Файл: Ковалин, Д. Т. Механизация лесохозяйственного производства и лесоэксплуатация учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нему следует присоединять две-три рабочих машины, выполняющих один пли несколько производственных процессов.

Машины в агрегате могут размещаться в один пли в два ряда (эшелонированным способом).

§ 7. ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ АВТОТРАКТОРНОГО ПАРКА

Оценка работы автотракторного парка лесхозов определяется системой количественных и качественных показателен его работы: коэффициентом технической готовности парка и коэффициентом использования парка.

Коэффициент технической готовности парка определяется отно­ шением технически исправных и годных к эксплуатации тракторов к инвентарному (списочному) числу за определенный период вре­ мени. Чтобы вывести его, определяют количество машино-дией пре­ бывания в хозяйстве (еМДх) и машппо-дней в ремонте и техниче­ ском обслуживании (е МДР). Разность этих двух величин опреде­ ляет возможное количество машино-дией в работе (е МДП). Формулой для определения коэффициента технической готовности парка может служить

еМД„

еМД*

Коэффициент использования

парка — отношение

машиио-днеи

работы парка (е МДР) к машппо-дням пребывания

в хозяйстве

(е МДХ)

 

 

еМДр

 

еМДх

 

Учету подлежат, помимо простоя в ремонте, простои по органи­

зационно-техническим причинам

(в ожидании ремонта, по услови­

ям работы, из-за бездорожья и т.

п.), а также простои в выходные

и праздничные дни (иногда при исчислении этого коэффициента из числа календарных машино-дией пребывания в хозяйстве исключа­ ются выходные и праздничные дни, они также не входят в число дней простоя).

Для автомобильного парка, кроме того, дополнительно учиты­ вают следующие показатели: скорости движения, среднее расстоя­ ние перевозок грузов, коэффициент использования пробега и коэф­ фициент использования грузоподъемности.

Различают среднюю техническую и эксплуатационную скорости движения. Средняя техническая скорость Ут определяется путем деления среднего суточного пробега L в километрах па время фак­ тического движения автомобиля в часах TQ и выражается форму­ лой:

Ут = — •

46


При определении средней технической скорости учитываются только простои, связанные с регулированием.движения (остановка

у перекрестков, переездов и т. л.).

Эксплуатационная скорость У э— это отношение пути L, прой­ денного автомобилем, к общему времени нахождения автомобиля в наряде (времени рабочей смены 7н):

V * = T -

Среднее расстояние перевозки грузов /г определяется как част­ ное от деления пробега с грузом L на число ездок с грузом (Z)

/L t

/г- ^ '

Коэффициент использования пробега автомобиля определяется отношением пройденных автомобилем километров с грузом Lr к общему пробегу L за время наряда

Lг

3:

Величина этого коэффициента зависит от направления грузопото­ ков (возможность использования автомобиля в прямом и обрат­ ном направлении), территориального расположения гаража по от­ ношению к основным маршрутам перевозки грузов.

Коэффициент использования грузоподъемности — это степень использования грузоподъемности подвижного состава. Он опреде­ ляется формулой:

где Q,f, — фактически выполненный объем перевозок, т-км\

Q,, — валовое количество тонно-километров, которое может быть выполнено в тех же условиях, но при полной загруз­ ке транспортных средств.

Контрольные вопросы

1.Что такое машинно-тракторный агрегат н какие основные принципы за­ ложены в его комплектование?

2.Чем различаются прицепные, навесные и полунавесные машины?

3.В чем заключается различие между простым и комбинированным машин­ но-тракторным агрегатом?

4.Что такое коэффициент технической готовности машинно-тракторного агрегата и как он определяется?

5.Что понимается под коэффициентом использования машинно-тракторного парка и как он определяется?

6.Какие скорости движения автомобилей учитывают при составлении планов их -использования?

7.

Как

определяется

коэффициент

использования

пробега автомобиля?

8.

Как

определяется

коэффициент

использования

грузоподъемности подвиж­

ного состава автомобильного парка?

47


Г Л А В А IV. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА. ХРАНЕНИЕ ТРАКТОРОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ НЕФТЕХОЗЯЙСТВА*

§ 8. СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАКТОРОВ

Понятие о системе технического обслуживания тракторов

Техническое обслуживание машинно-тракторного парка прово­ дится для поддержания его в технически исправном состоянии, в постоянной готовности к работе. Для этого необходимо планомерно проводить специальную систему мероприятии, в которую входят: эксплуатационная обкатка, ежесменное, плановое и сезонное техни­ ческое обслуживание, технический осмотр, ремонт и хранение. Все эти операции носят планово-предупредительный характер и выпол­ нение их обязательно.

