Файл: Ковалин, Д. Т. Механизация лесохозяйственного производства и лесоэксплуатация учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

трелевка леса занимает значительное место: 30% и более как тру­ довых, так и денежных затрат.

Гужевая трелевка леса. Обычно гужевую трелевку леса исполь­ зуют при малых объемах работ, при разработке мелких лесосек, на выборочных и постепенных рубках, на рубках ухода за лесом.

Вэтом случае лес трелюют в сортиментном долготье.

Взимнее время для гужевой трелевки применяют саии различ­ ного типа. На небольших расстояниях (до 200 м) используют сани без подсанок, на больших — с подсанками. Хорошо зарекомендова­ ли себя на гужевой трелевке в зимнее время саии карельского типа, снабженные поворотными кониками.

Для сокращения простоев под погрузкой и разгрузкой за каж­ дой лошадью закреплено по 2—3 комплекта прицепного оборудова­ ния (саии и подсанки) с перецепными оглоблями.

Влетнее время конная трелевка осуществляется на колесных передках, а трелевка крупномерных бревен — на телегах тавриче­ ского типа.

Наиболее производительна трелевка по переносным рельсовым путям — узкоколейным железным дорогам и круглолежневым до­ рогам.

При гужевой трелевке лесосеки разбиваются на пасеки различ­ ных размеров от 100X175 до 500x500 м. По середине или вдоль каждого участка прокладывают магистральный волок, от которого под прямым углом или по диагональной схеме отходят пасечные волока.

Для трелевки в зимнее время волоки проминают угольниками или катками, а летом при слабом грунте волоки устилают накат­ ником.

Работы по гужевой трелевке проводят звеньями комплексных бригад или специальными бригадами с выделением навальщиков и свальщиков.

Тракторная трелевка леса. На трелевке леса работают специ­ альные трелевочные тракторы. В насаждениях с крупномерным древостоем используют и трактор T-I00M.

Трелевка может осуществляться волоком (при трелевке тракто­ рами Т-100), на прицепах или в полупогруженном на щиты треле­ вочных тракторов состоянии. Для трелевки леса тракторы оснаща­ ют тяговым тросом и чекерами. Кроме того, в комплект трелевоч­ ного оборудования входит упорное кольцо. Тракторы Т-100, помимо стопорного кольца, для трелевки снабжаются прицепным крюком.

Наиболее распространенный вид трелевки деревьев с кронами или хлыстами при помощи трелевочных тракторов состоит из сле­ дующих операций: формирование воза на лесосеке, ход трактора с грузом, отцепка воза на погрузочной площадке или верхнем складе и возвратный пробег трактора порожняком. Рейсовая нагрузка зависит от кубатуры (средней) одного дерева и мощности трактора.

224


§ 62. ОСВОЕНИЕ ГОРНЫХ ЛЕСОВ. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ЛЕСОСЕК НА ГОРНЫХ СКЛОНАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТРАКТОРНОЙ ТРЕЛЕВКИ

Освоение горных лесов

Для подтаскивания и транспортировки древесины при разработ­ ке лесосек в горных лесах используют универсальные канатные ус­ тановки УК-1 различных модификаций. С помощью этих установок осваиваются лесосеки с транспортировкой древесины как иа подъ­ ем, так и на спуск крутизной от 15 до 30°.

В состав основных операций входят: валка деревьев, обрубка сучьев, подтрелевка хлыстов к несущему канату, транспортировка пачки по несущему канату к месту погрузки и погрузка древесины иа лесовозный транспорт. Пачки должны по весу соответствовать грузоподъемности установки. Пачку чокеруют, прицепляют к гру­ зовым крюкам каретки установки и отправляют на верхний склад для погрузки на лесовозный транспорт.

В бригаду (звено), обслуживающую установку и трелевочный трактор, входят тракторист, вальщик, помощник вальщика, обруб­ щик сучьев, два прицепщика, два отцепщика и лебедчик установки.

Лебедочная трелевка. Лебедочную трелевку применяют в лесо­ секах горных районов Кавказа, Урала, Западной Украины, а также в лесосеках с сырыми и заболоченными грунтами.

При лебедочной трелевке необходимо соблюдать прямолиней­ ность трелевочных волоков, что не всегда возможно. В этом состоит основной недостаток лебедочной трелевки. Кроме того, трелевочная лебедка требует большого количества троса, ее сложно монтиро­ вать и демонтировать.

Внастоящее время трелевка леса лебедками осуществляется подвесным и полуподвесным способом или волоком по земле. Наи­ более распространена полуподвесная система с одной мачтой, на которой подвешивают блоки для холостого и грузового каната

(ТЛ-4 и ТЛ-7).

