Файл: Ковалин, Д. Т. Механизация лесохозяйственного производства и лесоэксплуатация учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ты труда при выполнении операций технического ухода. Механизм агрегата рассчитан на работу при плюсовой температуре окружаю­

щего воздуха.

Агрегат АТУ-П предназначен для обслуживания 15—20 трак­ торов, работающих в радиусе только 8—12 км. Монтируется на тракторном прицепе 2-ПТС-4М и агрегатируется с колесным трак­ тором. Выполняет те же работы по обслуживанию тракторов, что и агрегат АТУ-А.

Агрегат АТУ-С предназначен для обслуживания 10—15 тракто­ ров, работающих в радиусе 8—12 км. Монтируется на самоходном шасси Т-16. Он может быть использован и при минусовой темпера­ туре наружного воздуха благодаря наличию подогревателя.

Механизмы агрегата работают от гидропривода, который при­ водится в действие от гидросистемы трактора. Основную емкость заполняют дизельным топливом посредством пасоса СУВ-53, а сливают — насосом или самотеком. Остальные емкости наполняют нефтепродуктами или водой при помощи вакуума, создаваемого компрессором, работающим в режиме вакуум-насоса, либо не­ посредственно через заливную горловину.

§ 10. ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Планирование работ по техническому обслуживанию делит­ ся на технико-экономическое и оперативное.

Технико-экономическое планирование заключается в составле­ нии годового плана выполнения всех работ по техническому обслу­ живанию (обкатка, периодический технический уход и осмотр, ре­ монт и хранение машины).

Годовые планы по техническому уходу и ремонту составляются на основе графика машиноиспользования, который представляет со­ бой диаграмму, показывающую, сколько и каких машин должно ра­ ботать в различные периоды выполнения производственного плана, порядок использования этих машин по временам года.

По графику машиноиспользования планируют также техниче­ ское обслуживание и ремонт и определяют потребность в запасных частях, материалах и обслуживающем персонале.

Годовые затраты труда на техническое обслуживание и теку­ щий ремонт машинно-тракторного парка определяют по каждой машине, также пользуясь графиком машиноиспользования, уста­ новленной периодичностью и трудоемкостью.

При этом следует учесть, что ежесменные технические уходы (ЕУ) выполняются трактористами и шоферами и отдельно не оп­ лачиваются.

Оперативное планирование технических уходов осуществляется в виде месячных графиков. График — основной документ для конт­ роля периодичности выполнения технических уходов и составления маршрута движения передвижных агрегатов технического обслу­ живания.


§ И. ПОДГОТОВКА К ХРАНЕНИЮ ТРАКТОРОВ

При подготовке к храпению тракторов особое внимание уделя­ ется двигателю. В нем удаляют накипь из системы охлаждения, так как она уменьшает отвод тепла от двигателя и способствует закоксовыванию поршневых колец.

Накипь удаляют 7—10-процентным раствором кислого кероси­ нового контакта Петрова, который сливают через 7-—10 ч работы двигателя, а систему, промывают в течение 10 мин водой при от­ крытых сливных кранах. Затем в систему охлаждения заливают раствор, состоящий из 5—10 г стиральной соды и 5 г двухромовокпслого калия на 1 л воды. Этот раствор сливают и промывают систе­ му охлаждения чистой водой после 15—20 мин работы двигателя.

После удаления накипи из системы охлаждения промывают систему смазки при неработающем двигателе, сразу после его оста­ новки.

Промывку системы смазки проводят 15—20-минутной циркуля­ цией моющей жидкости, нагретой до температуры 60—80° С (за счет сил внутреннего трения в ее потоке при прохождении через дрос­ сель моющей установки). В качестве моющей жидкости применя­ ют смесь, состоящую из 20% дизельного масла и 80% дизельного топлива.

Затем приступают к подготовке системы питания двигателя. Подготовку начинают со слива остатков топлива и промывки

внутренней полости топливного бака.

Промывать не снятый топливный бак можно установкой, исполь­ зуемой для промывки системы смазки. После подготовки бака сни­ мают поддон и кассеты воздухоочистителя, промывают их в ди­ зельном топливе, смачивают кассеты дизельным маслом и собира­ ют воздухоочиститель. Масло в поддон воздухоочистителя доливают до верхней кромки так, чтобы центральная трубка погрузилась в масло.

Для зимнего хранения трактора рекомендуется топливный на­ сос и форсунки снять с двигателя и хранить в складском помеще­ нии.

