Файл: Смирнов, В. И. Строительные машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными частями асфальтоукладчика на 100 т/ч (рис. 25-4) являются приемный бункер 8 , левый и правый скребковые пита­ тели 11, нижняя и верхняя рамы 4, гусеничная ходовая часть 9,

несущие брусья

рабочих органов 1 2 , рабочие органы

(правый и

левый шнеки 13,

трамбующий брус 14

и выглаживающая

пли­

 

 

та 15), двигатель 3, си­

 

 

ловая передача 1 , систе­

 

 

мы управления 2 , допол­

 

 

нительное

и

вспомога­

 

 

тельное

оборудование.

 

 

 

Рабочий

процесс

 

ас­

 

 

фальтоукладчика

осуще­

 

 

ствляется следующим об­

 

 

разом.

Автосамосвал

7

 

 

грузоподъемностью

40—;

 

 

45 кн, двигаясь задним

 

 

ходом по основанию по­

 

 

крытия, вплотную подхо­

 

 

дит к укладчику, и води­

 

 

тель

выключает

коробку

 

 

передач.

Укладчик, • пере­

 

 

мещаясь

слева

направо,

 

 

роликами 6

упирается

в

 

 

задние

колеса

 

самосва­

 

 

ла 5 и толкает его; при

 

 

этом

происходит разгруз­

Рис. 25-4. Технологическая схема гусенич­

ка

смеси

в

приемный

ного асфальтоукладчика

бункер,

имеющий

 

на­

 

 

клонные

стенки.

Днищем

бункера являются скребковые, работающие независимо друг от друга питатели, транспортирующие смесь к рабочим органам. При выходе из бункера толщина смеси на питателях регулируется тремя заслонками 1 0 , положение которых по высоте может изме­ няться с помощью винтов, чем достигается регулировка толщины и профиля покрытия (для увеличения толщины покрытия по сре­ дине захвата средняя заслонка поднимается выше крайних).

Питатели подают смесь к работающим синхронно с ними шне­ кам, распределяющим смесь по ширине укладываемой полосы. При работе на комкующихся смесях за шнеками устанавливается до­ полнительный рабочий орган — мешалка, которая, вращаясь, раз­ бивает своими лопастями комья, обеспечивая равномерную струк­ туру смеси. После мешалки смесь подвергается предварительному уплотнению трамбующим брусом, совершающим с частотой 24 гц возвратно-поступательное движение в вертикальной плоскости.

Выглаживающая плита имеет коробчатую форму и состоит из правой и левой секций, соединенных продольным шарниром. Внут­ ренние полости плиты являются дымогарными камерами для двух

416


жидкостных горелок, обеспечивающих нагрев ее нижних гладких рабочих поверхностей. Таким образом, плита играет роль утюга, выглаживая покрытие и обеспечивая некоторое его уплотнение. Окончательное уплотнение производится моторным катком.

Несущие брусья рабочих органов передними концами с по­ мощью шаровых шарниров опираются на нижнюю раму, а зад­ ними через винты 16 — на выглаживающую плиту. Остальные ра­ бочие органы подвешиваются к несущим брусьям. Давление плиты на смесь не должно превышать определенных пределов с тем, чтобы не вызывать разрывов покрытия. Давление регулируется специальными подвесками, поддерживающими раму. Подъем и опускание рамы производится с помощью гидроцилиндров.

Привод всех механизмов и устройств асфальтоукладчика: ходо­ вого механизма, скребковых питателей, шнеков, мешалки, трам­ бующего бруса, воздуходувки системы обогрева плиты, насоса гидросистемы, генератора освещения, — осуществляется от дизель­ ного двигателя Д-48Л.

Управление машиной производят два человека: машинист с верхней площадки, и оператор, находящийся на площадке зад­ ней плиты.

Для выдерживания заданных поперечного и продольного про­ филей покрытия, обеспечения заданной толщины покрытия и до­ стижения эффективного уплотнения плитой необходима правиль­ ная ее настройка.

Настройка выглаживающей плиты на заданный поперечный профиль производится с помощью винта, соединяющего вертикаль­ ные кронштейны секций плиты: при изменении расстояния между кронштейнами меняется угол между секциями плиты. При этом опорные винты поворачиваются в шарнирах несущих брусьев. С помощью платы можно формировать двускатный, односкатный и горизонтальный профили. Угол между плитами контроли­ руется указателем.

Сила нормального давления плиты на смесь

Р н (рис.

