Файл: Итинская, Н. И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
Г л а в а IV
ТОПЛИВА ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
§ 1. Общие положения и эксплуатационные требования
Дизельные двигатели очень широко распространены в народном хозяйстве, их устанавливают на тракторах, самоходных шасси, комбайнах, дорожных машинах, ши роко применяют в железнодорожном и водном транспор те, на мощных грузовых автомобилях, используют в различных стационарных и передвижных энергетичес ких установках и т.д. С каждым годом растет мощность дизельного парка, а следовательно, и потребление дизель ных топлив. Основное преимущество дизельных двигате лей — меньший удельный расход топлива, чем у карбю раторных: 170—195 г/л. с. ч. против 220—250 г/л. с. ч.
Большая экономичность |
достигается |
главным |
образом |
|
за счет высоких степеней |
сжатия — 14—20 (а |
у |
карбю |
|
раторных 6—9). |
выпускают |
разной |
мощности: |
|
Дизельные двигатели |
от нескольких л. с. до десятков тысяч. На тракторах сель скохозяйственного назначения установлены двигатели мощностью 20—100 л. с. Пока в небольших количествах используются мощные высокофорсированные тракторы К-700 (мощность 200 л. с.), Т-140 и Т-180 (мощность 140
и 180 л. с.) и др., но с каждым годом удельный вес мощных тракторов повышается.
В зависимости от средней скорости движения поршня двигатели делятся на быстроходные (частота вращения ко ленчатого вала больше 1000 об/мин, скорости поршня выше 6,5 м/с) и тихоходные с частотой вращения коленча того вала в минуту менее 700 и скоростью поршня ниже 6,5 м/с. Современные, а особенно перспективные, дизель ные двигатели являются форсированными по частоте вра щения и среднему эффективному давлению.
Распыл топлива в дизелях осуществляется сжатым воздухом (компрессорные) и форсункой, работающей под высоким давлением, создаваемым топливным насосом (бескомпресоорные). Транспортные двигатели только бескомпрессорные, стационарные бывают и те и другие.
112
Бескомпрессорные дизельные двигатели по смесеобра зованию и сгоранию топлива подразделяются на двигатели с непосредственным впрыском, в которых распыл и сгора ние происходят в одной камере, и с разделенными каме рами сгорания (предкамерные, вихрекамерные и др.), где распыл и основное сгорание топлива осуществляются в разделенных камерах. Более перспективны двигатели с непосредственным впрыском топлива.
Основная масса дизельных двигателей — четырех тактные, в них рабочий цикл совершается за четыре хода поршня или два оборота коленчатого вала, но есть и двух тактные, в которых рабочий цикл происходит за два хода поршня или один оборот коленчатого вала. Двухтакт ные двигатели имеют высокую литровую мощность, но более теплонапряжены, так как у них за единицу времени совершается в два раза больше рабочих ходов. В сельском хозяйстве наиболее распространены четырехтактные быст роходные дизели.
Ассортимент выпускаемых дизельных топлив очень ве лик: от легких маловязких, предназначенных для сжига ния в быстроходных двигателях, до тяжелых вязких про дуктов для тихоходных дизелей. По химическому составу дизельные топлива в основном состоят из парафиновых и нафтеновых углеводородов с небольшим количеством ароматических и непредельных соединений. В летних сор тах топлив больше парафиновых углеводородов, а в зим них — нафтеновых.
Условия работы быстроходных дизельных двигателей тяжелее, чем тихоходных, у них значительно выше ме ханические и тепловые нагрузки. Высокая экономич ность быстроходных двигателей достигается форсировкой и большой теплонапряженностыо, что значительно повы шает требования к качеству сжигаемого топлива. Быстро ходные двигатели, устанавливаемые на тракторах и ком байнах, наиболее распространены, поэтому в дальнейшем изложении основное внимание уделяется топливу для них.
