Файл: Итинская, Н. И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
Средний состав и теплота сгорания природных газов
некоторых |
месторождений Советского Союза приведены |
в таблице |
17. |
Природный газ с каждым годом занимает все больший удельный вес в топливном балансе страны. Открываются новые месторождения в Сибири, Якутии, на Сахалине, Украине, в Туркменской и Узбекской республиках. Строят новые магистральные газопроводы, расширяются сети газопроводов, разводящих газ к мелким коммунальным потребителям. Природный газ поступает не только в круп ные города и промышленные центры, но и к сельскохо зяйственным потребителям. Меняется география газовой индустрии. Так, если в 1958 г. на долю восточных районов страны приходилось около 1,0% общей добычи газа, то в настоящее время эти районы дают примерно половину всего добываемого газа.
§ 4. Сжиженные газы
Нефтяные газы, сопутствующие добыче нефти, в основ ном состоят из пропано-бутановых фракций, т. е. угле водородов, содержащих по 3 и 4 углеродных атома. Эти
углеводороды идут |
на производство сжиженных газов, |
а также являются |
ценным сырьем нефтехимической про |
мышленности. Углеводороды, содержащие С3 и С4, имеют высокие критические температуры. При обычных усло виях (20°, 760 мм рт. ст.) они находятся в газообразном состоянии, но при небольшом избыточном давлении (для пропана 12—14 кгс/см2, а бутана 5 кгс/см2) или при понижении температуры превращаются в жидкость.
Сжиженные газы удобно транспортировать в специ альных железнодорожных или автомобильных цистернах и баллонах, которые заполняют на газонаполнительных станциях под давлением 12—16 кгс/см2.
Сжиженные газы широко применяются (в теплицах, парниках, на животноводческих фермах и т. д.), особен но в тех районах, где еще нет магистральных трубопрово дов природного газа.
Все шире они используются и как топливо грузовых автомобилей. Перевод автомобиля с жидкого топлива на газообразное дает ряд преимуществ: легче осуществляется процесс смесеобразования, двигатели работают с пони женными значениями коэффициента избытка воздуха. Образующаяся газовоздушная смесь более однородна по
167
составу, что обеспечивает лучшую работу и более высокую приемистость двигателя. Полностью сгорает топливо, нет конденсата, а следовательно, и разжижения масла, в ре зультате снижается износ цилиндро-поршневой группы двигателя и уменьшается расход топлива. Конструкция системы питания проще, чем при использовании жидких топлив.
Все сорта сжиженных газов относятся к высококало рийному топливу (<2НИЗ=10 700—11 200 ккал/ кг). Теплота сгорания нормальной рабочей смеси (840—850 ккал/м3) несколько выше, чем у бензина, поэтому при переводе ав томобиля на сжиженный газ мощность его не снижается. Высокая детонационная стойкость сжиженных газов (ок тановые числа не ниже 80 единиц) позволяет использо вать их в двигателях с более высокими степенями сжатия, что значительно улучшает динамические качества авто мобиля.
В соответствии с требованиями ГОСТ 10196—62 вы пускается три марки сжиженных газов: пропан техниче ский, бутан технический и смесь технических пропана и
|
|
Т а б л и ц а 18 |
|
|
|
Марка |
|
Показатель |
пропан |
бутан |
смесь тех |
нических |
|||
|
технический |
технический |
пропана |
|
|
|
и бутана |
Состав, %, объемных: |
|
|
|
этан-этилен |
Не более |
Отсут- |
4,0 |
пропан-пропилен |
4,0 |
ствует |
_ |
Не менее |
Не более |
||
бутан-бутилен |
93 |
4,0 |
_ |
Не более |
Не менее |
||
пентан-амилен |
3,0 |
93 |
3,0 |
Отсут- |
3,0 |
||
Давление насыщенных паров |
ствует |
|
|
|
|
|
|
избыточное, кгс/сма: |
|
|
|
при « = —20° |
Не менее |
Не норыи- |
_ |
при г= +45° |
1 ,6 |
руется |
16,0 |
Не более |
4,2—5,0 |
||
Содержание сероводорода в г |
16,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
|||
на 100 м3 |
|
|
|
Запах |
Должен ощущаться при содер |
||
|
жании в воздухе 0,5% |
газа |
108
бутана. Пропан лучше применять зимой, а бутан — летом. Состав газов и некоторые их свойства приведены в таб лице 18.
На газонаполнительных станциях газы подвергают очистке от сероводорода для уменьшения коррозийного износа емкостей и деталей двигателя, а в холодное время года — и осушке от паров воды. При заполнении емко стей (баллонов) их заправляют не более чем на 90% объе ма, чтобы над жидкостью всегда оставалось пространство для скопления испаряющихся газов. Обычно баллон имеет два вентиля — вверху и внизу, запускается холод ный двигатель более легкими фракциями, находящимися в газовом пространстве, после прогрева двигателя его питание переводят на жидкость, которую отбирают из нижней части баллона.
§ 5. Искусственное газообразное топливо
Искусственные газы получают при переработке твер дых или жидких топлив. В зависимости от вида топлива и способов его переработки можно получать разные по калорийности и составу газы. Высококалорийные газы обычно получают как сопутствующие при некоторых спо собах термической переработки нефти (крекинговые газы). При сухой перегонке твердых топлив образуются газы средней калорийности, а при газификации твердого топ лива — низкокалорийные.
Сущность процесса газификации заключается в про пуске воздуха через раскаленные слои топлива (воздуш ный генераторный газ); паров воды и воздуха (смешанный газ) или только паров воды (водяной газ).
Состав и теплота сгорания газов, получаемых при раз личных процессах газификации, приведены в таблице 19.
