Файл: Ковалин, Д. Т. Механизация лесохозяйственного производства и лесоэксплуатация учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ревьев по земле при формировании пачек. Комплексная производи­ тельность составляет 15—35 м3за смену.

Машина практически сохраняет все оставляемые в насаждении деревья.

§ 64. ВЕРХНИЕ СКЛАДЫ И ПОГРУЗОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Верхние склады служат для приема трелюемой древесины и по­ следующей отгрузки ее по лесовозной дороге на нижний склад пли в места потребления. Поскольку на верхний склад поступают в ос­ новном деревья и хлысты, то здесь обрубают сучья, раскряжевы­ вают хлысты на сортиментное долготье, сортируют и штабелюют, а также погружают сортименты (пренмуществено долготье) на под­ вижной состав лесовозных дорог.

Погрузочные площадки служат только для погрузки лесомате­ риалов па подвижной состав лесовозных дорог. При трелевке де­ ревьев с кронами и вывозке в хлыстах на площадках обрубают сучья.

Чтобы сократить среднее расстояние, погрузочные площадки и верхние склады целесообразно располагать в центральной части лесосек. Желательно, чтобы в грузовом направлении они имели не­ большой уклон; это облегчает трогание поездов с места. Участок пути на погрузочных площадках и верхних складах должен быть прямым и только в исключительных случаях допускается размещать погрузочные пути на кривых участках (лишь при небольшом их ра­ диусе) .

Хлысты разделывают на сортиментное долготье преимуществен­ но бензомоторными пилами.

Для погрузки древесины на подвижной состав лесовозных дорог применяют лебедки, челюстные погрузчики, агрегатные автомобили с погружателями разных марок, краны на автомобильном, желез­ нодорожном и гусеничном ходу.

Основной метод погрузки — погрузка крупными пакетами с по­ мощью трелевочных тракторов. Объем пачки при этом равен гру­ зоподъемности автомобиля или вагона. Погрузка леса пакетами вы­ полняется способами накатывания, натаскивания и подвешивания.

Погрузка леса в пакетах способом накатывания рекомендуется при вывозке леса по узкоколейным железным дорогам и автомоби­ лями большой грузоподъемности. На лесовозный транспорт пакеты накатывают трактором с помощью двух грузовых и двух вспомога­ тельных тросов по наклонной погрузочной эстакаде.

При проведении погрузочных работ надо соблюдать следующие основные требования по технике безопасности.

Категорически воспрещается ремонт, смазка, чистка и осмотр погрузочно-разгрузочных н сортировочных механизмов на ходу;

администрация должна иметь свидетельство об испытании всех стальных тросов, пеньковых и хлопчатобумажных канатов или же организовывать эти испытания на месте;

235


ких отходов в валы или кучи с оставлением их на площади лесосек и на машины для сбора вершин, валежника и стволовой древесины с последующей погрузкой п вывозкой их с очищаемой площади ле­

сосек.

Из числа созданных и применяемых в настоящее время лесо­ очистных машин наиболее распространены сучкоподборщикн типа ПС-5 и подборщики-погрузчики лесосечных отходов ПЛО-1.

С у ч к о п о д б о р щ и к т и п а ПС-5 (ЦНИИМЭ) служит для сбора порубочных остатков на ле­ сосеке в валы и переноса их на 8—10 м от стен леса и 5—6 м от оставленных на лесосеке семенни­ ков, семейных куртин и групп мо­ лодняка.

П о д б о р щ и к - п о г р у з ч и к

л е с о с е ч н ы х

о т х о д о в

ПЛО-1 представляет наибольший интерес для лесного хозяйства, так как он, наряду с выполнением лесоочистных работ, может про­ водить погрузо-разгрузочные ра­ боты на лесосеках, верхних и ниж-, них складах, а также на строги тельстве усов лесовозных дорог с гравийным и комбинированным покрытием.

Подборщик-погрузчик разра­ ботан на базе трактора ТДТ-55 (рис. 94). Его технологическое оборудование состоит из сгребаю­ щего аппарата, выполненного в виде навесных грабель шириной 2400 мм и высотой 3200 мм, гид- рокрана-м анипулятора, само­ свального кузова емкостью 8 иг3. Стрела гидрокрана шарнирно-со­ члененная, телескопическая, о максимальным вылетом 4000 мм, снабжена механизмом поворота, установленным на ее конце, к ко­ торому шарнирно крепится челюстный захват, предназначен­ ный для лесных грузов. Опорно-, поворотная колонна гидрокрана установлена на шарнирно укреп­ ленной опоре и соединена по­ средством кронштейнов, укреп-'

Рис. 95. Технологические приемы

работы

подборщика-погрузчика

 

 

 

ПЛО-1:

 

 

п —без

подбора остатков

ликвидном

древесины

и

вывозки ее

на верхнш‘1

склад,

б —выборкой

лесосечных

отхо­

дов и

вывозки

их к месту разгрузки

(верхний

склад),

в — вывозкой

всех

лесосечных

отходов

и верхний

склад

для отправки па дальнейшую перера­

ботку.

г — погрузка, перевозка,

раз­

грузка

сортиментов, дров, пней,

не­

 

ликвидов и других грузов

 


ленных па ней, с гидроцплиидрамп, выравнивающими колонну до вертикального положения и обеспечивающими нормальную работу гпдрокрапа на продольных уклонах.

