Файл: Итинская, Н. И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
Г л а в а IX
ПРИСАДКИ К СМАЗОЧНЫМ МАСЛАМ
О
§ 1. Назначение присадок и требования, предъявляемые к ним
Современные двигатели — это чрезвычайно сложные механизмы, состоящие из различных агрегатов и узлов, которые в разной степени подвергаются действию агрессив ных продуктов сгорания топлива, высоких температур, скоростей, давлений и т. д. В двигателе внутреннего сго рания не один десяток поверхностей трения нуждается в смазочном масле, роль и требования к качеству которого возрастают по мере совершенствования конструкций.
За последние годы значительно изменились параметры тракторных двигателей. Так, на 45% увеличилась литро вая мощность, примерно на 18—20% повысились скорость
исреднее эффективное давление, причем эти изменения произошли при уменьшении литрового веса (32—35%). Предусмотрено дальнейшее повышение литровой мощности
иснижение металлоемкости. Повышение экономичности
иэффективности, снижение затрат металла на единицу мощности возможны только за счет дальнейшего форсиро вания двигателей, т. е. еще будут увеличены среднее эф фективное давление, степень сжатия, частота вращения, предполагается более широко использовать наддув. Все это повышает теплонапряженность деталей двигателя и ужесточает требования к качеству смазочных масел.
Если раньше качество масла улучшали подбором сырья, технологии его переработки, совершенствованием способов очистки, то для существующих и перспективных двигате лей только этими приемами нельзя получить нужных ка честв масел. Масла, эксплуатационные свойства которых отвечают современным требованиям, получают легирова нием их специальными присадками.
Присадки — это сложные соединения, которые добав ляют к смазочным маслам для улучшения их эксплуата ционных качеств. В зависимости от вида присадки, вы полняемых ею функций и условий работы масла присадки добавляют в разных количествах — от сотых долей до не
240
скольких десятков процентов. Роль присадок к смазочным маслам за последние годы настолько возросла, что теперь моторные масла без присадок не вырабатывают.
Многие научно-исследовательские институты работают над синтезом новых, более эффективных присадок. Но неправильно думать, что любое масло может стать хоро шим после добавления присадки. Присадки могут только улучшить, усилить свойства хорошо очищенных, высоко качественных масел.
Присадки должны отвечать определенным требованиям: обладать возможно большей эффективностью, не ухудшать эксплуатационных свойств, не выпадать в осадок при дли тельном хранении в широком интервале температур, не задерживаться маслоочистительными устройствами, не растворяться в воде.
Желательно иметь такие присадки, которые при добав лении их в масло не вызывали бы изменений (ухудшений) начальных физико-химических показателей. Пока это требование не выполнимо: при добавлении большинства синтезированных присадок исходные параметры масла изменяются. Если в присадку входят металлоорганические соединения, то при сяшгании масла остается большее количество золы по сравнению с маслом без присадки. Как правило, повышается коксуемость масел. С введением присадки может увеличиваться начальное содержание органических кислот, но в то же время корродирующее действие масел с присадками значительно ниже. С введе нием ряда присадок масло приобретает щелочную реак цию и часто высокую щелочность.
С каждым годом расширяются ассортимент и область применения присадок. Если раньше присадки в основном добавляли в масла для двигателей внутреннего сгорания, то сейчас их также широко используют для трансмиссион ных, изоляционных, турбинных и многих других масел. По имеющимся в литературе сведениям, доля присадок к общему производству смазочных масел должна быть не менее 6%, в нашей стране эта цифра пока еще несколько ниже.