25-5) и

толщина покрытия зависят от углов а и f. Ha

систему

плита—

несущие брусья с механизмами регулировки и контроля действуют

силы:

приведенный вес

плиты G,

сила

Ри, сила

трения

PTp =

PHtg<f, вертикальная реакция шарнира О Р ш и тяговое уси­

лие Р т.

суммы моментов сил

относительно точ­

Составим уравнение

ки О:

Риcos ( 7 — а) I +

Р н tg ср sin (у — а) I — Gcos у/ = 0.

(25-1)

 

Преобразовав его, получим

 

 

 

 

р _ r

cos у cos Tf

 

 

(25-2)

 

н

 

cos (<р — т +

а)

 

 

 

 

 

Из (25-2) следует, что увеличение угла а (при f=const) при­ водит к росту силы Р„. Ее величина должна быть такой, чтобы

27 Строительные машины

417


плита не вызывала разрывов покрытия. При изменении его тол­ щины для сохранения оптимального значения силы Р„ необхо­ димо соответствующим образом изменять угол а.

Синхронное увеличение углов ] и а подъемом шарнира О при­ водит к уменьшению силы. Ян (формула 25-2), а при достаточном поступлении смеси — к увеличению толщины покрытия.

Рис. 25-5. Схема работы и настройки выглаживающей плиты

Регулировка толщины покрытия за счет изменения высоты шарнира О осуществлена в новом автоматизированном асфальто­ укладчике на пневмоколесном ходу.

Технологические схемы работы асфальтоукладчиков на пневмо­ колесном и гусеничном ходу аналогичны. Основными отличиями в конструкции нового укладчика являются следующие. Боковые стенки приемного бункера с помощью гидроцилиндров могут опро­ кидываться, способствуя сползанию смеси на питатели. Управле­ ние приводом соответствующих питателей и секций шнека (пра­ вой и левой) сблокировано и автоматизировано: привод автомати­ чески выключается при заполнении смесью шнекового простран­ ства. Привод трамбующего бруса осуществляется от гидромотора, что позволяет регулировать частоты ударов от 0 до 27 гц.

Для изменения ширины укладываемой полосы в комплект обо­ рудования включены удлинители шнеков, трамбующего бруса и выглаживающей плиты. Бункер укладчика рассчитан на прием 1 0 тсмеси.

Регулировка толщины укладываемого слоя (рис. 25-6) может осуществляться вручную (винтами 1 0 ), гидроцилиндрами (путем

изменения положения точек подвеса несущих брусьев к раме

1 1 )

и автоматически с помощью системы «Стабилослой-1».

 

Комплект аппаратуры «Стабилослой-1» (рис. 25-6) состоит из

двух датчиков продольного профиля 4 с

винтами настройки

по

высоте, датчика угла поперечного уклона

1 2 , пульта управления

418


и реверсивных гидрораспределителей 7 с электромагнитным управ­ лением.

Щупы 3 датчиков, закрепленных на несущих брусьях 2 и на­ строенных на определенную высоту, перемещаются по опорной базе, копирующей продольный профиль покрытия. В качестве базы используется натянутая проволока или ранее уложенное по­ крытие.

При движении плиты 1 в режиме настройки цилиндры 5 запер­ ты. При изменении продольного профиля щуп отклоняется от пер­ воначального положения, в датчике возникает электрический сигнал рассогласования, который по проводам 9 поступает на электромагнит распределителя 7. Последний по маслопроводам 8 направляет в соответствующий гидроцилиндр продольного про­ филя 5 масло. Шарнир крепления несущего бруса будет переме­ щаться до тех пор, пока в датчике 4 не исчезнет сигнал рассогла­

сования (не будет обеспечено равенство (25-2).

 

Аналогично

работает цепь выдерживания поперечного про­

филя, исполнительным элементом которой является

цилиндр 6 .

В датчике 1 2

сигнал рассогласования возникает при

отклонении

маятника от заданного на шкале положения.

 

Для автоматической стабилизации рабочего органа одновре­ менно в схеме должны работать два датчика. Комбинация опре­ деляется условиями работы.

Тротуарный асфальтоукладчик на пневмоколесном ходу с приемным бункером на 2,5 г и производительностью 25 т/ч рабо­ тает по такой же технологической, схеме, что и ранее рассмотрен­ ные укладчики, отличаясь от них массой и размерами. Ширина укладываемой полосы может колебаться в пределах 1,50—2,25 м,

27*

419