Файл: Сказ о казанских меховщиках [очерки о Татарском производственном меховом объединении им. Х. Ямашева].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Секретарю парткома мехкомбината.

Благодарю вас всех за проявленную заботу о моей семье. Встретил новый год на фронте получением правительственной награды. На моей груди блестит медаль «За отвагу». 1942 год провел в боях. Ста­ раюсь оправдать доверие партии.

Привет всем товарищам.

П. Новоселов.»

«Казань. Сталинский райком ВКП (б), парторгани­ зации мехового комбината.

Партийное бюро части, где служит член партии, ранее состоявший на учете в вашей парторганиза­ ции, т. Зайнутдинов Хасан Зайнутдинович, сообщает о боевых подвигах вашего воспитанника.

Под огнем артиллерии и пулеметов противника

т. Зайнутдинов личным примером

увлек

бойцов

в атаку и враг был опрокинут.

 

орденом

Хасан

Зайнутдинович

награжден

«Красная Звезда».

 

 

 

 

Секретарь партийного

бюро

капитан

Асташкин.»

Такие письма с фронта радовали и поддерживали коллектив комбината. И меховщики старались не остать­ ся в долгу. Большой честью для них было сообщение Совинформбюро, которое появилось в газетах:

«На меховом комбинате в г. Казани свыше 100 советских патриоток систематически выполня­ ют за смену по две-три трудовые нормы. Среди них стахановки: Бикмуллина, Сайфутдинова, Хаса­ нова, Сафина, Ж уланова, Нигматуллина и многие другие. Коллектив комбината, борясь за досроч­ ное выполнение фронтовых заказов, намного уве­ личил выпуск продукции».

98

Осенью 1944 года меховщики получили радостное и печальное сообщение: одному из питомцев Казанского мехового комбината — слесарю Владимиру Николаевичу Николаеву присвоено звание Героя Советского Сою за, а через несколько дней он погиб в жестоком бою с вра­ гом. Было это так.

Неудержимым потоком рвались от Львова к Висле танкисты и мотострелки генерала Рыбалко. Под огнем противника форсировали они реку и захватили плац­ дарм на ее западном берегу. В этом бою командир танкового батальона капитан Николаев был ранен, но не пожелал отправиться в тыловой госпиталь, а остался в медсанбате, который следовал за своей бригадой.

Около полутора тысяч машин с боеприпасами, горю ­ чим находились на берегу, когда немцы, неожиданно прорвавшись к переправе, подошли к ней на 400 метров.

На берегу находились и машины медсанбата. Раненый

Николаев ушел в цепь отбивать атаки врага.

Здесь его

увидел генерал и

поручил организовать

оборону.

Два дня — 3 и

4 августа — шел бой

у

переправы.

Фашисты не прошли. Они потеряли 7 танков, до 300 сол­ дат и офицеров. А Николаев, собрав всех, кто мог дер­ жать оружие, перешел в наступление и отбросил гитле­

ровцев на несколько километров

от

переправы.

В конце сентября Владимир писал матери: «Отныне

ты — мать

Героя Советского Сою за.

Как видишь, сын

твой честно защищает Родину».

 

 

Это было его последнее письмо. В ночь на 2 октября

1944

года

герой погиб.

Отечественной войны

А

за год до начала Великой

звания Героя Советского Сою за был удостоен еще один меховщик — слесарь меховой фабрики № 3 Максим Васильевич Дмитриев. В боях с белофиннами танкист Дмитриев проявил исключительное мужество и отвагу.

Коллектив меховщиков с большим воодушевлением воспринял призыв о ш ефстве промышленных предприя-

7*

99


тий над воинскими частями, сражающимися на фронтах Великой Отечественной войны.

В партийном архиве Татарского обкома КПСС хра­ нится постановление общего собрания рабочих и спе­ циалистов механического завода N° 5 комбината:

«1. Общее собрание, обсудив письмо бойцов, коман­ диров и политработников отдельного батальона, с гор­ достью и радостью принимает на себя шефство над батальоном. Мы уверены, что оказанное нам обкомом ВКП(б) доверие с честью оправдаем.

2.Призываем все коллективы мехкомбината вклю­ читься в это почетное дело — шефство над боевым подразделением Красной Армии.

3.Обязуемся отработать выходной день и на выру­ ченную сумму зарплаты закупить подарки и передать их подшефному батальону ко Дню Красной Армии.

Кроме того, организовать индивидуальный сбор подарков для подшефного батальона, для сбора кото­ рых выделить тт. Насырову, Семенову и Киселеву.

Приветствуя славных защитников Родины — нашу доблестную Красную Армию , коллектив механического

завода № 5 заверяет, что

взятые

нами

обязательства

к 24-й годовщине Красной

Армии

будут

выполнены и

мы будем еще лучше работать

для удовлетворения

нужд фронта и скорейшей

победы

над

коварным вра­

гом!» В этом решении меховщиков, как и во многих других

фактах, проявились нерушимая связь тыла и фронта, безграничная любовь советского народа к своей армии.