Схема работы четырехтактного дизельного двигателя следующая: ход всасывания — поршень движется вниз, цилиндр двигателя заполняется свежим воздухом из окружающей атмосферы; ход сяштия — поршень от НМТ перемещается вверх и сяшмает свеяшй заряд воздуха, в результате сяштия давление повышается до 30—50 кгс/см2, а температура увеличивается до 600—700°, в конце хода
113
сжатия за 14—20° до подхода поршня к ВМТ начинается подача топлива, заканчивающаяся 6—10° после ВМТ. Топ ливо перемешивается с воздухом, испаряется, окисляется, воспламеняется и сгорает, химическая энергия топлива переходит в тепловую, а тепловая — в механическую работу, совершается рабочий ход поршня. Давление в ци линдре двигателя поднимается до максимального значения рг= 70—80 кгс/см2, а температура до 1700—1900°. Расши ряясь, продукты сгорания топлива давят на поршень, который из ВМТ перемещается вниз (рабочий ход). Послед ний, четвертый, ход поршня — выхлоп, когда поршень двигается вверх и выталкивает отработавшие газы через выхлопную систему в окружающую атмосферу.
Для обеспечения своевременного и полного сгорания топлива за тот ничтожно короткий промежуток времени, который отводится на процессы смесеобразования и сго рания в быстроходных дизельных двигателях, топливо должно удовлетворять следующим эксплуатационным тре бованиям.
1. Обладать хорошей прокачиваемостыо, чтобы обеспе чивать надежную работу топливного насоса высокого дав ления, а для этого иметь оптимальную вязкость, хорошие низкотемпературные свойства и не содержать механи ческих примесей и воды.
2.Обеспечивать необходимый распыл, хорошие смесе образование и испарение; для этого топливо должно иметь оптимальную вязкость и определенный фракционный состав.
3.Обладать необходимой воспламеняемостью, чтобы осуществлялся легкий пуск холодного двигателя, плавное
нарастание давления (мягкая работа) и полное бездымное сгорание. Эти свойства топлива зависят от его химическо го и фракционного состава и вязкости. Химический состав топлива оценивается цетановым числом, которое характе ризует воспламеняемость и является основным показа телем моторных свойств топлива.
4.Топливо должно иметь возможно более высокую теп лоту сгорания.
5.Не должно вызывать повышенного образования на гара и других отложений на клапанах, кольцах, поршнях, вызывать закоксовывание иглы распылителя. Склонность
кнагаро- и лакообразованию топлива зависит от его хи мического и фракционного состава, глубины очистки, вязкости, содержания механических примесей.
114
6. Не должно содержать коррозийно-активных продук тов, вызывающих коррозию резервуаров, тары, топливо проводов, топливоподающей аппаратуры, деталей двига теля. В топливе должно быть минимальное количество веществ, продукты сгорания которых вызывают коррозию деталей двигателя. Коррозийные свойства топлива зави сят от наличия в нем минеральных и органических кис лот, сернистых соединений и воды.
§ 2. Вязкость дизельных топлив
Как видно из рассмотрения эксплуатационных требо ваний, вязкость дизельных топлив оказывает большое влияние на качество образования и сгорания горючей смеси. Прежде чем рассматривать влияние вязкости на работу двигателя, остановимся на рассмотрении вязкости.
а) Единицы измерения вязкости. Под вязкостью жид кости понимается внутреннее трение между частицами, которое обусловливается силами молекулярного сцепле ния. Вязкость — понятие, обратное текучести. Вязкость— это сопротивление, которое оказывают частицы жидко сти их взаимному перемещению под действием внешней силы.
Различают вязкость абсолютную (динамическую, кине матическую) и условную.
Динамическая вязкость (ц) — коэффициент внутрен него трения. Сила внутреннего трения F между двумя слоями жидкости определяется по уравнению
г |
= |
< 2 7 > |
где S — площадь слоя; |
|
|
dv — градиент скорости движения слоев |
жидкости |
|
в направлении, |
перпендикулярном |
движению; |
ц — динамическая вязкость.
Единицей измерения динамической вязкости служит Пуаз (П) и сотая часть Пуаза сантиПуаз (сП). Пуаз чис ленно равен силе сопротивления F = 1 дине, возникающей при перемещении двух слоев жидкости А и В площадью
5 = 1 |
см2, находящихся один от другого на |
расстоянии |
х —\ |
см и перемещающихся со скоростью v= i |
см/с. Схе |
ма взаимного перемещения слоев жидкости показана на рисунке 28.
