Файл: Итинская, Н. И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 1
|
б) Определение кинематиче |
||||||||
|
ской вязкости |
дизельных |
топ |
||||||
|
лив. В топливах для быстроход |
||||||||
|
ных дизельных двигателей |
нор |
|||||||
|
мируется |
кинематическая |
вяз |
||||||
|
кость при |
20°, |
а для |
тихоход |
|||||
|
ных — при |
50°. При |
данных |
||||||
|
температурах в |
соответствии с |
|||||||
|
требованием ГОСТ 33—66 вяз |
||||||||
|
кость можно определять в вис |
||||||||
|
козиметрах типа ВПЖ-1, ВПЖ-2 |
||||||||
|
и |
Пинкевича. |
Вискозиметры |
||||||
|
ВПЖ-1 рекомендуются для оп |
||||||||
|
ределения вязкости прозрачных |
||||||||
|
(просвечивающихся) |
жидкостей |
|||||||
Рис. 29. Общий вид виско |
при |
положительных температу |
|||||||
рах, а ВПЖ-2 |
и |
Пинкевича |
|||||||
зиметров: |
|||||||||
а — ВПЖ-1; б — ВПЖ-2; в — |
как при |
положительных, |
так и |
||||||
Пинкевича. |
отрицательных |
температурах. |
Общий вид указанных вискози метров показан на рисунке 29. Вискозиметры выпуска ются с разными диаметрами капилляров, что позволяет определять вязкость от 0,6 до 30 000 сСт. Вискозиметр нужно подбирать так, чтобы время движения жидкости при проведении опыта было не менее 200 и не более 600 с.
Общий вид прибора для определения кинематической вязкости и вискозиметр Пинкевича показаны на рисунке
30, а и б.
В одном колене вискозиметра имеются две калиброван ные емкости 2, переходящие в капиллярную трубку 1. В расширенной емкости 5 продукт нагревается. Для запол нения вискозиметра испытуемым топливом на отросток 4 надевают резиновую трубку 7. Широкую часть трубки 3 закрывают указательным пальцем, а узкий конец опуска ют в стаканчик 12 с испытуемым топливом. С помощью резиновой трубки ртом засасывают продукт в объеме двух шариков и быстро переворачивают вискозиметр. Рези новую трубку снимают с отростка 4 и надевают на узкую часть вискозиметра.
Вискозиметр опускают в термостат (литровый стакан с водой) и закрепляют зажимы 8 в строго вертикальном положении в термостате 10. Термометр 6 и мешалку 9 помещают в воду и подогревают ее на электроплитке 11 или другим нагревателем.
118
Actfn |
|
|
|
среднее |
и |
арифметическое |
||
го |
|
|
|
значение |
переводят |
его |
||
is |
|
|
|
в секунды. |
Каждый |
вис |
||
i6 |
|
|
|
козиметр имеет паспорт, в |
||||
to |
|
|
|
котором указан номер вис |
||||
e |
|
|
|
козиметра, диаметр капил |
||||
ю |
|
|
|
ляра и постоянная с, по |
||||
8 |
|
|
|
которой |
|
подсчитывают |
||
6 |
|
|
|
кинематическую |
вязкость |
|||
О |
|
|
|
при 20°, |
сСт: |
|
|
|
г |
|
|
|
|
v 20= c t , |
|
(29) |
|
-------- 1-------- 1-------- 1------- j-------- i |
I |
|
|
|||||
-30 |
-20 -to |
0 W 20 |
30 |
где с — постоянная виско |
||||
|
|
|
1граЗ. |
|
зиметра, сСт/с; |
|||
Рис. 31. Зависимость вязкости |
т — время |
истечения |
||||||
дизельных топлив от температуры. |
|
топлива |
(среднее |
|||||
в) |
Влияние |
вязкости |
|
|
значение), с. |
|
||
на работу двигателя. |
Вязкость |
дизельных топлив должна быть оптимальной. Как слиш ком малая вязкость, так и слишком большая нарушают работу топливоподающей аппаратуры, процессы смесеоб разования и сгорания топлива. В ГОСТах на топлива для быстроходных дизельных двигателей нормируются ниж ний и верхний пределы кинематической вязкости при 20°.
При пониженной вязкости топливо просачивается че рез зазоры в плунжерной паре топливного насоса, нару шается дозировка топлива, уменьшается цикловая пода ча. Топливо может подтекать через отверстия форсунок, что вызывает повышенное нагарообразование. Топливом смазываются прецизионные пары топливного насоса, при уменьшении вязкости смазочные свойства ухудшаются, что может привести к повышенному износу топливной ап паратуры.
При распыливании маловязкого топлива образуются более мелкие и однородные по размеру капли. Это улучша ет процессы испарения, смесеобразования и сгорания. При отрицательных температурах топливо с невысокой вязкостью обладает лучшей текучестью в трубопроводах, фильтрах тонкой очистки, насосах, затрачивается меньше энергии на преодоление внутреннего трения.
Если топливо обладает большой вязкостью, то при рас пыливании образуются крупные капли, поэтому требует ся больше времени на испарение, что приводит к неполно му сгоранию топлива и дымлению двигателя, увеличива
ло
ется нагарообразование, повышается расход топлива. Особенно сильно влияет повышенная вязкость на пуско вые свойства зимой. При повышении температуры вязкость уменьшается незначительно, а при отрицательных темпе ратурах резко повышается (рис. 31). Чем выше началь ное значение вязкости (4-20°), тем сильнее изменения, происходящие при понижении температуры, что приводит к резкому возрастанию сопротивления при движении жид кости по топливопроводам, в результате чего может на рушаться нормальная подача топлива и работа насоса высокого давления. Поэтому вязкость зимних сортов ди зельных топлив должна быть меньше, чем летних.
