Файл: Итинская, Н. И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
пример в гипоидных передачах, где нагрузки доходят до 40 000 кгс/см2, в трансмиссиях грузовых и легковых авто мобилей. В последние годы в композиции с другими при садками их все больше используют в тяжелонагруженных, высокооборотных двигателях.
В качестве противоизносных присадок используют мно гие фосфорсодержащие органические соединения, как, например, триалкилфосфат, дитиофосфат цинка и других металлов, а также серу- и хлорсодержащие вещества, сло жные эфиры. Повышают смазочные свойства и жирные ки слоты (олеиновая, пальмитиновая и др.). Все эти соеди нения являются поверхностно-активными веществами, при введении которых значительно повышается прочность масляной пленки.
Присадки, содержащие в своем составе Р, С1 и S, при взаимодействии с металлом изменяют структуру его по верхностных слоев, снижая тем самым износ поверхностей трения.
Антипенные присадки применяют при сильном вспени вании моторных масел. Во время работы двигателя в кар тере масло энергично перемешивается с воздухом, что и вызывает вспенивание. Присадки особенно нужны в высо ковязких маслах, так как в этих случаях в масле прочно
удерживаются пузырьки воздуха и образуется устойчивая пена.
В качестве противопенных присадок используют сили коновые полимеры (кремнийорганические соединения), яв ляющиеся хорошими пеногасителями. Количество вводи мых в масла присадок очень незначительно — тысячные доли процента.
§ 3. Композиции присадок
Длительный период для дизельных двигателей приме нялись масла с 3—6% многофункциональных присадок. Основное назначение этих присадок — повышение антиокислительных, моющих и антикоррозийных свойств. На иболее распространены алкилфеноляты бария — присадки ЦИАТИМ-339 и ВНИИНП-360. Последняя дополнительно содержит цинк и фосфор и обладает более высокими мою щими и противоизносными свойствами. Здесь в названиях присадок указаны институты, которые их разработали: ЦИАТИМ Центральный институт авиамоторных топлив и масел, ВНИИНЙ — Всесоюзный научно-исследователь
246
ский институт нефтяной промышленности. Кроме указан ных присадок, к зимним маслам добавляют 1 °о денрессатора, обычно АзШШ-ЦИАТИМ-1.
Указанные масла обеспечивают удовлетворительную работу только малофорсированных двигателей. Современ ные теплонапряженные форсированные дизели, особенно с наддувом, требуют масел с более высокими эксплуатаци онными свойствами, что достигается созданием компози ций из различных присадок.
Композиции присадок, так же как и многофункциональ ные присадки, предназначены для повышения моющих, антиокислительных, антикоррозийных и противоизносных свойств масел. Однако компоненты в композиции подби рают таким образом, что каждый из них значительно
усиливает какой-то один эксплуатационный |
показатель. |
В композиции присадок входят четыре и более |
составляю |
щих, каждая из которых, кроме основной, выполняет и ряд дополнительных функций.
Моторными испытаниями, проведенными во ВНПИНГ1, установлено, что смесь сульфатных и алкилфенольных при садок формальдегидной конденсации обладает повышен ной термической стабильностью, устойчивостью к окисле нию и хорошими моющими свойствами. Здесь также уста новлено, что после добавления дитиофосфатов цинка к моющим присадкам получают масла, отвечающие требо ваниям перспективных карбюраторных двигателей. Для получения масел, удовлетворительно работающих в вы сокофорсированных дизелях, используют комплексные присадки из смесей нескольких соединений, по механизму действия дополняющих друг друга.
При составлении композиции происходит не простое смешивание, а сложное химическое взаимодействие от дельных присадок между собой. В результате этого про цесса может наблюдаться так называемый синергизм — усиление или появление новых свойств, не присущих ранее данной присадке. Однако следует иметь в виду, что при неправильном подборе компонентов может иметь место и противоположное явление — ухудшение каких-то свойств (антагонизм).