Для смазки цилиндро-поршневой группы двигателя заливают в каждый цилиндр с помощью заправочного шприца обезжиренное дизельное масло и прокручивают коленчатый вал на 3—5 оборотов.

Подготовку к хранению пускового двигателя начинают с про­ дувки цилиндров путем прокручивания коленчатого вала при вы­ вернутых свечах. Затем через свечные отверстия заливают мотор­ ное масло и прокручивают коленчатый вал на 2—3 оборота. Свеч­ ные отверстия закрывают заглушками, а карбюратор и магнето снимают с двигателя и сдают на склад.

Подготовку к хранению гидравлической системы трактора начи­ нают с промывки ее узлов 4—5-кратным включением и выключени­ ем каждого силового цилиндра.

Гибкие трубопроводы отсоединяют, сливают из них масло, за­ крывают отверстия резьбовыми пробками и сдают на склад.

56


Перед установкой трактора на место заменяют смазку в транс­ миссии и ходовой части. Допускается постановка на хранение тракторов и с сухими масляными картерами.

Особенно тщательно необходимо выполнять условия подготов­ ки к хранению пневматических шин. Колесные тракторы и другие машины с пневматическими шинами устанавливают на подкладки. Перед длительным хранением шины демонтируют, ободы дисков колес очищают от ржавчины и подкрашивают. Покрышки, камеры и ободные ленты после очистки и просушки на воздухе припудрива­ ют тальком и монтируют на диски. Если же пневматические колеса оставляют на машинах, то давление в шинах поддерживают в

впределах 70—80% от нормального.

Страктора снимают генератор, реле-регулятор, фары, привод­

ные ремни, мягкое сиденье, тент и сдают иа склад. Щиток конт­ рольных приборов оклеивают плотной пропитанной бумагой, стек­ ла кабины плотно закрывают, петли и замки дверок кабины покры­ вают предохранительной смазкой, плотно закрывают люки, щели, пломбируют крышки капота двигателя и дверки кабины.

У гусеничных тракторов ослабляют пружины натяжного устрой­ ства гусениц, а звенья их покрывают битумным лаком.

Аккумуляторные батареи целесообразно хранить в заряженном состоянии с электролитом. Ежемесячно аккумуляторы подзаряжа­ ют и раз в три месяца подвергают контрольно-тренировочному циклу.

§ 12. ОРГАНИЗАЦИЯ НЕФТЕХОЗЯИСТВА

От правильной организации нефтехозяйства в большой степени зависит надежность, долговечность и экономичность работы авто­ тракторного парка. Заправка трактора профильтрованным или отстоянным дизельным топливом значительно увеличивает сроки службы топливной аппаратуры, а механизированные средства за­ правки сокращают потери горюче-смазочных материалов.

Применение несоответствующих сортов топлива и масел вызы­ вает преждевременный износ деталей и выход их из строя.

Нефтехозяйство предприятия представляет собой производст­ венное подразделение, оснащенное комплектом сооружений и обо­ рудованием для транспортировки, приема, хранения и выдачи неф­ тепродуктов.

На это подразделение возлагается отпуск и учет нефтепродук­ тов, хранение горюче-смазочных материалов и контроль за их ка­ чественным состоянием, реализация планов завоза нефтепродуктов

итранспортировка их на склады и на места заправки машин, сбор

ирегенерация отработавших масел, а также организация правиль­ ной эксплуатации оборудования нефтехозяйства, соблюдение пра­ вил пожарной безопасности.

Форма организации нефтехозяйства в лесном хозяйстве во мно­ гом зависит от конкретных условий. Однако наиболее целесообраз­ но строительство на центральной усадьбе склада горюче-смазочных

57


материалов и организация централизованной заправки автотрак­ торного парка па местах работы.

Внедрение централизованной заправки тракторов при помощи передвижных средств позволяет сократить количество емкостей, насосов и другого оборудования, наладить образцовый учет расхо­ да топлива каждым агрегатом, сократить время на заправку, до минимума свести непроизводительные потери горюче-смазочных материалов и обеспечить заправку чистым профильтрованным топ­ ливом.

Постоянные склады горюче-смазочных материалов устраивают на специальном участке, отстоящем от зданий и проезжих дорог не менее чем на 80-—100 м, по границе территории склада проклады­ вается канава глубиной 0,75 м и огораживается забором. Нефте­ продукты хранятся в металлических цистернах, окрашенных в бе­ лый цвет и установленных на фундаментах.