Э к с п л у а т а ц и о н н а я о б к а т к а м а ш и н — это этап ис­ пользования новой или отремонтированной машины, обеспечиваю­ щий приработку рабочих поверхностей деталей до ввода ее в ре­ жим нормальной эксплуатации.

Е ж е с м е н н о е п л а н о в о е и с е з о н н о е т е х н и ч е с к о е о б с л у ж и в а н и е — совокупность обязательных операций, прово­ димых в строго установленные сроки эксплуатации машины, по проверке технического состояния, очистке, заправке, креплению, регулировке узлов и агрегатов, предупреждающих преждевремен­ ные износы, появление неисправностей и отказов и обеспечивающих работоспособность машины.

Т е х н и ч е с к и й о с м о т р

м а ш и н ы — это проверка

в уста­

новленные сроки соответствия

фактического

состояния

машины

требованиям, оговоренным в технической документации.

машины

Р е м о н т — это устранение

неисправностей

и отказов

впроцессе ее использования.

Хр а н е н и е м а ши и — это совокупность мероприятий, предот­ вращающих потерю работоспособности машины, находящейся на хранении.

В каждый вид системы технического обслуживания входит за­ правка машины нефтепродуктами и операции технической диаг­ ностики.

* Главы IV и V разработаны с учетом ГОСТ 2.601—68 «Эксплуатационная документация» и «Руководства по техническому обслуживанию машинно-трак­ торного парка в лесном хозяйстве» и работы А. В. Ленского «Система техниче­ ского обслуживания машинно-тракторного парка», Россельхознздат, 1972.

48


Эксплуатационная обкатка машин

Перед началом эксплуатационной обкатки машин трактор за­ правляют топливом и маслом, смазывают узлы и агрегаты в соот­ ветствии с картой смазки. У колесных тракторов проверяют давле­ ние воздуха в шинах. Затем пускают двигатель трактора и дают ему проработать 10—15 мин без нагрузки. В это время проверяют его работу и следят за показаниями контрольных приборов.

Если двигатель работает нормально, приступают к обкатке гид­ равлической системы. В это время двигатель также должен рабо­ тать на малых оборотах с постепенным доведением до нормальных. При обкатке системы на тяги механизма навешивают специальный груз или машину (100—150 кг) и в течение 20 мин то поднимают, то опускают навеску. Во время обкатки гидросистемы необходимо следить за тем, чтобы механизм навески поднимался плавно, рычаг распределителя удерживался фиксатором во всех четырех положе­ ниях и в конце рабочего хода поршня в цилиндре автоматически возвращался в нейтральное положение.

Во время обкатки, начинающейся с холостого хода, постепенно увеличивают нагрузки. На холостом ходу она проводится пример­ но 4,5 ч иа передачах прямого хода и 0,5 ч — заднего. Обкатку под нагрузкой проводят па всех передачах с постепенным увеличением загрузки. Обкатка тракторов на всех передачах и режимах продол­ жается 50—60 ч.

При обкатке все трущиеся поверхности деталей обильно сма­ зывают маслом н часто его меняют. Вместе с маслом удаляются легкие металлические частицы, образующиеся в процессе прира­ ботки деталей. Во время обкатки тщательно наблюдают за рабо­ той трактора и устраняют все замеченные неисправности.

После обкатки полностью меняют масло, проверяют все креп­ ления, регулируют муфту сцепления, рулевое управление, натяже­ ние гусениц.

На основании данных обкатки, фиксируемых в паспорте трактора, составляют акт.

Техническое обслуживание тракторов и самоходных шасси

Техническое обслуживание тракторов и самоходных шасси состоит из следующих работ:

ежесменного технического обслуживания; плановых техниче­

ских обслуживании № 1, 2, 3; сезонных технических обслуживаний.

Ежесменное техническое обслуживание проводят перед нача­

лом или после окончания каждой смены работы трактора

(пример­

но через 8—10 мото-ч).

 

Плановые технические обслуживания проводят, независимо от

марки машин, № 1 — через каждые 60 мото-ч работы

машины;

А1» 2 — через каждые 240 и № 3 — через каждые 960.

 

Отклонение от установленной периодичности допускается в пре-

49