В качестве примера приводится одна из композиций присадок, широко используемая в моторных маслах. В состав композиции входят 4% присадки ВНИИНП-360 (моющий компонент, одновременно повышающий антиокислительное и антикоррозийное действие); 2% 11МС (мото-
247
щая — многозольный сульфонат бария); 0,9% ДФ-11 (диалкилдитиофосфат, повышающий антиокислителыюе и нротивоизносное свойства); 0,003—0,005% ПМС-200А (полиметилсилоксан — кремнийорганическое соединение, снижающее пенообразование). Как видно из этого примера, действие всех компонентов направлено на улучшение тех свойств масел, от которых зависят надежность и моторе сурс двигателя.
§ 4. Механизм действия присадок
Механизм действия отдельных присадок, а особенно их композиций, очень сложен и не до конца изучен. Од нако многочисленные теоретические и экспериментальные исследования позволяют создать достаточно достоверную картину действия различных присадок. Рассмотрим меха низм действия присадок, наиболее распространенных в смазочных маслах.
а) Антиокислительное действие. Нерастворимые в мас ле продукты окисления его углеводородов находятся в виде взвешенных частиц и непосредственно участвуют в образовании высокотемпературных отложений в двига теле. Первичные продукты окисления, находящиеся в масле в растворенном состоянии,— хорошее цементирую щее основание для удержания различных взвешенных ча стиц. Следовательно, если замедлить процессы окисления масла, то можно обеспечить лучшую чистоту деталей дви гателя; с этой целью и применяют антиокислительные при садки. В зависимости от химического состава применяе мых ингибиторов меняется и механизм их действия.
Действие фенолов и аминов основано на их взаимодей ствии с перекисями, в результате чего образуются малоак тивные радикалы ингибитора. Некоторые антиокислители непосредственно реагируют с алкильными радикалами, образуя стабильные соединения. Такие соединения, как фенил-а-нафтиламии, способны значительно снизить со держание кислорода в первичных продуктах окисле ния — перекисях и гидроперекисях,вступая с ними в сое динения и прекращая дальнейшие процессы окисления.
Одна из наиболее распространенных в масле |
присадок |
|
/RO x |
.OR |
|
диалкилдитиофосфат цинка 1 |
>Р—S—Zn—S-- р / |
|
\ н о / | | |
llX OR |
|
\ |
S |
S |
248
задерживает процесс окисления на всех стадиях с образо ванием продуктов химических превращений самой при садки. При взаимодействии с гидроперекисями аромати ческие аминофенолы образуют различные соли.
Согласно одной из последних теорий, при работе дви гателя происходит эмиссия электронов из металла в ма сло. Накопление избыточных электронов приводит к на сыщению атомов кислорода, лишая их реакционной спо собности. Многие ингибиторы, изменяя структуру поверх ности металла, уменьшают работу выхода электронов и тем самым увеличивают эмиссию.
б) Моющее действие. Интенсивность нагаро- и лакообразования в двигателе снижают комплексом различных физико-химических процессов, обеспечиваемых присад ками и объединенных общим названием «моющее дейст вие.». В это понятие входит повышение термоокислитель ной стабильности, антиокислительное, нейтрализующее и стабилизирующее действия.
Один из путей повышения чистоты цилиндро-поршне вой группы двигателей — уменьшение количества продук тов окисления в масле. Достигнуть этого можно различ ными способами, и прежде всего повышением стойкости масла к действию высоких температур. Как отмечалось ранее, многие антиокислительные присадки тормозят про цесс окисления масла, снижая общее количество лако- и нагарообразующих соединений. Однако даже при введении самых эффективных антиокислителей полностью прекра тить процессы окисления невозможно, поэтому второй путь повышения моющих свойств — нейтрализация кислых продуктов, образующихся в масле. Присадки, содержа щие в своем составе щелочноземельные металлы, вступая в реакцию с органическими кислотами, образуют различ ные соли.