Для установки сгребающего аппарата полностью используется механизм передней навески трактора ТДТ-55.

При загрузке кузова сыпучими грузами челюстный захват мо­ жет заменяться грейфером. Привод механизмов навесного обору­ дования — гидравлический.

Управление осуществляется с помощью гидрораспределителей. В случае необходимости машина может быть снабжена автомобиль­ ной лебедкой, которая устанавливается под кузовом рядом с опо­ рой гидрокрана.

Работа подборщика-погрузчика па очистке лесосек может осу­ ществляться по следующим технологическим схемам (рис. 95):

а) без подбора остатков ликвидной древесины и вывозки ее на верхний склад;

б) выборкой лесосечных отходов (ликвидных) и вывозкой их к месту разгруза (верхний склад);

в) вывозкой всех лесосечных отходов на верхний склад для от­ правки на дальнейшую переработку;

г) погрузка, перевозка, разгрузка сортиментов, дров, пней, не­ ликвидов и других грузов.

§ 66. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА НА ЛЕСОСЕКАХ

Наиболее распространенной формой организации труда на лесо­

секах при вывозке

леса в хлыстах и с кронами служат м а л а я

к о м п л е к с н а я

б р и г а д а и з в е н ь я , работающие на базе

одного трелевочного механизма и выполняющие весь комплекс ле­ сосечных работ от валки до погрузки на подвижной состав лесовоз­ ной дороги. Эта же бригада, лучше специальная подготовительная бригада, проводит все работы, описанные в главе «Лесосечные ра­ боты».

Численный состав бригады зависит от условий работы, состава лесонасаждений, среднего объема хлыстов, типа механизмов, рас­ стояния трелевки, количества операций, выполняемых бригадой, и конечной фазы работ.

В состав бригады входят вальщик, тракторист, чокеровщик, ра­ бочие для обрубки сучьев, сбора и сжигания порубочных остатков на лесосеке или на складе, рабочие для сортировки и штабелевки. В зимнее время в бригаду дополнительно включаются рабочие для откопки снега вокруг деревьев. Если конечная фаза — погрузка сор­ тиментов на подвижной состав, бригада увеличивается на необхо­ димое количество грузчиков. Если лес вывозится в хлыстах и ко­ нечная операция — погрузка хлыстов на подвижной состав лесовоз­ ной дороги, то численность бригады уменьшается.

Дри тракторной трелевке и вывозке деревьев с необрубленнымн сучьями бригада может состоять из трех человек: вальщик, тракто-

238


рист и его помощник, участвующий, помимо основной работы, на погрузке леса. Иногда бригада (звено) состоит из двух человек ■ вальщика и тракториста.

Если трелюют лебедками и вывозят деревья с необрубленнымн сучьями, то малые комплексные бригады состоят из вальщика, чокеровщика, лебедчика, двух — четырех рабочих, занятых на обруб­ ке сучьев и погрузке хлыстов на подвижной состав.

Для сокращения трудовых затрат каждый член бригады может выполнить любую работу.

Труд рабочих оплачивается по конечной производственной фазе, причем заработная плата распределяется между членами бригады по тарифным коэффициентам, установленным по согласованию между членами бригады, и количеству отработанного времени.

Контрольные вопросы

1.Какие операции входят в состав лесосечных работ и какие существуют наиболее прогрессивные схемы проведения лесосечных работ?

2.Какие производственные операции закладываются в технологические

карты, «ем они составляются и как утверждаются?

3.Когда и какие работы выполняют подготовительные бригады?

4.В чем состоит сущность разработки лесосек с параллельным размеще­ нием волоков?

5.В чем состоит сущность проведения лесосечных работ при системе по­ степенных рубок?

6.Расскажите об особенностях разработки пасек с валкой леса на под­ кладочное дерево.

7.Из каких рабочих процессов складывается техника валки деревьев?

8.

Расскажите о

наиболее распространенных формах

организации

труда

на лесосеках.

 

 

 

9.

Расскажите о способах трелевки и машинах и механизмах, применяе­

мых на

трелевке леса -в равнинных п горных условиях.

 

 

10.

Какие ручные лесозаготовительные инструменты и механизированные

средства применяются

на заготовке леса? Расскажите об

устройстве

бензо­

моторной пилы «Дружба-4» п пздроклина КГМ-14.

 

 

11.Какие существуют механизированные средства обрубки сучьев? Расска­ жите об устройстве и работе сучкорезки РБС-50.

12.Какие машины называются агрегатными? Как устроена н работает ва-

лочио-па.кетнрующая машина ЛП-2 («Дятел-2») н погрузочно-лесовозная маши­ на ПЛМ-ЗА?

13.Какие средства механизации применяют на верхних складах на погру­ зочных работах?

14.Какие механизмы применяют на очистке лесосек? Расскажите о техно­ логии лесоочистных работ подборшлжом-погрузчнком ПЛО-1.

ГЛАВ А XVII. ТРАНСПОРТИРОВКА ЛЕСА

§67. СУХОПУТНАЯ ТРАНСПОРТИРОВКА ЛЕСА

Общее понятие о лесовозных дорогах и их основные измерители. Отличительная особенность транспортировки древесины по сравне­ нию с перевозками других грузов состоит в том, что специальные лесовозные дороги, как правило, имеют временный характер исполь­ зования, а некоторые виды дорог — сезонный. Поток лесных грузов

239