Файл: Ковалин, Д. Т. Механизация лесохозяйственного производства и лесоэксплуатация учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
Гусеничные тракторы имеют ряд преимуществ перед колесны ми. Несмотря на большой вес гусеничного трактора, вследствие большой ширины и длины гусениц удельное давление на почву очень мало (не превышает 0,5 кгс/см2). Это позволяет использовать гусеничные тракторы на слабых грунтах, где колесные, тракторы пройти не могут. Усилие, затрачиваемое на передвижение гусенич ного трактора, значительно меньше усилия, затрачиваемого на пе
редвижение |
колесного |
|
|
|
трактора, так как гусе |
|
|
||
ницы мало погружают |
|
|
||
ся в почву |
и трактор |
|
|
|
опорными катками ка |
|
|
||
тится по ним. |
|
|
||
Однако конструкция |
|
|
||
движителей гусеничных] |
|
|
||
тракторов сложней, а) |
|
|
||
скорость движения ни |
|
|
||
же, чем у колесных |
|
|
||
тракторов. |
разделя |
|
|
|
Подвески |
|
|
||
ются на полужесткие и |
|
|
||
эластичные. При полу- |
|
|
||
жесткой подвеске каж-* |
Рис. 15. Основные элементы гусеничного дви |
|||
дый |
движитель пред |
/ — поддерживающий |
жителя: |
|
ставляет собой устрой |
ролик, 2 — натяжное колесо, |
|||
3 — опорный каток, |
4 —гусеница, 5 —ведущая звез |
|||
ство |
в виде |
отдельной |
|
дочка |
тележки, которую назы вают тележкой гусениц, при эластичной — остов трактора соединен
с опорными катками через рессоры, благодаря чему обеспечивается плавность хода трактора. При эластичной балансирной подвеске остов трактора опирается на гусеницу четырьмя балансирными ка ретками. В этом случае все части гусеничного движителя — опор ные катки, натяжное колесо и поддерживающие ролики — соедине ны с общей рамой трактора.
Гусеничным трактором управляют из кабины тракториста, в ко торой расположены рычаг управления муфтами поворота, педали тормоза, педаль муфты сцепления, рычаг переключения передач, рычаг реверса (в тракторах с несколькими задними передачами), рычаг подачи топлива (акселератор), рычаги управления навесной системой и выносными цилиндрами.
Ходовая часть колесных тракторов. Ходовая часть колесных тракторов более проста по устройству.
В качестве примера рассмотрим ходовую часть колесного трак тора «Беларусь», состоящую из остова, задних колес, передней осп и передних колес.
К остову крепятся все узлы трактора.
Задние колеса сообщают трактору поступательное движение.
|
На переднюю ось опирается передняя часть трактора, имеющая |
устройства для установки передних колес. |
|
2* |
35 |
Передние колеса — направляющие. Они поворачиваются руле вым механизмом, входящим, как и тормозное устройство, в состав механизмов управления колесными тракторами.
Тормозное устройство применяют при крутых поворотах и дви жении по склону.
К органам управления колесным трактором относятся рулевое колесо, педали тормозов, педаль муфты сцепления, рычаг коробки передачи (реверса),. блокировки дифференциала, рычаг подачи топлива (акселератор), рычаги управления навесной системой, вы носными цилиндрами, валом отъема мощности и приводным шки вом.
На щитке в кабине тракториста устанавливают контрольные приборы: термометр и манометр масла, манометр топлива, термо метр воды и переключатель освещения.
В ал о т ъ е м а м о щ н о с т и (ВОМ) передает крутящий мо мент машинам и орудиям с активными рабочими органами. Уста новив на ВОМ специальный шкив, его можно использовать для привода рабочих органов стационарных машин.
Привод ВОМ может осуществляться от первичного вала короб ки передач (зависимый привод) или крутящий момент может пе редаваться через главную муфту па трансмиссию и через специаль ную муфту — на вал отъема мощности (независимый привод).
При зависимом приводе нельзя на ходу трактора включать ра бочие органы агрегатируемых машин и орудий.
При независимом приводе (например, па тракторе Т-40) все операции по управлению орудиями можно проводить на ходу трак тора.
Для приведения в действие различных машин и орудий от рабо тающего на стационаре трактора используется п р и в о д н о й шкив, получающий вращение от вала коробки передач или от вала отъе ма мощности. Включается и выключается приводной шкив рычагом. В одних тракторах приводной шкив размещается сзади, в других — с левой стороны (например, в тракторах «Беларусь»).
Гидравлическая навесная система
Понятие о навесных системах. В сельском и лесном хозяйстве в основном применяют навесные и полуиавесные машины и орудия. Эти машины имеют ряд преимуществ по сравнению с прицепными: у них проще конструкция, они легче благодаря отсутствию ходовых колес и механизмов управления ими, у них облегчено управление орудиями, обычно не требуется прицепщик, агрегат с ними более маневренный, что особенно важно для работы в лесу.
Раздельноагрегатная гидравлическая навесная система. В на стоящее время широко распространены раздельноагрегатные ги-‘ дравлические навесные системы, состоящие из масляного бака, масляного насоса, распределителя, силовых цидиндров, трубопро водов.
36
Емкость масляного бака рассчитана на количество масла, по требное для всех агрегатов гидросистемы.
Масляные насосы приводятся в действие от двигателя. По уст ройству они делятся на шестеренчатые, плунжерные и лопастные. В основном на тракторах устанавливают шестеренчатые насосы, так как они более производительны и экономичны, надежны в ра боте, просты по устройству, малогабаритны и легки.
Распределители служат для распределения подаваемой насосом жидкости по силовым цилиндрам, они различаются по пропускной способности и количеству золотников (двухзолотниковые и трехзо лотниковые) .
