Рис. 13.11. Принцип изготов ления сваи Михаэлиса — Маета
длины свай (свыше 15 м). Пневмоспособ применяется в практике изготовления набивных свай других конструкций.
Сваи Михаэлиса — Маета по схеме близки пневмосваям и явля ются разновидностью свай гидравлического прессования. В свае из прессованного бетона грунтовую воду из буровой скважины вытес няют по принципу действия поршня в цилиндре насоса. Роль порш ня выполняет плита основания, в которую пропущена труба (рис. 13.11) для отвода грунтовой воды. Плотный контакт между плитой и обсадной трубой обеспечива ется обмазкой глиной.
Когда арматура сваи вместе с плитой опущена до дна буровой скважины (дру гими словами, когда вытеснена вся грун товая вода), обсадную трубу наполняют бетоном, а трубы отвинчивают и удаляют. Затем поверхность бетона уплотняют гли ной, а на обсадную трубу навинчивают наголовник В для сжатого воздуха. На гнетанием воды под давлением до 35 ат уплотняется бетон и одновременно удаля ется обсадная труба из грунта.
5. Грунтобетонные сваи
Технология механизированного уст ройства грунтобетонных фундаментов ос нована на использовании свойства лёс совидных грунтов образовывать конст руктивный материал, отвечающий требо ваниям фундаментостроения при переме шивании с цементом и последующем уп лотнении смеси. Если перечисленные опе рации производить непосредственно в массиве грунта без еговыемки, то в слу чае применения соответствующего при
способления можно получить грунтобетонную сваю. Такие сваи, как и другие типы набивных свай, используют для зданий различного назначения, при возведении подпорных стенок, противофильтрационных завес и т. д.
В инструкции по изготовлению и применению грунтобетона в строительстве (СН 23—58) для изготовления грунтобетонных свай предусмотрены лёсс, лёссовидные и карбонатные суглинки и супеси.
Технология изготовления грунтобетонных свай разработана в шестидесятых годах в СибЗНИИЭП под руководством проф. А. В. Силенко.
Для изготовления свай диаметром 0,8 и 0,9 м при глубине до 3 м и диаметром 0,5-М),7 м и длиной до 7 м применяют агрегат АГС-7 (рис. 13.12).
Узлы агрегата смонтированы на шасси автомобиля МАЗ-200. Агрегат состоит из рамы, мачты, буровой штанги с вертлюгом, рабочего органа, электропривода, механизмов вращения и подачи рабочего органа, технологического оборудования для приготовления и нагнетания цементной суспензии. На раме шарнирно уста новлена мачта из стальных труб.
В рабочее положение мачту поднимают при помощи гидросистемы. Для опус кания мачты в транспортное положение используют лебедку, установленную на буфере автомобиля. Мачта имеет трубчатые направляющие, по которым переме щается вертлюг, один конец последнего соединен с напорным шлангом растворо-
насоса, а другой — с пустотелой буровой штангой |
квадратного сечения. |
К нижнему концу штанги прикреплен рабочий |
орган.— смесительный бур, ко |
торый вращается от электродвигателя, обеспечивающего от 38 до 138 об/мин при величине подачи буровой штанги от 8 до 14 мм за один оборот.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для приготовления и на |
|
|
гнетания в грунт |
цементной |
|
|
суспензии на |
агрегате уста |
|
|
новлены приемный |
бункер |
|
|
для цемента емкостью 1 мг, |
|
|
шнек, подающий |
|
цемент в |
|
|
растворосмеситель, |
произво |
|
|
дительностью |
1,8 |
м3/ч, рас |
|
|
творосмеситель с баком |
ем |
|
|
костью 0,7 мг и растворона- |
|
|
сос С-317. |
приготовляют |
|
|
Суспензию |
|
Рис. 13.12. Детали опытного агрегата для |
в смесителе, |
имеющем |
для |
|
перемешивания |
составляю |
|
бурения скважин: |
|
/ — штанга; 2 и 3 — лопасти; 4 — забурник; S — |
щих компонентов |
три пары |
|
муфта |
пропеллерных |
лопастей, |
за |
|
|
крепленных на вертикальном |
валу. Нагнетают суспензию для устройства сваи растворонасосом. Рабочий орган — смесительный бур (см. рис. 13.12) состоит из трубы с укрепленными на ней режущими и перемешивающими лопастями. К верхнему концу трубы приварена муфта, соединяю щая рабочий орган с буровой штангой. В нижний конец вставлена глухая муфта с забурником. За тыльной стороной режущих лопас тей в трубу ввинчены насадки, служащие для выпуска в грунт це
ментной суспензии.
В зависимости от диаметра сваи и количества нагнетаемой в грунт суспензии применяют насадки диаметром от 12 до 20 мм. Ин тенсивное перемешивание грунтовой смеси обеспечивается лопастя ми, имеющими прямолинейную и криволинейную форму, что позво ляет перемещать смесь в вертикальной и горизонтальной плоскос тях. Процесс перемешивания осуществляется при погружении и извлечении рабочего органа.
Для обеспечения равномерного распределения водоцементной суспензии и послойного уплотнения смеси необходимо регулировать производительность растворонасоса. Опускание и подъем рабочего органа при вращении осуществляется по винтовой линии, угол нак лона которой меньше угла наклона задних поверхностей режущих лопастей.
