива в пределах 0,5-—3,0 л/м2 произ водится изменением степени открытия кранов и скоростью движе ния машины. Насосная и распределительная система переключе нием кранов обеспечивают выполнение десяти основных операций: наполнение цистерны; циркуляция битума; розливы двусторонний, правый, левый, через распределитель и с перепуском излишков би тума в цистерну; отсос битума из распределительной системы; перекачивание битума из цистерны в цистерну; опорожнение системы.
Для приготовления асфальтобетона выпускаются передвижные асфальтосмесители производительностью 3 и 6,5 т/ч, сборно-раз борная установка на 25—30 т/ч и комплекты автоматизированного технологического оборудования для асфальтобетонных заводов сборно-разборного типа производительностью 50 или 100 т/ч. Для конструкции перечисленного оборудования характерно наличие теплоизоляции на всех агрегатах, емкостях и дозаторах, по кото рым проходят горячие материалы.
Дозаторы сыпучих материалов и дозаторы битума периоди ческого действия имеют такую же конструктивную схему, как и весовые или объемные сифонного действия дозаторы, рассмотрен ные в гл. 19.
Особенностью битумных дозаторов является наличие в ниж ней части весовой бадьи или бачка змеевика, служащего для цир куляции теплоносителя.
Один из типов объемных дозаторов битума непрерывного дей ствия представлен на рис. 25-2. Корпус дозатора 1 горизонтальной перегородкой 7 разделен на верхнюю 10 и нижнюю 5 камеры. В перегородку вмонтирован полый цилиндр 4, имеющий продоль ные диаметрально противоположные прорези. Внутри цилиндра находится полый ротор, приводимый во вращение от силовой пере дачи установки. В верхнюю камеру по трубопроводу 6 насосом подается битум, уровень которого ограничивается переливной тру бой 11, направляющей излишки в бак. Верхняя камера снабжена воздушным клапаном 9.
Ротор 8, вращаясь, забирает порции битума в верхней камере и разгружает их в нижнюю (на рис. 25-2 показан момент раз грузки), Объем порции регулируется степенью введения в полость ротора штока. Из нижней камеры битум по трубе 2 направляется в мешалку. Настройка дозатора (положение штока в роторе) про изводится по расходомеру 3.
Для смешивания компонентов асфальтобетона применяются мешалки принудительного действия. Такая мешалка (рис. 25-3) состоит из корпуса 1, двух смесительных валов 2 с державками 4, на крГорых закреплены лопасти 3, изготовленные из нзносостой-
кой марганцовистоц стали. Валы имеют встречное вращение, пере даваемое через зубчатые колеса 9, входящие в редуктор привода. Дно мешалки имеет затвор 5, приводимый в действие цилинд ром 6. Для присоединения к цилиндру шлангов служат штуцера 7. Ход затвора при открывании ограничивается резиновым буфе ром 8.
Рис. 25-3. Асфальтомешалка принудительного действия
Принципиальным отличием конструкции мешалки непрерывного действия является отсутствие затвора и правой торцевой стенки. Компоненты загружаются у левой стенки и смешиваются по мере продвижения наклонными лопастями к правому разгрузочному торцу.
§ 25-2. Асфальтоукладчики
Асфальтоукладчики служат для приемки из автосамосвалов асфальтобетонных и битумоминеральных смесей и укладки их на основание слоем заданной толщины. В настоящее время наиболее широкое распространение получили самоходные асфальтоуклад чики на гусеничном ходу производительностью 100 т/ч, реже встре чаются подобные машины производительностью 50 т/ч.
Нашей промышленностью освоен выпуск автоматизированных самоходных асфальтоукладчиков на пневмоколесном ходу произ водительностью 150 т/ч и пневмоколесных тротуарных асфальто укладчиков производительностью 25 т/ч.