Об этом свидетельствует и постоянный рост партий­ ной организации комбината. На каждом бюро рассма­ тривались заявления о вступлении в партию. В партию шли лучшие люди, те, кто считал, что в ее рядах очи сумеют принести еще больше пользы Родине.

100

ВЫСОКАЯ НАГРАДА

Мобилизующая роль коммунистов, партийной орга­ низации, которую возглавлял в то время А . А . Аникиев, особенно ярко сказалась в борьбе за производственный план. Досрочно выполнялись не только основные, но и дополнительные задания. По труду меховщиков была и честь, оказанная им Родиной. 24 января 1944 года был

опубликован

Указ

Президиума Верховного Совета

СССР, подписанный

М. И. Калининым:

«За образцовое выполнение заданий правитель­ ства по производству и обеспечению Красной Армии и Военно-Морского Ф лота теплой одеждой, обувью, снаряжением и парашютно-десантным иму­ ществом наградить Казанский меховой комбинат орденом Ленина».

Орденами и медалями Сою за

ССР

была награждена

и группа передовиков

производства.

Орден

Ленина

был вручен мастеру

машинного

отделения

фабрики

№ 1 М. Богатыревой; ордена Трудового Красного Зна­

мени — директору комбината

Ю .

С.

Комиссаренко,

скорнячке меховой фабрики № 1

X. Ш. Хабибуллиной,

закройщице фабрики N° 4

М. Г. Ю нусовой; ордена

«Знак Почета» — техноруку школы Ф З У

О. В. Араповой,

бригадиру фабрики № 1 X. Г. Гариповой, скорнячке той же фабрики Г. 3 . Загрутдиновой и главному инженеру 1-й фабрики М. Б. Крахмальникову. Несколько человек получили медали «За трудовую доблесть» и «За трудо­

вое

отличие».

на знаме­

Великую награду Родины — орден Ленина

ни

мехкомбината — решили отпраздновать

на славу.

Рабочие получили два дня отдыха. Не отдыхали только фабричные столовые. Всех до единого работника ком­ бината угостили праздничным обедом. По тем временам это был настоящий пир.

101


Война близилась к концу. Но армия требовала попрежнему много теплого обмундирования, и казанские меховые продолжали наращивать темпы. Любопытная деталь: еще за несколько месяцев до окончания войны интенданты уже строили свои расчеты на снабжение армии в условиях мирного времени. Комбинату стали предъявлять жесткие, довоенные требования к качеству продукции. Например, были возвращены 100 тысяч шапок с голубоватым, а не строго серым цветом меха. Пришлось вернуться к старой, мирного времени, техно­ логии, чтобы выполнять армейские заказы.

И вот, наконец, пришел этот долгожданный день — День Победы. О том, как встретили трудящ иеся Казани радостную весть о безоговорочной капитуляции гитле­ ровской Германии, весть об окончании войны, рассказы­

вает хранящаяся

в партийном архиве обкома

КПСС

информация Казанского горкома

партии

в ЦК

и ОК

ВКП(б) о

проведении Дня

Победы в Казани:

 

«...Как

только

замолк

голос

диктора,

известившего

о подписании акта о капитуляции Германии, об оконча­ нии войны, в городе началось всеобщее народное лико­ вание. Несмотря на глубокую ночь, трудно было найти дом, где бы не зажглись яркие огни. Улицы и площади города стали заполняться радостным, ликующим наро­ дом. Слышались возгласы: «Да здравствует Красная Армия!», «Да здравствует Победа!» Люди обнимались, целовались, поздравляя друг друга».

Несмотря на то, что 9 мая было объявлено нерабо­ чим днем, каждый стремился скорее побывать на своем предприятии, в учреждении, учебном заведении, чтобы поделиться с товарищами великой радостью.

С утра на предприятиях стали проходить митинги. Никогда еще в Казани не было таких многолюдных митингов, никогда не проводились они с таким подъе­ мом.

102


С митинга начался этот незабываемый день и на меховом комбинате. С утра в фабричных цехах остано­ вили все машины. На просторном дворе 1-й меховой собралась первая смена. Это были часы ликования и радости. В этот день не работали, митинговали, вспоми­ нали тех, кто скоро вернется с фронтов, и тех, кто отдал свою жизнь за свободу Отчизны.

А на следующий день в цехах снова закипела рабо­ та. В лабораториях конструкторы уже взялись за изготовле­ ние моделей одежды для гражданского населения.