Испытаниями установлено, что оптимальная вязкость топлив для быстроходных дизелей при 20° находится в пре делах 2,0—6,0 сСт, причем летние топлива должны иметь
вязкость ближе к верхнему пределу, а зимние — к ниж нему.
§ 3. Низкотемпературные свойства
Важной эксплуатационной характеристикой дизельно го топлива являются его низкотемпературные свойства, которые определяют подвижность топлива при отрицатель ных температурах. Низкотемпературные свойства оцени ваются температурами помутнения, начала кристаллиза ции и застывания.
Температурой помутнения называют температуру, при которой теряется фазовая однородность топлива. Визу ально топливо начинает мутнеть из-за выделения мельчай ших капелек воды, микроскопических кристаллов льда или твердых углеводородов. Постепенно при понижении температуры количество твердой фазы увеличивается, кристаллы растут. Температуру, при которой в топливе появляются первые кристаллы, видимые невооруженным глазом, называют температурой начала кристаллизации.
Температура полной потери подвижности носит название
температуры застывания.
Определение температур помутнения и застывания.
Общий вид прибора для оценки низкотемпературных свойств дизельных топлив показан на рисунке 32. В про бирку 5 наливают испытуемое топливо в таком количест ве, чтобы ртутный шарик термометра 2 был в середине жид кости. Пробирку плотно закрывают пробкой 3 с укреплен ным в ней термометром. Собранную пробирку 5 помещают
121
в бензин, происходит интенсивное испарение углекислого газа, что вызывает понижение температуры. Температура до минус 45—50° достигается легко, а этого вполне доста точно для испытания зимних топлив.
Помешивая охлаждающую смесь, понижают ее темпе ратуру примерно до 0°. Затем в охлаждающую смесь в вертикальном положении устанавливают собранный при бор и по термометру 2 следят за понижением температуры испытуемого топлива.
Начиная от +5° может нарушаться фазовая однород ность топлива. Для определения температуры помутнения прибор быстро вынимают из охлаждающей смеси и в про ходящем свете наблюдают за изменением внешнего вида топлива. Если образец остается прозрачным, прибор по мещают в охлаждающую смесь и понижают температуру до 0° (помешивая смесь). При проведении опыта нужно по степенно понижать температуру охлаждающей смеси так, чтобы разница между температурами смеси и топлива была не больше 5—7°.
Наблюдения за изменением состояния топлива повто ряют при понижении температуры через каждые 5°. От мечают первую температуру, при которой замечено из менение фазовой однородности (помутнение). После этого продолжают понижать температуру до тех пор, пока топли во не застынет (т. е. не потеряет подвижность). При темпе ратуре застывания уровень топлива в пробирке, находя щейся в охлаждающей смеси и наклоненной под углом 45°, должен оставаться неподвижным в течение 1 мин. В этом опыте температуры помутнения и застывания мож но определить с точностью до 5°. Для большей точности нужно очень медленно понижать температуру охлаждаю щей смеси и наблюдать за изменением состояния топлива через каждые 2—3°.
Температуры помутнения, кристаллизации и застыва ния зависят от химического состава дизельных топлив. У парафиновых углеводородов эти температуры очень высокие, часто даже положительные, поэтому нефти пара финового основания используют для получения летних сортов дизельных топлив. Многие нафтеновые углеводо роды имеют низкие температуры застывания (ниже минус 50°). Зимние сорта дизельных топлив вырабатывают из нефтей с высоким содержанием нафтеновых углеводоро дов. Подбирая сырье, технологию его переработки й очистки, получают зимние сорта дизельных топлив с темпе
123
ратурами застывания минус 45 или минус 30°. Содержание ароматических и непредельных углеводородов в дизель ных топливах крайне нежелательно: первые имеют высо кие температуры застывания и ухудшают качество горе ния, а вторые снижают стабильность.
Нефтей, пригодных для производства зимних сортов топлив, сравнительно немного, производство их сложное, поэтому зимних топлив вырабатывается значительно мень ше, чем летних. Следовательно, зимние сорта нужно ис пользовать только в холодное время года и не допускать смешения их с летними сортами топлив.
§ 4. Сгорание топлива в быстроходных дизельных
двигателях
Сложные процессы смесеобразования и сгорания топ лива в быстроходных дизельных двигателях происходят за очень короткий период времени (15—20° поворота ко ленчатого вала). Это примерно в десять раз меньше, чем в двигателях с внешним смесеобразованием с одинаковой частотой вращения. Горение — сложный процесс быст рого окисления, сопровождающийся выделением тепла и света.
Окислению в форме горения с образованием конечных
продуктов окисления С02, S02, Н 20 |
предшествуют |
реак |
ции распада углеводородов, образование активных |
цент |
|
ров, свободных радикалов, первичных |
продуктов окисления |
|
и др. Эти реакции происходят в первой |
фазе, поэтому |
про |
цессу горения всегда предшествуют распыл топлива в сжа том и нагретом воздухе, его перемешивание с воздухом, испарение топлива и только после этих физических про цессов протекают сложные химические реакции, заканчи вающиеся воспламенением.
Возможность образования горючей смеси и интенсив ность ее сгорания зависят от многих факторов, к ним отно сятся давление и температура сжатого воздуха, концент рация паров топлива в воздухе, тонкость распыла, испа ряемость топлива, а главное, химический состав топлива, который определяет температуру воспламенения, период задержки воспламенения и интенсивность распростране ния пламени в горючей смеси. При пуске холодного дви гателя (особенно в холодное время года) исключительно
важными являются качество распыла топлива и его испа ряемость.
124