Файл: Ковалин, Д. Т. Механизация лесохозяйственного производства и лесоэксплуатация учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
ты труда при выполнении операций технического ухода. Механизм агрегата рассчитан на работу при плюсовой температуре окружаю
щего воздуха.
Агрегат АТУ-П предназначен для обслуживания 15—20 трак торов, работающих в радиусе только 8—12 км. Монтируется на тракторном прицепе 2-ПТС-4М и агрегатируется с колесным трак тором. Выполняет те же работы по обслуживанию тракторов, что и агрегат АТУ-А.
Агрегат АТУ-С предназначен для обслуживания 10—15 тракто ров, работающих в радиусе 8—12 км. Монтируется на самоходном шасси Т-16. Он может быть использован и при минусовой темпера туре наружного воздуха благодаря наличию подогревателя.
Механизмы агрегата работают от гидропривода, который при водится в действие от гидросистемы трактора. Основную емкость заполняют дизельным топливом посредством пасоса СУВ-53, а сливают — насосом или самотеком. Остальные емкости наполняют нефтепродуктами или водой при помощи вакуума, создаваемого компрессором, работающим в режиме вакуум-насоса, либо не посредственно через заливную горловину.
§ 10. ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Планирование работ по техническому обслуживанию делит ся на технико-экономическое и оперативное.
Технико-экономическое планирование заключается в составле нии годового плана выполнения всех работ по техническому обслу живанию (обкатка, периодический технический уход и осмотр, ре монт и хранение машины).
Годовые планы по техническому уходу и ремонту составляются на основе графика машиноиспользования, который представляет со бой диаграмму, показывающую, сколько и каких машин должно ра ботать в различные периоды выполнения производственного плана, порядок использования этих машин по временам года.
По графику машиноиспользования планируют также техниче ское обслуживание и ремонт и определяют потребность в запасных частях, материалах и обслуживающем персонале.
Годовые затраты труда на техническое обслуживание и теку щий ремонт машинно-тракторного парка определяют по каждой машине, также пользуясь графиком машиноиспользования, уста новленной периодичностью и трудоемкостью.
При этом следует учесть, что ежесменные технические уходы (ЕУ) выполняются трактористами и шоферами и отдельно не оп лачиваются.
Оперативное планирование технических уходов осуществляется в виде месячных графиков. График — основной документ для конт роля периодичности выполнения технических уходов и составления маршрута движения передвижных агрегатов технического обслу живания.
§ И. ПОДГОТОВКА К ХРАНЕНИЮ ТРАКТОРОВ
При подготовке к храпению тракторов особое внимание уделя ется двигателю. В нем удаляют накипь из системы охлаждения, так как она уменьшает отвод тепла от двигателя и способствует закоксовыванию поршневых колец.
Накипь удаляют 7—10-процентным раствором кислого кероси нового контакта Петрова, который сливают через 7-—10 ч работы двигателя, а систему, промывают в течение 10 мин водой при от крытых сливных кранах. Затем в систему охлаждения заливают раствор, состоящий из 5—10 г стиральной соды и 5 г двухромовокпслого калия на 1 л воды. Этот раствор сливают и промывают систе му охлаждения чистой водой после 15—20 мин работы двигателя.
После удаления накипи из системы охлаждения промывают систему смазки при неработающем двигателе, сразу после его оста новки.
Промывку системы смазки проводят 15—20-минутной циркуля цией моющей жидкости, нагретой до температуры 60—80° С (за счет сил внутреннего трения в ее потоке при прохождении через дрос сель моющей установки). В качестве моющей жидкости применя ют смесь, состоящую из 20% дизельного масла и 80% дизельного топлива.
Затем приступают к подготовке системы питания двигателя. Подготовку начинают со слива остатков топлива и промывки
внутренней полости топливного бака.
Промывать не снятый топливный бак можно установкой, исполь зуемой для промывки системы смазки. После подготовки бака сни мают поддон и кассеты воздухоочистителя, промывают их в ди зельном топливе, смачивают кассеты дизельным маслом и собира ют воздухоочиститель. Масло в поддон воздухоочистителя доливают до верхней кромки так, чтобы центральная трубка погрузилась в масло.
Для зимнего хранения трактора рекомендуется топливный на сос и форсунки снять с двигателя и хранить в складском помеще нии.
