Файл: Ковалин, Д. Т. Механизация лесохозяйственного производства и лесоэксплуатация учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
нему следует присоединять две-три рабочих машины, выполняющих один пли несколько производственных процессов.
Машины в агрегате могут размещаться в один пли в два ряда (эшелонированным способом).
§ 7. ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ АВТОТРАКТОРНОГО ПАРКА
Оценка работы автотракторного парка лесхозов определяется системой количественных и качественных показателен его работы: коэффициентом технической готовности парка и коэффициентом использования парка.
Коэффициент технической готовности парка определяется отно шением технически исправных и годных к эксплуатации тракторов к инвентарному (списочному) числу за определенный период вре мени. Чтобы вывести его, определяют количество машино-дией пре бывания в хозяйстве (еМДх) и машппо-дней в ремонте и техниче ском обслуживании (е МДР). Разность этих двух величин опреде ляет возможное количество машино-дией в работе (е МДП). Формулой для определения коэффициента технической готовности парка может служить
еМД„
еМД*
Коэффициент использования |
парка — отношение |
машиио-днеи |
работы парка (е МДР) к машппо-дням пребывания |
в хозяйстве |
|
(е МДХ) |
|
|
еМДр |
|
|
еМДх |
|
|
Учету подлежат, помимо простоя в ремонте, простои по органи |
||
зационно-техническим причинам |
(в ожидании ремонта, по услови |
|
ям работы, из-за бездорожья и т. |
п.), а также простои в выходные |
и праздничные дни (иногда при исчислении этого коэффициента из числа календарных машино-дией пребывания в хозяйстве исключа ются выходные и праздничные дни, они также не входят в число дней простоя).
Для автомобильного парка, кроме того, дополнительно учиты вают следующие показатели: скорости движения, среднее расстоя ние перевозок грузов, коэффициент использования пробега и коэф фициент использования грузоподъемности.
Различают среднюю техническую и эксплуатационную скорости движения. Средняя техническая скорость Ут определяется путем деления среднего суточного пробега L в километрах па время фак тического движения автомобиля в часах TQ и выражается форму лой:
Ут = — •
46
При определении средней технической скорости учитываются только простои, связанные с регулированием.движения (остановка
у перекрестков, переездов и т. л.).
Эксплуатационная скорость У э— это отношение пути L, прой денного автомобилем, к общему времени нахождения автомобиля в наряде (времени рабочей смены 7н):
V * = T -
Среднее расстояние перевозки грузов /г определяется как част ное от деления пробега с грузом L на число ездок с грузом (Z)
/— L t
/г- ^ '
Коэффициент использования пробега автомобиля определяется отношением пройденных автомобилем километров с грузом Lr к общему пробегу L за время наряда
Lг
3:
Величина этого коэффициента зависит от направления грузопото ков (возможность использования автомобиля в прямом и обрат ном направлении), территориального расположения гаража по от ношению к основным маршрутам перевозки грузов.
Коэффициент использования грузоподъемности — это степень использования грузоподъемности подвижного состава. Он опреде ляется формулой:
где Q,f, — фактически выполненный объем перевозок, т-км\
Q,, — валовое количество тонно-километров, которое может быть выполнено в тех же условиях, но при полной загруз ке транспортных средств.
Контрольные вопросы
1.Что такое машинно-тракторный агрегат н какие основные принципы за ложены в его комплектование?
2.Чем различаются прицепные, навесные и полунавесные машины?
3.В чем заключается различие между простым и комбинированным машин но-тракторным агрегатом?
4.Что такое коэффициент технической готовности машинно-тракторного агрегата и как он определяется?
5.Что понимается под коэффициентом использования машинно-тракторного парка и как он определяется?
6.Какие скорости движения автомобилей учитывают при составлении планов их -использования?
7. |
Как |
определяется |
коэффициент |
использования |
пробега автомобиля? |
8. |
Как |
определяется |
коэффициент |
использования |
грузоподъемности подвиж |
ного состава автомобильного парка?
47
Г Л А В А IV. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА. ХРАНЕНИЕ ТРАКТОРОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ НЕФТЕХОЗЯЙСТВА*
§ 8. СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАКТОРОВ
Понятие о системе технического обслуживания тракторов
Техническое обслуживание машинно-тракторного парка прово дится для поддержания его в технически исправном состоянии, в постоянной готовности к работе. Для этого необходимо планомерно проводить специальную систему мероприятии, в которую входят: эксплуатационная обкатка, ежесменное, плановое и сезонное техни ческое обслуживание, технический осмотр, ремонт и хранение. Все эти операции носят планово-предупредительный характер и выпол нение их обязательно.
