Файл: Ковалин, Д. Т. Механизация лесохозяйственного производства и лесоэксплуатация учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 0
трелевка леса занимает значительное место: 30% и более как тру довых, так и денежных затрат.
Гужевая трелевка леса. Обычно гужевую трелевку леса исполь зуют при малых объемах работ, при разработке мелких лесосек, на выборочных и постепенных рубках, на рубках ухода за лесом.
Вэтом случае лес трелюют в сортиментном долготье.
Взимнее время для гужевой трелевки применяют саии различ ного типа. На небольших расстояниях (до 200 м) используют сани без подсанок, на больших — с подсанками. Хорошо зарекомендова ли себя на гужевой трелевке в зимнее время саии карельского типа, снабженные поворотными кониками.
Для сокращения простоев под погрузкой и разгрузкой за каж дой лошадью закреплено по 2—3 комплекта прицепного оборудова ния (саии и подсанки) с перецепными оглоблями.
Влетнее время конная трелевка осуществляется на колесных передках, а трелевка крупномерных бревен — на телегах тавриче ского типа.
Наиболее производительна трелевка по переносным рельсовым путям — узкоколейным железным дорогам и круглолежневым до рогам.
При гужевой трелевке лесосеки разбиваются на пасеки различ ных размеров от 100X175 до 500x500 м. По середине или вдоль каждого участка прокладывают магистральный волок, от которого под прямым углом или по диагональной схеме отходят пасечные волока.
Для трелевки в зимнее время волоки проминают угольниками или катками, а летом при слабом грунте волоки устилают накат ником.
Работы по гужевой трелевке проводят звеньями комплексных бригад или специальными бригадами с выделением навальщиков и свальщиков.
Тракторная трелевка леса. На трелевке леса работают специ альные трелевочные тракторы. В насаждениях с крупномерным древостоем используют и трактор T-I00M.
Трелевка может осуществляться волоком (при трелевке тракто рами Т-100), на прицепах или в полупогруженном на щиты треле вочных тракторов состоянии. Для трелевки леса тракторы оснаща ют тяговым тросом и чекерами. Кроме того, в комплект трелевоч ного оборудования входит упорное кольцо. Тракторы Т-100, помимо стопорного кольца, для трелевки снабжаются прицепным крюком.
Наиболее распространенный вид трелевки деревьев с кронами или хлыстами при помощи трелевочных тракторов состоит из сле дующих операций: формирование воза на лесосеке, ход трактора с грузом, отцепка воза на погрузочной площадке или верхнем складе и возвратный пробег трактора порожняком. Рейсовая нагрузка зависит от кубатуры (средней) одного дерева и мощности трактора.
224
§ 62. ОСВОЕНИЕ ГОРНЫХ ЛЕСОВ. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ЛЕСОСЕК НА ГОРНЫХ СКЛОНАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТРАКТОРНОЙ ТРЕЛЕВКИ
Освоение горных лесов
Для подтаскивания и транспортировки древесины при разработ ке лесосек в горных лесах используют универсальные канатные ус тановки УК-1 различных модификаций. С помощью этих установок осваиваются лесосеки с транспортировкой древесины как иа подъ ем, так и на спуск крутизной от 15 до 30°.
В состав основных операций входят: валка деревьев, обрубка сучьев, подтрелевка хлыстов к несущему канату, транспортировка пачки по несущему канату к месту погрузки и погрузка древесины иа лесовозный транспорт. Пачки должны по весу соответствовать грузоподъемности установки. Пачку чокеруют, прицепляют к гру зовым крюкам каретки установки и отправляют на верхний склад для погрузки на лесовозный транспорт.
В бригаду (звено), обслуживающую установку и трелевочный трактор, входят тракторист, вальщик, помощник вальщика, обруб щик сучьев, два прицепщика, два отцепщика и лебедчик установки.
Лебедочная трелевка. Лебедочную трелевку применяют в лесо секах горных районов Кавказа, Урала, Западной Украины, а также в лесосеках с сырыми и заболоченными грунтами.
При лебедочной трелевке необходимо соблюдать прямолиней ность трелевочных волоков, что не всегда возможно. В этом состоит основной недостаток лебедочной трелевки. Кроме того, трелевочная лебедка требует большого количества троса, ее сложно монтиро вать и демонтировать.
Внастоящее время трелевка леса лебедками осуществляется подвесным и полуподвесным способом или волоком по земле. Наи более распространена полуподвесная система с одной мачтой, на которой подвешивают блоки для холостого и грузового каната
(ТЛ-4 и ТЛ-7).