Стационарный пост заправки автомобилей и тракторов создает­ ся при нефтескладе на центральной усадьбе хозяйства.

Заправлять тракторы дизельным топливом на стационарном посту рекомендуется топливораздаточным агрегатом с электриче­ ским приводом, укомплектованным ручным насосом.

Для заправки автомобилей бензином лучше использовать топ­ ливораздаточные колонки Т1\-40 п 376М с электрическим и ручным приводами.

Для заправки автомобилей и тракторов дизельным маслом и автолом выпускается маслораздаточная колонка 367М с электро­ приводом. Колонка учитывает заправленное масло в литрах. При­ менение колонки наиболее экономично при заправке не менее 10 машин в день. Если машин меньше 10 или нет электроэнергии, тракторы заправляют ручным маслораздаточным насосом-дозато­ ром 03-1559. Насосов должно быть не менее трех (для установки непосредственно на бочки с автолом, дизельным маслом и нигро­ лом).

При обслуживании свыше 25 машин наиболее рационально ис­ пользовать для заправки тракторов нигролом маслораздаточную установку 3119А с электроприводом.

Передвижные механизированные заправочные агрегаты приме­ няют на местах работ лесохозяйственных машин. Для этой цели используется автомобиль-заправщик M3-3904, прицеп-заправщик

M3-3905T.

Для перевозки различных видов жидкого топлива служат спе­ циальные автоцистерны, оснащенные оборудованием для заполне­ ния и слива нефтепродуктов без загрязнения и потерь.

Автотракторное топливо и масла

Топливо для карбюраторных автомобильных двигателей. Основ­ ным топливом служат бензины А-66 (АЗ-66), А-72, А-74 и А-76 (ГОСТ 2084—67). В маркировке буква А означает — автомобиль­ ный, буква 3 — зональный, цифра 66; 72 и т. д. — октановое число

58


этих бензинов. Зональный бензин АЗ-66 предназначен для районов с низкими температурами Севера и Сибири в осенне-зимний период.

О к т

а н о в о е ч и с л о определяет

детонационную стойкость

топлива

(данное топливо сравнивают с

эталонным, равноценным

ему по антидетонационным свойствам). Эталонное топливо состав­ ляется из углеводородов — изооктана, обладающего очень высокой детонационной стойкостью (октановое число 100), и нормального гептана, детонирующего легко (октановое число 0).

Чем выше октановое число, тем выше детонационная стойкость топлива.

Для повышения детонационной стойкости бензинов, обладаю­ щих низкими октановыми числами, к ним добавляют специальные

-антидетонаторы, главным образом этиловую жидкость. Такие бен­ зины называются этилированными.

Этилированный бензин ядовит и может вызвать тяжелое отрав­ ление организма. Поэтому применение такого бензина для бытовых целей запрещается. Ни в коем случае нельзя засасывать этилиро­ ванный бензин ртом или продувать ртом бензопроводы, каналы и клапаны карбюратора.

В бензинах А-72 и А-74 этиловой жидкости нет.

Топливом для тракторных и автомобильных двигателей с вос­ пламенением от сжатия служит дизельное топливо (ГОСТ 4749—49), получаемое из продуктов прямой перегонки нефти. По указанному ГОСТу дизельное топливо выпускается трех марок: ДА — арктическое (применяется при температуре окружающего воз­ духа ниже —30°); ДЗ — зимнее (применяется при температуре ок­

ружающего воздуха не ниже

—30°); Д Л — летнее (применяется

при температуре окружающего воздуха выше 0°С).

Ц е т а н о в ы м ч и с л о м

оценивается свойство топлива обеспе­

чивать легкую и плавную без стуков работу двигателей. Наиболь­ шее содержание цетана имеет дизельное топливо ДЛ.

От вязкости топлива зависят его смазывающие свойства и на­ дежность подачи топлива. Самая высокая вязкость у дизельного топлива ДЛ.

Температура вспышки характеризует присутствие в топливе лег­ ких фракций, а также степень пожарной опасности. В этом отноше­ нии наихудшие показатели имеет дизельное топливо ДЛ, а наилуч­ шие— ДА.

Нормы расхода жидкого топлива для автомобилей, выполняю­ щих транспортную работу, учитываемую в километрах пробега, ус­ тановлены единые для всей территории Советского Союза (на 100 км пробега). Они зависят от грузоподъемности автомобиля, от работы с прицепом или без прицепа, времени использования авто­ мобиля— в зимнее и летнее время (зимой нормы несколько повы­ шены), от рельефа местности и др.

59