Светильный газ получают при высокотемпературном разложении твердого топлива без доступа воздуха на специальных газовых заводах. Температура процесса за висит от вида топлива: для торфа и древесины около 550°, для ископаемых углей, сланцев около 1000°. Особенно выгодно подвергать разложению низкокалорийные, мало ценные сорта твердых топлив на месте их добычи (горю чие сланцы, бурые угли), а получаемый газ транспор тировать к потребителю по газопроводам.
Теплота сгорания светильного газа около 4000— 4500 ккал/м3. В его составе 52% водорода, 25—30% мета-
169
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 19 |
|
|
|
|
|
|
|
Теплота сгора |
|
|
|
Состав, % (среднее значение) |
нии низшая |
||||
|
|
|
|
|
|
(среднее значе |
|
Газ |
|
|
|
|
|
ние) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СО |
Н 2 |
с н 4 |
со2 |
n 2 |
кД ж /м 3 |
ккал/м 3 |
Воздушный 31—33 1 , 0 |
Нет |
1— 2 |
63—65 |
4190 |
1000 |
||
Смешанный |
28—32 13—16 |
1 , 0 |
3 -5 |
50—54 |
5442 |
1300 |
|
Водяной |
36—40 48—52 |
0,5 |
Около 5 |
2—5 |
11623 |
2800 |
на, 3—4% тяжелых углеводородов, 8—12% окиси угле рода, около 10% балласта. Светильный газ сильно ядовит, так как в нем содержится значительное количество окиси углерода. В смеси с воздухом он взрывоопасен.
По своему составу и свойствам к светильному близок коксовый газ, который получают как побочный продукт при коксовании каменного угля.
Полукоксовый газ получают в качестве побочного продукта при низкотемпературном разложении (полу коксовании) специальных сортов каменных углей. Этот процесс ведется с целью получения смолы полукоксова ния, которую перерабатывают на моторные топлива. Теп лота сгорания полукоксового газа 5500—6500 ккал/м3, основным горючим составляющим является метан, содер жание которого доходит до 40—60%, тяжелых углеводо родов — до 10%, водорода — 5—10%, окиси углерода — тоже до 10% (газ ядовитый). В зависимости от сырья и условий ведения процесса количество балласта может меняться от нескольких процентов до 10—15%.
Нефтяные крекинговые газы получают как побочные пР0ДУкты при перегонке нефти (нефтяной) или при хими ческой переработке (крекинговый). Эти газы имеют наи более высокую теплоту сгорания — до И 500 ккал/м3. В составе промышленных нефтяных газов содержится
много пропан-бутановых углеводородов (предельных и непредельных).
§ 6. Сжатые газы |
|
|
||
Сжатые |
это |
горючие |
газы с низкими |
критически |
ми температурами; |
подвергаясь сжатию под |
давлением |
||
200 кгс/см2, |
они |
остаются |
в газообразном |
состоянии. |
170
В своем составе могут содержать метан (СИ,), водород (Н2), окись углерода (СО), иногда этан (СгНс). Теплота, выделяемая при сгорании 1 м3 Н 2 или СО, низкая (около 3000 ккал/м3), поэтому эти составляющие невыгодно ис пользовать для получения сжатых газов. Наиболее часто сжатию подвергают природные газы (основной компонент СИ4) с теплотой сгорания до 8500—8700 ккал/м3.
Сжатые газы используют как топливо для газобаллон ных автомобилей, но широкого распространения они не имеют. Во-первых, при переводе двигателей с жидкого топлива на сжатые газы теряется 15—20% мощности, что ухудшает динамику автомобиля. Понижение мощности происходит из-за снижения коэффициента наполнения цилиндра двигателя, особенно если имеется подогрев впускного коллектора, а также меньшей теплоты сгора ния (« на 15%) газовоздушной смеси. Во-вторых, сни жается грузоподъемность автомобиля, так как для хра нения газа под высоким давлением требуются тяжелые (до 65—70 кг) баллоны. Обычно на автомобиле устанавливают шесть таких последовательно соединенных баллонов, емкость каждого по 10 м3 газа при нормальных усло виях.
В соответствии с требованием ГОСТ 6763—53 выпу
скают три вида сжатых газов: |
природный, |
коксовый |
||||
механизированный и коксовый обогащенный. |
Основные |
|||||
показатели качества этих газов приведены в таблице |
20. |
|||||
|
|
Т а б л и ц а |
20 |
|||
|
Природ |
Коксовый |
Коксовый |
|||
Показатели качества |
метанизи- |
обогащен |
||||
ный |
||||||
|
|
рованный |
ный |
|||
Q Httз ккал/м3, не менее |
7000 |
6500 |
|
5000 |
||
Содержание: |
|
|
|
|
|
|
H2S, г/м8, не более |
0 , 0 2 |
0 ,0 2 |
|
0 , 0 2 |
||
смол и пыли, г/м3, не более |
0 ,0 0 1 |
0 ,0 0 1 |
|
0 ,0 0 1 |
||
кислорода в % по объему, не |
1 , 0 |
1 , 0 |
|
1 , 2 |
|
|
более |
0,05 |
0,05 |
|
0,05 |
||
цианистых соединений в пере |
|
|||||
счете на HCN, г/м8, не более |
|
|
|
|
|
|
влаги в газе, находящемся под |
|
|
|
|
|
|
давлением в баллоне, г/м8, не |
|
|
|
|
|
|
более, %: |
7,0 |
7,0 |
|
7,0 |
|
|
ЛОТОМ |
|
|
||||
зимой |
0,50 |
0,50 |
|
0,50 |
171