ГОДЫ ТРУДА И ТВОРЧЕСТВА

ПОСЛЕВОЕННАЯ ПЯТИЛЕТКА

Ола к переводу всей своей экономики на мир­ ные рельсы. Многое надо было начинатьтзвучали победные салюты. Страна приступи­

сначала, создавать вновь не только производства, свер­ нутые во время войны, но и совершенно новые для выпуска необходимых товаров народного потребления. Приходилось делать это в условиях, когда, казалось, все ресурсы истощены четырехлетней войной, когда рабо­ чие нуждались в отдыхе, восстановлении сил после напряженной работы военных лет. И все же страна нашла силы, возможности за необычайно короткий срок пустить на конвейеры и потоки вместо оружия и армей­ ского обмундирования костюмы, обувь, бытовые при­ боры.

Трудно пришлось и казанским меховщикам. Прежде всего резко сократилось поступление овчины. В 1945 году ее переработали без малого 5 миллионов штук. На следующий год заготовители обещали дать только поло­ вину. И это было вполне понятно: за годы войны овечьи отары сильно поредели, а кое-где и совсем были истреб­ лены.

Но и уменьшенное количество сырья не на чем было обрабатывать. Оборудование на фабриках настолько поизносилось, что на нем стало опасно что-либо делать. Когда выполнялись фронтовые заказы — шли на риск. Особенно угрожаю щ ее положение сложилось на 1-й фабрике. Во время войны она являлась единственным

109

сырейно-красильным предприятием в Казани — из-за от­

сутствия

рабочей силы

2-я фабрика (О М КУЗ ) не рабо­

тала.

 

дни

со всей остротой встал вопрос

В послевоенные

и о кадрах. На родину

возвращались

эвакуированные

в Казань

люди. Их

тепло, как родных,

провожали, но

замены им сразу не находили. Уходили на отдых пенсио­ неры, те, что заменили в свое время ушедших на фронт мужей и сыновей. Но и тот коллектив, который остался,

требовал

в своей значительной части переквалифика­

ции. Ведь

шить рукавицы и манто — далеко не одно и

то же. Следует еще упомянуть и о других трудностях: постоянные перебои с подачей воды и электроэнергии, недостаток химикатов, подсобных материалов. Днями простаивали скорняки — их не могли обеспечить... нит­ ками...

И при всем этом перестройка на комбинате шла фронтовыми темпами. Заменялась ускоренная, но и упрощенная технология военного времени. С начала 1946 года была разработана первая послевоенная пяти­

летка

комбината. А

первый ее год

выглядел

так, как

будто

в Казань уже

завезли

и первоклассное

меховое

сырье,

и поступило

откуда-то

новое

оборудование, а

количество людей в цехах по крайней мере удвоилось. Газета «Красная Татария» 7 апреля 1946 года напеча­ тала статью главного инженера комбината М. Гаркави «Меховой комбинат в новой пятилетке». На ней следует

остановиться подробнее.

«Казанский ордена Ленина меховой комбинат,— гово­ рилось в статье,— имеет значительный удельный вес в меховой промышленности СССР. В Казани сосредото­ чено свыше одной трети производства меховой продук­ ции страны. Фабрики специализированы на обработке меховой овчины.

Производственная мощность комбината велика. Вот данные, характеризующие рост объема производства

110


в новой пятилетке: в 1946 году предприятия комбината дадут 3 миллиона облагороженных шкурок, а в 1950 году — 5600 тысяч».

Далее М. Гаркави сопоставляет объем продукции, выпускаемой Казанским меховым комбинатом в новой пятилетке, с производством меховых имитаций в капи­

талистических странах.

Вот

любопытные

сведения из

американской

газеты

«Вумес-Вер-Дейли».

Оценивая

положение

на меховом рынке

С Ш А ,

газета

писала о

крупнейшей

американской

меховой фирме

Эйтингтона:

«Переработка овчины будет в пушной

торговле

самым

большим делом

в течение

ближайших

25

лет.

Фирма

перерабатывает

на трех

предприятиях

около

15 тысяч

штук овчин в неделю , что составляет примерно полови­

ну

всей

продукции

такого

рода,

вырабатываемой

в СШ А ».

тысяч, как крупнейшая американская фирма, а

60

Не 15

тысяч

штук овчин

в неделю выпускают

фабрики

Казанского мехового

комбината уже

в 1946 году — пер­

вом году новой пятилетки.

предприятиям

комбината

 

Что же дает возможность

выпускать не только большое количество имитаций из овчины в новой пятилетке, но и добиться их высокого качества? Это, прежде всего, новый метод обработки овчин и связанная с ним реконструкция производства.

При существовавших ранее методах обработки и крашения овчины существенным недостатком выпускае­ мых имитаций была их слабая стойкость. Под влиянием влажности, света имитации сравнительно быстро теряли первоначальный вид, волос скатывался и овчина, выде­ ланная, скажем, под нутрию, становилась похожей на обыкновенную.

Дальше М. Гаркави пишет, что на Казанском меховом комбинате заканчиваются работы по освоению нового

метода облагораживания волоса тонкорунных

овчин,

суть которого заключается в термохимическом

воздей-

111