Втракторонепроходимых местах горных районов Кавказа при меняют канатно-лебедочную трелевку сортиментов к погрузочным площадкам или транспортным путям. В этом случае пути прокла дывают по долинам горных речек и ручьев или по вершинам водо разделов.
Тракторная трелевка. Основная форма организации лесосечных работ — малая комплексная бригада, работающая по схеме: вал к а — трелевка — погрузка. Состав бригады — 3 человека: вальщик, тракторист, чокеровщик. Валку проводят бензопилой «Дружба» с гидроклином КГМ-1А.
Т е х н о л о г и я р а б о т на г о р н ы х с к л о н а х до 15° мало отличается от разработки в равнинных условиях. На таких уклонах магистральные волока прокладывают по распадкам, логам и лож кам, а пасечные — вдоль по склону или под некоторым углом к нему.
8 Д. Т. Ковалин |
225 |
При наличии на лесосеке жизнеспособного подроста разработка ведется узкими лентами шириной 35—40 м, с прокладкой волока по середине пасеки. Протяженность магистральных волоков обычно
100—120 м.
Трелевку проводят за комель или за вершину, в зависимости от
рельефа местности. |
|
|
На с к л о н а х к р у т и з н о й 15—22° магистральные |
волока |
|
прокладывают в виде серпантинных кривых, но |
уклоны в |
местах |
прохода трактора не должны превышать 15°. |
бульдозерами или |
|
Подготовку и прокладку волоков проводят |
||
же устраивают косогорные полувыемкн. |
|
|
Пасеки от магистральных волоков нарезают вверх по склону и тракторы с грузом движутся пасечным волоком сверху вниз.
Разработка лесосек на пасеках начинается снизу от магистраль ного волока с трелевкой деревьев за вершину, при этом деревья на нижней бровке магистральных волоков служат в качестве от бойных и срезаются к концу разработки лесосек.
Разработку лесосек на крутых склонах до 30° с применением тракторной трелевки проводят по схеме веерного расположения магистральных волоков, которые прокладываются в виде полувыемок по косогору^ под утлом 30—36° от подошвы к вершине.
В зависимости от крутизны склонов расстояние между волока ми обычно применяется 130—150 м. Между магистральными воло ками образуются секторы, в которых вдоль склона нарезаются сверху вниз полупасеки шириной 20—25 м. Пасечные волока рас полагаются по краю полупасеки и примыкают к магистральному волоку под углом 55—60°.
Подготовку магистральных волоков проводит бульдозерами или террасерами специально подготовленная бригада, а пасечные во лока— малая комплексная бригада во время разработки лесосек.
П о р я д о к р а з р а б о т к и л е с о с е к на у к л о н а х до 30° следующий: разработку лесосек начинают с нижнего сектора; после вырубки и трелевки леса в первом секторе работы переносят ся в вышележащий сектор, в такой последовательности работы про должаются до вершины склона.
Валку деревьев также проводят бензопилой с применением гид роклина вершиной вниз по склону, под углом к пасечному волоку.
Трактор, набрав подготовленный воз, спускается с верхнего ма гистрального волока пасечным волоком на нижележащий магист ральный волок и по этому волоку идет к погрузочной установке. Таким образом, трактор движется как бы по кольцу, по схеме: по грузочная установка — вышепроходящий магистральный волок — пасечный волок — нижележащий магистральный волок — погрузоч ная площадка.
Суммарная протяженность магистральных волоков на одном гектаре обычно составляет 170—180 м.
Производительность бульдозера иа устройстве волоков при кру тизне склона до 25° составляет 650 м.
Обычно на 3—4 трактора выделяется один бульдозер.
226
§63. ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ, ИНСТРУМЕНТЫ
ИМЕХАНИЗМЫ. ОБРЕЗКА СУЧЬЕВ
Лесозаготовительные инструменты и механизмы
Лес в основном заготавливают механизированным способом, но применяют и ручные инструменты.
К ручным лесозаготовительным инструментам относятся ручные пилы, топоры п вспомогательные инструменты.
Р у ч н ы е п и л ы, применяемые на лесозаготовках, бывают дву ручные и лучковые.
Двуручные пилы выпускаются промышленностью с треугольны ми зубьями и уширенной пазухой через каждые три зуба, а для заготовки твердолиственных пород — со скалывающими зубьями. Полотна пил с треугольными зубьями имеют длину 1000—1200 мм, а со скалывающими зубьями— 1250, 1500, 1750 мм.