При правом вращении и погружении рабочего органа под режу щими лопастями образуется пространство, в которое нагнетается цементная суспензия, а при обратном вращении и извлечении про исходит послойное уплотнение смеси вследствие обжатия ее ножа ми. Одновременно на срезанную поверхность равномерно подается водоцементная суспензия, перемешиваемая с грунтом. Толщину сре зываемой части грунта регулируют изменением величины подачи рабочего органа.
Для лучшего перемешивания грунтобетонной смеси рабочий ор ган иногда приходится погружать и извлекать несколько раз. Для контроля равномерности распределения суспензии на растворонасо-
Рис. 13.13. Технологическая схема устройства грунтобетонных свай при помощи агрегата АГС-7;
/ — бункер для цемента; 2 — шнек; 3 — водомер; 4 — растворосмеситель; 5 — расходомер; 6 — растворонасос; 7 — буровая штанга; 8 — рабочий орган; 9 — грунтонабивная свая
се установлен расходомер, записывающий на бумажной ленте ко личество суспензии, поданной в расчете на единицу длины сваи. Количество суспензии, расходуемой на устройство сваи, зависит от естественной влажности грунта и дозировки цемента.
На рис. 13.13 показана принципиальная технологическая схе ма устройства грунтобетонных свай при помощи агрегата АГС-7.
На качество бетона свай влияет правильный подбор формы ра бочего органа и режимов работы в зависимости от грунтовых усло
вий (число оборотов, величина подачи, |
количество проходок рабо |
чего органа). |
* |
Несущая способность сваи зависит от прочности материала сваи |
и сопротивления грунта в основании |
и по боковой поверхности. |
Рис. 13.14. Схема организации работ при устройстве свайного поля и сечение:
/ — бак для воды; 2 — площадка с центробежным насосом; 3 — ларь для цемента; 4 — агрегат для изготовления свай; 5 — кот лован; 6 — свайное поле; 7 — фундамент; 8 — грунтонабивные сваи; 9 — грунтовая подушка; 10 — уплотненный грунт
В табл. 13.2 приведены технико-экономические показатели грунто бетонных свай в зависимости от расчетной нагрузки при диаметре свай d = 0,7 м (при уСк=1,45 т/м3 и № = 21%).
Т а б л и ц а 13.2
Технико-экономические показатели грунтобетонных свай
Максимальная |
Расчетное |
Содержание |
Расход |
Стоимость |
Стоимость |
нагрузка |
сопротивление |
цемента |
на сваю |
сжатию, |
цемента, % |
на 1 |
м* |
1 м* сваи, руб. |
1 м сваи, |
диаметром |
кГ Jcm,1 |
|
сваи, |
кг |
|
руб. |
0,5 м , Т |
|
|
|
|
|
|
20 |
7,4 |
6 |
87 |
4,19 |
1.61 |
40 |
14,8 |
8 |
116 |
4,75 |
1,80 |
70 |
25,9 |
12 |
174 |
5,88 |
2,26 |
Ниже описан опыт устройства свайного фундамента под дымовую трубу. Ос нование дымовой трубы котельной сложено из просадочных лёссовидных суглин ков мощностью 12,5 м. На основание передаются нагрузки от веса трубы с фун
даментом— 2,500 Т и ветровые — 1500 |
Т-м, |
распределенные между |
182 сваями. |
На изготовление 1 м3 грунтобетона |
для |
свай было расходовано |
145 кг це |
мента, 247 л воды и 1,3 кг сульфитно-спиртовой барды. Под фундамент выкопали котлован диаметром 20 и глубиной 4 м с пандусом.
В котловане были установлены ларь для цемента и бак для воды, смонтиро ван центробежный насос для подачи воды и смеситель установки.
На рис. 13.14 дана схема организации работ по устройству свай. Сваи устраи вали в следующем порядке. Предварительно рабочие с помощью аутригеров ре гулировали вертикальность мачты. Моторист включал насос для подачи воды в смеситель. Затем рабочие загружали в бункер цемент, моторист включал винто вой транспортер, и цемент поступал в смеситель, где приготовлялась суспензия. После подачи всего цемента в смеситель включали электродвигатель, вращавший штангу, а при погружении рабочего органа приводили в действие растворонасос,
нагнетавший в грунт водоцементную суспензию. |
^ |
Весь цикл изготовления сваи составил 38 мин. |
|
|
Т а б л и ц а 13.3 |
Сравнительная стоимость |
искусственных |
оснований |
|
из грунтобетонных и грунтовых свай |
|
|
Варианты оснований |
Наименование показателей |
из грунто |
с уплотне |
|
|
бетонных |
нием грунто |
|
|
свай |
выми сваями |
Объем грунтобетона, м3 |
253 |
_ |
Объем |
уплотненного грун- |
154 |
3016 |
та, |
л 3 ............................... |
Трудоемкость, чел.-н . . . |
149 |
610 |
Стоимость(прямые затраты), |
1686 |
5610 |
РУ6......................................... |
Сваи изготовляли при следующём режиме работы агрегата: число оборотов рабочего органа и =82 об/мин; величина подачи на каждый оборот S = 8 мм; число проходок /С=1. В сравнении с устройством уплотнения основания грунтовыми сваями был достигнут значительный эффект (табл. 13.3).