Втракторонепроходимых местах горных районов Кавказа при­ меняют канатно-лебедочную трелевку сортиментов к погрузочным площадкам или транспортным путям. В этом случае пути прокла­ дывают по долинам горных речек и ручьев или по вершинам водо­ разделов.

Тракторная трелевка. Основная форма организации лесосечных работ — малая комплексная бригада, работающая по схеме: вал­ к а — трелевка — погрузка. Состав бригады — 3 человека: вальщик, тракторист, чокеровщик. Валку проводят бензопилой «Дружба» с гидроклином КГМ-1А.

Т е х н о л о г и я р а б о т на г о р н ы х с к л о н а х до 15° мало отличается от разработки в равнинных условиях. На таких уклонах магистральные волока прокладывают по распадкам, логам и лож­ кам, а пасечные — вдоль по склону или под некоторым углом к нему.

8 Д. Т. Ковалин

225


При наличии на лесосеке жизнеспособного подроста разработка ведется узкими лентами шириной 35—40 м, с прокладкой волока по середине пасеки. Протяженность магистральных волоков обычно

100—120 м.

Трелевку проводят за комель или за вершину, в зависимости от

рельефа местности.

 

 

На с к л о н а х к р у т и з н о й 15—22° магистральные

волока

прокладывают в виде серпантинных кривых, но

уклоны в

местах

прохода трактора не должны превышать 15°.

бульдозерами или

Подготовку и прокладку волоков проводят

же устраивают косогорные полувыемкн.

 

 

Пасеки от магистральных волоков нарезают вверх по склону и тракторы с грузом движутся пасечным волоком сверху вниз.

Разработка лесосек на пасеках начинается снизу от магистраль­ ного волока с трелевкой деревьев за вершину, при этом деревья на нижней бровке магистральных волоков служат в качестве от­ бойных и срезаются к концу разработки лесосек.

Разработку лесосек на крутых склонах до 30° с применением тракторной трелевки проводят по схеме веерного расположения магистральных волоков, которые прокладываются в виде полувыемок по косогору^ под утлом 30—36° от подошвы к вершине.

В зависимости от крутизны склонов расстояние между волока­ ми обычно применяется 130—150 м. Между магистральными воло­ ками образуются секторы, в которых вдоль склона нарезаются сверху вниз полупасеки шириной 20—25 м. Пасечные волока рас­ полагаются по краю полупасеки и примыкают к магистральному волоку под углом 55—60°.

Подготовку магистральных волоков проводит бульдозерами или террасерами специально подготовленная бригада, а пасечные во­ лока— малая комплексная бригада во время разработки лесосек.

П о р я д о к р а з р а б о т к и л е с о с е к на у к л о н а х до 30° следующий: разработку лесосек начинают с нижнего сектора; после вырубки и трелевки леса в первом секторе работы переносят­ ся в вышележащий сектор, в такой последовательности работы про­ должаются до вершины склона.

Валку деревьев также проводят бензопилой с применением гид­ роклина вершиной вниз по склону, под углом к пасечному волоку.

Трактор, набрав подготовленный воз, спускается с верхнего ма­ гистрального волока пасечным волоком на нижележащий магист­ ральный волок и по этому волоку идет к погрузочной установке. Таким образом, трактор движется как бы по кольцу, по схеме: по­ грузочная установка — вышепроходящий магистральный волок — пасечный волок — нижележащий магистральный волок — погрузоч­ ная площадка.

Суммарная протяженность магистральных волоков на одном гектаре обычно составляет 170—180 м.

Производительность бульдозера иа устройстве волоков при кру­ тизне склона до 25° составляет 650 м.

Обычно на 3—4 трактора выделяется один бульдозер.

226


§63. ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ, ИНСТРУМЕНТЫ

ИМЕХАНИЗМЫ. ОБРЕЗКА СУЧЬЕВ

Лесозаготовительные инструменты и механизмы

Лес в основном заготавливают механизированным способом, но применяют и ручные инструменты.

К ручным лесозаготовительным инструментам относятся ручные пилы, топоры п вспомогательные инструменты.

Р у ч н ы е п и л ы, применяемые на лесозаготовках, бывают дву­ ручные и лучковые.

Двуручные пилы выпускаются промышленностью с треугольны­ ми зубьями и уширенной пазухой через каждые три зуба, а для заготовки твердолиственных пород — со скалывающими зубьями. Полотна пил с треугольными зубьями имеют длину 1000—1200 мм, а со скалывающими зубьями— 1250, 1500, 1750 мм.

