Файл: Итинская, Н. И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 1
В настоящее время во все моторные масла вводят мно гофункциональные присадки для улучшения их эксплуа тационных свойств. О присадках более подробно будет сказано в главе IX. Здесь отметим только, что присадки — очень сложные комплексные соединения. Одной из функ ций присадок является снижение сернистой коррозии, что осуществляется нейтрализацией образующихся при сгорании топлива кислотных окислов щелочными компо нентами присадки. Концентрация присадок зависит от форсировки двигателя, его теплонапряженности и содер жания серы в топливе. Чем выше теплопапряженность двигателя и содержание серы, тем с большим количеством присадок требуются масла.
§ 8. Другие свойства дизельных топлив
а) Механические примеси. Механические примеси в топ ливах для быстроходных дизелей стандартом не допускают ся. Топливо загрязняется механическими примесями при несоблюдении правил перевозки, хранения и заправки.
Размеры частиц, состав и количество примесей могут быть различными. Наиболее вредны кварциты и глино земы, так как они обладают высокой твердостью и вызы вают абразивный износ деталей системы питания двигате лей. Прецизионные пары топливных насосов имеют зазоры 1,5—3,0 мкм, поэтому даже небольшое количество приме сей, проходящих с топливом, вызывает повышенный износ плунжерных пар. В результате снижается цикловой заряд топлива, топливо подтекает, ухудшается качество распыла, нарушается регулировка топливного насоса, появляются перебои в работе двигателя. При использовании топлив, содержащих механические примеси, топливные фильтры тонкой очистки быстро выходят из строя, снижается про изводительность, что также ухудшает работу двигателей.
Основная масса механических примесей в большинстве случаев состоит из кварца (пылинки, песчинки) с размера ми частиц от 1 до 20 мкм. Для удаления механических примесей дизельное топливо нужно фильтровать перед заправкой его в баки машин.
О п р е д е л е н и е м е х а н и ч е с к и х п р и м е с е й . ГОСТ 6370—59 предусматривает определение ме ханических примесей весовым способом. Среднюю пробу топлива в количестве 100 мл или 100 г (взвешенную на техноаналитических весах) разбавляют двумя частями
13U
бензина, не содержащего механических примесей. Раствор фильтруют через беззольный фильтр, предварительно взвешенный и доведенный до постоянного веса. Осадок на фильтре промывают легким бензином, а затем фильтр с осадком высушивают и доводят до постоянного веса при температуре 102—105°. Увеличение массы фильтра позво ляет подсчитать процентное содержание механических при месей. Этим методом мелкие примеси (менее 3,0—4,0 мкм) определить нельзя, так как они свободно проходят через поры фильтров.
По ГОСТ 10577—63 можно определять все механиче ские примеси, содержащиеся в дизельном топливе, разме ром более 1,0 мкм. Этот метод применим только для сухих топлив (содержание свободной воды не более 0,1%). Если в топливе содержится вода, его предварительно следует осушить. Сущность метода заключается в фильтрации образца топлива через мембранный (нитроцеллюлозный) фильтр. Метод очень точен, но требует специальной ап паратуры.
б) Вода. Все топлива в большей или меньшей степени гигроскопичны, поэтому вода всегда содержится в дизель ном топливе в растворенном состоянии и в виде эмульсии. Растворенной воды очень мало (тысячные, реже сотые доли процента), так что на процесс сгорания топлива в двигателях она практически не оказывает действия.
В значительно больших количествах содержится эмуль сионная вода, распределенная в виде мельчайших капелек по объему топлива. Часто на дне резервуаров и других емкостей накапливается слой воды, механических при месей, смолистых и кислых соединений в виде рыхлого иногда студенистого отстоя. Эмульсионная вода не всегда легко оседает из топлива. На вид дизельное топливо, со держащее эмульсионную воду, мутное. Особенно неприят но наличие эмульсионной воды зимой, так как она замер зает и в виде кристалликов льда находится во взвешенном состоянии в массе топлива. В этом случае кристаллы льда могут оседать на фильтрах очистки топлива и забивать их, нарушая или прекращая работу двигателя. Вода, как
механические примеси, обнаруживается внешним осмот ром образца и методом отстоя.