115
а |
б |
Рис. 28. Схема взаимного перемещения слоев жидкости:
а — состояние покоя; б — начало движения.
Размерность Пуаза легко определить из уравнения (27):
ц
d v
d x
Г |
г • см |
~ |
|
|
дина |
|
с2 |
г |
= п. |
0 см/с |
» |
см/с |
см-с |
|
см2— — |
см2 |
--- — |
|
|
L см |
|
см |
|
|
За единицу динамической вязкости в системе единиц СИ принята вязкость, при которой на слой жидкости пло щадью в 1 м2 действует сила в 1 Н при поперечном градиен-
d v |
м |
с-1. |
Тогда раз- |
те скорости, равном единице -г- = |
с |
||
d x |
|
|
|
|
м |
|
|
мерность динамической вязкости |
будет |
м2 |
или — От- |
|
|
м-с ’ |
_Н-с
сюда видно, что 1П =0,1 —5- . м2
Кинематическая вязкость (v) — удельный коэффициент внутреннего трения. Между кинематической и динами ческой вязкостями существует следующая зависимость:
V= 7T- |
(28) |
т. е. кинематическая вязкость равна отношению динами ческой вязкости (т]) к плотности жидкости (р) при одина ковых температурах. Поскольку вязкость изменяется с колебанием температуры, обычно при символе, обозна чающем вязкость, указывают температуру, при которой она дается (тр-Vj). Единицей измерения кинематической вязкости служит Стокс (Ст) и сотая часть Стокса — (сСт)
сантиСтокс (вязкость дистиллированной воды при 20 2° равна 1 сСт). ’
U 6
Размерность Стокса можно получить из формулы (28): ■ г
v = |
сл-с |
г см3 |
Ст. |
|
г |
см•с • г |
- [ * Т |
|
см3 |
|
|
По системе СИ размерность кинематической вязкости
так как rj: |
К Г |
а р = |
кг |
м*с |
|
||
|
|
|
Втаблице 11 приведены единицы измерения вязкости
иих размерности.
|
|
|
Т а б л и ц а 11 |
Абсолютная |
Система единиц |
Единица измерения |
Размерность |
вязкость |
ДинамикеСГС (сантиметр, |
Пуаз (П) или санти- |
г/см • с |
|||
ская |
грамм, секунда) |
Пуаз |
(сП) |
|
|
|
МКС (метр, кило |
Килограмм (сила) се |
кгс•с/м2 |
||
|
грамм, секунда) |
кунда |
на квадрат |
|
|
|
СИ (метр, Нью - |
ный метр |
|
|
|
|
Ныотон |
секунда |
на |
Н-с/м2 |
|
|
тон, секунда) |
квадратный метр |
|
||
Кинемати |
СГС |
Стокс (Ст) пли санти- |
см2/с |
||
ческая |
МКС |
Стокс (сСт) |
на |
м2/с |
|
|
Метр квадратный |
||||
|
СИ |
секунду |
на |
м2/с |
|
|
Метр квадратный |
||||
|
|
секунду |
|
|
|
Условная вязкость — величина |
отвлеченная, |
безраз |
мерная, она показывает, во сколько раз вязкость нефте продукта при температуре измерения больше или меньше вязкости дистиллированной воды при 20°. Условную вяз кость выражают в градусах и обозначают °ВУ*. В ГОСТах на нефтепродукты условной вязкостью пользуются редко. Условную вязкость определяют по ГОСТ 6258—52.
Чаще употребляется кинематическая вязкость, кото рая нормируется в дизельных топливах, указывается во многих марках моторных и других масел. Динамическую вязкость определяют при плохой текучести нефтепродук та, когда его приходится продавливать через капилляр иод действием внешней силы. Для этого пользуются капилляр ными и ротационными вискозиметрами (ГОСТ 1929—51). Обычно этими вискозиметрами пользуются для опреде ления вязкости масел при отрицательных температурах.
117