Л у ч к о в

ы е

п и л ы (рис. 89)

имеют полотно шириной 25 мм н

длиной 1220

мм.

Полотно бывает

с очищающими зубьями и без

них. Форма сечения полотна — трапециевидная с уменьшением тол­ щины к спинке.

Ручные пилы необходимо периодически править. Правка состо­ ит из фуговки, заточки и развода.

Т о п о р ы применяют на заготовке леса для подруба деревьев, обрубки сучьев, расколки древесины. В зависимости от назначения различают топоры лесорубочные, сучкорубные и колуны.

Основное назначение лесорубочных топоров — подруб дерева. Лезвие у лесорубочного топора короткое, выпуклое. Масса топо­ р а — 1,55—1,8 кг. Топорище имеет длину от 750 до 900 мм.

Сучкорубным топором пользуются в основном для обрубки сучь­ ев. Лезвие у него длинное, слегка выпуклое. Масса его 1,1—1,75 кг. Топорище более короткое, чем у лесорубочного — от 600 до 750 мм.

Колун предназначен для раскалывания древесины. Лезвие у ко­ луна короткое, полотно толстое. Масса колуна — 2,2 кг. Длина топо­

рища такая же, как и у лесорубочного

топора, — от 750 до 900 мм.

Наряду с пилами и топорами

на

лесозаготовках

применяют

в с п о м о г а т е л ь н ы е и н с т р у м е н т ы , главные

из которых:

валочная вилка, валочная лопатка,

валочный домкрат, деревянные

и металлические клинья (для облегчения валки); ручные лебедкп (для снятия зависающих деревьев); кондак (для поворачивания бревен вокруг их оси); окорочная лопата и скобели (для окорки деревьев) и точильные станки (для правки и заточки инструментов и пильных цепей).

Б е н з о м о т о р н ы е п и л ы — основные инструменты для механизированной заготовки леса. Наиболее распространена бен­ зомоторная пила «Дружба-4». Пила состоит из следующих основ­ ных узлов: двигателя, муфты сцепления, редуктора, пильного аппа­ рата, рамы с рукоятками и съемного стартера. Рама пилы имеет антивибрационное устройство, снижающее вибрацию на рукоятках до уровня санитарных норм. Режущим органом служит пильная

8:

227


цепь ПЦУ-15 или ПЦП-15, приводимая в движение посредством редуктора и звездочки одноцилиндрового двухтактного двигателя с воздушным охлаждением мощностью 4±0,5 л. с. Двигатель за­ пускается съемным тросовым стартером и управляется рычагом управления дросселем карбюратора, расположенным на правой руке. Включается н выключается пильная цепь автоматически цент­ робежной фрикционной муфтой. Максимальная скорость движения пилы 8 м/сек, ширина пропила 7,7—8,2 мм. Топливом служит смесь одного из автомобильных бензинов А-72 или А-74 с маслом АК-Ю или АС-95В в пропорции 15 : 1 по объему.

5

I —шплинты, 2

передняя стойка, 3 — поперечный брусок, 4 —язычок,

5

— шнур, 6 — задняя стойка, 7 — полотно

Емкость топливного бака 1,5 л\ содержимого бака достаточно на 45 мин работы.

Длина пилы 850, ширина 460 и высота 485 мм.

Бензомоторная пила «Дружба-4» позволяет спиливать деревья диаметром до 900 мм.

На рис. 90 приведена схема основных частей бензомоторной пилы. Бензомоторная пила МП-5 «Урал» имеет, по сравнению с бензомоторной пилой «Дружба-4», повышенную производитель­ ность (103—-127 см2/сек против 60—76 см2/сек у «Дружбы-4»), луч­ шую компоновку. Масса пилы в заправленном состоянии — 12,8—

12,9 кг. Двигатель бензопилы «Урал»

более мощный — 5—5,6 л. с.

(у мотопилы «Дружба-4» — 3,5 л. с.).

Ежедневно проводят обслу­

живание бензомоторных пил: очищают пилу от грязи, опилок и сне­ га, через каждые 4 ч работы меняют цепь на заточенную, проверя­ ют герметичность бензосистемы, посадку карбюратора, затяжку гаек и винтов.

Кроме ежедневного, проводятся технические обслуживания № 1 и № 2. При обслуживании № 1, помимо названных выше операций, промывают бензином фрикционную муфту, смазывают рабочие по­ верхности муфты и ступицу консталином и смазывают нм же по­ лость редуктора. Промывают чистым бензином сетчатые фильтры карбюратора и бензобак. Очищают от иагара контакты прерывате­