в) Температура вспышки — минимальная температура при которой пары топлива с воздухом образуют горючую смесь, вспыхивающую при поднесении источника огня 1емпература вспышки показывает огнеопасность, а сле-
140
Температура вспышки определяется в стандартном при боре (рис. 36). Металлический стакан 6, вмонтированный в ванну 7 с электрическим подогревателем, закрывают крышкой 2. В крышке предусмотрена подвижная заслонка, прикрывающая отверстия при помощи ручки 5. Сверху крышки расположен штуцер для термометра 4, зажига тельная лампочка 1 и мешалка 3. Под заслонкой находятся три отверстия. В центральное опускается зажигательная лампочка, а через два крайних поступает воздух, необ ходимый для образования горючей смеси. Внутри стакана 6 имеется риска, до которой наливают исследуемое топ ливо. Стакан с топливом помещают в ванну, закрывают крышкой и включают электроподогреватель, следя за по вышением температуры по термометру 4. При достижении 28—30° ток отключают, температура топлива повышается за счет тепла разогретой ванны.
В приборах закрытого типа первая вспышка происхо дит, когда давление паров топлива достигает 8—10 мм рт. ст., ее и нужно определить. При интенсивном нагревании очень быстро возрастает давление паров топлива, обра зуется богатая горючая смесь, которая уже не воспламе няется при поднесении огня, так как количество воздуха, поступающего через отверстия, становится недостаточным! Поэтому нужно медленно повышать температуру испытуе мого топлива (не более 2° в минуту).
Начиная с 30° можно проверять, нет ли вспышки. Для этого ручкой 5 поворачивают заслонку, в стакан поступает воздух, а в центральное отверстие опускается зажига тельная лампочка 2; заслонку нужно держать открытой 1—2 с (для образования горючей смеси). При возникнове нии вспышки на поверхности топлива образуется и гаснет пламя, слышен легкий хлопок. Если вспышки не было, продолжают нагревание и повторяют пробу через 2°'
Нужно отметить температуру, при которой обнаружена первая вспышка.
г) Йодное число — количество йода, выраженное в г которое вступает в реакцию со 100 г топлива. Например’ при взаимодействии йода J 2 с молекулой бутена С4н ’ (углеводород имеет одну двойную связь) молекула йода® присоединяется по месту двойной связи и образуется U,H8J 2. Поэтому по количеству J 2, затраченного на титро вание, судят о количестве в топливе малостабильных (не предельных) углеводородов. В дизельных топливах йод ное число желательно не более 6—10 г/100 г топлива.
142
§ 9. Ассортимент дизельных топлив
а) Марки топлив для быстроходных дизельных двига телей. Основную массу топлив для быстроходных дизель ных двигателей получают прямой перегонкой нефти из газойле-соляровых фракций, в небольших количествах (не более 20%) могут добавляться компоненты каталити ческого крекинга (газойль). Продукты термического кре кинга, имеющие низкую стабильность, в дизельных топ ливах не допускаются. Топливо для быстроходных авто тракторных двигателей вырабатывают из малосернистьтх и сернистых нефтей, основную массу (до 80%) — из сер нистых. Повышение моторесурса двигателей тесно свя зано с проблемой снижения содержания серы в топливах. С каждым годом увеличивается количество установок по гидроочистке дизельных дистиллятов, что позволяет снизить содержание серы до 0,15—0,40% и выпускать топлива с более высокими цетановыми числами.
Автотракторные дизельные топлива вырабатывают че тырех сортов: арктическое, зимнее, летнее и специальное. Каждый сорт выпускается с разным содержанием серь:. Если топливо получено из малосернистой нефти, оно мар кируется двумя буквами, например «ДЛ» — дизельное летнее, а если из сернистой, то только одной, например, «Л» — летнее. Специальные топлива марок «ДС» и «С» в сельское хозяйство не поступают, поэтому их свойства в данном руководстве не рассматриваются. Характеристика топлив для быстроходных дизелей приведена в таблице 13.