§ 2. Основные виды присадок
Длительное время существовало деление присадок на индивидуальные и многофункциональные. Первые улуч шали один, а вторые — одновременно несколько эксплуа-
16 |
241 |
тациошгых показателей. Исследованиями последних лет установлено, что присадка редко улучшает один показа тель, чаще наряду с основной, доминирующей, присадки выполняют и ряд дополнительных функций. Обычно при садки классифицируют по основной выполняемой ими функ
ции. Рассмотрим |
кратко наиболее |
распространенные в |
||
смазочных |
маслах |
присадки. |
для улучшения тем |
|
Вязкостные присадки добавляют |
||||
пературных |
свойств |
или повышения индекса вязкости. |
||
К маловязкому маслу, |
имеющему высокий индекс вязкости, |
|||
добавляют |
небольшое |
количество |
высокомолекулярного |
соединения, значительно увеличивающего вязкость при повышенных (рабочих) температурах и незначительно — при низких. Известны различные вязкостные присадки: полиизобутилены, полиметакгшлаты, вишшоли, вольтоли и др. Наиболее распространены полиизобутилены и поли метакрилаты. К маслам эти соединения стали добавлять сравнительно недавно, после того как достижения современной химии позволили получать высокомолекулярные полимеры, имеющие молекулярную массу 15 000—25 000.
Изменение вязкостных свойств масла тесно связано с молекулярной массой и строением вводимого полимера. Общим для всех вязкостных присадок можно считать то, что относительное увеличение вязкости масла при высо ких температурах больше, чем при низких. Чем больше добавлено присадки, тем выше получается вязкость масла, причем чем выше вязкость базового масла, тем значитель нее она повышается при добавлении присадки. На характер изменения вязкости в зависимости от температуры сущест венно влияют только первые порции присадки, при даль нейшем увеличении концентрации индекс вязкости повы шается мало. Более пологие кривые изменения вязкости с изменением температуры будут в тех случаях, когда ис пользуются маловязкие базовые масла.
Достоинства вязкостных присадок: их устойчивость к окислению и то, что они почти не влияют на изменение других физико-химических показателей. Недостаток: при добавлении некоторых присадок повышается коррозийность масла (полиизобутилен не увеличивает коррозийности).
Масла, в которые введены вязкостные присадки, назы ваются загущенными. Обычно высокомолекулярные поли меры добавляют для получения зимних моторных масел. Зимние сорта масел должны иметь небольшую вязкость
242
при отрицательных температурах и пологую кривую из менения вязкости для облег- юоо - чения запуска двигателя в холодное время года.
График зависимости вяз кости от температуры дан на рисунке 54. Вязкость зимнего моторного масла (1) значи тельно повышается при пони жении температуры; его ин декс вязкости около 80, пуск двигателя при температурах ниже минус 10° очень затруд нен. Маловязкое индустри альное масло (2) имеет очень пологую вязкостно-темпера турную характеристику. До бавляя внегополиметакрилат,
получаем загущенное масло (5), у которого при 0° вязкость примерно та же, что и у индустриального, а при 100° зна чительно увеличена, индекс вязкости стал около 110.
Обычно вязкостные присадки добавляют в количестве 3—5%. Увеличивать концентрацию нецелесообразно, так
как загущенные масла при |
тяжелых условиях работы |
|
могут разрушаться из-за распада полимера, |
а это ухуд |
|
шает противоизносные свойства. |
|
|
Депрессоры — присадки, |
понижающие |
температуру |
застывания; их обычно добавляют в зимние масла, полу чаемые из парафинистых нефтей. Применяя разные спо собы очистки и глубокую депарафинизацию масляных фракций, можно понизить температуру застывания до минус 10—15° (в зависимости от количества парафиновых углеводородов в сырье). Такие масла в основном могут быть использованы в летний период. Для дальнейшего понижения температуры вводят депрессорные присадки.
В качестве депрессоров используют различные органи ческие соединения: парафлоу (повторяющиеся структуры ароматических колец с длинными парафиновыми цепями), сантопур (сложное ароматическое соединение, в состав которого, кроме атомов углерода и водорода, входит кис лород), акрилоид (продукт полимеризации эфиров) и др. Первые две присадки только понижают температуру засты вания, а последняя, кроме того, улучшает вязкостные свой
243
ства масел. Депрессоры добавляют в масла в количестве 0,5—1,0%; при дальнейшем повышении концентрации тем пература застывания существенно не снижается. Работами разных исследователей показано, что депрессоры наиболее эффективны при их добавлении к маловязким маслам, со держащим до 3,0—4,0% парафина. При правильно подоб ранных сырье, присадке и ее концентрации температуру застывания масла можно понизить на 20—25°.
