Файл: Лодиз, Р. Рост монокристаллов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. М О Н О К Р И С Т А Л Л Ы

49

Обычный способ наблюдения дислокаций в электронном микроскопе основан на неодинаковой дифракции электронного луча в деформированных и недеформированных участках. В принципе можно исследовать совершенство любого мате­ риала, который допускает изготовление без разрушения тонких образцов, прозрачных для электронного луча с энергией около 100 кэВ и не разрушающихся под действием электронов. Для

большинства материалов нужная толщина образцов

составляет

Ю - 7 м [85]. Если кристалл

близок к совершенству (с угловой

раз-

ориентацией ~ 1 0 -

3 р а д )

и имеет достаточную толщину

( ~ 1

0 ~ 7 м

для германия), то

благодаря электронной дифракции

в нем бу­

дут образовываться линии Кикучи [86,87] с шириной, пропорцио­ нальной искривлению кристаллической плоскости. Следователь­ но, картины линий Кикучи полезны при изучении качества кри­ сталлов высокой степени совершенства ' ) .

Автоионно-микроскопические наблюдения

Ионный проектор (автоианный микроскоп) способен разре­

шать отдельные атомы

на

острие металлической

проволоки.

Проволока

служит катодом

с сильным электрическим полем у

его конца.

Испускаемые

ею

ионы дают изображение на флуо­

ресцирующем экране. Увеличение, пропорциональное

отношению

расстояния до экрана к радиусу кривизны острия, можно до­ вести до 10й, что дает разрешение порядка 2 - Ю - 9 м, позволяю­

щее

легко

видеть отдельные

атомы 2 ) . Однако такое

исследова­

ние

пока

возможно только

для немногих весьма

тугоплавких

материалов. Автоионная микроскопия позволяет наблюдать ва­ кансии, междоузлия, примесные атомы и дислокации [88], но ее возможности пока ограничены только исследованиями туго­ плавких металлов3 ).

1.5. ПОЧЕМУ НАС ИНТЕРЕСУЮТ К Р И С Т А Л Л Ы ?

Монокристаллы широко используются в научных исследова­ ниях. Как мы видели, можно считать, что все истинно твердые тела — кристаллы. Поэтому изучение кристаллов образует ос­ нову знаний физики и химии твердого состояния. Для многих исследований можно пользоваться поликристаллическими, а не

')

Необычайно

эффективным средством

исследования кристаллических

поверхностей стал

растровый электронный микроскоп [90].

 

2 )

Точнее, до 2- Ю - 1 0 м. — Прим. ред.

 

 

3 ) Обстоятельнее с возможностями исследований с помощью ионного

проектора читатель может ознакомиться по

сб. «Автоионная

микроскопия»

(изд-во

«Мир»,

1971) или монографии Э. Мюллера и Т. Цоня

того же на­

звания

(изд-во

«Металлургия», 1972). — Прим.

ред,

 



50

Р . Л О Д И З . Р О С Т М О Н О К Р И С Т А Л Л О В

монокристальными образцами, но часто без крупных моно­ кристаллов не обойтись. В поликристаллических образцах есть межзеренные границы. Если исследователь хочет получить дан­ ные о каком-то объемном свойстве материала и измеряет это свойство на поликристаллическом образце, то во многих случаях он измерит характеристику межзеренных границ, а не массив­ ного материала. Замечательным примером, когда существенно иметь монокристальный материал, может служить электропро­ водность полупроводников, которая особенно чувствительна к наличию примесей. Примеси стремятся сегрегировать на грани­ цах зерен. Поэтому определение всех свойств полупроводников, зависящих от проводимости, почти всегда должно проводиться на монокристаллах. Другое распространенное проявление дей­ ствия границ зерен и связанных с ними пустот сводится к рас­ сеянию света, что часто делает монокристаллы необходимыми при оптических исследованиях.

Многие свойства кристаллов зависят от кристаллографиче­ ского направления, в котором производят измерения, так как пространственное расположение образующих кристалл атомов обычно не одинаково для всех направлений. Следовательно, при определении зависящей от направления характеристики на по­ ликристаллическом образце, в котором кристаллиты ориенти­ рованы случайным образом, исследователь будет измерять ус­ редненную характеристику, не проявляющую зависимости от направления.

Монокристальные материалы находят важное практическое применение в технике. Например, на монокристаллах гораздо легче добиться повышенной частотной стабильности и снижения акустических потерь, чем на поликристаллических материалах. Поэтому элементы контроля частоты делают из монокристаллов пьезоэлектрических соединений (кварца). Требования к прово­ димости и подвижности диктуют применение монокристальных полупроводников в транзисторах. Серьезные новые потребности в монокристаллах для исследовательских и прикладных целей порождены созданием лазеров и мазеров. Монокристаллы раз­ личных веществ находят применение при изготовлении техниче­ ских устройств и приборов для научных исследований следую­ щего назначения:

1)транзисторы: Si, Ge, GaAs;

2)туннельные диоды, параметрические диоды, сигнальные светодиоды: GaAs;

3)тензодатчики: Si, Ga(AsP);

4)СВЧ-ограничители и настраиваемые фильтры; иттрий-же­ лезистый гранат;

5)лазеры: Ca\V04 , CaF2 , иттрий-алюминиевый гранат, рубин, GaAs, InP, InSb, InAs, Ga(AsP);


1. М О Н О К Р И С Т А Л Л Ы

51

6)электромеханические преобразователи: кварц, сегнетова соль, дигидрофосфат аммония, CdS, GaAs;

7)фильтры и генераторы: кварц;

8)

оптические

приборы:

C a F 2 , кварц, LiF, кальцит;

9)

детекторы

излучения:

антрацен, K G , Si, GaAs, Nal, акти­

вированные Tl; Ge, активированный Li ; триглицинсульфат, бариестронциевый ниобат;

10)ультразвуковые усилители: CdS;

11)промышленные подшипники: сапфир;

12)режущие и абразивные материалы: сапфир, алмаз, SiC;

13)выпрямители: Si и Ge;

14)лазерные модуляторы, гармонические генераторы, пара­

метрические устройства: KDP, LiNbCb, LiTa03 , бариестронциевый ниобат, бариенатриевый ниобат;

15) электролюминесцентные

устройства:

СаР,

GaAs,

Ga(As.P).