Более перспективным является применение соедине ний, обеспечивающих стабилизацию находящихся в масле продуктов окисления и загрязнения. Это достигается пре жде всего диспергирующим действием, т. е. способностью присадок поддерживать взвешенные частицы в тонкодис персном состоянии, не давая им объединяться в крупные колонии. Агрегативную устойчивость системы можно повы сить и солюбилизирующим действием присадок (переводя нерастворимые продукты в коллоидный раствор). Обычно большая часть присадок с маслом образует не истинный, а коллоидный раствор, т. е. сложные молекулы присадок
249
находятся в виде так называемых мицелл (скопление не скольких молекул), размер которых не превышает 0,1 мкм. Мицеллы, обладающие электрическим зарядом, являются
действующим |
началом |
в обеспечении |
стабилизации. |
Мицеллы присадки |
обволакивают |
частицы загрязне |
|
ний, создавая |
на их |
поверхности одноименные заряды. |
В результате кулоновского отталкивания одноименно заряженных частиц невозможна коагуляция частиц, на капливающихся в масле. Оставаясь в тонкодисперсном со стоянии, частицы циркулируют с маслом, не осаждаясь на горячих деталях двигателя. Исследования, проведенные с помощью электронного микроскопа, показывают, что при наличии активной присадки размер взвешенных в масле частиц не превышает десятых долей микрона, по мере ее срабатывания появляются агрегаты размером 3—5 и бо лее микрон.
Мицеллы присадки, обладающей солюбилизирующим действием, поглощают частицы загрязнений, стабилизи руя коллоидную систему. Продукты как окисления масла и неполного сгорания топлива, так и попавшие в масло с поступающим для сгорания топлива воздухом могут на ходиться или в самой мицелле, или же внутри комплекса мицелл.
Поверхностно-активные явления, возникающие при адсорбции заряженных частиц присадки, объясняют и «собственно моющее» действие, т. е. способность частично смывать уже образовавшиеся на поверхности металла от ложения. Присадки адсорбируются поверхностью детали и частицами нагара, образовавшиеся при этом одноимен ные заряды способствуют разрыхлению и удалению отло жений. Наиболее эффективны присадки, обладающие одно временно диспергирующим, солюбилизирующим и «собст венно моющим» действием.
в) Антикоррозийное и противоизносное действие. При садки, содержащие в своем составе щелочноземельные металлы, нейтрализуя продукты окисления масла и сгора ния серы топлива, улучшают не только моющие свойства, но и снижают коррозийный (химический) износ деталей двигателя.
Не менее эффективны присадки, изменяющие струк туру поверхностных слоев металла и образующие на по верхности защитные пленки, предохраняющие детали не только от химического, но также и от механического изна шивания. Процесс образования пленок происходит в не
т
сколько фаз. Вначале активные элементы присадки адсор бируются на поверхности металла, во второй фазе под действием высоких температур молекулы присадки разла гаются, затем продукты разложения взаимодействуют с металлом, и, наконец, на образовавшейся защитной пленке наращиваются новые слои, не выполняющие защитных функций.
Для серусодержащих присадок характерно образова ние комплекса металла с молекулой органического сое динения, а при особо тяжелых условиях работы возможно отщепление серы с образованием сульфидов металлов. При высоких температурах фосфорсодержащие соедине ния на поверхности металла создают эвтектические сплавы железа с фосфором. Эти сплавы имеют пониженную тем пературу плавления и обладают высокой пластичностью, в результате чего происходит «химическая» полировка поверхностей трения. У присадок, одновременно содер жащих серу и фосфор, вначале реагирует фосфин (РН3), а при более высоких температурах вступает в реакции сероводород (II2S). Применение серу-, хлор- и фосфорсо держащих присадок обеспечивает комплексный эффект: фосфор уменьшает износ и сглаживает поверхности, сера снижает трение и является катализатором противозадир ного действия, обеспечиваемого хлором.
Образование пленок схематично можно показать на примере хлорфосфорсодержащей присадки хлорэф-40 (эфир трихлорметилфосфиновой кислоты):
О |
О |
о 1 0 Еьн 1 |
II /ОС4Н„ |
\ |
|
2CLCP< |
О |
|
+ Fe - [С12СР< |
|
|
х ос.н, |
\ о с 4н„нвс4о |
О
\II
\РСС12] +
+2С4Н„С1.
Впроцессе работы масла в двигателе образующиеся продукты его окисления (органические кислоты, фенолы, соли) разрушают и смывают защитную пленку. Чем боль ше продуктов окисления и выше температуры (более 150°), тем сильнее разрушается пленка. Если в масле содержится достаточно антикоррозийной присадки, то разрушенная пленка восстанавливается вновь. Эти процессы разруше ния и восстановления протекают одновременно до тех пор,
пока в масле содержится активная несработавшая часть присадки.
251