Для смазки цилиндро-поршневой группы двигателя заливают в каждый цилиндр с помощью заправочного шприца обезжиренное дизельное масло и прокручивают коленчатый вал на 3—5 оборотов.
Подготовку к хранению пускового двигателя начинают с про дувки цилиндров путем прокручивания коленчатого вала при вы вернутых свечах. Затем через свечные отверстия заливают мотор ное масло и прокручивают коленчатый вал на 2—3 оборота. Свеч ные отверстия закрывают заглушками, а карбюратор и магнето снимают с двигателя и сдают на склад.
Подготовку к хранению гидравлической системы трактора начи нают с промывки ее узлов 4—5-кратным включением и выключени ем каждого силового цилиндра.
Гибкие трубопроводы отсоединяют, сливают из них масло, за крывают отверстия резьбовыми пробками и сдают на склад.
56
Перед установкой трактора на место заменяют смазку в транс миссии и ходовой части. Допускается постановка на хранение тракторов и с сухими масляными картерами.
Особенно тщательно необходимо выполнять условия подготов ки к хранению пневматических шин. Колесные тракторы и другие машины с пневматическими шинами устанавливают на подкладки. Перед длительным хранением шины демонтируют, ободы дисков колес очищают от ржавчины и подкрашивают. Покрышки, камеры и ободные ленты после очистки и просушки на воздухе припудрива ют тальком и монтируют на диски. Если же пневматические колеса оставляют на машинах, то давление в шинах поддерживают в
впределах 70—80% от нормального.
Страктора снимают генератор, реле-регулятор, фары, привод
ные ремни, мягкое сиденье, тент и сдают иа склад. Щиток конт рольных приборов оклеивают плотной пропитанной бумагой, стек ла кабины плотно закрывают, петли и замки дверок кабины покры вают предохранительной смазкой, плотно закрывают люки, щели, пломбируют крышки капота двигателя и дверки кабины.
У гусеничных тракторов ослабляют пружины натяжного устрой ства гусениц, а звенья их покрывают битумным лаком.
Аккумуляторные батареи целесообразно хранить в заряженном состоянии с электролитом. Ежемесячно аккумуляторы подзаряжа ют и раз в три месяца подвергают контрольно-тренировочному циклу.
§ 12. ОРГАНИЗАЦИЯ НЕФТЕХОЗЯИСТВА
От правильной организации нефтехозяйства в большой степени зависит надежность, долговечность и экономичность работы авто тракторного парка. Заправка трактора профильтрованным или отстоянным дизельным топливом значительно увеличивает сроки службы топливной аппаратуры, а механизированные средства за правки сокращают потери горюче-смазочных материалов.
Применение несоответствующих сортов топлива и масел вызы вает преждевременный износ деталей и выход их из строя.
Нефтехозяйство предприятия представляет собой производст венное подразделение, оснащенное комплектом сооружений и обо рудованием для транспортировки, приема, хранения и выдачи неф тепродуктов.
На это подразделение возлагается отпуск и учет нефтепродук тов, хранение горюче-смазочных материалов и контроль за их ка чественным состоянием, реализация планов завоза нефтепродуктов
итранспортировка их на склады и на места заправки машин, сбор
ирегенерация отработавших масел, а также организация правиль ной эксплуатации оборудования нефтехозяйства, соблюдение пра вил пожарной безопасности.
Форма организации нефтехозяйства в лесном хозяйстве во мно гом зависит от конкретных условий. Однако наиболее целесообраз но строительство на центральной усадьбе склада горюче-смазочных
57
материалов и организация централизованной заправки автотрак торного парка па местах работы.
Внедрение централизованной заправки тракторов при помощи передвижных средств позволяет сократить количество емкостей, насосов и другого оборудования, наладить образцовый учет расхо да топлива каждым агрегатом, сократить время на заправку, до минимума свести непроизводительные потери горюче-смазочных материалов и обеспечить заправку чистым профильтрованным топ ливом.
Постоянные склады горюче-смазочных материалов устраивают на специальном участке, отстоящем от зданий и проезжих дорог не менее чем на 80-—100 м, по границе территории склада проклады вается канава глубиной 0,75 м и огораживается забором. Нефте продукты хранятся в металлических цистернах, окрашенных в бе лый цвет и установленных на фундаментах.
Стационарный пост заправки автомобилей и тракторов создает ся при нефтескладе на центральной усадьбе хозяйства.