Антиокислительные присадки (ингибиторы окисления) повышают устойчивость масел к окислению. На эффектив ность присадок значительно влияют условия, в которых работает масло, поэтому одна и та же присадка для одних условий работы оказывается хорошей, а для других — малоэффективной. В качестве антиокислительных присадок используют амины, фенолы, серу, фосфорсодержащие орга нические соединения и др. Все они не устраняют процес сов окисления, а только в большей или меньшей степени их тормозят.
Обычно ингибиторы окисления не только замедляют процессы окисления, но также снижают коррозийный из нос деталей, задерживая в масле накопление перекисей и кислых продуктов. Антиокислительные присадки доба вляют к маслам в очень небольших количествах — деся тые-сотые доли процента.
Детергенты (моющие присадки) снижают интенсивность нагаро- и лакообразования на деталях поршневой группы двигателя. Роль этих присадок особенно возрастает с при менением в промышленности и сельском хозяйстве фор сированных, теплонапряженных двигателей. При исполь зовании масел с эффективными, правильно подобранными детергентами поверхности цилиндро-поршневой группы (кольца, канавки, тепловые экраны) длительное время остаются чистыми, в результате чего значительно повы шается надежность работы и долговечность двигателей.
В качестве моющих присадок используют самые разно образные соединения: некоторые соли органических кис лот, тиофосфорные и азотсодержащие вещества, феноль ные соединения и др. Наиболее эффективны соли щелоч ноземельных металлов (бария, кальция, магния), широко применяемые в товарных маслах. Обычно в состав присадки входят: металлы Ва, Са, Mg, А1 и др., группа, связываю щая металл с органическим радикалом (сульфогруппа — S03H, карбоксил — СООЫ, гидроксил — ОН и др.), и группа органических соединений (радикалы), определяю
244
щих растворимость присадки в масле (высокомолекуляр ные парафиновые цепи, нафтеновые или ароматические кольца и др.). В состав присадок часто входят вещества, являющиеся ингибиторами окисления. Поэтому они не только препятствуют накоплению отложений на деталях, но и задерживают образование в масле продуктов окисле ния.
Поскольку детергенты содержат значительные коли чества неорганических элементов, то они в большей степе ни, чем другие присадки, изменяют начальные физико-хи мические показатели масла (зольность, коксуемость и др.). В моторные масла моющие присадки вводят в значи тельных количествах — от 5 до 20—22%. Чем более тепло напряжен двигатель и выше содержание серы в топливе, на котором он работает, тем в больших количествах вво дят присадку. В некоторых дизельных маслах, используе мых в сельскохозяйственном производстве, содержание этих присадок доходит до 10—11%. Зольность таких ма сел не менее 1,4%.
Антикоррозийные присадки предназначены для сниже ния химического износа металла поверхностей трения. Эти присадки добавляют в моторные масла для двигателей, работающих на сернистых топливах. При сжигании мало сернистых топлив коррозия деталей происходит главным образом за счет органических кислот (продуктов окисления масла), а при использовании сернистых топлив — вызы вается окислами серы, образующимися при сгорании топ лива.
Антикоррозийные присадки можно разделить на две группы. К первой относятся сложные органические фосфор-
исерусодержащие соединения, они способны создавать на поверхностях металла защитные пленки, предохраняю щие детали от коррозии. Ко второй группе относятся при садки, нейтрализующие агрессивные продукты, которые образуются при сгорании сернистого топлива, а также низ комолекулярные кислоты и другие кислые продукты, накапливающиеся в масле при его окислении. Наиболее эффективным нейтрализующим действием обладают при садки, в состав которых входят алкилфеноляты щелочных
ищелочноземельных металлов.
Противоизносные присадки предназначены для сниже ния коэффициента трения, уменьшения износа и повыше ния прочности масляной пленки. Эти присадки добавляют в масла, работающие в особо тяжелых условиях, на
245