Файл: Смирнов, В. И. Строительные машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

что достигается флажковым делителем, установленным над пла­ стинчатым питателем.

Производительность асфальтоукладчиков определяется по фор­ муле

 

 

 

П = hbvpKnв т!ч,

 

(25-3)

где

h,

b — толщина

и ширина укладываемого слоя, м;

 

 

 

р— плотность уплотненной смеси,

т/лг3;

равная

 

 

v — рабочая

скорость движения

укладчика,

 

К

96 — 900 м/ч\

 

времени,

 

— коэффициент использования машины по

^»:в= 0 , 7 -г-0,9.

Как видно из формулы (25-3), увеличение производительности может быть достигнуто за счет правильного выбора рабочей ско­ рости и повышения коэффициента Ка „, который определяется

восновном организацией подвоза смеси.

§25-3. Машины для строительства покрытий методом смешения

на месте

При строительстве покрытий методом смешения на месте и стабилизации грунтов кроме ранее рассмотренных машин (авто­ самосвалов, автогрейдеров, цементовозов и др.), применяются спе­ циальные машины. Основными из них являются дорожные фрезы, распределители щебня (гравия и песка) и цемента, а также одно­ проходные грунтосмесительные машины и установки для приго­ товления грунтовых смесей.

Рис. 25-7. Схема навесной дорожной фрезы

Дорожные фрезы предназначены для рыхления грунтов, рас­ пределения жидких вяжущих или воды и смешивания с ними грунтов. Наиболее распространены фрезы, навешиваемые на гусе­ ничный трактор, оборудованный бульдозером. Такая фреза (рис. 25-7) состоит из роторного рабочего органа (фрезы) 1, тяго­

420


вой рамы 2, системы подъема фрезы 3, трактора 4, бульдозерного оборудования 5, системы распределения жидких вяжущих 6 , 11, демультипликатора ходового механизма трактора 7, привода фре­ зы 8 , основной рамы 9, кожуха фрезы 10.

При перемещении машины и вращении фрезы происходит рых­ ление грунта и смешивание его с вяжущими, поступающими из распределителя 11. Кожух 10 предотвращает разбрасывание грунта и производит его заглаживание. В плотных грунтах при первых проходах обычно производится только рыхление и измель­ чение, а при последующих — введение вяжущих и смешивание.

Привод фрезы и насоса системы распределения производится от силовой передачи трактора. Производительность машины 54 м3/ч, ширина обрабатываемой полосы 2,5 м, глубина рыхления 0,2 м.

В настоящее время осваиваются более перспективные навесные фрезы на пневмоколесных тягачах с шинами регулируемого дав­ ления.

Распределитель щебня, гравия и песка представляет собой самоходную гусеничную машину, имеющую бункер для приемки материалов из самосвалов. Задняя стенка бункера снабжена за­ слонками, высотным положением которых регулируется толщина распределяемого слоя. Распределение материала производится двухотвальным разравнивающим брусом, сзади машины навеши­ ваются уплотняющие виброплиты.

Распределитель цемента представляет собой одноосную при­ цепную машину, работающую в сцепе с гусеничным трактором. На оси ходовой части смонтирован бункер, имеющий сошники, через которые цемент из бункера вводится в грунт. Регулировка нормы распределения производится с помощью специального дозатора, приводимого в действие от гидродвигателя.

Однопроходная грунтосмесительная машина Д-391 Б, осваивае­ мая промышленностью, имеет три рабочих органа: фрезы для рых­ ления и измельчания грунта, а также двухвальную лопастную ме­ шалку. На машине смонтированы емкости для жидких вяжущих и цемента (извести), из которых материал поступает между ва­ лами мешалки. Задние колеса машины производят предваритель­ ное уплотнение грунта.

При эксплуатации машин для приготовления и укладки асфальтобетонных смесей наряду с общими правилами техники безопасности необходимо соблюдать следующее: ‘

при ярусном расположении рабочих площадок и переходов на асфальтосмесительных установках и заводах настилы площа­ док, переходов и лестниц должны быть сплошными, с перильным ограждением высотой 1 м и бортовой доской;

деревянный настил перед форсункой необходимо обить рифленой листовой сталью;

пользоваться бензином для зажигания форсунок запре­

щается;

/

421


начинать подачу минеральных материалов на элеватор до­ пускается только после прогрева сушильного барабана без за­ грузки в течение 2 —3 мин;

осматривать и ремонтировать элеватор горячих материалов,

сушильный барабан и смеситель следует только после их остыва­

ния;

— при работе с битумными материалами необходимо руковод­ ствоваться соответствующими техническими условиями, обращая особое внимание на . пожарную безопасность, предотвращение взрывов и исключение ожогов и отравлений.