Силовые цилиндры делятся на основные (для управления ору диями с помощью механизма задней навески) и выносные (для управления орудиями, навешенными спереди или сбоку трактора,
и самосвальным кузовом).
Трубопроводы представляют собой стальные трубы и резиновые шланги, служащие для подвода масла к различным агрегатам гид равлической системы.
Для соединения орудий с трактором используют механизм на вески, обычно расположенный сзади трактора. Навесной механизм состоит из двух продольных нижних тяг и одной верхней.
В зависимости от количества точек, через которые передается усилие от корпуса трактора на орудие, механизмы навески бывают двухточечные и трехточечиые. Трехточечиый механизм навески тре бует прямолинейного движения трактора в работе. У двухточечно го механизма навески нижние тяги в месте крепления к трактору соединяются в одну точку. Это позволяет трактору совершать кру тые повороты при заглубленных рабочих органах орудия.
Навесная система НЗ-2А к трелевочным тракторам ТДТ-40 (ТДТ-40М). При помощи навесной системы НЗ-2А (рис. 16) на трелевочные тракторы навешивается ряд лесохозяйственных ору дий (лесной комбинированный плуг ПКЛ-70, рыхлитель лесной дис ковый РЛД-2 и др.).
Навесная система НЗ-2А — двухточечная, допускающая откло нение тяг и орудий в работе на 40—50° от среднего положения отно сительно продольной оси трактора (благодаря этому трактор мо жет на месте делать повороты до 20° без выглубления орудий). Ее монтируют на трактор ТДТ-40 и ТДТ-40М при снятом погрузочном щите.
Для работ с культиватором КЛБ-1,7 при уходе за культурами, посаженными в дно борозды, подготовленной двухотвальным плу гом, необходимо, чтобы угол поворота нижней рамы навески изме нялся не более чем на 15°. Отклонение регулируется специальным амортизационным устройством, состоящим из двух цапф. К цапфам приварены кронштейны, а к ним — рычаги. Рычаги соединены меж ду собой и вместе с кронштейнами образуют жесткую треугольную раму, расположенную внутри нижней рамы навески, которая соеди няется с вершинами рычагов двумя пружинами. При наезде куль тиватора на препятствие или во время поворота нижняя рама на-
37
вески вместе с навешенным культиватором удерживается от резко го отклонения в сторону благодаря натяжению одной из пружин амортизационного устройства. Когда препятствие пройдено, пру жина возвращает орудие в первоначальное положение.
Универсальная навесная система СУН-3. Универсальная систе ма СУН-3 обеспечивает агрегатирование не только с тракторами ТДТ-40 и ТДТ-40М, но и с тракторами ТДТ-55, ТДТ-60 и ТДТ-75.
В комплекс универсальной навесной системы СУН-3 входит на бор узлов и деталей, позволяющих монтировать ее на тракторах в следующих вариантах:
на тракторах ТДТ-40, ТДТ-40М, ТДТ-55 со съемом погрузочного щита;
на тракторах ТДТ-40М без погрузочного щита; на тракторах ТДТ-60 и ТДТ-75 со съемом погрузочного щита.
Рис. 16. Навесная система НЗ-2:
/ — рама верхняя, 2 — тяга верхняя, 3 — подъемная цепь, V—стяжная гайка, 5 — рама ниж няя, 6 — круглое отверстие нижней рамы, 7 — продолговатое отверстие нижней рамы, 8 — па лец с втулкой, 9 —упор верхней рамы, 10 — упор нижней рамы, // — трос лебедки
Основные узлы и детали навесной системы унифицированы с задней навесной системой лесохозяйственного трактора ЛХТ-55.
Привод универсальной навесной системы СУН-3 осуществляет ся не только от гидросистемы, но и от лебедки трактора, кроме то го, СУН-3 в отличие от НЗ-2 позволяет широкозахватным орудиям приспосабливаться к микрорельефу почвы в поперечной плоскости.
Механизм навески состоит из двух частей: трех силовых тяг и подъемного устройства. Силовые тяги служат для присоединения к трактору машин и орудий. Подъемное устройство предназначено для установки машин и орудий в заданном положении.
Задняя механическая навеска НМ-2. Универсальная навесная система СУН-3 и навесная система НЗ-2 обеспечивают работу ле сохозяйственных машин с трелевочными тракторами. Для агрега тирования же различных навесных лесохозяйственных машин и
38
орудии с трактором Т-100М и его модификациями, не имеющими гидросистемы, служит задняя механическая навеска НМ-2
(рис. 17).
Механическая навеска НМ-2 состоит из прицепного устройства, монтируемого к задней стенке корпуса заднего моста трактора; раскосов /, стойки 2, верхней 3 и нижней 4 тяг, механизма связи 5, крестовины 6 и лебедки Д-269.
Р«с. 17. Задняя механическая навеска НМ-2:
/ —раскосы, 2 — стойки, 3 —верхняя тяга, |
4 — нижние тяги, |
5 — механизм |
связи, 5 — крестовина, 7 — прицепное устройство |
|
|
Прицепное устройство. Прицепные |
устройства |
служат для со |
единения трактора с прицепными машинами и орудиями, с транс портными прицепами. В прицепных устройствах предусмотрена возможность перемещения точки прицепа по ширине, а у некоторых тракторов и по высоте.
На тракторе ДТ-75 применяется прицепное устройство, регули руемое по высоте и ширине.
На тракторе МТЗ-50 скоба прицепного устройства присоединя ется к концам продольных тяг механизмов навески. К скобе паль цами крепят упряжную серьгу со стоп'брным штырем.
39