Л у ч к о в |
ы е |
п и л ы (рис. 89) |
имеют полотно шириной 25 мм н |
длиной 1220 |
мм. |
Полотно бывает |
с очищающими зубьями и без |
них. Форма сечения полотна — трапециевидная с уменьшением тол щины к спинке.
Ручные пилы необходимо периодически править. Правка состо ит из фуговки, заточки и развода.
Т о п о р ы применяют на заготовке леса для подруба деревьев, обрубки сучьев, расколки древесины. В зависимости от назначения различают топоры лесорубочные, сучкорубные и колуны.
Основное назначение лесорубочных топоров — подруб дерева. Лезвие у лесорубочного топора короткое, выпуклое. Масса топо р а — 1,55—1,8 кг. Топорище имеет длину от 750 до 900 мм.
Сучкорубным топором пользуются в основном для обрубки сучь ев. Лезвие у него длинное, слегка выпуклое. Масса его 1,1—1,75 кг. Топорище более короткое, чем у лесорубочного — от 600 до 750 мм.
Колун предназначен для раскалывания древесины. Лезвие у ко луна короткое, полотно толстое. Масса колуна — 2,2 кг. Длина топо
рища такая же, как и у лесорубочного |
топора, — от 750 до 900 мм. |
||
Наряду с пилами и топорами |
на |
лесозаготовках |
применяют |
в с п о м о г а т е л ь н ы е и н с т р у м е н т ы , главные |
из которых: |
||
валочная вилка, валочная лопатка, |
валочный домкрат, деревянные |
и металлические клинья (для облегчения валки); ручные лебедкп (для снятия зависающих деревьев); кондак (для поворачивания бревен вокруг их оси); окорочная лопата и скобели (для окорки деревьев) и точильные станки (для правки и заточки инструментов и пильных цепей).
Б е н з о м о т о р н ы е п и л ы — основные инструменты для механизированной заготовки леса. Наиболее распространена бен зомоторная пила «Дружба-4». Пила состоит из следующих основ ных узлов: двигателя, муфты сцепления, редуктора, пильного аппа рата, рамы с рукоятками и съемного стартера. Рама пилы имеет антивибрационное устройство, снижающее вибрацию на рукоятках до уровня санитарных норм. Режущим органом служит пильная
8: |
227 |
цепь ПЦУ-15 или ПЦП-15, приводимая в движение посредством редуктора и звездочки одноцилиндрового двухтактного двигателя с воздушным охлаждением мощностью 4±0,5 л. с. Двигатель за пускается съемным тросовым стартером и управляется рычагом управления дросселем карбюратора, расположенным на правой руке. Включается н выключается пильная цепь автоматически цент робежной фрикционной муфтой. Максимальная скорость движения пилы 8 м/сек, ширина пропила 7,7—8,2 мм. Топливом служит смесь одного из автомобильных бензинов А-72 или А-74 с маслом АК-Ю или АС-95В в пропорции 15 : 1 по объему.
5
I —шплинты, 2 — |
передняя стойка, 3 — поперечный брусок, 4 —язычок, |
5 |
— шнур, 6 — задняя стойка, 7 — полотно |
Емкость топливного бака 1,5 л\ содержимого бака достаточно на 45 мин работы.
Длина пилы 850, ширина 460 и высота 485 мм.
Бензомоторная пила «Дружба-4» позволяет спиливать деревья диаметром до 900 мм.
На рис. 90 приведена схема основных частей бензомоторной пилы. Бензомоторная пила МП-5 «Урал» имеет, по сравнению с бензомоторной пилой «Дружба-4», повышенную производитель ность (103—-127 см2/сек против 60—76 см2/сек у «Дружбы-4»), луч шую компоновку. Масса пилы в заправленном состоянии — 12,8—
12,9 кг. Двигатель бензопилы «Урал» |
более мощный — 5—5,6 л. с. |
(у мотопилы «Дружба-4» — 3,5 л. с.). |
Ежедневно проводят обслу |
живание бензомоторных пил: очищают пилу от грязи, опилок и сне га, через каждые 4 ч работы меняют цепь на заточенную, проверя ют герметичность бензосистемы, посадку карбюратора, затяжку гаек и винтов.
Кроме ежедневного, проводятся технические обслуживания № 1 и № 2. При обслуживании № 1, помимо названных выше операций, промывают бензином фрикционную муфту, смазывают рабочие по верхности муфты и ступицу консталином и смазывают нм же по лость редуктора. Промывают чистым бензином сетчатые фильтры карбюратора и бензобак. Очищают от иагара контакты прерывате