Файл: Ковалин, Д. Т. Механизация лесохозяйственного производства и лесоэксплуатация учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гусеничные тракторы имеют ряд преимуществ перед колесны­ ми. Несмотря на большой вес гусеничного трактора, вследствие большой ширины и длины гусениц удельное давление на почву очень мало (не превышает 0,5 кгс/см2). Это позволяет использовать гусеничные тракторы на слабых грунтах, где колесные, тракторы пройти не могут. Усилие, затрачиваемое на передвижение гусенич­ ного трактора, значительно меньше усилия, затрачиваемого на пе­

редвижение

колесного

 

 

трактора, так как гусе­

 

 

ницы мало погружают­

 

 

ся в почву

и трактор

 

 

опорными катками ка­

 

 

тится по ним.

 

 

Однако конструкция

 

 

движителей гусеничных]

 

 

тракторов сложней, а)

 

 

скорость движения ни­

 

 

же, чем у колесных

 

 

тракторов.

разделя­

 

 

Подвески

 

 

ются на полужесткие и

 

 

эластичные. При полу-

 

 

жесткой подвеске каж-*

Рис. 15. Основные элементы гусеничного дви­

дый

движитель пред­

/ — поддерживающий

жителя:

ставляет собой устрой­

ролик, 2 — натяжное колесо,

3 — опорный каток,

4 —гусеница, 5 —ведущая звез­

ство

в виде

отдельной

 

дочка

тележки, которую назы­ вают тележкой гусениц, при эластичной — остов трактора соединен

с опорными катками через рессоры, благодаря чему обеспечивается плавность хода трактора. При эластичной балансирной подвеске остов трактора опирается на гусеницу четырьмя балансирными ка­ ретками. В этом случае все части гусеничного движителя — опор­ ные катки, натяжное колесо и поддерживающие ролики — соедине­ ны с общей рамой трактора.

Гусеничным трактором управляют из кабины тракториста, в ко­ торой расположены рычаг управления муфтами поворота, педали тормоза, педаль муфты сцепления, рычаг переключения передач, рычаг реверса (в тракторах с несколькими задними передачами), рычаг подачи топлива (акселератор), рычаги управления навесной системой и выносными цилиндрами.

Ходовая часть колесных тракторов. Ходовая часть колесных тракторов более проста по устройству.

В качестве примера рассмотрим ходовую часть колесного трак­ тора «Беларусь», состоящую из остова, задних колес, передней осп и передних колес.

К остову крепятся все узлы трактора.

Задние колеса сообщают трактору поступательное движение.

 

На переднюю ось опирается передняя часть трактора, имеющая

устройства для установки передних колес.

2*

35


Передние колеса — направляющие. Они поворачиваются руле­ вым механизмом, входящим, как и тормозное устройство, в состав механизмов управления колесными тракторами.

Тормозное устройство применяют при крутых поворотах и дви­ жении по склону.

К органам управления колесным трактором относятся рулевое колесо, педали тормозов, педаль муфты сцепления, рычаг коробки передачи (реверса),. блокировки дифференциала, рычаг подачи топлива (акселератор), рычаги управления навесной системой, вы­ носными цилиндрами, валом отъема мощности и приводным шки­ вом.

На щитке в кабине тракториста устанавливают контрольные приборы: термометр и манометр масла, манометр топлива, термо­ метр воды и переключатель освещения.

В ал о т ъ е м а м о щ н о с т и (ВОМ) передает крутящий мо­ мент машинам и орудиям с активными рабочими органами. Уста­ новив на ВОМ специальный шкив, его можно использовать для привода рабочих органов стационарных машин.

Привод ВОМ может осуществляться от первичного вала короб­ ки передач (зависимый привод) или крутящий момент может пе­ редаваться через главную муфту па трансмиссию и через специаль­ ную муфту — на вал отъема мощности (независимый привод).

При зависимом приводе нельзя на ходу трактора включать ра­ бочие органы агрегатируемых машин и орудий.

При независимом приводе (например, па тракторе Т-40) все операции по управлению орудиями можно проводить на ходу трак­ тора.

Для приведения в действие различных машин и орудий от рабо­ тающего на стационаре трактора используется п р и в о д н о й шкив, получающий вращение от вала коробки передач или от вала отъе­ ма мощности. Включается и выключается приводной шкив рычагом. В одних тракторах приводной шкив размещается сзади, в других — с левой стороны (например, в тракторах «Беларусь»).

Гидравлическая навесная система

Понятие о навесных системах. В сельском и лесном хозяйстве в основном применяют навесные и полуиавесные машины и орудия. Эти машины имеют ряд преимуществ по сравнению с прицепными: у них проще конструкция, они легче благодаря отсутствию ходовых колес и механизмов управления ими, у них облегчено управление орудиями, обычно не требуется прицепщик, агрегат с ними более маневренный, что особенно важно для работы в лесу.

Раздельноагрегатная гидравлическая навесная система. В на­ стоящее время широко распространены раздельноагрегатные ги-‘ дравлические навесные системы, состоящие из масляного бака, масляного насоса, распределителя, силовых цидиндров, трубопро­ водов.

36


Емкость масляного бака рассчитана на количество масла, по­ требное для всех агрегатов гидросистемы.

Масляные насосы приводятся в действие от двигателя. По уст­ ройству они делятся на шестеренчатые, плунжерные и лопастные. В основном на тракторах устанавливают шестеренчатые насосы, так как они более производительны и экономичны, надежны в ра­ боте, просты по устройству, малогабаритны и легки.

Распределители служат для распределения подаваемой насосом жидкости по силовым цилиндрам, они различаются по пропускной способности и количеству золотников (двухзолотниковые и трехзо­ лотниковые) .