Глава 26

МАШИНЫ ДЛЯ УПЛОТНЕНИЯ ГРУНТОВ, ОСНОВАНИЙ

ипо кры ти й

§26-1. Основные характеристики уплотняющих машин

Сущность уплотнения состоит в том, что под действием на­ грузки или отсасывания (вакуумирования) из уплотняемой среды вытесняются газообразная, а иногда и жидкая фазы, происходит сближение и более плотное расположение минеральных частиц.

Основными характеристиками машин, определяющими процесс уплотнения, являются напряжения на поверхности уплотняемой среды и площадь их приложения, время нагружения и скорость изменения нагрузки, частота и

 

продолжительность циклической на­

 

грузки.

время

уплотнение

 

В настоящее

 

осуществляется укаткой, трамбо­

 

ванием, вибрированием, вакууми­

 

рованием пли сочетанием неко­

 

торых из этих способов.

 

Вакуумирование из-за слож­

 

ности

технологии и

недостаточ­

 

ной

эффективности

применяется

Рис. 26-1. Схема уплотнения

для

уплотнения

бетонных смесей

в тех случаях,

когда

использова­

укаткой

 

ние

других средств

невозможно.

Его сущность состоит в том, что уплотняемая поверхность покры­ вается вакуум-щитами, к которым сверху подсоединены шланги от вакуум-насоса. Внутренняя полость щитов заполнена твердым пористым материалом. При работе вакуум-насоса из уплотняемой среды отсасываются воздух и вода, а сами щиты прижимаются (присасываются) к среде, уплотняя ее.

Уплотнение укаткой — наиболее старый и распространенный способ. Его сущность состоит в воздействии на поверхность уплот­

422


няемой среды катящимся вальцом (рис. 26-1). Так как скорость движения вальца невелика (0,4—2,8 м/сек), то нагрузку можно считать статической. После каждого прохода среда деформи­ руется на величину h, которая зависит от нагрузки G, передавае­ мой от вальца на поверхность, и размеров вальца:

h —/ (G, г, Ь).

Если пренебречь упругими деформациями, то при указанных на рис. 26-1 обозначениях и схеме сил взаимодействия ведомого вальца с уплотняемой средой величина элементарной нормаль­ ной силы составит

 

dPH—pbdl,

 

где

р — удельное давление под вальцом;

 

 

b — ширина вальца;

 

средой.

 

dl — элементарная дуга контакта вальца со

 

Очевидно

i

 

 

 

 

 

dPnsin а =

Рт = j*pb sin a dl;

 

 

 

6

 

 

 

i

 

 

2 dP„ cos a — G = ^ p b cos a dl,

 

 

 

о

 

где

l — длина дуги контакта вальца со средой;

 

 

Рт — сила тяги, необходимая для перемещения вальца.

 

Так как

 

 

 

sin a dl — dy;

 

 

cos а dl — dx,

 

 

Ят =

f Pbdy;

(26-1)

 

 

r-h

 

 

 

a

 

 

0 — | p b d x %

(26-2)

 

 

0

 

Материалы покрытий, оснований и грунты не являются линейно деформируемыми средами; для них зависимость между деформа­ цией и напряжением имеет вид

р = АтЛ

(26-3)

где К — коэффициент осадки, численно равный удельному давле­ нию для деформации среды на 1 см;

у — осадка, см; ■ р, — коэффициент, характеризующий состояние среды; для

уплотненной среды р.= 1 ,0 .

423


Подставляя формулу (26-3)

в (26-1) и

(26-2), имеем

 

Г

(26-4)

PT = Kb

J y*dx-,

 

r — h

 

 

а

(26-5)

G = Kb J y^dx.

о

Решив уравнения (26-4) и (26-5), получим

 

(26-6)

G = Kbr11 x y 2 r h ( r

(26-7)

\

О )

Приведенный коэффициент трения качения

(26-8)

где h — величина осадки, определяемая из уравнения (26-3),

(26-9)

Таким образом, по формулам (26-6), (26-7) и (26-8) можно определить необходимую силу тяги Рт, вес G и приведенный коэффициент трения качения f, являющиеся основными парамет­ рами уплотняющих катков.

Учитывая, что значение р зависит от деформации поверхности среды, в качестве независимой характеристики жестких вальцов применяют их удельное линейное давление рл (ра = G;b).

Уплотнение трамбованием осуществляется приложением удар­ ной нагрузки на поверхность среды через плоский штамп (плиту). Наиболее распространенным способом трамбования является спо­

соб

свободно падающих грузов, при котором штамп площадью

b x b

и весом G падает на среду с высоты h„.

Работа, производимая штампом, равна

А = Gh„.

Пренебрегая деформацией штампа, элементарную работу де­ формации среды с учетом выражения (26-3) можно выразить как

dA = K b Y d y .

Тогда

h

А = Kb2 j уЧ у.

О

424