Есть еще одна причина, почему мы интересуемся кристалла­ ми. С доисторических времен человек ценил монокристальные драгоценные камни за их красоту. Микрофотографии снежных кристаллов с конца XIX в. не перестают доставлять людям удо­ вольствие. Каждому, кто вырастил или исследовал монокри­ сталл, знакома радость открытия симметрии и красок неодушев­ ленной природы.

2

РАВНОВЕСИЕ ПРИ РОСТЕ КРИСТАЛЛОВ

2.1. К Л А С С И Ф И К А Ц И Я ПРОЦЕССОВ РОСТА

Уже само выражение «равновесие при росте кристаллов» в известном смысле противоречиво. При равновесии кристаллы не растут. И все же прежде чем приступить к изучению кинетики того или иного процесса, важно приобрести некоторые знания о равновесии, отвечающем данному процессу. Термодинамика равновесных состояний может в значительной степени пролить свет на процессы выращивания кристаллов, а анализ равновес­ ности, отклонение от которой ведет к росту, помогает нам про­ вести очень полезную классификацию процессов роста.

Рост кристаллов представляет собой гетерогенную химиче­ скую реакцию одного из следующих типов: а) твердая фаза —• кристалл, б) жидкая фаза —* кристалл или в) газ -+ кристалл. Такая реакция возможна в системе, в которой помимо следов загрязнений или специально введенных в малых концентрациях активаторов1 ) имеется только один компонент2 ), а именно кри­ сталлизуемый материал. Выращивание в таких условиях назы­ вается здесь одно компонентной кристаллизацией. Рост может происходить и в системе с высокой концентрацией примеси или

введенного активатора; в

этом

случае подлежащий

кристалли­

зации материал растворен

в

растворителе3 )

или

образуется

в результате химической

реакции. Такой рост

наблюдается в

системе, где кроме компонента, образующего кристалл, есть еще

другой компонент или другие компоненты.

Этот

случай назы­

вается здесь

многокомпонентной

 

кристаллизацией.

Подобное

деление полезно при анализе теорий роста и классификации

ме­

тодик

роста,

хотя

между

одно-

и

многокомпонентным

ростом

и нет

четкой

границы, выраженной

в виде

определенной

кон­

центрации

второго

компонента.

 

 

 

 

 

 

 

4 )

Под

активатором

(dopant) здесь

понимается

примесь,

которая

спе­

циально вводится в кристаллы, чтобы наделить их нужными

механическими,

электрическими

или оптическими

свойствами.

 

 

 

 

 

2 )

Понятие

компонент

употребляется нами в том смысле,

в

каком

его

сформулировал

Гиббс

в своем

правиле

фаз [1] (см. разд. 2.6).

 

 

 

8 )

Это

означает,

что

концентрация

активатора

достаточна,

чтобы

его

можно

было считать растворителем.

 

 

 

 

 

 

 


2. Р А В Н О В Е С И Е П Р И Р О С Т Е К Р И С Т А Л Л О В

53

Наше рассмотрение ограничивается однокомпонентным ро­ стом, т.е. выращиванием в условиях низких концентраций акти­ ватора и примеси, без специального добавления других компо­ нентов, действующих как растворитель или реагирующих с кри­ сталлизуемым компонентом. При многокомпонентном росте добавочным компонентом может быть либо нежелательная при­ месь, присутствующая в большом количестве, либо активатор, если он необходим в большом количестве для создания нужной его концентрации в выращенном кристалле. Однако чаще всего дополнительный компонент вводят по той или иной причине, связанной с самим процессом выращивания. Обычно его вво­ дят специально, чтобы понизить температуру плавления или усилить летучесть выращиваемого материала.

 

Выращивать кристаллы при температурах ниже температуры

их

плавления или

вообще при возможно более низкой темпе­

ратуре приходится

по следующим причинам:

 

1) чтобы избежать нежелательных полиморфных превраще­

ний;

 

 

2) чтобы избежать высокого давления пара при температу­

ре

плавления;

 

3)чтобы избежать инконгруэнтного плавления;

4)чтобы избежать разложения;

5)чтобы избежать сильной растворимости примеси при вы­ сокой температуре;

6)чтобы расширить экспериментальные возможности или сделать ведение процесса более удобным;

7)чтобы понизить концентрацию вакансий и, следовательно, плотность дислокаций или предотвратить возникновение боль­ ших термических напряжений, т. е. подавить образование мало­ угловых границ зерен;

8)чтобы добиться такого распределения примеси, какое не­ возможно при высоких температурах (например, из-за улетучи­ вания примеси).

Низкотемпературное выращивание обычно достигается введе­ нием компонента, понижающего температуру плавления (выра­ щивание из раствора) или повышающего летучесть (выращива­ ние из газовой фазы). При многокомпонентном росте возникают трудности с растворимостью второго компонента в кристалле, диффузией образующего кристалл компонента к поверхности раздела или других компонентов от поверхности раздела.

Итак, процессы роста можно классифицировать по следую­ щей схеме:

I . Рост однокомпонентных систем

А.Твердая фаза -> твердая фаза

1.Деформационный отжиг (снятие напряжений).