Арктические топлива предназначены для двигателей, ра ботающих в северных районах в холодное время года при температуре окружающей среды ниже .минус 30°, зим нее — при температуре от 0 до минус 30°, а летнее — пои положительных температурах. Летние топлива взаимоза меняемы для летней эксплуатации, а зимние — для зим ней, но топлива с меньшим содержанием серы обладают более высокими эксплуатационными свойствами, поэтому их рекомендуют использовать в теплонапряженных дви гателях. В настоящее время на тракторы, комбайны, са моходные шасси, а также на мощные грузовые автомобили установлены быстроходные дизельные двигатели с часто той вращения более 1300 оборотов в минуту. Все перечис
ленные топлива |
пригодны для этих двигателей. |
|
|
б) |
Топлива для среднеоборотных и малооборотных дизе |
||
лей. |
Дизельные |
двигатели с небольшой частотой |
враще- |
143
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Из малосернистых нефтей |
|
Из сернистых нефтей |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
гост |
гост |
|||
|
Показатель качества |
|
|
ГОСТ 4749 — 49 |
ГОСТ 305-65 |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
5249 — 69 |
5269 — 71 |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
Д А |
дз |
ДЛ |
Л |
3 |
л |
зимнее | |
летнее |
Цетановое число, не менее |
|
|
40 |
40 |
45 |
45 |
45 |
45 |
50 |
49 |
||||
Фракционный состав: |
при |
|
255 |
275 |
290 |
240 |
250 |
270 |
250 |
270 |
||||
50% |
перегоняется |
t ° |
||||||||||||
не выше |
|
при |
|
300 |
335 |
350 |
|
|
|
|
|
|||
90% |
перегоняется |
t ° |
— |
— |
— |
— |
— |
|||||||
не выше |
|
при |
|
|
|
|
330 |
340 |
360 |
340 |
360 |
|||
98% |
перегоняется |
t ° |
— |
— |
|
|||||||||
не выше |
|
|
|
|
2,5—4,0 |
3,5—6,0 |
3,5—8,0 1,5—2,5 |
2,2—3,2 |
3,0—6,0 |
1,8—3,2 |
2,8—5,0 |
|||
Вязкость при 20°, сСт |
|
|
|
|||||||||||
Содержание серы, % , не более |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,4 |
0,6 |
1,0 |
0,4 |
0,15 |
||||||
Зольность, % , не более |
|
смол, |
0,01 |
0,02 |
0,02 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,008 |
||||
Содержание |
фактических |
|
|
|
30 |
40 |
60 |
15 |
30 |
|||||
мг/100 |
мл, |
не более |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Температура, |
град: |
|
|
|
35 |
50 |
60 |
30 |
35 |
40 |
35 |
40 |
||
вспышки (в закрытом тигле), |
||||||||||||||
не ниже |
не выше |
|
|
—60 |
—45 |
—10 |
—55 |
—35 |
—10 |
—35 |
—10 |
|||
застывания, |
|
|
||||||||||||
помутнения |
|
|
|
|
— |
—35 |
— 5 |
— |
—25 |
—5 |
—25 |
—5 |
||
Йодное |
число, |
г/100 г, |
не |
более |
— |
— |
— |
6 |
6 |
6 |
6 |
8 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
5 |
5 |
|
5 |
5 |
|
Кислотность, |
|
мгКОН/ЮО |
|
мл, |
5 |
5 |
5 |
|||||||
не более |
|
|
|
|
|
|
|
|
В ы д е р Iк и в а е т |
|
|
|||
Испытание на медной пластинке |
|
|
|
|
|
|||||||||
Водорастворимые кислоты и щело |
|
|
|
О т с у т с т в у ю т |
|
|
чи, вода и механические примеси