Силовые цилиндры делятся на основные (для управления ору­ диями с помощью механизма задней навески) и выносные (для управления орудиями, навешенными спереди или сбоку трактора,

и самосвальным кузовом).

Трубопроводы представляют собой стальные трубы и резиновые шланги, служащие для подвода масла к различным агрегатам гид­ равлической системы.

Для соединения орудий с трактором используют механизм на­ вески, обычно расположенный сзади трактора. Навесной механизм состоит из двух продольных нижних тяг и одной верхней.

В зависимости от количества точек, через которые передается усилие от корпуса трактора на орудие, механизмы навески бывают двухточечные и трехточечиые. Трехточечиый механизм навески тре­ бует прямолинейного движения трактора в работе. У двухточечно­ го механизма навески нижние тяги в месте крепления к трактору соединяются в одну точку. Это позволяет трактору совершать кру­ тые повороты при заглубленных рабочих органах орудия.

Навесная система НЗ-2А к трелевочным тракторам ТДТ-40 (ТДТ-40М). При помощи навесной системы НЗ-2А (рис. 16) на трелевочные тракторы навешивается ряд лесохозяйственных ору­ дий (лесной комбинированный плуг ПКЛ-70, рыхлитель лесной дис­ ковый РЛД-2 и др.).

Навесная система НЗ-2А — двухточечная, допускающая откло­ нение тяг и орудий в работе на 40—50° от среднего положения отно­ сительно продольной оси трактора (благодаря этому трактор мо­ жет на месте делать повороты до 20° без выглубления орудий). Ее монтируют на трактор ТДТ-40 и ТДТ-40М при снятом погрузочном щите.

Для работ с культиватором КЛБ-1,7 при уходе за культурами, посаженными в дно борозды, подготовленной двухотвальным плу­ гом, необходимо, чтобы угол поворота нижней рамы навески изме­ нялся не более чем на 15°. Отклонение регулируется специальным амортизационным устройством, состоящим из двух цапф. К цапфам приварены кронштейны, а к ним — рычаги. Рычаги соединены меж­ ду собой и вместе с кронштейнами образуют жесткую треугольную раму, расположенную внутри нижней рамы навески, которая соеди­ няется с вершинами рычагов двумя пружинами. При наезде куль­ тиватора на препятствие или во время поворота нижняя рама на-

37


вески вместе с навешенным культиватором удерживается от резко­ го отклонения в сторону благодаря натяжению одной из пружин амортизационного устройства. Когда препятствие пройдено, пру­ жина возвращает орудие в первоначальное положение.

Универсальная навесная система СУН-3. Универсальная систе­ ма СУН-3 обеспечивает агрегатирование не только с тракторами ТДТ-40 и ТДТ-40М, но и с тракторами ТДТ-55, ТДТ-60 и ТДТ-75.

В комплекс универсальной навесной системы СУН-3 входит на­ бор узлов и деталей, позволяющих монтировать ее на тракторах в следующих вариантах:

на тракторах ТДТ-40, ТДТ-40М, ТДТ-55 со съемом погрузочного щита;

на тракторах ТДТ-40М без погрузочного щита; на тракторах ТДТ-60 и ТДТ-75 со съемом погрузочного щита.

Рис. 16. Навесная система НЗ-2:

/ — рама верхняя, 2 — тяга верхняя, 3 — подъемная цепь, V—стяжная гайка, 5 — рама ниж­ няя, 6 — круглое отверстие нижней рамы, 7 — продолговатое отверстие нижней рамы, 8 — па­ лец с втулкой, 9 —упор верхней рамы, 10 — упор нижней рамы, // — трос лебедки

Основные узлы и детали навесной системы унифицированы с задней навесной системой лесохозяйственного трактора ЛХТ-55.

Привод универсальной навесной системы СУН-3 осуществляет­ ся не только от гидросистемы, но и от лебедки трактора, кроме то­ го, СУН-3 в отличие от НЗ-2 позволяет широкозахватным орудиям приспосабливаться к микрорельефу почвы в поперечной плоскости.

Механизм навески состоит из двух частей: трех силовых тяг и подъемного устройства. Силовые тяги служат для присоединения к трактору машин и орудий. Подъемное устройство предназначено для установки машин и орудий в заданном положении.

Задняя механическая навеска НМ-2. Универсальная навесная система СУН-3 и навесная система НЗ-2 обеспечивают работу ле­ сохозяйственных машин с трелевочными тракторами. Для агрега­ тирования же различных навесных лесохозяйственных машин и

38

орудии с трактором Т-100М и его модификациями, не имеющими гидросистемы, служит задняя механическая навеска НМ-2

(рис. 17).

Механическая навеска НМ-2 состоит из прицепного устройства, монтируемого к задней стенке корпуса заднего моста трактора; раскосов /, стойки 2, верхней 3 и нижней 4 тяг, механизма связи 5, крестовины 6 и лебедки Д-269.

Р«с. 17. Задняя механическая навеска НМ-2:

/ —раскосы, 2 — стойки, 3 —верхняя тяга,

4 — нижние тяги,

5 — механизм

связи, 5 — крестовина, 7 — прицепное устройство

 

Прицепное устройство. Прицепные

устройства

служат для со­

единения трактора с прицепными машинами и орудиями, с транс­ портными прицепами. В прицепных устройствах предусмотрена возможность перемещения точки прицепа по ширине, а у некоторых тракторов и по высоте.

На тракторе ДТ-75 применяется прицепное устройство, регули­ руемое по высоте и ширине.

На тракторе МТЗ-50 скоба прицепного устройства присоединя­ ется к концам продольных тяг механизмов навески. К скобе паль­ цами крепят упряжную серьгу со стоп'брным штырем.

39