Э к с п л у а т а ц и о н н а я о б к а т к а м а ш и н — это этап ис пользования новой или отремонтированной машины, обеспечиваю щий приработку рабочих поверхностей деталей до ввода ее в ре жим нормальной эксплуатации.
Е ж е с м е н н о е п л а н о в о е и с е з о н н о е т е х н и ч е с к о е о б с л у ж и в а н и е — совокупность обязательных операций, прово димых в строго установленные сроки эксплуатации машины, по проверке технического состояния, очистке, заправке, креплению, регулировке узлов и агрегатов, предупреждающих преждевремен ные износы, появление неисправностей и отказов и обеспечивающих работоспособность машины.
Т е х н и ч е с к и й о с м о т р |
м а ш и н ы — это проверка |
в уста |
|
новленные сроки соответствия |
фактического |
состояния |
машины |
требованиям, оговоренным в технической документации. |
машины |
||
Р е м о н т — это устранение |
неисправностей |
и отказов |
впроцессе ее использования.
Хр а н е н и е м а ши и — это совокупность мероприятий, предот вращающих потерю работоспособности машины, находящейся на хранении.
В каждый вид системы технического обслуживания входит за правка машины нефтепродуктами и операции технической диаг ностики.
* Главы IV и V разработаны с учетом ГОСТ 2.601—68 «Эксплуатационная документация» и «Руководства по техническому обслуживанию машинно-трак торного парка в лесном хозяйстве» и работы А. В. Ленского «Система техниче ского обслуживания машинно-тракторного парка», Россельхознздат, 1972.
48
Эксплуатационная обкатка машин
Перед началом эксплуатационной обкатки машин трактор за правляют топливом и маслом, смазывают узлы и агрегаты в соот ветствии с картой смазки. У колесных тракторов проверяют давле ние воздуха в шинах. Затем пускают двигатель трактора и дают ему проработать 10—15 мин без нагрузки. В это время проверяют его работу и следят за показаниями контрольных приборов.
Если двигатель работает нормально, приступают к обкатке гид равлической системы. В это время двигатель также должен рабо тать на малых оборотах с постепенным доведением до нормальных. При обкатке системы на тяги механизма навешивают специальный груз или машину (100—150 кг) и в течение 20 мин то поднимают, то опускают навеску. Во время обкатки гидросистемы необходимо следить за тем, чтобы механизм навески поднимался плавно, рычаг распределителя удерживался фиксатором во всех четырех положе ниях и в конце рабочего хода поршня в цилиндре автоматически возвращался в нейтральное положение.
Во время обкатки, начинающейся с холостого хода, постепенно увеличивают нагрузки. На холостом ходу она проводится пример но 4,5 ч иа передачах прямого хода и 0,5 ч — заднего. Обкатку под нагрузкой проводят па всех передачах с постепенным увеличением загрузки. Обкатка тракторов на всех передачах и режимах продол жается 50—60 ч.
При обкатке все трущиеся поверхности деталей обильно сма зывают маслом н часто его меняют. Вместе с маслом удаляются легкие металлические частицы, образующиеся в процессе прира ботки деталей. Во время обкатки тщательно наблюдают за рабо той трактора и устраняют все замеченные неисправности.
После обкатки полностью меняют масло, проверяют все креп ления, регулируют муфту сцепления, рулевое управление, натяже ние гусениц.
На основании данных обкатки, фиксируемых в паспорте трактора, составляют акт.
Техническое обслуживание тракторов и самоходных шасси
Техническое обслуживание тракторов и самоходных шасси состоит из следующих работ:
ежесменного технического обслуживания; плановых техниче
ских обслуживании № 1, 2, 3; сезонных технических обслуживаний.
Ежесменное техническое обслуживание проводят перед нача
лом или после окончания каждой смены работы трактора |
(пример |
но через 8—10 мото-ч). |
|
Плановые технические обслуживания проводят, независимо от |
|
марки машин, № 1 — через каждые 60 мото-ч работы |
машины; |
А1» 2 — через каждые 240 и № 3 — через каждые 960. |
|
Отклонение от установленной периодичности допускается в пре-
49