Заправлять тракторы дизельным топливом на стационарном посту рекомендуется топливораздаточным агрегатом с электриче ским приводом, укомплектованным ручным насосом.
Для заправки автомобилей бензином лучше использовать топ ливораздаточные колонки Т1\-40 п 376М с электрическим и ручным приводами.
Для заправки автомобилей и тракторов дизельным маслом и автолом выпускается маслораздаточная колонка 367М с электро приводом. Колонка учитывает заправленное масло в литрах. При менение колонки наиболее экономично при заправке не менее 10 машин в день. Если машин меньше 10 или нет электроэнергии, тракторы заправляют ручным маслораздаточным насосом-дозато ром 03-1559. Насосов должно быть не менее трех (для установки непосредственно на бочки с автолом, дизельным маслом и нигро лом).
При обслуживании свыше 25 машин наиболее рационально ис пользовать для заправки тракторов нигролом маслораздаточную установку 3119А с электроприводом.
Передвижные механизированные заправочные агрегаты приме няют на местах работ лесохозяйственных машин. Для этой цели используется автомобиль-заправщик M3-3904, прицеп-заправщик
M3-3905T.
Для перевозки различных видов жидкого топлива служат спе циальные автоцистерны, оснащенные оборудованием для заполне ния и слива нефтепродуктов без загрязнения и потерь.
Автотракторное топливо и масла
Топливо для карбюраторных автомобильных двигателей. Основ ным топливом служат бензины А-66 (АЗ-66), А-72, А-74 и А-76 (ГОСТ 2084—67). В маркировке буква А означает — автомобиль ный, буква 3 — зональный, цифра 66; 72 и т. д. — октановое число
58
этих бензинов. Зональный бензин АЗ-66 предназначен для районов с низкими температурами Севера и Сибири в осенне-зимний период.
О к т |
а н о в о е ч и с л о определяет |
детонационную стойкость |
топлива |
(данное топливо сравнивают с |
эталонным, равноценным |
ему по антидетонационным свойствам). Эталонное топливо состав ляется из углеводородов — изооктана, обладающего очень высокой детонационной стойкостью (октановое число 100), и нормального гептана, детонирующего легко (октановое число 0).
Чем выше октановое число, тем выше детонационная стойкость топлива.
Для повышения детонационной стойкости бензинов, обладаю щих низкими октановыми числами, к ним добавляют специальные
-антидетонаторы, главным образом этиловую жидкость. Такие бен зины называются этилированными.
Этилированный бензин ядовит и может вызвать тяжелое отрав ление организма. Поэтому применение такого бензина для бытовых целей запрещается. Ни в коем случае нельзя засасывать этилиро ванный бензин ртом или продувать ртом бензопроводы, каналы и клапаны карбюратора.
В бензинах А-72 и А-74 этиловой жидкости нет.
Топливом для тракторных и автомобильных двигателей с вос пламенением от сжатия служит дизельное топливо (ГОСТ 4749—49), получаемое из продуктов прямой перегонки нефти. По указанному ГОСТу дизельное топливо выпускается трех марок: ДА — арктическое (применяется при температуре окружающего воз духа ниже —30°); ДЗ — зимнее (применяется при температуре ок
ружающего воздуха не ниже |
—30°); Д Л — летнее (применяется |
при температуре окружающего воздуха выше 0°С). |
|
Ц е т а н о в ы м ч и с л о м |
оценивается свойство топлива обеспе |
чивать легкую и плавную без стуков работу двигателей. Наиболь шее содержание цетана имеет дизельное топливо ДЛ.
От вязкости топлива зависят его смазывающие свойства и на дежность подачи топлива. Самая высокая вязкость у дизельного топлива ДЛ.
Температура вспышки характеризует присутствие в топливе лег ких фракций, а также степень пожарной опасности. В этом отноше нии наихудшие показатели имеет дизельное топливо ДЛ, а наилуч шие— ДА.
Нормы расхода жидкого топлива для автомобилей, выполняю щих транспортную работу, учитываемую в километрах пробега, ус тановлены единые для всей территории Советского Союза (на 100 км пробега). Они зависят от грузоподъемности автомобиля, от работы с прицепом или без прицепа, времени использования авто мобиля— в зимнее и летнее время (зимой нормы несколько повы шены), от рельефа местности и др.
59